Главная / Иностранные языки / Самоанализ профессиональной деятельности Ивановой А.В. учителя английского языка МБОУ «Лицей № 101»

Самоанализ профессиональной деятельности Ивановой А.В. учителя английского языка МБОУ «Лицей № 101»

Министерство Образования РФ

Управление Алтайского Края по образованию и делам молодёжи

Алтайский Краевой институт повышения квалификации работников образования

Комитет по образованию администрации Индустриального района









Самоанализ

профессиональной деятельности

Ивановой А.В.

учителя английского языка

МОУ «Лицей № 101»















Барнаул 2009



Я, Иванова А.В. работаю в МОУ «Лицей № 101» с 1984 года. Преподаю в классах с углубленным изучением английского языка и в классах, обучающихся по программе для общеобразовательной школы. Стаж педагогической работы – 24 года, имею высшую квалификационную категорию.

Целью обучения считаю формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее таких составляющих как: речевая, языковая, социо-культурная и учебно-познавательная компетенции, а также, одновременное осуществление воспитания и развития учащихся средствами предмета «иностранный язык».

В своей работе опираюсь на принципы коммуникативно-ориентированного обучения, личностно-деятельностный подход, проектные методики, дифференцированный подход, осваиваю и применяю информационно-коммуникационные технологии. Владею современной теорией обучения иностранным языкам, умею четко определять цели и задачи урока, прогнозировать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, в соответствии с поставленными целями и задачами обучения умею отбирать и логически выстраивать разнообразные задания, варьировать формы работы по формированию иноязычных речевых умений. Методы, формы и приемы работы, используемые мной в учебной деятельности, имеют коммуникативную направленность, интересны учащимся, требуют высокого уровня мыслительной активности и способствуют прочному усвоению материала. Владею разнообразными приемами мониторинга учебного процесса, методикой анализа и самоанализа урока.

При планировании уроков опираюсь на знания основ психологии и физиологии учащихся, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности. На уроках стараюсь создавать благоприятный психологический климат, творческую атмосферу сотрудничества, учу учащихся осуществлять само и взаимоконтроль. Стремлюсь достичь сознательного овладения английским языком через мотивацию учебной деятельности, целеполагание на уроке, учет личностных особенностей и запросов каждого ученика, уровень его обученности, применение новых перспективных форм и приемов обучения иностранному языку.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в российской школе создают ситуацию, в которой необходимо сделать выбор наиболее актуальных методических проблем и определить пути их решения.

Одной из проблем, над которыми я работала за истекшие пять лет, была формирование учебной компетенции школьников. Актуальность выбора данной темы обусловлена следующими факторами:

  1. В последнее время ведущим педагогическим направлением становится личностно-ориентированное образование, цель которого обеспечить всестороннее развитие личности. Модель образовательного процесса рассматривается как условие для самоопределения и саморазвития личности школьника. В силу этого изменяются условия и сама суть образовательного процесса: от «образования на всю жизнь», к «образованию через всю жизнь» (П.Г. Щедровицкий).

  2. Переориентация образования на личность учащегося, на приоритет развития способов самостоятельного добывания знаний обусловили постановку проблемы продуктивной учебной деятельности.

  3. Развитие продуктивной учебной деятельности следует рассматривать как образовательную цель и принцип обучения иноязычной культуре и одновременно как средство продуктивного языкового образования.

  4. Это означает, что наряду с коммуникативной компетенцией, обязательным компонентом содержания обучения ИЯ в современной модели языкового образования является учебная компетенция, т.е. способность учащегося управлять своей учебной деятельностью от постановки целей, выбора способов до контроля и оценки полученного результата.

