Главная / Русский язык и литература / Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Караваинский филиал

Инжавинский район Тамбовская область.





Самоанализ




педагогической деятельности


учителя русского языка и литературы


Васиной Антонины Ивановны



























2013 год.

Повышение интереса к урокам русского языка и литературы путем использования сначала опорных конспектов, введения элементов занимательности, проведения нестандартных уроков, а затем внедрение модульной технологии, а в последние годы – ИКТ - ведущая идея моей деятельности.

А основная цель - воспитывать и обучать личность, умеющую общаться и реализовывать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Чтобы достигнуть этой цели, необходимо использовать инновационные педагогические технологии. Они помогут в проведении уроков на качественно новом уровне. Я с удовольствием применяю традиционные методы обучения, проверенные временем, но при этом их модернизирую (создаю ОК вместе с учащимися с использованием компьютера и т.д.). Причина очень веская - реализация ФГОС второго поколения. Надо, чтобы обучающиеся могли легко ориентироваться в современном мире, чтобы могли преобразовывать этот мир: знания, умения, навыки практической, самостоятельной деятельности. При реализации стандарта формируются универсальные учебные действия, сохраняется здоровье учащихся, индивидуализируется процесс обучения.

Русский язык – это и важное средство обучения, и форма хранения и усвоения различных знаний. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы дети любили русский язык и литературу, свою Родину, чтобы на этих уроках они не только получали знания, но, прежде всего, учились быть людьми – умными, честными, отзывчивыми на чужую боль, на чужое страдание, чтобы в жизни они были оптимистами и переносили невзгоды с честью, достойно. И всему этому учат предметы, которые я преподаю. Воспитание гармоничной личности, способной жить в нашем сложном, противоречивом обществе, способной трудиться на благо страны, способной применять знания на практике, способной быть Человеком с большой буквы – это общая задача всего школьного образования и воспитания. Именно в решении этих вопросов пересекается моя деятельность и деятельность образовательного учреждения, в котором я работаю.

Для достижения всех целей, поставленных как лично мною, так и школой, важно следующее:

-модернизация традиционных методов обучения путем внедрения компьютерных технологий;

- использование ОК как попытка научить владеть языком и концентрировать теоретическую часть материала;

- создание положительного эмоционального настроя на нестандартных уроках;

- введение элементов занимательности;

-развитие творческого мышления учащихся на уроках проблемного анализа художественных произведений;

-развитие речи за счет введения ОК, составленных на основе текстов художественной литературы;

-углубление работы по освоению модульного обучения

Множество изменений произошло за последние 5 лет со времени прошлой аттестации.

Расширение и углубление реформы учебно - образовательного процесса оказало огромное воздействие на многие стороны образования. Для меня наиболее важной проблемой стало использование ИКТ в процессе подготовки к аттестации сначала в 11 классе, а затем – в 9 классе. Изучить методику подготовки ребят к ЕГЭ, спланировать работу по обобщению полного курса русского языка, проводить целенаправленную работу(определение особенностей построения типа речи- рассуждение, подбор тезисов к разным темам, обучение аргументированию, анализ примеров, взятых как из жизни, так и из произведений художественной литературы) по обучению школьников выполнению заданий части С (эссе), использование тестов с сайта Гущина и др. для работы с ними в режиме онлайн, создание учебных проектов и презентаций как по русскому языку, так и по литературе - такие задачи решаются мной в процессе подготовки детей к аттестации, к тому же из-за недостаточности дидактического материала приходится самостоятельно подбирать огромное количество учебных заданий для создания КИМов. Большую помощь в этой работе оказывают материалы различных сайтов , на которых я зарегистрирована: «Открытый класс», «Учебно-методический портал», «Вдохновленные детством» и другие. Использую материалы с Yandex, Mozilla Firefox, Enternet Explorer, Google Chrome.

В результате итогом экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 2010- 2011 учебном году стало достаточно высокое качество знаний: средний балл- 68, самый высокий результат - 87 баллов, самый низкий - 50 баллов, обученность -100%. В 2012 году успеваемость - 100%, средний балл - 56, самый высокий - 76 баллов, низкий - 40. По литературе ученица набрала 64 балла.

С первого года участвовала в эксперименте по подготовке учащихся 9 класса к экзамену в новой форме. Результаты таковы:2010 год - 46% - качество знаний, обученность - 100%, самый высокий балл - 100, самый низкий - 37, средний - 55.

