Инфоурок География Другие методич. материалыРусско-турецкая война 1877-1878 гг.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Скачать материал

Технологическая карта (план) занятия № _______ Дата __________

Дисциплина: История, Сестринское дело, Литература

Тема занятия: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Цели:

Образовательные:

·      изучить причины,  ход Русско-турецкой  войны 1877-1878 гг.;

·      изучить  последствия Русско-турецкой  войны 1877-1878 гг. для России, Болгарии и Турции;

·      осознать значение медицинской помощи в войне.

Развивающие:

·        развивать навыки работы с картой, таблицей;

·        развивать умения выделять главное в тексте, ставить и разрешать проблемы;

·        развивать умение делать выводы;

·        развивать умение рассказывать и внимательно слушать.

Воспитывающие:

·        на примере доблести и мужества воинов и медиков российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;

·        учить работать в группе;

·        прививать чувство уважения к будущей профессии медика.

Тип урока: комбинированный, изучения нового материала.

Основные понятия:

·        Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

·        Плевна

·        Шипкинский перевал

·        Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

·        Берлинский конгресс – июнь 1878 г.

·        Общество попечения о раненых и больных воинах – Общество Красного Креста

·        Историческая память

Оборудование урока:

·        учебная настенная доска;

·        карты (физическая Европы, театра военных действий);

·        проектор, экран;

·        компьютер;

·        презентации;

·        учебники;

·        рабочие листы;

·        раздаточный материал;

·        сообщения студентов.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы, фронтальный и индивидуальный опрос, элементы  практической работы.

План урока:

1.      Причины войны   (подготовленный рассказ студента).

2.      Планы сторон и ход военных действий   (рассказ учителя с выполнением задания на оценку  событий).

3.      Сан-Стефанский мирный договор и  Берлинский трактат   (работа с учебником и документом на сравнение и оценку документов).

4.      Система оказания помощи раненым и больным   (подготовленное сообщение студента).

5.      Баронесса Вревская   (подготовленное сообщение студента или презентация).

6.      Проверочная работа    (тест).

7.      Заключительное слово учителя    (оценка работы студентов).

8.      Домашнее задание.


Ход урока

 

I. Организационный момент

Приветствие, проверка наличия студентов в аудитории. 

II. Изучение нового материала

Цели урока:

ü  Изучив основные события Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., определить ее последствия для России, Болгарии и Турции;

ü  увидеть героизм не только болгарских воинов, которые боролись за свою свободу, но и воинов российских, которые в этой войне пришли на помощь славянским народам;

ü  увидеть значение помощи медиков в войне. 

 

Работаем по следующему плану:

1.      О причинах войны нам расскажет _________________________________________________________________________________

После данного сообщения вы выполните проверочную работу в Рабочем листе. Эти листы будут собраны в конце урока, и, соответственно, по ним будет оценена ваша работа.

2.      Об основных военных действиях будет рассказ учителя, в ходе  которого вы должны будете определить значение конкретных  военных действий на Балканском фронте.

3.      В результате войны подписывается мирный договор. Каковы основные положения Сан-Стефанского мирного договора и  Берлинского трактата вы прочитаете в документах к уроку и выполните задания к ним.

4.      О человеческом подвиге медиков, сестер милосердия подготовлено сообщение и презентация______________________________________________________________________________

5.      В конце урока вы ответите на тестовые вопросы, а затем мы определимся с выполнением домашнего задания.


1. Причины русско-турецкой войны 1877-1878 г.
сообщение студента__________________________________________________

            Весной 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения из-за непомерных налогов. Несмотря на некоторое снижение налогов, восстание продолжалось и в конечном итоге спровоцировало Апрельское восстание в Болгарии весной 1876 года.

В ходе подавления восстания турецкие войска совершали массовые убийства мирного населения, погибли свыше 30 тысяч человек. Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивали погромы, уничтожали целые селения, убивали детей, женщин, стариков.

 Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь в ряды восставших.

В  поддержку болгар высказались Чарльз Дарвин, Оскар Уайльд, Виктор Гюго и Джузеппе Гарибальди.

Виктор Гюго, в частности, написал во французской парламентарной газете: «Необходимо привлечь внимание европейских правительств к одному факту, одному совершенно небольшому факту, который правительства даже не замечают… Подвергнут истреблению целый народ. Где? В  Европе… Будет ли положен конец мучению этого маленького героического народа?»