  5. Применительно к овладению ИЯ учебная компетенция может быть охарактеризована следующим образом

  • учащийся умеет поставить адекватную учебную задачу в той или иной учебной ситуации

  • учащийся умеет оценить и соотнести учебную задачу со своими потребностями в области изучения ИЯ

  • учащийся умеет самостоятельно (или, пользуясь советом учителя) подобрать соответствующие средства для решения учебной задачи

  • учащийся умеет определить ожидаемый результат в связи с решением учебной задачи

  • учащийся владеет стратегиями и приемами учебной деятельности (УД), учащийся умеет выбрать стратегии и приемы УД

  • учащийся умеет отслеживать и контролировать результат решения учебной задачи учащийся умеет дать оценку решения учебной задачи

  • учащийся умеет внести определенную коррекцию в результат решения учебной задачи или в последующую аналогичную деятельность

  • учащийся осознает критерии и умеет самостоятельно оценить свой уровень владения ИЯ.

  1. Данные умения отражают основные компоненты учебной деятельности: мотивационный, включая целеполагание, исполнительный (технология учебной деятельности) и контрольно-оценочный.

  2. Объектом целенаправленного формирования в процессе развития учебной компетенции являются учебные стратегии и учебные умения.

Регулярное отслеживание результатов в ходе работы показало соответствие уровня коммуникативной компетенции учащихся в чтении и аудировании требованиям программы, а также были выявлены и апробированы эффективные пути, приемы и способы формирования учебной компетенции школьников, а именно: умения целеполагания, общеучебные и специальные учебные стратегии, а также, умения самоконтроля и самооценки.

Другим приоритетным направлением моей деятельности за истекший период была проблема формирования социокультурной компетенции учащихся.

Для современного культурного человека жизненно важным является умение сосуществовать в общем пространстве, т.е. умение строить взаимовыгодный диалог с представителями других культур. Важную роль в этом играет язык - инструмент, с помощью которого и становится реальностью межкультурное общение. В этой связи актуальными становятся социокультурные знания учащихся, которые включают в себя знания культурных особенностей языка и использование их в процессе общения, оставаясь при этом носителем своей культуры.

Социокультурная грамотность рассматривается как неотъемлемая часть коммуникативной компетенции, и ее формирование является одной из задач в процессе обучения иностранному языку. Социокультурная грамотность отражает умения действовать по принятым в обществе нормам, правилам, инструкциям, т.е. характеризуется способностью личности решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.

Формирование социокультурной грамотности, т.е. «способности обучающихся оперировать необходимыми знаниями-концептами и адаптировать своё поведение адекватному или близкому к носителям языка» (Сысоев В.П.) на уроках английского языка обеспечивает успешную реализацию программных требований по обучению иностранному языку, учит соотносить родную культуру с культурами стран изучаемого языка, способствует воспитанию уважительного, толерантного отношения к представителям других культур, учит преодолевать сформировавшиеся стереотипы, повышает мотивацию к изучению как иностранного языка, так и родного.

Современный процесс обучения невозможно представить без использования новых информационных технологий. Внедрение информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения иностранному языку вносит свои коррективы в традиционное обучение, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Грамотное и уместное использование компьютера на уроках английского языка способствует развитию мотивации, обеспечивает большую зрительную наглядность, что способствует более эффективному усвоению необходимых знаний и развитию соответствующих умений. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычайно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым материалом, на этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков и умений. И кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формировании и совершенствования

умений самоконтроля.

В рамках внедрения новых информационных технологий в процесс обучения иностранному языку главным направлением моей деятельности в последнее время является развитие умений иноязычной письменной речи с использованием ИКТ.

Письмо, как вид речевой деятельности длительное время было почти полностью устранено из процесса обучения иностранным языкам, что, по мнению многих ведущих методистов, было стратегическим просчётом. В последние годы роль письма постепенно повышается, и его начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку, в связи с этим письмо и письменная речь выступают не только как средство, но все более как цель обучения. Однако сегодня в образовательной практике существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к обучению письменным композициям и недостаточной разработанностью системы, которая позволила бы эффективно формировать, развивать и совершенствовать умения иноязычной письменной речи. Высокие требования, которые на современном этапе предъявляются к обучению письму, могут быть реализованы в учебном процессе благодаря информационно-коммуникационным технологиям, которые позволяют дополнить традиционное обучение новыми методами, формами и приемами работы.

