Главная / Русский язык и литература / Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы филиала МКОУ «Шалинская СОШ № 45» - «Илимская основная общеобразовательная школа» Сафоновой Натальи Гериковны

Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что

преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

В. О. Ключевский

Сведения о себе:

Образование высшее, 1998 г., Уральский государственный педагогический университет, факультет русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы по специальности «Филология».

Стаж педагогической работы (по специальности) – 18 лет.

В данной должности – 18 лет.

Стаж работы в данном учреждении - 18 лет.

Наличие квалификационной категории – первая.

Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Исходя из того, что сегодня государству необходимо своевременно подготовить людей готовых к профессиональной деятельности в новых условиях формирующегося глобального информационного общества, современная школа должна ставить перед собой такие цели, чтобы результатом обучения стало овладение учащимися ключевыми компетенциями, приобретение навыков самообразования.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать личность, самостоятельно мыслящую, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Для достижения цели ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

1.Совешенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности.

2.Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии, учитывающие разноуровневую подготовку учащихся.

3.Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, привлекать к участию в исследовательской работе по предмету, к участию в конкурсах и олимпиадах.

4.Создать условия для речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка.

5.Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого учащегося.

6.Привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

7.Формировать устойчивый интерес к предмету через классную, внеклассную деятельность.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей. Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой вопросы: Как сделать урок интересным? Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как не только преподать определённую сумму знаний, но и воспитать потребность узнавать всё больше и больше?

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, стараюсь создать на уроке чувство новизны, удивления, чтобы пробудить желание самостоятельно решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, этому способствуют разнообразные проблемные ситуации. Кроме того, они способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации открытий, постигнутых самостоятельно.

В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную; нестандартные формы ( путешествие, учебно-познавательная игра, презентация, заочная экскурсия, творческая мастерская, зачёт, практикум).

Методы обучения, используемые мной в учебной деятельности:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция);

- практические (различные виды диктантов, упражнения с различными заданиями);

- наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, опорные конспекты, слайды на мультимедийном оборудовании);

- контроль и самоконтроль (тестирование, перфокарты, срез знаний, зачёт, самостоятельная и контрольная работа, изложение, сочинение, различные виды диктантов).

Одним из плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

Несколько этапов алгоритмизации орфографических правил:

1)создание схем-алгоритмов на базе знакомых правил;

2)трансформирование новых правил в схемы-алгоритмы;

3)создание обобщающих алгоритмов.

Учитывая специфику памяти учащихся, с целью формирования у них осознанных, прочных умений и навыков, использую методику «непроизвольного запоминания». Не заучивая правил, сразу приступаю к выполнению, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели происходит их непроизвольное запоминание.

Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приёма втягивания при помощи вопроса в урок. Ставлю перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой отклик, искренние переживания. Строю уроки литературы как диалог с автором, своими сверстниками, своим временем. На уроках литературы использую такие методы и приёмы, которые позволяют выявить и развить впечатление учащихся о прочитанном произведении: выразительное чтение, пересказ отдельных глав, словесное рисование, беседу о роли героев в раскрытии идейного содержания произведения, слово учителя, анализ отдельных эпизодов, сообщения, сочинения, чтение стихотворений наизусть, письменные ответы на вопросы, применяю средства изобразительного искусства и музыки.

При изучении литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения в работе с произведением: одним задаю сообщить биографические сведения, другим учить стихи, третьим – анализировать тексты. Готовясь к занятиям, школьники подбирают необходимую литературу, делают выписки, обдумывают свои суждения, что позволяет на уроке работать более эффективно.

В выборе учебного материала особое место уделяю развитию речи учащихся, обогащению их словаря, учу вдумываться в содержание прочитанного, делать самостоятельные суждения, вовлекаю в процесс поиска, дискуссии, размышления на основе проведения наблюдений. Учебную деятельность строю так, чтобы дети сами находили ответы на поставленный вопрос. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Поэтому на уроках русского языка и литературы веду активную работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Учу выявлять проблему текста, комментировать её, видеть позицию автора и аргументировать свою точку зрения.

Стремлюсь, чтобы ход и содержание каждого урока были ориентированы на достижение конечного результата. Для этого целенаправленно отбираю материал, выбираю формы его подачи, приёмы и виды работ, определяю композиционную структуру урока, его этапы, устанавливаю связи между ними, строю систему тренировочных, проверочных и других видов работ.

В закрепительно- тренировочных упражнениях стремлюсь избегать однотипных заданий, включаю задания, связанные с различными видами разборов. С целью отработки синтаксических и пунктуационных навыков почти на каждом уроке провожу работу по синтаксису и пунктуации (различные письменные и устные синтаксические пятиминутки). Большое внимание уделяю формированию умения видеть структуру слова, определять значение морфем.

Одна из важных задач учителя - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения. Поэтому осуществляю выбор методов обучения исходя из индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, поэтому использую различные технологии полностью или отдельные их приёмы.