2011год - от 33 до 64 баллов, средний - 45, обученность - 93%, качество знаний -30% (класс слабый, но показал для себя неплохие результаты).

2012 год - от 29 до 71 балла, средний - 55 баллов, качество знаний - 66,7%, обученность - 89%. Налицо положительная динамика.

С 2007 года в числе первых начала освоение технологии модульного обучения. Опыт был обобщен в ходе районного семинара директоров школ. Данный семинар проводился на базе нашего образовательного учреждения:. открытые уроки, знакомство с планированием учебной деятельности в форме модуля, обсуждение предварительных итогов модульного обучения. С 2010 учебного года все классы, в которых я преподаю, работают в режиме модульной технологии. Сущность ее заключается в следующем: учащиеся самостоятельно достигают конкретных целей учебно - познавательной деятельности в процессе работы с модулем; ребята работают максимум времени самостоятельно, что дает им возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.

Цели модульного обучения:

- обеспечивать стимулирование внутренней активности учащихся;

- давать возможность усвоения каждым школьником стандарта образования и большого объема материала в соответствии с его интересами и способностями;

- направить всю учебную деятельность на развитие личности.

Функции педагога: от информационно- контролирующей до консультативно-координационной. Общение с учеником происходит через модуль и индивидуально. В итоге обучения - благодаря ОК (модулю) ученик с помощью учителя, а чаще самостоятельно решает задачи, поставленные педагогом.

Чтобы достичь хороших показателей в учебном процессе, необходимо учитывать образовательные потребности детей. В классах, в которых я преподаю, произвести такой учет довольно просто: малокомплектные классы (от 5 до 13 человек), все дети как на ладони. Практически каждый урок, каждое задание и упражнение - это индивидуальное занятие с обучающимися. Любая работа проверяется уже на уроке, оценивается и в случае необходимости прорабатывается, а на дом задаются упражнения на закрепление и выработку навыка. В результате складывается общая картина ЗУНов, усвоенных или не усвоенных учащимися.

Четкое планирование всей моей деятельности - основа для эффективного использования времени детей и моего собственного как одного из качественных показателей работы учителя. Создание рабочих программ по русскому языку и литературе с включением в них тематического поурочного планирования; знаний и умений, которыми должны владеть дети в конце каждого учебного курса; распределение учебного материала на каждом уроке; оптимальная наполненность всех этапов урока; использование различных методов и приемов - все это позволяет эффективно использовать урочное и внеурочное время.

Выбор методов и приемов обучения соотносится с потребностями обучающихся и зависит от целей и задач урока. Из огромного количества методов наиболее часто использую:

- словесные (лекции, беседы, семинары), передающие объемную информацию, указывающие пути решения поставленных проблем, способствующие развитию абстрактного мышления;

- наглядные (ОК, иллюстрации, презентации), помогающие познавать реальный мир на основе непосредственных восприятий;

- практические (различного рода упражнения), очень тесно связанные с другими методами; позволяющие закреплять и совершенствовать знания, умения, навыки;

- методы самостоятельной работы (с учебником, самостоятельные письменные работы, создание ученических проектов), готовящие к самостоятельной трудовой деятельности, содействующие развитию мыслительных умений и навыков, закаляющие волевую сферу личности;

- методы контроля и самоконтроля (контрольные работы, изложения, сочинения, диктанты, тесты в режиме онлайн), дающие информацию об эффективности функционирования всей системы обучения.

- в процессе обучения используется, как я уже говорила выше, модульная технология.

Взаимодействие учителя с классом и сотрудничество детей на уроке осуществляется разными способами:

а) в ходе «полетного» повторения, когда дети не только слушают вопросы учителя, но и следят за его глазами, жестами, мимикой. Отвечают быстро, четко, как при полете самолета, не теряя ни секунды времени даже на примеры. Помогают друг другу, исправляют, добавляют;

б) в процессе работы с ОК, когда учитель, познакомив детей с его содержанием(слайд), воспроизводит опору на доске, а учащиеся- простыми карандашами в специальных тетрадях «Обратная связь»,чтобы учитель тут же исправил недочеты;

в) во время работы с учебником, когда читается весь теоретический материал по теме ОК ( иногда это 3 и более параграфов), учащиеся находят новое, о чем не шла речь в содержании ОК;

г) при работе с различного рода заданиями, с которыми учащиеся работают самостоятельно на доске, а учитель и другие ребята проверяют правильность; оценивают вместе с учителем;

д) на уроках проблемного анализа художественных произведений, когда дети делятся на творческие группы, каждая из которых получает свое задание. Затем сообщают о своих наработках друг другу, делают общие выводы и так далее.