В июне 1876 года Сербия, а следом за ней и Черногория, объявили войну Турции. Представители России и Австрии официально предостерегали против этого, но сербы не придавали этому особого значения, так как были уверены, что Россия не допустит их разгрома турками, тем более, что во главе сербской армии встал русский генерал М.Г. Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.

26 июня 1876 года Александр II и канцлер Горчаков встретились с Францем Иосифом и Андраши в Богемии.  В ходе встречи было заключено так называемое Рейхштадтское соглашение, которое предусматривало, что в обмен на поддержку австрийской оккупации Боснии и Герцеговины Россия получит согласие Австрии на возвращение юго-западной Бессарабии, отторгнутой у России в 1856 году, и на присоединение порта Батуми, на Черном море. На Балканах Болгария получит автономию.             В ходе встречи, результаты которой были засекречены, была также достигнута договорённость о том, что балканские славяне «ни в каком случае не могут образовать на балканском полуострове одного большого государства».

В июле-августе 1876 года сербская армия потерпела несколько сокрушительных поражений от турок, и  Сербия обратилась к европейским державам с просьбой о посредничестве для прекращения войны. Совместный ультиматум держав вынудил Турцию предоставить Сербии перемирие сроком на один месяц и начать переговоры о мире. Турция, однако, выдвинула весьма жёсткие условия будущего мирного договора, которые были отвергнуты европейскими державами.

В течение сентября Россия пыталась договориться с Австрией и Англией о приемлемом варианте мирного урегулирования на Балканах, который можно было бы от имени всех европейских держав выставить Турции. Дело не заладилось — Россия предлагала оккупацию Болгарии русскими войсками и ввод объединённой эскадры великих держав в Мраморное море, причём первое не устраивало Австрию, а второе — Великобританию.

11 декабря началась созванная по инициативе России Константинопольская конференция. Был выработан компромиссный проект решения, дарующего автономию Болгарии, Боснии и Герцеговине под объединённым контролем великих держав. Но Турция заявила об отказе признать решения конференции.

Игнорирование турками объединённой воли европейских держав дало России возможность обеспечить нейтралитет европейских держав в войне с Турцией.         

Обратитесь к рабочему листу и выполните задание № 1.

Причинами войны было (уберите лишнее – зачеркните):

1.      Освободительное движение в Боснии, Герцеговине, Болгарии против османского ига.

2.      Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке.

3.      Борьба европейских стран за влияние на Балканскую политику.

4.      Отказ Турции принять ультиматум европейских держав о признании ею самостоятельности Болгарии, Боснии и Герцеговины.

5.      Геополитические противоречия Швеции с европейскими державами.     


2. Планы сторон и ход военных действий

  Рассказ учителя:

Посмотрим на карту и определим важные пункты театра военных действий. (Изображение карты на экране или настенная карта)

Дунай, турецкий берег которого был основательно укреплен османами. Крепости турок были самыми защищенными в Европе.

Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. 

Шипкинский перевал связывал Северную часть Болгарии с Южной – это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы, через Шипку к городу Адрианополю, то есть в тыл турецкой армии и дальше к Константинополю.

В  октябре 1876 года генерал Н.Н. Обручев представил первый план ведения войны, который предусматривал нанесение молниеносного удара по Турции, которая еще не успела мобилизовать армию для большой войны. Но вопрос о войне не был решен.

И только после подписания секретной конвенции о нейтралитете Австро-Венгрии Обручев предложил новый план войны, т.к. ситуация изменилась коренным образом. Турки успели развернуть на Дунае большую часть армии, мощь которой была резко повышена за счет поставок американского оружия, но основные силы в первой линии обороны на Дунае были сильно растянуты.

По плану Обручева русские войска в составе 186 батальонов должны были форсировать Дунай в среднем его течении и разделиться на три отряда.

Предполагалось, что:

первый заблокирует турецкие крепости в низовьях реки;

второй через Балканские перевалы двинется к Константинополю, истребляя по пути резервные части турок;

третий поднимется вверх по Дунаю и отдельными ударами раздробит неприятельскую армию.

Соединения Кавказского фронта будут выполнять вспомогательную роль – предпринимая походы к Карсу и Эрзеруму, отвлекать на себя военные силы турок.