Технология

Результат использования

Учебно-исследовательская технология

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления.

Технология игрового обучения

Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Обучение в сотрудничестве

Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.

Дебаты

Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление.

Интегрированные уроки

Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Информационно-коммуникативные технологии

Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по русскому языку.

Лекционно-семинарско-зачетная система, тестирование

Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков.

Здоровьесберегающие технологии и методики

Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса.



Качество условий моей педагогической деятельности во многом определяется пониманием администрацией учебного заведения необходимости создания условий для более эффективной деятельности учителей. Администрация ОУ прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания не только комфортных условий для работы, но и создания качественной материально-технической базы: есть необходимая мебель, кабинет, технические средства в кабинете, возможность использования компьютерных классов с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска).

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности обучающихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности обучающихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, который приводит к данному результату. Причём качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям. Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих в какой-то мере отследить качество образовательного процесса. Прежде всего- проведение и анализ контрольных срезов. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний обучающихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий  для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза даёт возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию обучающихся; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез позволяет оценить успешность продвижения обучающихся в изучении предмета, подвести промежуточные итоги обучения, оценить удачность выбора методики обучения, корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез позволяет не только подвести итоги завершающегося года обучения, но и сделать анализ результатов обучения, оценить качество освоения обучающимися предмета, оценить выполнение учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, зачёты, тестирование. Провожу мониторинг успеваемости и качества обученности русскому языку и литературе.

Анализ результатов деятельности показал, что за последние три года отмечается положительная динамика качества знаний по русскому языку и литературе: 2011-2012 гг.: 40% и 50%, 2012-2013 гг.: 44% и 58%, 2013-2014 гг.: 53% и 70% при 100% успеваемости.

Учебные результаты подтверждены выпускниками на этапе сдачи ОГЭ: в 2011-2013 гг. (новая форма экзамена по выбору учащегося) - качество знаний обучающихся составляет 50% , 100%, 100% соответственно;

2014г. (данная форма экзамена становится обязательной) – качество знаний обучающихся составляет 50% при 100% успеваемости.


Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения, самореализации, творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Показатели результативности внеурочной деятельности за последние годы внушительны, чётко прослеживается динамика роста результатов и участия учащихся, что особенно заметно по итогам предметных олимпиад и конкурсов как на муниципальном уровне, так и на региональном и федеральном уровне.

Результативность деятельности обучающихся представлена через участие и призовые места в олимпиадах и конкурсах различного уровня: муниципальных:

2010 – 2012 гг. – 2 место в муниципальном туре олимпиады по литературе «Юные интеллектуалы Среднего Урала»,

2013г. - 1 место в муниципальном туре олимпиады по литературе «Юные интеллектуалы Среднего Урала»,

2013г. –1 место в муниципальном этапе международного конкурса чтецов «Живая классика»,

2013г. –2 место в муниципальном конкурсе чтецов произведений о Великой Отечественной войне,

2014г. - 3 место в муниципальном этапе международного конкурса чтецов «Живая классика»;

областных:

2012г. – участие в областном литературном конкурсе школьных сочинений «Неизвестный Александр Невский» и публикация работы участника в одноименном сборнике сочинений;

2013-2014 гг. – участие в региональном этапе международного конкурса чтецов «Живая классика»;

2013г.- участие во Всероссийском конкурсе ИРШО «Альбус»; международных:

2012г.- участие в международном конкурсе читательской грамотности «Почитай-ка!»;

2010- 2013 гг.- участие в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»;

2014г.- 1 место, два 2 места и три 3 места в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок».

Наиболее важными, на мой взгляд, достижениями считаю:

-создание положительного психологически комфортного климата на уроках;

-использование различных методик обучения русскому языку и литературе;

-повышение интереса обучающихся к образовательному процессу, включение их в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы, фестивали);

-позитивная динамика обученности учеников;

-достижения обучающихся.

Собственный педагогический опыт обобщила и представила на разных уровнях:

- муниципальном: 2010г. – участник педагогических чтений «Практика реализации ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа. Современный педагог и образовательный потенциал истории педагогики»,

2012- 2014 гг. - член муниципальной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку выпускников IX классов,

2010-2014 гг. – член муниципальной предметной комиссии по проверке работ участников олимпиады «Юные интеллектуалы Среднего Урала»,

2012 - 2014 гг.- член экспертной аттестационной комиссии,

2011и 2014 гг. – эксперт контрольно- измерительных материалов для проведения муниципальных диагностических работ по русскому языку в 8, 9 классах,

2013- 2014 гг. – разработчик олимпиадных заданий по русскому языку и литературе для школьного тура олимпиад «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в Шалинском городском округе;

2014 г.- лауреат муниципального конкурса «Учитель года»;

- региональном: 2013г.- участие в региональном конкурсе «Урал – моя малая Родина»;

2012г.- участие в областном литературном конкурсе школьных сочинений «Неизвестный Александр Невский»;

- федеральном: 2013г.- Диплом 2 степени Общероссийского конкурса «Мультимедийный урок в современном образовании»,

2014 г. – публикация методической разработки урока русского языка «Эти многоликие слова…» на сайте «Инфоурок».