е) при подготовке проектов и презентаций по теме.

Во внеурочной деятельности взаимодействие происходит в ходе бесед, классных тематических часов, подготовки и проведения конкурсов, вечеров, литературных кафе, мероприятий общешкольного характера, генеральных уборок и других трудовых дел.

Я считаю, что уровень познавательного интереса обучающихся на моих уроках достаточно высок. И объясняется это, прежде всего, объективными причинами:

- русский язык- это не просто учебный предмет, это средство получения ЗУНов по другим учебным дисциплинам.

- обязательность экзамена по русскому языку для поступления в ВУЗы вызывает практический интерес к учебной дисциплине.

- востребованность интеллектуальных людей в нашем современном обществе заставляет уделять наибольшее внимание урокам русского языка и литературы.

Для развития интереса к преподаваемым мною предметам делаю следующее:

- использую в своей многолетней практике элементы занимательности ( уроки- суды, концерты, уроки- зачеты и так далее) для формирования

положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

- продумываю содержание, чтобы оно отвечало требованиям обучения: научности, связи с жизнью и т. д.

- провожу познавательные игры, создаю ситуации спора, дискуссии, которые вызывают повышенный интерес к изучаемой теме.

- организую проектную деятельность с целью приобретения опыта практической направленности

-анализирую жизненные ситуации в процессе объяснения новой темы или решения проблемы на уроках литературы.

-создаю в учебном процессе ситуации успеха у учащихся, испытывающих определенные трудности в учебе.

-разъясняю общественную значимость учения и личной значимости получения знаний.

-сочетаю требования с поощрением, а порой и наказанием.

Всегда использую все новое, чтобы разнообразить урок. Внедрение технологии модульного обучения, использование различных возможностей ИКТ (подготовка учебных проектов, презентаций, ОК, тестов, занимательных заданий).

Разнообразие форм уроков, методов и приемов, участие в конкурсах, неделях русского языка и литературы ,в районных мероприятиях по предмету – это также способствует развитию интереса к изучаемым предметам. Учащиеся разных классов с удовольствием участвуют в конкурсах дистанционного характера. В 2012 году принимали участие в областном конкурсе «Сила духа и души», посвященного 200-летию Амвросия Оптинского: писали сочинения и готовили презентации к докладу. В 2013 году посылали свои работы на разные сайты. Есть и результаты:

1) Сетевой общероссийский фотоконкурс «Синквейн о весне»-Суркова Л. Саватеев В.-2 место; Потапова Т.- 3 место.

2)2 сетевой межрегиональный конкурс «Люблю тебя, мой край родной»: в номинации «Достопримечательности родного края» за работу «Сочинение-репортаж о сельском памятнике» Качалина Оксана- диплом 2 степени; в номинации «Люди нашего края» за сочинение-эссе «Стихотворения о Доброте (размышления над строчками Юрия Бобони)» Самойлова В.награждена дипломом 1 степени.(Оба конкурса проводились на сайте «Открытый класс» в 2013 году.)

3)Муниципальный конкурс «Дорога глазами детей» в номинации «Золотое перо» 3 место (сочинение )-ученик 6 класса Кошелев Александр.

4)Муниципальный конкурс «Криминальные страшилки» 2 место у ученицы 7 класса Сурковой Любови в номинации «Мультимедийное творчество»

5) Дистанционная олимпиада «Русская береза»- призер ученик 6 класса Кошелев Виктор.

6) Участие в областном конкурсе сочинений «Мой вклад в экологию родного края».

7) Участие в областном конкурсе творческих работ «Добрый свет детям».

8) Призером муниципальной олимпиады в 2013 году стала Петрушина Людмила, ученица 7 класса.

Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями обеспечивается использованием опорных конспектов в индивидуальной работе по русскому языку. Такая форма работы позволяет учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочитать незнакомую запись, расшифровать ее. Работа по ОК проводится в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не «зазубриванию» ее. Постоянная работа по ОК и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже «слабые» учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, могут логично, связно изложить лингвистический материал. А в процессе закрепления полученных знаний подбираются дифференцированные упражнения: повышенной сложности и с дополнительными заданиями ( для «сильных») и более упрощенные ( для «слабых»).По литературе учащимся со слабыми способностями разрешается использование учебников, другой справочной литературы при ответах на вопросы, сайтов Интернета и выполнение различных письменных и устных заданий.