Предполагалось, что война закончится через несколько месяцев. За это время Европа не успеет опомниться и вмешаться в ход событий, т.е. не повторятся события Крымской войны.

Но и второй план Обручева был подвергнут изменениям.

Цифровая информация заносится в таблицу на настенной доске и поясняется, обсуждается со студентами.

Черты сравнения

Второй план Обручева

Измененный план Обручева

Личный состав армии

303.000 человек

266.000 человек

Передовой отряд

130.000 человек

12.000 человек

Орудия (при Передовом отряде)

324

24

 Численность действующей армии сократилась с 303 тысяч до 266 тысяч человек. Основные ее силы предназначались для ведения привычной крепостной войны, а не молниеносной, наступательной войны, как предполагалось ранее. За Балканы выдвигался Передовой отряд – всего 12 тыс. человек при 24 орудиях вместо 130 тыс. человек при 324 орудиях по плану Обручева. (Цифры выносятся на доску) Правый фланг русской армии остался почти без внимания.

Турецкий план предусматривал активно-оборонительный образ действий: сосредоточив главные силы (около 100 тыс. человек) в «четырёхугольнике» крепостей — Русе — Шумен — Базарджик — Силистрия, завлекать переправившихся русских к Балканам, вглубь Болгарии, и затем разгромить их. Одновременно с этим довольно значительные силы Османа-паши, около 30 тыс. человек, были сосредоточены в Западной Болгарии, у Софии и Видина. Кроме того, небольшие отряды занимали балканские проходы и укрепления по Среднему Дунаю.

Для выполнения задания № 2 необходимо внимательно слушать учителя и на графике отмечать события, происходившие на Балканском фронте в соответствии с их значимостью для Русско-турецкой войны.

 

 


Сражения происходили на трех фронтах: Балканском, Кавказском, Черноморском. Основным, конечно, являлся Балканский фронт.

Русская армия по предварительной договорённости с Румынией прошла по её территории и в июне в нескольких местах переправилась через Дунай. Для обеспечения форсирования Дуная требовалось нейтрализовать турецкую дунайскую флотилию в месте возможных переправ. Эта задача была выполнена установкой на реке минных заграждений, прикрытых береговыми батареями. Также были задействованы переброшенные по железной дороге лёгкие минные катера.

Турецкое командование не предприняло активных действий, чтобы воспрепятствовать форсированию Дуная русской армией. Первый рубеж на пути к Константинополю был сдан без серьёзных сражений.

Но главных сил армии, переправившихся через Дунай, оказалось недостаточно для решительного наступления через Балканский хребет. Для этого был выделен лишь передовой отряд генерала И. В. Гурко (12 тыс. человек). Для обеспечения флангов были созданы 45-тысячный Восточный (великий князь Александр Александрович) и 35-тысячный Западный (генерал-лейтенант Н. П. Криденер) отряды. Остальные силы находились в Добрудже, по левобережью Дуная или на подходе.

Передовой отряд генерала И. В. Гурко 25 июня занял Тырново, 28 июня Гурко двинулся в обход Шипкинского перевала. Атаки Шипки с севера 5 июля и с юга 6-го успеха не дали, но узнав о переходе Гурко за Балканы, турки бросили позицию, всю ар­тиллерию и отошли к Филиппополю.

7 июля Шипка была взята русскими воинами без боя. Путь на Константинополь был открыт, но достаточных сил для наступления все-таки не было.

Передовой отряд занял Стару-Загору, но вскоре сюда подошёл переброшенный из Албании турецкий 20-тысячный корпус Сулейман-паши. После ожесточённого боя, в котором отличились болгарские ополченцы, Передовой отряд отошёл к Шипке.

После успехов последовали неудачи. Великий князь Николай Николаевич с момента перехода Дуная фактически потерял управление войсками. Западный отряд овладел Никополем, но не успел занять Плевну, куда подошёл 15-тысячный корпус Осман-паши.

Предпринятые генералом Н.П. Кридером 8 и 18 июля штурмы Плевны окончились полной неудачей и сковали действия русских войск.

В том грандиозном сражении сложили головы многие русские солдаты; погиб Сергей Васильевич Вереща­гин, личный адъютант генерала М. Д. Скобелева, брат знаменитого художника Василия Васильевича Верещагина, другой его брат, Александр Васильевич, был  тяжело ранен. Сам Василий Васильевич прибыл на фронт под Плевну из госпиталя, не залечив до конца свои раны. Под впечатлением от этой страшной битвы ху­дожник задумал создать пронзительные по характеру картины, отображающие главные события Русско-турецкой войны.