Имею собственный мини-сайт в Социальной сети работников образования.


Моя педагогическая деятельность неоднократно отмечена высокой оценкой со стороны педагогического коллектива, администрации школы, родителей, обучающихся, почётными грамотами вышестоящих органов управления образованием.

2011г. - Благодарность Регионального оргкомитета игры – конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» за подготовку участников конкурса

2011- 2014гг. – Благодарственные письма Управления образованием Шалинского городского округа за качественную подготовку учащихся к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

2012г.- Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд

2012г.- Сертификат участника областного литературного конкурса школьных сочинений «Неизвестный Александр Невский»

2013- 2014гг. – Благодарственные письма Управления образованием Шалинского городского округа за подготовку победителя муниципального тура международного конкурса чтецов «Живая классика»

2013г.- Благодарственное письмо Администрации НОЧУ НПО «Школа юного архитектора» за активное участие в региональном конкурсе «Урал – моя малая Родина»

2013г.- Диплом 2 степени Общероссийского конкурса «Мультимедийный урок в современном образовании».

2014г.- Почётная грамота Главы Шалинского городского округа за участие в муниципальном конкурсе «Учитель года 2014» и высокие результаты педагогической деятельности

2014г.- Благодарность и свидетельство о подготовке к участию в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок» учащихся, ставшими победителями.



Систематически повышаю квалификацию посредством курсовой подготовки:

2010г. – ГБОУ ДПО СО «ИРО», «Экспертная компетентность учителей общеобразовательных предметов при оценивании учебных достижений обучающихся, предъявленных в стандартизированных формах» (72 часа)

2012г.- ГБОУ ДПО СО «ИРО», семинар «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК по русскому языку и литературе» (6 часов)

2013г. - ГБОУ ДПО СО «ИРО», «ФГОС общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (120 часов)

2013г. - ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Методические вопросы подготовки обучающихся к ГИА-9 по русскому языку и литературе» (108 часов)

2013г.- ГАОУ ДПО СО «ИРО», семинар «Основные идеи ФГОС и обновленные цели обучения русскому языку в современной школе. Продуктивные формы организации учебной деятельности и реализация их в усовершенствованном варианте учебников по русскому языку» (8 часов)

2014г. – Красноуфимский педагогический колледж, «Подготовка экспертов территориальных подкомиссий по русскому языку (ОГЭ)» (24 часа)

2014г. – ГАОУ ДПО СО «ИРО», семинар «ФГОС. Многоаспектный анализ текста как эффективная форма подготовки к выполнению заданий части С» (8 часов).

Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, следует отметить, что, сочетание современных технологий с традиционными, позволяют добиваться положительных результатов в реализации компетентностного подхода к содержанию образования обучающихся. Значительную роль в улучшении качества образовательного процесса играют и правильно выбранные программы и учебники, соответствующие уровню развития обучающихся, методы и формы,  методические, наглядные, дидактические материалы и технические средства обучения.

Однако, несмотря на положительные результаты в процессе формирования образовательных компетенций обучающихся, проявляющиеся в повышении их заинтересованности в улучшении знаний, умений и навыков, некоторые задачи остаются нерешёнными. Наиболее серьёзной проблемой остаётся проблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения, повышению собственной информационно-компьютерной компетентности. Предстоит ещё большая работа, направленная на повышение качества образования, формирование  ключевых образовательных компетенций обучающихся на основе компетентностного подхода и социального опыта путём   повышения эффективности каждого урока; работа по формированию у детей теоретического мышления на основе анализа и рефлексии, по созданию условий для установления новых партнёрских отношений (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - учитель - ученик) в учебной и внеурочной деятельности, по формированию мотивации учения в процессе овладения способами получения знаний; работа по совершенствованию собственной педагогической деятельности и самообразованию. 

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы филиала МКОУ «Шалинская СОШ № 45» - «Илимская основная общеобразовательная школа»  Сафоновой Натальи Гериковны

 

                                                                

 

                                        Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что

 

                                             преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

 

                                                                                                  В. О.  Ключевский

 

 

Новые социальные запросы определяют новые  цели образования  и  стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Исходя из  того, что сегодня государству необходимо своевременно подготовить людей готовых  к профессиональной деятельности в новых условиях формирующегося глобального информационного общества, современная школа  должна ставить перед собой такие цели, чтобы результатом обучения стало овладение учащимися  ключевыми компетенциями, приобретение навыков самообразования.

 

         Как учитель-филолог, считаю, что главная  задача  моей педагогической деятельности  – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

Данная работа может оказать методическую помощь учителю при подведении итогов своей деятельности в межаттестационный период

 

 

Автор Сафонова Наталья Гериковна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2800
Номер материала 47894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