Динамика успеваемости обучающихся по преподаваемым мною предметам:

Учебный год

Классы

Успеваемость

Качество знаний %




русский язык

литература

русский язык

литература

2010-2011

6,8, 10, 11

100 %


100 %

45%

60%

2011-2012

5,7,9, 11

100%


100%

46%

56%

2012-2013

5, 6,8, 10

100%


100%

49%

60%


Дать объективную оценку учебных достижений учащихся - главная задача педагога и важнейший показатель качества образования. Методы оценки деятельности обучающихся использую разные:

-проверка знания содержания ОК путем воспроизведения его на доске и умения прочесть его, при этом все учащиеся принимают участие в оценивании, делая замечания и исправляя недочеты.

-работа с карточками разного вида, начиная с заданий типа «Виды разбора», заканчивая более сложными на смекалку «Найди лишнее» и т.д.

-выполнение системы упражнений по учебнику самостоятельно, при этом каждое упражнение оценивается баллами. Дети набирают нужное количество баллов, которые потом переводятся учителем в оценку. Обычно эта работа вызывает у ребят большой интерес: каждому хочется набрать наибольшее количество баллов и получить высокую оценку. Проверяется такая работа сильными учащимися или учителем, или по карточке каждым учеником самостоятельно.

-контрольные работы по темам: «Словообразование», «Лексика», «Орфоэпия» и т. д. Этот вид деятельности обычно обобщает изученное ребятами по определенной теме.

-контрольные и другие виды диктантов (творческие, выборочные, распределительные и другие). Цель такой оценки деятельности учащихся - проверка усвоенных ЗУНов по теме.

-творческие работы (изложения, сочинения разных видов). Такие работы выявляют умения выборочно или подробно излагать предложенный учителем материал и играют большую роль в подготовке детей к экзамену по русскому языку в 9 классе. Контрольные сочинения в форме эссе или рецензии - это важный этап в процессе подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

- в последние годы особую роль в оценке деятельности учащихся играют тесты. Работа с тестами начинается уже в 5 классе. Практически на каждом уроке даются задания типа: «Зачеркни ненужную букву», «Найди слово» и т. д. Такие виды упражнений использовались нами всегда, просто мы их не называли тестами. А после каждой темы вместо релейной (т. е. обычной проверочной работы) даются тесты для проверки знаний учащихся по теме или по всему курсу. В связи с переходом на модульную технологию тесты планируются в конце каждого цикла (т. е. недели). Задания берутся из разных методических пособий, а иногда приходится составлять самой для закрепления нужной орфограммы или для «слабых» учащихся. Проведя тестовую работу, обязательно анализируем ее и прорабатываем вместе с учениками путем подбора своих тестовых заданий, наподобие тех, в которых допущены ошибки.

-тесты в режиме онлайн проводим только с учащимися 9-11 классов. Методика проста и в то же время очень интересна для детей. Заходим на сайт Гущина, учитель дает разные варианты, дети сами проверяют их, часто встречающиеся ошибки выписываем на доске, повторяем теоретический материал с использованием ОК по данным темам, затем выполняем тесты по темам на ноутбуках. На дом индивидуальные задания.(карточки или тесты на сайте)

-создание презентаций и ОК, докладов на различные лингвистические темы с использованием сети Интернет.

Подобная работа с тестами проводится и на уроках литературы. Кроме этого, умения и навыки учащихся проверяются методами пересказа (выборочного, сжатого, подробного,),проведения творческих работ (сочинений, анализа эпизода или лирического произведения, изложений),создания цитатного, простого и сложного планов. Знания содержания произведения проверяются и путем составления ОК, в котором записываются наиболее яркие высказывания или характеристики главных героев. Эта работа проводится как с помощью учителя, так и самостоятельно детьми.

В последние годы вместо семинаров по литературе провожу уроки –защиты ученических проектов по обобщающим темам( после изучения творчества Л.Толстого и др.). На первом же уроке изучения темы даю задания детям, обговариваем учебные вопросы, план работы, готовлю памятки для работы над проектом, подбираю материал. Предварительно просматриваю черновики проектов, делаю замечания. На последнем занятии дети защищают свои проекты. Детям очень нравится такая форма контроля: самостоятельность, творчество и работа с компьютером.

