Главная / История / Сакские и сарматские племена

Сакские и сарматские племена

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif Весельская Елена Иосифовна

Учитель истории

КГУ «Петровской СШ»

Тайыншинского района

Северо-Казахстанской области

10 класс

Тақырып/Тема: Сакские и сарматские племена

Мақсат/ Цель: создать условия для формирования знаний истории сакских и сарматских племен Казахстана.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:

Образовательные: охарактеризовать историю сакских и сарматских племен Казахстана.

Развивающие: способствовать развитию внимания, образного мышления, умение анализировать, научиться само- и взаимооценке результатов работы на уроке.

Воспитательные: содействовать привитию гражданской позиции, которая показывает ответственность за судьбу своего народа; воспитание патриотического чувства любви к Родине.

Сабақ түрі/ Тип урока: изучение новых знаний

Құрал-жабдықтар, көрнекті-құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: презентация, иллюстрации, карта.

Әдіс-тәсілдер/ Методы: словесный, наглядный, метод анализа

Ход урока:

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. Стратегия «Шар пожеланий».

Деление на группы. (Собрать высказывания мудрых людей)

II. Проверка д/з.

1.Ребята образуют круг и опрос домашнего задания по стратегии «Поймай вопрос», т.е я кидаю вам предмет любому из вас , кому попадет предмет, тот должен ответить на мой вопрос, затем ответив на вопрос, вы кидаете другому и задаете свой вопрос. Вопросы ребята заранее составляли дома.

-Какие сведения дает «Авеста» о племенах, населявших древний Казахстан?

Ученик отвечает и задает свой вопрос другому ученику.

III. Стратегия критического мышления «Ассоциации» на слово «эпоха железа». (Учащиеся составляют ассоциативный ряд сходных понятий. Учитель заслушивает каждую группу требует необходимые комментарии.)

«Словарная работа». (Создаём проблемную ситуацию) Запись слов Геродот, военная демократия, кочевое скотоводство, воины, царь, жрецы, имущественное неравенство. Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашей теме? Ответим в конце урока.

IV. Новый материал. Объяснение учителя.

Задание Определите эпоху, когда человечество изобрело железо и начало изготовлять из него орудия труда и оружие?

Задание Назовите начало эпохи железа на территории Казахстана?

Примерно в 8 веке до н.э. на территории Казахстана начинается эпоха железа. Это было время, когда люди научились получать железо и изготавливать орудия труда из данного материала. Эпоха железа на территории Казахстана делится на 2 этапа:

Задание Назовите этапы эпохи железа на территории Казахстана?

hello_html_m39dc9f15.png


Вопрос Объясните преимущество железа в хозяйственной жизни?

Использование железа в хозяйственной жизни






Распад родового строя

Резко возросла производительность труда

Зарождается кочевое скотоводство






Задание Показать преимущество разведения лошадей и овец.

В связи с переходом к кочевому скотоводству рационально было разводить более выносливые и неприхотливые виды скота.

Распад родового строя был логическим продолжением бронзового века, когда этот процесс начался. Стали выделятся зажиточные люди, так как начинаются грабительские войны. Богатыми становились те, у кого было много скота, руководители родов и племен, что на территории Казахстана появляются первые государства. Создали эти государства союзы племен саков, гуннов, уйсунов, кангюев и сарматов.

Одним из наиболее важных результатов использования железа является появление кочевого скотоводства.

Задание Выявите причины зарождения кочевого скотоводства на территории Казахстана.

Это был наиболее удобный способ выживания человека. Кочевники сами производили продукцию.

Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок

Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тягловой силы

Климат стал более теплым и сухим, участились засухи, что мешало земледелию








Причины

производительности

труда





Кочевое скотоводство производительность труда



Так, с началом раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни. Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили овец, лошадей, верблюдов. Меньшее значение для казахов имело разведение КРС и коз.

Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние – кыстау, весенние – коктеу, летние – джайляу, осенние – кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Скотоводство зависело от природных условий. В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались; в благоприятные годы интенсивно росло поголовье скота. Сохранялись и постоянно совершенствовались отработанные веками навыки ведения животноводческого хозяйства. Кочевание было в различных регионах. В Зап и Цент Каз –чистое кочевание. В Вост Каз, Жетысу- полукочевое скотоводство. В Южном Каз. – оседло земледельческое хоз-во.