Русские войска на Балканах перешли к обороне. Сказалась недостаточная численность русского экспедиционного корпуса — резервов для усиления русских частей под Плевной у командования не было. Были срочно запрошены подкрепления из России, и призваны на помощь румынские союзники. Подтянуть необходимые резервы из России удалось только к середине-концу сентября, что затянуло ход боевых действий на 1,5—2 месяца.

Новый штурм Плевны в конце августа окончился неудачей, после чего было решено взять Плевну блокадой. 15  сентября под Плевну прибыл  герой Крымской войны генерал Э. Тотлебен, которому было поручено организовать осаду города. Русские солдаты стали энергично окапываться. В октябре гвардия штурмом взяла укрепленные пункты - редуты Телиш, Горный и Дольный Дубняки, блокировали дорогу София - Плевна. Осман-паша был плотно заперт в Плевне.

С середины ноября армия Осман-паши, стиснутая в Плевне в четыре раза превосходившим её кольцом русских войск, стала испытывать недостаток продовольствия. На военном совете турецких военачальников было решено пробиваться сквозь линию обложения, и 28 ноября, в утреннем тумане, турецкая армия обрушилась на Гренадерский корпус, но после упорного боя была отражена по всей линии и отошла в Плевну, где и сложила оружие. Потери русских составили 1 696 человек, турок, атаковавших густыми массами — до 6 000. В плен было взято 43,4 тысячи человек. Раненый Осман-паша  вручил свою саблю командиру гренадер — генералу Ганецкому; Осман-паше были оказаны фельдмаршальские почести за доблестную защиту.

Русская армия перешла в наступление. Возобновила военные действия против Турции и сербская армия.

В ноябре на Балканах уже лежал снег – в это время года они считались непроходимыми. От морозов в отряде Радецкого, защищавшем Шипкинский перевал, погибло больше людей, чем в боях. Одна только 24-я дивизия потеряла 6 тыс. человек замершими и вышла из строя до конца войны. Однако на военном совете 30 ноября 1877 года было решение форсировать Балканы зимой. Нашим воинам помогли поддержка и участие местного населения: болгары стали проводникам и разведчиками, расчищали дороги, снабжали продовольствием…

Западный отряд генерала И. В. Гурко (71 тыс. человек) в исключительно трудных условиях перешёл через Балканы и 23 декабря 1877 года занял Софию.

27-28 декабря 1877 г., форсировав горные перевалы, Скобелев, Радецкий, Святополк-Мирский и болгарские ополченцы атаковали неприятеля у Шейново. Армия неприятеля, осаждавшая Шипку, была окружена и сложила оружие. В плен взяли почти всю турецкую армию – 22 тыс. человек, в том числе 3 генералов и более 700 офицеров. Главную роль в поражении Вессель-паши сыграл М.Д. Скобелев – Ак-паша (Белый Генерал). Это прозвище русский военачальник получил еще в Туркестане: в белой бурке и на белом коне Скобелев появлялся на самых горячих участках боя.

3-5 января 1878 года в сражении под Пловдивом была совершенно разбита армия Сулейман-паши (они потеряли 20 тыс. человек и всю артиллерию), а  января без единого выстрела Скобелев занял Адрианополь – вторую столицу Турции.

По дорогам шли тысячи турецких беженцев, опасавшихся мести болгар. Авангард русской армии достиг Сан-Стефано, дачного пригорода турецкой столицы.

Под впечатлением от успехов русских Англия и Австро-Венгрия изменили свою позицию. Броненосцы Великобритании встали на якоре близ Константинополя.    

На этом боевые действия на Балканах были завершены. В Сан-Стефано начались переговоры. 19 февраля 1878 года был подписан Сан-Стефанский мирный договор, который вызвал резкий протест Европы, и прежде всего Англии и Австро-Венгрии. Россия с истощенными ресурсами оказалась без союзников перед угрозой новой войны с коалицией держав.

Пользуясь текстом учебника (стр. 215 – 216), проверьте и дополните свою работу по выполнению задания № 2, а затем выполните задание № 3.

 

 


3. Сан-Стефанский мирный договор (19 февраля 1878 г.) и Берлинский трактат (1 июля 1878 г.)