Таким образом, актуальность данной темы определяют значимость обучения письму, как виду речевой деятельности, с одной стороны и несовершенство либо полное отсутствие системы методов, форм и приемов обучения иноязычной письменной речи в современных учебно-методических комплексах (УМК).

Целью исследования является повышение эффективности обучения иноязычному письму как виду речевой деятельности для достижения уровня, заявленного в государственном стандарте.

Выдвинутая целевая установка обусловила основные задачи:

  1. Выявить номенклатуру социокультурных знаний, овладение которыми необходимо для корректного выполнения письменных заданий.

  2. Выявить типичные ошибки учащихся при выполнении различных письменных произведений.

  3. Определить трудности овладения школьниками умениями письменной речи.

  4. Разработать систему упражнений для развития умений письменной речи с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  5. Проверить результативность предложенной системы упражнений.

Традиционно письменными текстами, написанию которых следует обучать на иностранном языке являются: анкеты, различного рода письма и ответы на них, автобиографии/резюме, заявления, рецензии, аннотации, доклады, сочинения/эссе, открытки, записки.

Объектом контроля при управлении обучением письменной речи являются следующие умения:

  • определять тему и проблему текста

  • правильно определить тип письменного высказывания

  • запросить информацию

  • соблюдать стилистические нормы при создании собственного текста

  • соблюдать нормы письменного этикета, характерные для изучаемой языковой культуры

  • высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры

  • сделать вывод

  • основываясь на предложенном плане, последовательно и логически правильно строить высказывание с целью решения поставленной коммуникативной задачи

  • использовать соответствующие средства логической связи

  • использовать различные способы организации текста

  • соблюдать требуемый объем письменного высказывания

  • анализировать свою собственную работу и редактировать ее в нужном направлении

Анализ результатов письменных работ учащихся свидетельствует о неполном соответствии умений письменной иноязычной речи учащихся программным требованиям и позволяет выявить наиболее типичные ошибки в письменных композициях, к которым кроме сугубо языковых относятся:

  • нарушение логики изложения

  • нарушение структурной организации текста

  • несоблюдение стилистических норм

  • нарушение норм при передаче социокультурных стереотипов речевого поведения на родном и иностранном языках

  • неоправданное расширение темы письменного высказывания

Недостаточно хорошее владение учащимися умениями письменной речи обусловлено следующими трудностями:

  1. Использование письма не в главной, а во второстепенной, вспомогательной роли (как средства обучения аспектам языка)

  2. Отсутствие в современных отечественных УМК системы обучения письму как самостоятельному виду речевой деятельности

  3. Отсутствие единства требований к написанию письменных композиций в различных УМК.

  4. Недостаточная подготовка учителей для осуществления обучения письменной речи

Учитывая существующее положение в обучении письменной речи, мною была разработана и апробировании система упражнений для формирования и развития умений письма с применением ИКТ для обучения учащихся написанию различных видов письменных композиций. Комбинирование упражнений с использованием компьютерных программ с традиционными средствами обучения, способствует повышению мотивации на уроках английского языка, обеспечивает зрительную наглядность, способствует более эффективному усвоению необходимых знаний и развитию соответствующих умений. Представленные в проекте формы и приемы работы с использованием ИКТ, значительно расширяют границы урока за счет сокращения временных затрат на введение, тренировку и применение языкового и речевого материала, а также являются средством осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя и средством формировании и совершенствования умений самоконтроля.

Практическая значимость и перспектива продолжения данной работы состоит в том, что материалы проекта могут быть использованы как методические рекомендации учителям при разработке форм, методов и подходов по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении письму, а также, при работе над другими видами речевой деятельности и аспектами языка на разных ступенях обучения.

По проблеме формирования иноязычной письменной компетенции в 2009 году я принимала участие в региональной научно-практической конференции «Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам: традиции, проблемы, перспективы», и в 2010 году в научно-практической конференции педагогов Индустриального района «Эффективность использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе».

Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение современных педагогических технологий, а также самообразование позволяют мне добиваться стабильно высоких результатов в обучении учащихся английскому языку.