Задание Собрать описание древних учёных племен Казахстана в эпоху железа.

Описание древними учеными племени саков:

- Азиатские скифы;

Могучие мужи;

Туры с быстрыми конями.

В какой древнеиранской книге собраны сведения о сакских племенах?

Авеста (древняя книга Иранцев)

К врагам — беспощадны, к друзьям — верны.


hello_html_5b4e03f6.png
Задание Выяснение причины разложения первобытного родового строя.hello_html_77b1f97c.png

-усиление разделения труда

- обособление семьи

- появление личной и семейной собственности, накопления

- быстрый рост прибавочного продукта

- развитие обмена

- элементы эксплуатации рядовых членов общины

Учащиеся просматривают  презентацию Power Point по новой теме.

hello_html_m6742c44c.png

Далее изучение материала продолжится работой в группах. Совместное обсуждение, каждый записывает в тетрадь.

1 группа - Дайте характеристику расселения и хозяйства для племени саков.

Ставим проблемный вопрос «Какое отношение имели саки к скифам?»

Совместно делаем вывод. Оцениваем.

2 группа - Дайте характеристику расселения и хозяйства для племени сарматов.

Ставим проблемный вопрос «Как использование железа повлияло на развитие хозяйства и производительность труда?» Самостоятельная работа, составление постеров. Оценивание.

Работа с учебником.

1 группа - Сделайте сравнительный анализ племен эпохи раннего железа?

Племена

Территория расселения

Характеристика хозяйства

Выводы

Саки




Сарматы




2 группаСравните племена саков и сарматов?

Саки

Общее

Сарматы




Задание. Обсудите в парах: Какую роль сыграло влияние племен эпохи раннего железа в развитии народов Евразии? Запишите основные тезисы в тетради и дайте проверить своему соседу.

V. Итог урока. Д/з Творческое задание: напишите эссе «Права мужчин и женщин в сакском обществе», подготовить презентацию «Хозяйство племен железного века» (опережающие задание)

V.Закрепление. Возвращение к «Словарной работе».

VI. Рефлексия - Ребята получают стикеры на которых пишут 2 звезды и пожелание.

(Что понравилось и ваши пожелания)


Сакские и сарматские племена
  • История
Описание:

Тақырып/Тема:   Сакские и сарматские племена

Мақсат/ Цель:    создать условия для формирования знаний  истории сакских и сарматских  племен Казахстана.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:

Образовательные: охарактеризовать историю сакских и сарматских племен Казахстана.

Развивающие: способствовать развитию внимания, образного мышления,  умение анализировать, научиться  само- и взаимооценке результатов работы на уроке.

Воспитательные: содействовать привитию гражданской позиции, которая показывает ответственность за судьбу своего народа; воспитание патриотического чувства любви к Родине.

Сабақ түрі/ Тип урока: изучение новых знаний

Құрал-жабдықтар, көрнекті-құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: презентация, иллюстрации, карта.

Әдіс-тәсілдер/ Методы: словесный, наглядный, метод анализа

                                                                 Ход урока:

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.Стратегия «Шар пожеланий».

Деление на группы. (Собрать высказывания мудрых людей)

II. Проверка д/з.

1.Ребята образуют круг и опрос домашнего задания по стратегии «Поймай вопрос», т.е я кидаю вам предмет любому из вас , кому попадет предмет, тот должен ответить на мой вопрос, затем ответив на вопрос, вы кидаете другому и задаете свой вопрос. Вопросы ребята заранее составляли дома.

-Какие сведения дает «Авеста» о племенах, населявших древний Казахстан?

Ученик отвечает и задает свой вопрос другому ученику.

III. Стратегия критического мышления «Ассоциации» на слово «эпоха железа». (Учащиеся составляют ассоциативный ряд сходных понятий. Учитель заслушивает каждую группу требует необходимые  комментарии.)

 «Словарная работа». (Создаём проблемную ситуацию)  Запись слов Геродот, военная демократия, кочевое скотоводство, воины, царь, жрецы, имущественное неравенство.  Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашей теме? Ответим в конце урока.

 

IV. Новый материал. Объяснение учителя.

Автор Весельская Елена Иосифовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2046
Номер материала 29746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