 

Задание № 3

Прочитайте документы и выполните задания.

 

Задания к документу № 1:

1.      Укажите статьи, в которых говорится о новом статусе Болгарии: _____________________________

2.      Укажите статьи, в которых говорится об уступках Турции: __________________________________

 

Документ № 1

Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор. 19 февраля 1878 г.

(Извлечения)

Ст.2.  Блистательная Порта признает окончательно независимость княжества Черногории…

Ст.3.  Сербия признана независимой…  

Ст.5.  Порта признает независимость Румынии, которая предъявит свои права на вознаграждение, имеющее быть определенным обеими сторонами. До заключения непосредственного договора подданные ее будут пользоваться в Турции всеми правами, которые обеспечены за подданными других европейских держав.

Ст.6.  Болгария образует самоуправляющееся, платящее дань княжество, с христианским правительством и земским войском. Окончательные границы Болгарии будут установлены особою русско-турецкой комиссией до очищения Румынии российско-императорской армией…

Ст.7.  Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав… введение нового образа правления в Болгарии и наблюдение за его применением будут поручены в течение двух лет российскому императорскому комиссару.

Ст.8.  Оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии, все прежние крепости будут срыты… Русские войска будут занимать страну и, в случае надобности, оказывать содействие комиссару. Военное занятие Болгарии будут, однако, ограничено приблизительно сроком в два года…

Ст.14.  В Боснии и Герцеговине будут немедленно введены сообщенные оттоманским уполномоченным в первом заседании константинопольской конференции предложения европейских держав… Ст.19.  Принимая во внимание финансовое затруднение Турции и сообразуясь с желанием его величества султана, император Всероссийский соглашается заменить уплату большей части…сумм следующими территориальными уступками: а) Тульчинский санджак…равно как острова дельты и Змеиный остров. Не желая присоединить себе означенной территории и островов дельты, Россия предоставляет себе право применять их на отчужденную от нее трактатом 1856 г. часть Бессарабии…а) Ардаган, Карс, Батум, Баязет…

 

 

Устный ответ:

1.      Сербия, Черногория, Румыния получали независимость.

2.      Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию).

3.      Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум.


Задания к документу № 2:

1. Укажите статьи, которые изменяли статус Болгарии, Боснии и Герцеговины: ___________________

2. Укажите статьи, в которых были пересмотрены условия Сан-Стефанского мира в пользу Турции: _______________________________________________________________________________________

 

Документ № 2

Берлинский трактат. 1 июля 1878 г.

(Извлечения)

Ст.1.  Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию...

Ст.6.  Временное управление Болгарии до окончательного составления органического устава Болгарии будет находиться под руководством российского императорского комиссара…

Ст.13.  На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточная Румелия» и которая останется под непосредственной политической и военной властью султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина…

Ст.25.  Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией.

Ст.26.  Независимость Черногории признается Блистательной Портой…

Ст.43.  Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Румынии.

Ст.45.  Княжество Румыния уступает обратно е.в. императору всероссийскому часть Бессарабской территории, отошедшей от России по Парижскому трактату 1856г. …

Ст.46. Острова, составляющие дельту Дуная, а также остров Змеиный… присоединяются к Румынии.

Ст.58.  Блистательная Порта уступает Российской империи в Азии территории Ардагана, Карса, Батума, с портом последнего …

Ст.60.  Долина Алашкерта и город Баязет, уступленные России статьей 19 Сан-Стефанского договора, возвращаются Турции.

 

  

Устный ответ:

1.      Болгария была разделена на две части:

Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции,

Южная – автономной турецкой провинцией Восточная Румелия.

2.      Россия возвращала Турции крепость Баязет.

3.      Австрия присоединила Боснию и Герцеговину.

 

 


  1. Система оказания помощи раненым и больным (тема не называется)

Внимательно прослушайте следующее сообщение нашего занятия и запишите тему сообщения в рабочем листе (задание № 4), указав имя и фамилию студента.

   Главное отличие новой войны состояло в том, что она была более подвижной, нежели война Крымская. Русские войска не стояли на месте, они преодолели довольно длинный путь от Румынии через Болгарию в сторону Константинополя – это придавало совсем иную специфику уходу сестер за ранеными, поскольку им постоянно приходилось двигаться вслед за русскими войсками, а на театре войны не создавались длительно действующие перевязочные пункты и госпитали.