Таким образом, методы оценки деятельности обучающихся соответствуют поставленным учителем на уроке целям, они разнообразны, дети принимают в их процессе активное участие.

Сотрудничество, взаимное уважение и доверие, взаимопомощь – такова психологическая атмосфера в моих классах.

Конфликтные ситуации, если и возникают, то мы пытаемся решить их путем выяснения, разбора и определения причин, а не виновных. В результате приучаю детей осознавать собственные недостатки и пытаться устранить их. Приветствую тех, кто открыто протестует, т. к. считаю, что открытая форма протеста помогает найти совместный выход из конфликтной ситуации.

Ребята приучаются прислушиваться к мнению и оценкам товарищей, т. к. в их возрасте очень важна заинтересованность в уважении сверстников. И потому в целом отношения в классе строятся по принципу дружеских.

Что еще нужно, чтобы создать такую обстановку? Это, прежде всего, постоянная, систематическая работа по воспитанию детей, гибкость педагогического руководства, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, формирование нравственных убеждений и морально- волевых качеств характера. Основные формы воспитательной работы: беседы, проводимые не только учителем, но и самими учащимися, а также родителями и представителями разных организаций( медсестрой, главой местной администрации, депутатами и т. д.); литературные вечера и кафе с целью воспитания любви к родной литературе,; конкурсы и КВН «Люби и знай русский язык»; совместные трудовые дела ( озеленение класса, генеральные уборки, помощь совхозу, изготовление плакатов и ОК для кабинета и многое другое); участие в общешкольных мероприятиях( подготовка в кружке «Выразительное чтение» чтецов для концертов и смотров, выпуск тематических стенгазет), участие в различных конкурсах в Открытом классе», «Учебно-методическом портале».Так в этом году проводила с учащимися классные часы о Пасхе, о Великой Победе. Готовили вместе с детьми презентации, учили стихи, подбирали музыку. Как классный руководитель принимала участие в дистанционных конкурсах на сайте «Учебно-методический портал»: методическая разработка «И помнит мир спасенный!» размещена библиотеке этого сайта, а в конкурсе «Пасхальный фестиваль» стала призером(3 место). В этом учебном году принимала участие в конкурсе «Здравствуй, школа» на сайте «Учебно-методический портал», получила сертификат.

Важна в этом плане тесная связь школы, семьи и внешкольных учреждений; необходимо также всестороннее изучение учащихся, оказание помощи им в учении. Общение с детьми должно быть простым, но без фамильярности, искренним, доверительным к ученику, но без попустительства.

Еще одной, на мой взгляд, действенной мерой по созданию благоприятной атмосферы, является самостоятельность учащихся в принятии решения, меньше опеки со стороны педагога. Но при этом необходимо внимательно следить за учеником, не подчеркивая этого, быстро и своевременно реагировать в нужных случаях, применяя соответствующее воспитательное воздействие.

И результаты не заставят себя ждать. Результаты диагностики отношений обучающихся в моих классах позволяют судить о наличии положительной динамики.

Процесс взаимодействиями с родителями включает в себя комплекс направлений и форм работы:

- изучение условий семейного воспитания путем посещения семей и знакомства с ними в естественной, неформальной обстановке; путем бесед, анкетирования родителей, сочинений учащихся о семье, путем деловых игр с родителями;

- психолого-педагогическое просвещение родителей путем проведения лектория для родителей;

- совместная деятельность родителей, учащихся в ходе ремонта класса, проведения вечеров, конкурсов;

- общение с родительским комитетом путем оказания помощи в планировании и организации различных видов деятельности.

-взаимодействие с родителями на родительских собраниях, с помощью четких и лаконичных записей в дневниках, по телефону, во время личной беседы;

посещение уроков родителями, чьи дети испытывают затруднения в учебе, анализ причины неуспехов ребенка и выбор путей решения.

-учет мнения родителей о результатах успеваемости и прогрессе ребенка.

построение уроков и общение с детьми, исходя из информации родителей.

- работа с электронными дневниками: общение как с детьми, так и с их родителями, регулярное выставление оценок, даю как общие, так и индивидуальные задания, решение вопросов поведения и воспитания, информирование о мероприятиях, проводимых в школе.