  1. качество успеваемости учащихся составляет 100 %;

  2. качество знаний учащихся по предмету всегда остается высоким;


2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

69%

72%

71%

78,1 %

  1. учащиеся моих классов становились участниками и победителями олимпиад по английскому языку различных уровней



  1. с 2007 года учащиеся моих классов принимают участие в международном игровом конкурсе «Британский Бульдог» и имеют хорошие результаты.


  1. учащиеся моих классов регулярно принимают участие и становятся призерами предметной недели по иностранному языку;

  2. учащиеся моего класса, поступают в Лингвистический Институт при Алтайской Государственной Педагогической Академии.

В своей работе стараюсь постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, стремлюсь к повышению эффективности и результативности своей работы. Активно участвую в работе методических объединений лицея и района, изучаю и распространяю опыт среди учителей лицея, района, города и края. Принимаю участие в конкурсах и научно- практических конференциях различного уровня.

На протяжении нескольких лет являюсь членом жюри районной олимпиады по английскому языку, с 2009 года экспертом-экзаменатором раздела «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку.

Я имею большой опыт работы в качестве классного руководителя. В 2007-2008 учебном году приняла классное руководство в 5б классе. Основными задачами работы в этом классе ставила:

  1. Совершенствование межличностных отношение.

  2. Формирование и развитие самостоятельности, самоорганизации, самоопределения.

  3. Обеспечение высокого уровня интеллектуального и духовного развития личности.

  4. Совершенствование условий для дальнейшего развития индивидуальных и творческих способностей учащихся.

  5. Оказание психолого-педагогической помощи учащимся.

  6. Создание традиций в коллективе.

  7. Кроме того, учащиеся моего класса принимают активное участие в жизни школы, проявляют творческие и интеллектуальные способности и становятся победителями научно-практических конференций, международных конкурсов «Кенгуру», «Медвежонок» и «Британский Бульдог», в интеллектуальном марафоне.

Сообщаю о себе следующие сведения:

В 1984 году окончила полный курс Барнаульского государственного педагогического университета по специальности английский и немецкий языки; присвоена квалификация «учитель английского и немецкого языков средней школы».

Стаж педагогической работы – 24 года; в данной должности – 24 года; стаж работы в МОУ «Лицей № 112» - 24 года.

Имею благодарности за труд в виде грамот МОУ «Лицей № 101» и Комитета по Образованию Индустриального района города Барнаула. Благодарственное письмо к 25-летию со дня основания лицея № 101 от администрации МОУ «Лицей № 101»(октябрь 2005 г.), Благодарность за успехи в обучении и воспитании учащихся, добросовестный труд от администрации МОУ «Лицей № 101», Грамота за высокий уровень подготовки учащихся к районной олимпиаде от комитета по образованию администрации Индустриального района г. Барнаула ( 2005 год ), Сертификат организатора Международного конкурса по английскому языку «Британский Бульдог», Почетная грамота за многолетний добросовестный труд и активное участие в общественной жизни в системе образования от Краевого Независимого профсоюза учителей учреждений образования Алтайского края (2008 год).

За период с 2004 по 2009 год прошла курсы повышения квалификации:




Год

Наименование

Часы

2009

Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя

72





Самоанализ профессиональной деятельности Ивановой А.В. учителя английского языка МБОУ «Лицей № 101»
  • Иностранные языки
Описание:

Самоанализ профессиональной деятельности Ивановой А.В. учителя английского языка МБОУ «Лицей № 101»                                          В своей работе опираюсь на принципы коммуникативно-ориентированного обучения, личностно-деятельностный подход, проектные методики дифференцированный подход, осваиваю и применяю информационно-коммуникационные технологии. Владею современной теорией обучения иностранным языкам, умею четко определять цели и задачи урока, прогнозировать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, в соответствии с поставленными целями и задачами обучения умею отбирать и логически выстраивать разнообразные задания, варьировать формы работы по формированию иноязычных речевых умений.                                          

Автор Иванова Алла Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 2360
Номер материала 23097
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