Большинство женщин понятия не имели о том, что их может ждать на войне, при этом практически все стремились на передовую.  

Юридическое и административное положение сестер милосердия в период войны было определено "Правилами о сестрах Красного Креста" и правилами, составленными для желающих вступить в сестры Красного Креста только на период войны. Таким образом, изначально разграничивались статусы женщин, работавших в общинах, и тех, кто хотел стать сестрой милосердия временно. В народе их называли "вольнонаемными", или "волонтерками".

Возраст женщин определялся в границах от 20 до 45 лет. Вольнонаемные сестры, набранные сверх штатных, которые находились в общинах, были на обеспечении Красного Креста. Из административных функций на них возлагался только контроль за госпитальными служителями, а из профессиональных  - составление элементарных лекарств.

Женщины-добровольцы получили возможность в течение нескольких месяцев учиться на специальных курсах. Естественно, уровень квалификации прошедших подобное обучение был весьма невысок. Впрочем, в Русско-турецкую войну уже появляются настоящие женщины-профессионалы: фельдшера и врачи, - но их было крайне мало, поскольку систематическое медицинское образование для женщин в России пока еще отсутствовало.

Задолго до основного потока вольнонаемных сестер в Болгарию отправились отряды уже проверенных общин. Они были из числа немногих медиков, допущенных на передовые позиции близ осажденной Плевны, где находился Склифосовский - решительный противник присутствия женщин на передовой.

Часто сестрам в качестве прачек приходилось мыть и стирать больным белье. Иногда, в моменты затишья, приходилось писать для раненых письма домой - в целом рабочий день растягивался от 6 -7 часов утра до 8 -10 часов вечера.

Вот как описываются условия, в которых оказались женщины георгиевской общины: «Весь госпиталь раскинут на вспаханном поле: и потому - грязь непроходная и до того клейкая, что через несколько шагов, вы таскаете как бы страшные кандалы; а при малейшем дожде до того скользко, что двигаешься с постоянным страхом. Зимой со всех сторон снегом занесены палатки госпиталя. Сестры сильно перезябли, они помещаются доселе в юртах. Дырявые стены юрт дают свободный ход всем четырем ветрам, дождь и снег постоянно проскользают неожиданными гостями. Пол промерзший; а после полудня или после топки - грязь и слякоть. К утру юрты так стынут, что нужно отогреть заледеневшие сапоги прежде, чем надеть их. Если ночью была вьюга, то платье выгребают из-под снега и тут же надевают его. Одна из сестер слегка отморозила себе ноги. Все эти невзгоды переносятся пока бодро и весело, всякий новый сюрприз в юрте, вроде ледяных сосулек, застывших сапог, отогреваемых на жаровне, возбуждает смех. Серьезно больных... нет, но прихварывают постоянно.»

Сестры Карцевой, последовавшие за стремительно передвигавшимися русскими отрядами, преодолели Шипкинский перевал и, пройдя почти через всю Болгарию, трудились в Адрианополе и Филиппополе, в непосредственной близи к Турции.

В Яссах с июня 1877 г. находился отряд Свято-Троицкой общины.  В числе этих сестер находилась баронесса Ю. П. Вревская, друг и корреспондент И. С. Тургенева. О ней будет следующий рассказ.


5. Баронесса Юлия Петровна Вревская (презентация)

Слайд № 1, 2

 Родилась Юлия Петровна 25 января 1841 года в семье участника Отечественной войны 1812 года, прославленного генерала Петра Петровича Варпаховского.

Детство Юлии прошло в войсках, так как ее отец  служил начальником резервной дивизии в Ставрополе, на Северном Кавказе. 

Слайд № 3  

По окончании Смольного института совсем юной она вышла замуж за Ипполита Александровича Вревского.

Слайд № 4  

Современники характеризуют барона Вревского как образованнейшего человека, имевшего не только военное образование, но и университетское, знавшего многие иностранные языки, обладавшего весёлым характером и огромной личной отвагой.

Случалось, будучи генерал-лейтенантом, командуя значительными армейскими частями, лично водил в атаку роты и батальоны. Так и погиб. В 1858 году при штурме крепости на Кавказе был ранен двумя пулями. Его вынесли из-под огня.

Слайд № 5  

Но он умер через девять дней на руках своей юной жены в городке Телави.