Мои отношения с коллегами можно оценить как дружеские, творческие, присутствует здоровая конкуренция, отношения взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки, сотрудничества, наличие дискуссии в процессе работы, отсутствие конфликтов.

Формы повышения уровня профессионального мастерства: посещение открытых занятий администрацией (система уроков по подготовке к ЕГЭ, уроки по модульной технологии: «Местоимение»в 6 классе, «Обособленные члены предложения» в 8 классе, уроки в 10 классе по защите ученических проектов по теме «Л.Толстой», «А.Чехов» и т. д.) взаимопосещение педагогических занятий друг друга, творческие отчеты, презентации, индивидуальные и групповые консультации, работа над методической темой, курсы, семинары- практикумы., обобщение опыта работы(по теме «Использование ОК в индивидуальной работе с учащимися»).

Мощный рычаг повышения квалификации – квалификационная аттестация. В аттестационный период в течение всего года моя работа как педагога открыта для всех коллег. Представление опыта в коллективе становится значимым не только для меня самой, но и для других педагогов, что становится своеобразной школой повышения педагогического мастерства, становится мощным стимулом, поскольку в коллективе сильна здоровая конкуренция. Посещение моими коллегами уроков с использованием ОК послужило толчком к составлению по образцу своих опор и использование их, правда, частично на уроках химии, биологии, физики, ОБЖ, учителем начальных классов для обобщения.

Большую роль в повышении квалификации педагога играют курсы, проводимые в ТОИПКРО. В 2012-2013 году прошла курсы «Проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС» и получила свидетельство о повышении квалификации, а также прошла обучение по программе в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего».Наличие дистанционных заданий позволило педагогу самостоятельно работать над различными модулями, проверить свои знания в форме тестов, создавать творческие работы ( синквейны по теории литературы) и т.д. Научились создавать учебные проекты ( к 200летию Вернадского), познакомились с проблемами аттестации учителей в этом учебном году(выступление учителей- практиков), прошли стажировку, научились работать с интерактивной доской, расширили свои знания по многим теоретическим вопросам( новые стандарты, дополнительное образование и др.)

Важной формой повышения квалификации является работа над методической темой, т.е. темой самообразования. Эта тема в связи с изменением учебного процесса на протяжении нескольких лет менялась: вначале - из-за невысоких результатов в написании творческих работ по литературе - «Методика написания сочинений на литературную тему в старших классах»; потом – с введением ОК и уменьшением наполняемости классов - «Использование опорных конспектов в процессе индивидуальной работы с учащимися». Потом: «Методика написания творческой работы на экзамене в форме ЕГЭ». Сейчас - «ИКТ в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА.» При работе над темой самообразования использую материалы предметных журналов, пользуюсь услугами Интернета, пополняю свою библиотеку методической литературой.

Работа учителя русского языка и литературы очень трудоемкая. Какие же трудности встречаются в моей профессиональной деятельности? Прежде всего, несоответствие ожидаемых и существующих результатов. Каковы же причины такого положения?

Пассивность большинства читателей в отношении к произведениям русской классики; отсутствие у них эмоционального отклика на многие шедевры художественной литературы.

Безликость новой литературы 21 века, неспособной зажечь читателей и, главное, обратить их к литературе прошлого, где можно найти ответы на многие вопросы современности.

Скучные, неинтересные учебники по литературе в 10 - 11 классах (о писателе нужно говорить так, чтобы близки стали его поиски и терзания, чтобы хотелось узнать что-то сверх урока).

Недостаточность компьютеров в кабинете русского языка. Интересно работать, используя компьютеры для создания проектов, презентаций, для проверки умений и навыков, проведения контрольных тестов. Хорошо, что в этом году в школе появились новые ноутбуки: малое количество обучающихся в классе (от 5 до 10 человек) позволило обеспечить каждого ученика ноутбуком, поэтому стали работать и над проектами, и тестами.

Слишком частая смена учебников, программ, не всегда соответствующих нуждам обучающихся и требованиям жизни.

- Усложнение и увеличение объема теоретического материала и в то же время сокращение количества часов русского языка и литературы (в 11 классе на подготовку к ЕГЭ всего 2 часа!).

Низкий навык чтения – причина низкого уровня грамотности, культуры, уровня общего развития.

Материальные трудности, не позволяющие быть в курсе достижений искусства, литературы, методических новинок: а) «смешные» выплаты на покупку методической литературы (87 рублей в месяц); б) отсутствие стимулирующих выплат за творчество, за участие в экспериментальной работе.

