Самоанализ комбинированного занятия в старшей
группе «Путешествие в подводный мир»
Область – познание и социум
Предмет
– Экология с элементами ФЭМП и Аппликации
1.Характеристика группы
На занятии присутствовало 8 детей. Это 4
ребенка с высоким уровнем развития и подготовки и 4 со средним уровнем
развития. Дети с высоким уровнем развития тяготеют и к лидерству. Социализация
ребят, которым в общей массе полных 4 года, одному по 3,11 года и 3-м по 5 лет
проходит поэтапно. Дети, будучи индивидуалистами по своим личностным
особенностям и по характеристикам данного возраста только начинают
группироваться как в игре, так и в работе. На данном этапе мы осваиваем работу
«малыми группами», точнее по парам.
1. Внешние
связи урока
По типу данное
занятие комбинированное. Я считаю, что в таком варианте проведения занятия
материал усваивается детьми лучше.
В этом случае были использованы (фрагментарно)
элементы получения новых знаний (знакомство с обитателями подводного
мира), закрепления (порядковый счёт до пяти, узнавания образов цифр) и
повторения понятий вверху-внизу, выше-ниже, впереди сзади и т.д. Ранее
опробованное в индивидуальном порядке изготовление аппликации с помощью
заготовок, ныне стало отправной точкой в развитии умений и навыков парной и
коллективной работы.
Данное занятие 3-е по счёту в разделе
«Экология» (тема «аквариум», расширяем до масштабов темы «подводный мир» с
целью показать как можно больше морских обитателей и затронуть больше
экологических проблем) , 6-е в разделе «ФЭМП» (количество и счёт,
ориентирование в пространстве), 5-е в разделе «Изобразительная деятельность,
раздел Аппликация» (тема «аквариум», также расширена до темы «подводный
мир»).
Так как урок комбинированный и
интегрированный, то его фрагменты можно встретить в разных
перспективно-тематических планах, например: экология (тема « Аквариум»),
ФЭМП тема «Цифра 5 и счёт объектов до 5-ти и понятия положения предметов
в пространстве» и изобразительная деятельность в разделе «Аппликация».
Новым для детей также стало то, что теперь они
умеют также изготавливать и составлять из бумаги и картона не единичные объекты
(пирамидка, рыбка, пальма, мячик), а уже композиции из нескольких предметов и
верно располагать их на листе.
Формы самостоятельной деятельности
воспитанников реализованы через: работу в парах, индивидуальная, командная и
исследовательская деятельность
3.Характеристика триединой цели урока (ТЦУ):
Цель достигнута, задачи
реализованы
Уровень подготовки детей к усвоению
поставленных задач был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия,
возрасту детей и их индивидуальным особенностям. Все, что было запланировано,
удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная
работа с детьми в разных видах деятельности. Проведена и работа с родителями, в
результате чего сшиты игрушки – муляжи, изображающие морских обитателей
Мультимедийный компонент – презентация
«Подводный музей» и игры «Что здесь лишнее» и «Посчитай рыбок» помогают
реализовывать задачи на разных этапах урока, как на изучении новой темы, так и
на повторении и закреплении именно благодаря возможности быстрого и мобильного
включения.
4. Урок был выстроен с использованием
социоигровых технологий
Основная форма занятия –
Урок-экспедиция. Игровая ситуация
Основной метод – игра и
игровая мотивация. Использовались и иные методы: наглядный (презентация)
мультимедийные игры, словесный (объяснения, пояснения, подсказки), Практический (выполнение творческого задания)
сюрпризный момент (письмо, мешочек с сюрпризом, спрятанные
осьминожки).
Весьма популярны мультимедийные игры, которые
используются на содержательно – обобщающем этапе в данном случае. С их помощью
можно компактно обобщать и выдавать материал, а также устраивать проверку
знаний. Очень эффективны и популярны любые виды творческой деятельности
(выполнение работы своими руками) помогают развивать мелкую моторику рук и
способность формировать изображение.
Методы
контроля: обычно проводится фронтальная проверка знаний
и навыков детей. Индивидуальная помощь при
необходимости также оказывалась детям. На занятии использовались и методы
стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения,
похвалы.
Методы
обучения: словесно-репродуктивный, наглядный,
исследовательский, практический, объяснительно – иллюстративный.
Методы
и приёмы развития речевой активности: беседа,
диалог, подвижная игра с речевым сопровождением, логоритмическая физминутка.
Способы самостоятельной организации детей были
разнообразны: в паре, в группе, индивидуальная работа детей, в последствии,
которая привела к коллективному результату.
Безусловно, следует отметить, что определённые
трудности, возникают по причине возрастных особенностей детей. Это проявляется
при формировании у них навыка речевой активности.
На этапе рефлексии бойко повторить изученное
может хотя и большая, но пока всё же часть детской аудитории. В целом же
активность на уроке присутствует.
Также несколько ребят задание выполняют в
своём темпе в силу индивидуальных возможностей, но это не значит, что навыков у
них меньше. Качество усвоения материала покажет динамика нескольких занятий
того же плана.
5.Структура занятия
Занятие соответствует структуре с учётом
возрастных особенностей детей. Она выстроена от простого к сложному от
неполного знания к более полному с опорой на систему знаний и умений усвоенных
ранее. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый – письмо от Нептуна,
второй - встреча с обитателями морского дна и снова с морским царем Нептуном,
игры. При разработке конспекта учитывались требования программы «Зерек
Бала» и «Радуга». В работе использую «Методические рекомендации» по поведению
организованной учебной деятельности с детьми 4-5-ти и 5-6-ти лет. В них
отражено содержание 5-ти областей обучения, что соответствует программе и
учебному плану. В данном издании выделяется общее направление программных
требований с поправкой на двуязычие.
По
моему мнению, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного
выбора форм организации обучения.
В интегрированном обучении, при пересечении
предметных областей возможно составление программ, что будет следующим этапом в
работе
Продолжительность занятия соответствует санитарным нормам, гигиеническим требованиям (20-25
мин.). Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение
было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все
пространство группы, травмоопасные материалы детьми не использовались
6.Функциональный аспект самоанализа
Структура урока соответствовала замыслу и
возможностям классного коллектива. Наиболее удачным моментом на
содержательно-обобщающем этапе стал мотивационный момент, командная и парная
работа, в результате чего задания были выполнены детьми быстрее и с более живым
и неподдельным интересом, присутствовал небольшой соревновательный элемент.
8.Аспект оценки конечного результата
Таким образом,
Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Знания, полученные детьми, соответствует
замыслу занятия. Это показало подведение итогов урока.
На данном уроке были реализованы современные подходы, как то:
Функциональный: формирование собственной устной речи
Коммуникативно- деятельностный: работа с компьютером, в паре, (в
группе), участие в коллективной игре с речевым сопровождением.
Интегрированный подход: связь предмета «Экология»
с ФЭМП (формированием элементрных математических представлений), а также с
изобразительной деятельностью в разделе «Аппликация».
Личностно-ориентированный подход на данном уроке
был реализован в том, что я как учитель выступала в роли координатора
образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.