Слайд № 6  

После смерти мужа Юлия Петровна удалилась в своё орловское имение …

12 апреля 1877 года началась война за освобождение православных народов от ига иноверцев.   Для всех женщин России был свят подвиг Даши Севастопольской и сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины...  

Слайд № 7  

Юлия Вревская, продав своё имение, снарядила санитарный отряд из 22 человек - сестёр милосердия и врачей и отправилась на войну.

Слайд № 8  

В отряд она вошла рядовой сестрой, пройдя специальный курс обучения.

19 июня в госпитале города Яссы на территории Румынии появилась эта необычная женщина. Она  привлекала не только своей красотой, но и самоотверженностью, а также и  хладнокровием: Юлия Петровна не только ассистировала на операциях, но могла и сама вырезать пули, ампутировать пальцы…

Слайд № 9

Из мирных Ясс она переезжает в прифронтовой 48-й военно-временный эвакогоспиталь близ деревни Бяла, потом - вглубь войны - на перевязочный пункт деревни Обретеник.

Слайд № 10

В короткие минуты отдыха Вревская писала письма на родину: маленькие новеллы о беспримерном подвиге и великих муках, выпавших на долю русских солдат.

 

 «К раненым я очень привязалась - это такие добряки. Я кормлю, перевязываю... Но как можно роптать, когда видишь перед собой столько калек, безруких, безногих, и все это без куска хлеба в будущем; зато они не боятся смерти».  

 «Мы сильно утомились, дела было гибель - до тысячи больных в день, и мы целые дни перевязывали до 5 часов утра, не покладая рук...»

Слайд № 11

Юлия Петровна со всей свойственной ей решимостью отправляла своих помощниц идти отдыхать, а сама дежурила за них до утра. Ее видели всюду – в операционной, перевязочной, дежурной комнате, прачечной…

Слайд № 12, 13

Она собиралась уехать, взяла отпуск, но осталась. Нет конца трудам на войне:

«Я теперь занимаюсь транспортом больных, которые прибывают ежедневно от 30 до 100 чел. в день, оборванные, без сапог, замерзшие. Я их пою, кормлю; это жалости подобно видеть этих несчастных, но поистине героев, которые терпят такие страшные страдания без ропота. Да, велик русский солдат!»  

Ухаживая за тяжелоранеными в зараженных бараках, баронесса Вревская заразилась тяжелой формой сыпного тифа. Была надежда, что Юлия Петровна поправится. Но этого не случилось. Две недели провела она без сознания, лежа на грязной мокрой соломе под ветхим навесом рядом с другими умирающими. Солдаты, которым еще недавно помогала она, трогательно ухаживали за своей баронессой до последнего...

Слайд № 14

Умерла Юлия Петровна 24 января 1878 года. Могилу для нее копали раненые солдаты, и они же несли гроб, не позволив это делать никому другому. Похоронили ее в платье сестры милосердия около православного храма в Бяла, где позже был установлен памятник из белого мрамора.

Слайд № 15

В 1907 г. в Бяле открыли музей истории Русско-турецкой освободительной войны 1877-1878 гг. Среди экспонатов был портрет Юлии Вревской со словами Виктора Гюго: «Русская роза сорвана на болгарской земле сыпным тифом».

Ее подвиг послужил примером сотням русских женщин, выбравшим для себя профессию сестры милосердия.

А благодарные болгары и по сей день считают русскую баронессу Вревскую своей национальной героиней, отдавшей свою жизнь за их свободу.

 

 

 

 

 

 

 


  1. Проверочная работа по теме: «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Выберите верный ответ

 

1.      Манифест о войне с Турцией был издан:

a)     26 июня 1876 года;

b)     11 декабря 1876 года;

c)     12 апреля 1877 года.

 

2.      Город Тырново был занят 25 июня 1877 года войсками под командованием:

a)     генерала И.В. Гурко;

b)     генерала М.Г. Чернова;

c)     генерала М.Д. Скобелева.

 

3.      5-7 июля 1877 г. русскими войсками были захвачены:

a)     крепости Баязет и Ардаган;

b)     Шипкинский перевал и гора Шипка;

c)     Софийское шоссе и дорога на  Ловчу (подходы к Плевне).

 

4.      Осадой турецких войск в Плевне с середины сентября 1878 года руководил:

a)     великий князь Николай Николаевич;

b)     император Александр II;

c)     военный инженер Э.И. Тотлебен.

