Главная / Физика / Самоанализ педагогической деятельности учителя физики

Самоанализ педагогической деятельности учителя физики










«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь».

Конфуций













I. Самоанализ педагогической деятельности.


Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Деятельность ученика на уроке физики всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний на определенном уровне: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях; о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; формирование познавательного интереса к физике и технике; развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования к сознательному выбору профессии.

В поисках эффективных форм изучаю проблемы инновационной работы в условиях развития школы, обращаюсь к опыту учителей-новаторов. На протяжении нескольких лет строю свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создавать на уроке ситуацию успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий, направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие нестандартного мышления. Четко представляю цели и задачи, стоящие перед современной школой. Люблю свой предмет, поэтому его преподавание доставляет мне радость, которую я хочу передать и детям, используя различные формы и методы на уроке и во внеклассной работе. Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, музыка, пословицы и поговорки физического содержания. Ребята сами охотно исполняют роль учителя, составляя и подбирая для своих одноклассников задания, готовят сообщения о выдающихся ученых, составляют кроссворды и викторины.

Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы.

Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребенком позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.

Значительное место на уроке отвожу решению задач, в результате чего ребята овладевают системой научных и технических знаний, понятий. Решение задач воспитывает у них трудолюбие, настойчивость, волю, характер.

 Приходя на урок, хочется, чтобы  ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность «включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет мне достичь неплохих  результатов. Эти результаты  выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными  в учебной деятельности, формирует потребность в познании, в общении. Среди учащихся нет тех, кто испытывал бы  отрицательное отношение к предмету. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся.

Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение,  уменьшается.  Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие  трудности и теряет интерес,  как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я  учу детей  технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах,  а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.

Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции.  

 В учебном процессе применяю информационно-коммуникационные технологии: организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; готовлю мультимедийные презентации к урокам и учу этому детей; использую готовые КИМы для объективной оценки ЗУН учащихся и т.д.

Проведя уроки  с использованием компьютерных  мультимедийных курсов, таких как «Открытая физика», я убедилась в том, что эти модели легко вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики.

В своей практической деятельности я применяю и другие формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов.  Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю:

  •   овладение всеми учащимися знаниями на уровне Госстандартов;

  •    участие учащихся в предметной олимпиаде на уровне района;

  •   повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности;

  • наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;

  •    успешное  прохождение итоговой аттестации по предмету и поступление выпускников в технические вузы. 

 Знаю интересы своих учеников, в курсе их проблем, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.  На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного  источника знаний.  Конфликты на уроках фактически отсутствуют, а если и возникают, то очень быстро разрешаются.

Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил.

При оценке познавательной деятельности учащихся я учитываю, на каком уровне шло познание: ограничилось ли оно простым воспроизведением или же ребенок высказывает свои собственные суждения, аргументирует ответ примерами, сравнивает, сопоставляет изучаемые явления, проводит аналогии, предлагает рациональные способы решения задач. Критериями оценки деятельности учащихся являются: самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность. Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости: учащиеся заранее знают  критерии оценок.

С целью формирования  рефлексивных умений школьников, применяю  самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность.  Учу детей методам контроля и оценок.

Родители также знакомы с  требованиями, которые я предъявляю к учащимся, и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми,  я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи, родительские собрания.

Отношения с коллективом учителей строю на демократических началах. Хотя по должности являюсь заместителем директора по учебно- воспитательной работе, в душе я - исполнитель. Обладаю хорошей работоспособностью, усердием, стремлением к самообразованию, коллеги ценят во мне эти качества, и с их стороны я всегда нахожу понимание и поддержку.

В повышении своего профессионального мастерства  большое место отвожу самообразованию, широко использую Интернет - ресурсы для своей методической подготовки  и организации методической работы в школе. Владею ИКТ, в своей работе использую диски – «Открытая физика», «Физика – Кирилла и Мефодия» и др., программы Word, Excel , PowerPoint.

Методическая тема, над которой я работаю, -  "Использование интерактивных форм обучения и информационных технологий на уроках физики".

За последние годы прошла курсы повышения квалификации по темам «Актуальные вопросы методики преподавания физики», «Профильное обучение в старшей школе». Обучение на курсах позволило мне модернизировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями.

Несмотря на то, что в школе проработано много лет, в работе сталкиваюсь с трудностями.

Методическое обеспечение: большой выбор учебников, однако трудно найти такой, содержание которого  соответствовало бы современным требованиям, по которому было бы легко организовать самостоятельную познавательную деятельность, найти задания, рассчитанные на различный уровень усвоения, с заданными критериями оценок. Отсутствуют задания, по которым можно было бы организовать  работу по обучению школьников методам контроля и оценок, формировать правильные способы и нормы контроля. Поэтому построение урока требует большого педагогического мастерства, творчества учителя и времени.

 Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону  учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям.

Над решением этих проблем я планирую работать в дальнейшем.

Самоанализ педагогической деятельности учителя физики
  • Физика
Описание:

Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся.

Деятельность ученика на уроке физики всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний на определенном уровне: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях; о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; формирование познавательного интереса к физике и технике; развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования к сознательному выбору профессии. 

Автор Сухинина Елена Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1590
Номер материала 50408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