К счастью, я люблю свою профессию, ведь учителем работаю в течение 33 лет, беззаветно предана ей, а преодолевать трудности мне помогают доверчивые и внимательные глаза моих детей, моих учеников. Опыт научил не бояться трудностей, а пытаться преодолеть их, пусть даже не сразу: от неверия в свои силы к обдумыванию последовательных действий, затем обязательно находится выход из создавшегося положения.

На сегодняшний момент передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения интереса к урокам русского языка и литературы повысить качество знаний у учащихся. Отсюда вытекают перспективные задачи:

1.Заинтересовать детей произведениями русских и зарубежных классиков.

2.Развивать творческие способности учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ.

3.Формировать умения и навыки грамотной речи и письма.

4.Уделять больше внимания самостоятельности в изучении, закреплении и применении нового материала на практике.

5.Совершенствовать работу по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Пути их решения:

1.Применение проблемного анализа художественных произведений, заставляющего детей мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, связывать изученное с современной жизнью. Отсутствие интереса к классике подчас объясняется объемными текстами, предложенными для изучения, чтобы привлечь внимание к содержанию, необходимо продолжить работу по составлению «цитатных» опорных конспектов (реплики главных героев, авторская оценка).

2.Улучшение работы по подготовке и написанию заданий С (сочинения- размышления, эссе ) за счет введения на каждом уроке творческой «пятиминутки», (предложить на ней детям написать тезис по данной теме или привести аргументы по уже известному тезису и так далее);определения перечня наиболее часто встречающихся тем ( дать задание ребятам по подбору рабочих материалов к ним, в особенности примеров из художественных произведений). Это также поднимет интерес к классике (детям чаще всего интересно то, что нужно и важно для них).

3.Грамотно писать и говорить можно научить детей, если решить 1 и 2 задачи, так как залогом грамотного письма является, на мой взгляд, любовь к чтению. Многочитающие учащиеся, как правило, грамотны. Использование ОК по русскому языку(их расшифровка, воссоздание учебного материала, связное проговаривание его с приведением своих примеров, что само по себе является уже элементом творчества) учит детей владеть языком, запоминать теоретические сведения, орфограммы и в ,конечном итоге, делает ребят грамотнее.

4. Продолжение внедрения модульной технологии в процесс обучения будет способствовать самостоятельному освоению содержания русского языка. Это необходимо и для применения в дальнейшем полученных знаний и умений в собственной речевой практике, для использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Модуль заставит ребенка мыслить, творчески работать, самому добиваться результатов, а, значит, повысит его интерес к предметам, которые я преподаю.

5. Применение ИКТ на уроках стало возможным благодаря приобретению ноутбуков. Имея доступ к сети Интернет, можно использовать цифровые образовательные ресурсы в процессе качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА. Интернет экономит время при изучении нового материала и делает процесс обучения наглядным, доступным, интересным. Внедряя ИКТ в преподавание русского языка, овладела такими программами, как MS Word, , MS Excel, MS Power Point, браузерами Mozilla Firefox, Opera, Enternet Explorer, Google Chrome. Существенно повысить компьютерную грамотность помогли курсы Intel «Обучение для будущего». Формирование у обучающихся активной жизненной позиции и развитие познавательного интереса возможно благодаря проектной технологии, работу над которой собираюсь совершенствовать.

Результатом решения этих задач должно стать повышение качества знаний по русскому языку в 9 и 11 классах на экзаменах до 60 %; модульная технология даст возможность усвоить каждым школьником стандарта образования и большого объема материала, научит самостоятельно решать задачи, поставленные педагогом. Использование ОК на уроках русского языка и литературы улучшит ситуацию с развитием интереса к чтению классики и повысит грамотность учащихся, будет способствовать совершенствованию нормативного использования языка в разных сферах. Компьютерные технологии разовьют самостоятельность и творческую и практическую направленность учащихся.



Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Самоанализ пдагогической деятельности.

Повышение интереса к урокам русского языка и литературы путем использования  сначала опорных конспектов,  введения элементов занимательности, проведения нестандартных уроков, а  затем внедрение модульной технологии, а в последние годы – ИКТ - ведущая идея моей деятельности.

         А основная  цель -  воспитывать и обучать личность, умеющую общаться и реализовывать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Автор Васина Антонина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1468
Номер материала 28986
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