 

5.      Пока Гурко громил Сулеймана,  в центре русской армии был предпринят глубокий рейд на Адрианополь. Конницей брошенной туда командовал:

a)     генерал М.Д. Скобелев;

b)     генерал Н.П. Криденер;

c)     генерал Н.Г. Столетов.

 

6.      Юлия Вревская находилась на Русско-турецкой войне:

a)     с апреля 1877 года до февраля 1878 года;

b)     с июня 1877 года до января 1878 года;

c)     с сентября 1877 года до февраля 1878 года;

 

7.      Положение сестёр милосердия в период войны определялось:

a)     «Учреждением для управления действующей армией»;

b)     «Кратким наставлением о важнейших хирургических операциях»;

c)     «Правилами о сестрах Красного Креста».

 

8.      Сан-Стефанский мир был заключен:

a)     19 января 1878 г.;

b)     19 февраля 1878 г.;

c)     1 июля 1878 г.

 

 

7.      Подведение итогов занятия:

Оценка работы студентов

8.      Домашнее задание:

Сравните биографии сестер милосердия: Дарьи Севастопольской и Юлии Вревской.


Рабочий лист студента

__________________________________________________________________________________

по теме «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Задание № 1.

Прослушав сообщение студента, определите, что из ниже перечисленного относится к причинам Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (Лишнее зачеркнуть)

                     1.         Освободительное движение в Боснии, Герцеговине, Болгарии против османского ига.

                     2.         Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке.

                     3.         Борьба европейских стран за влияние на Балканскую политику.

                     4.         Отказ Турции принять ультиматум европейских держав о признании ею самостоятельности Болгарии, Боснии и Герцеговины.

                     5.         Геополитические противоречия Швеции с европейскими державами.     

Задание № 2.

Для выполнения задания  необходимо внимательно слушать учителя и на графике отмечать события, происходившие на Балканском фронте в соответствии с их значимостью для Русско-турецкой войны.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Основные события на Балканах

А.    Форсирование Дуная русской армией.

Б.    Передовой отряд генерала И. В. Гурко 25 июня занял Тырново.

В.    7 июля Шипка была взята русскими и болгарскими воинами.

Г.    Предпринятые генералом Н.П. Кридером 8 и 18 июля штурмы Плевны окончились неудачей.

Д.    После организованной Тотлебеном осады Плевны, Осман-паша был плотно заперт в городе.

Е.    28 ноября, после атаки наших войск, турецкая армия сложила оружие и сдала Плевну.

Ж.    Западный отряд генерала И. В. Гурко  23 декабря 1877 года занял Софию.

З.    27-28 декабря 1877 г. русские войска и болгарские ополченцы атаковали неприятеля у Шейново.

И.    8 января Скобелев занял Адрианополь – вторую столицу Турции.

К.    19 февраля 1878 года был подписан Сан-Стефанский мирный договор.

Задание № 3.

Прочитайте документы и выполните задания.

Задания к документу № 1:

1.         Укажите статьи, в которых говорится о новом статусе Болгарии: _____________________________

2.         Укажите статьи, в которых говорится об уступках Турции: __________________________________

Задания к документу № 2:

1.         Укажите статьи, которые изменяли статус Болгарии, Боснии и Герцеговины: _________________

2.         Укажите статьи, в которых были пересмотрены условия Сан-Стефанского мира в пользу Турции: _____________________

Задание № 4.       Назовите тему сообщения студента, указав его имя и фамилию

_________________________________________________________________________________

 

Задание № 5.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка урока дает возможность продолжить изучение роли медицинской помощи при военных действиях, в частности, роли сестер милосердия, их тяжелого труда, самоотверженности. Студенты практически всегда очень внимательно слушают доклады и сообщения своих сокурсников, особенно если перед выступлением дано задание.

 Этот материал можно использовать при проведении исторической недели, например, в конкурсе презентаций.

Изучение истории через судьбу простых людей, великих исторических деятелей всегда интереснее, чем простое перечисление фактов и событий. Этот урок дает такую возможность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Материалы для урока "Права и свободы человека и гражданина"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 22. Гражданин Российской Федерации
  • 01.10.2020
  • 1170
  • 43
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1291
    • DOCX 59.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Безуглова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Безуглова Елена Викторовна
    Безуглова Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 66082
    • Всего материалов: 27

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 380 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе