Инфоурок Литература Рабочие программыРусский язык и литература Учимся сочинять юмористические рассказы.8 класс

Русский язык и литература Учимся сочинять юмористические рассказы.8 класс

Скачать материал

Мангистауская область

Город Жанаозен

Учитель русского языка и литературы

Средней школы № 15

 

Учимся сочинять юмористические рассказы.

    Часто учитель сталкивается с такой ситуацией: прочитан рассказ с забавным содержанием, беседа по нему идет интересная, наблюдений над текстом накапливается много, глаза ребят горят, а как только они садятся писать сочинение о веселом эпизоде из жизни, выходит скучно, шаблонно, коряво.  Почему это происходит?  Дело в том, что создавая собственный текст, ученику приходится решать слишком много задач: собрать необходимый материал, продумать композицию рассказа и его речевое оформление.  Необходим  специальный урок развития речи, задача которого – научить  школьников прежде всего простейшим видам рассказа о смешном недоразумении или комической ситуации. Эпиграфом к нему я подобрала слова М. Твена: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды».

    Урок в VIII классе, на которой я отвела два часа, начинаю с повторения теоретических сведений о рассказе.

    - Что такое рассказ?

    - Это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит повествование об одном событии.

    - В рассказе мало действующих лиц.

    - Какие композиционные части рассказа вы знаете?

    - Завязка, развитие  действия, кульминация, спад действия, развязка.

    - Вспомните, что такое завязка.

    - Это начало развития событий.

    - Дайте определение другим композиционным частям.

    - Кульминация – момент высшего напряжения в развитии события.

    - Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

    Напоминаю, что в рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и кем произошло то, о чем он решил рассказать, в заключении делится своими раздумьями по поводу описанного события, говорит о том, какой след оно оставило в памяти.

    Сообщаю, что на этом уроке мы будем учиться писать юмористический рассказ. Прошу раскрыть лексическое значение слова юмористический, подобрать к нему родственные слова и синонимы, затем предлагаю прослушать краткое содержание рассказа М.Каназова «Мальчишки верхного и нижнего аулов». При пересказе опускаю все речевые средства комического, использованные автором.

    Несмотря на то, что мальчишки нижнего и верхнего аулов не дружат между собой, телята такой вражды не знают. Они всегда вместе. Болеген уже давно объездил своего белобокого теленка. Шакета ни один теленок  не выдержит. А вот теленок  Нургали  так и просится под седло. Вот Кожаберген и решил поехать на нем в аул. Пусть враги посмотрят, подивятся.

Мальчик запрыгнул теленку на спину, и теленок понесся, подкидывая  Кожабергена на кочках. Очнулся Кожаберген, а рот полон песку, коленки ободраны, через голень тянется царапина.

    - Как вы думаете, можно ли случай, о котором рассказал М.Каназов, назвать смешным, комическим?

    - Это история скорее грустная, такой рассказ нельзя назвать юмористическим, ведь юмористические рассказы всегда смешные.

    - А теперь сравним рассказ и авторский текст, знакомый вам по V классу.

    Делаем вывод, что  М.Каназов  не только собирался написать историю про скачки и мальчика, ставшего посмешищем для ребят соседнего аула, но  хотел рассказать ее весело, рассмешить читателя, поэтому у него получился не просто рассказ, а юмористический рассказ.

   - Считаете ли вы, что автор высмеивает своих героев – Кожабергена, Болегена, Шакета?

    Автор хоть и подсмеивается над мальчишками, над их изобретательностью, но смех этот не злой, а дружелюбный, автор сочувствует своим героям.

    - Значит, юмор – это когда смешно. Мы смеемся, когда читаем что-нибудь смешное, забавное. Герои юмористического рассказа, может быть, и заслуживают критики, но все же сохраняют свою привлекательность, и автор, смеясь дружелюбно над  их недостатками, сочувствует своим героям.

     Вручаю всем «Памятку начинающему писать юмористические рассказы».

1.Прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на схему построения текста – повествования:

 

 

2. Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогут:

·         появление неожиданных для героя участников событий;

·         неожиданный поворот событий;

·         неожиданная развязка.

3. Помните: большую роль в рассказе играет заголовок и то, от чьего лица ведется повествование.

4. Не забудьте: что юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора:   

·         интересный диалог;

·         смешные имена (клички), фамилии героев;

·         авторская юмористическая оценка.

    Говорим о требованиях, предъявляемых к юмористическому рассказу.

В качестве информационной схемы используем модель: «солнышко»:

 

 

 

 

     

     «Лучики» солнца – это то, что вызывает улыбку, помогает автору создать интересный юмористический рассказ. Первый «лучик» - комический заголовок. Он интригует, помогает увлечь читателя, предугадать содержание рассказа.

    - Приведите примеры заголовков юмористических рассказов.

    - «Ровно 25 кило», «Что любит Мишка», «Слон и радио» В.Драгунского.

    - «Как я всех обмануть хотел», «Сорняк» В.Голявкина.

    - «Как я решал задачу» Н.Носова.

   - Что такое ситуация неожиданности?

    - В неожиданных ситуациях герои совершают необычные поступки.

    - Вспомним рассказ В.Драгунского «Шиворот-навыворот». В чем, по-вашему, состоит комизм ситуации?

    -Мальчик ни с того ни с сего надумал такое, что даже сам удивился.

    - Что он вообразил себе?

    - Чтобы дети были во всех делах главными, а взрослые должны были бы их во всем слушаться.

    - Мама сидела бы за столом, а Дениска бы командовал: «Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!».

    - Пришел бы папа после работы, А Дениска тут же закричал бы: «Мой руки сейчас же! Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не хлюпай носом, ты не девчонка…».

    - Пришла бы бабушка а Дениска бы заголосил: «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Признавайся: опять в хоккей гоняла?».

    - Заставил бы он всех троих садиться за уроки, а сам пошел бы в кино.

    - Как видим, игра воображения – это тоже особенность юмористического рассказа. Игра – это смех, веселое настроение.

     - Прочитайте фрагмент рассказа:

    - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

     - Врешь!

    - Нет, правда!

    - Почему же ты не  умер?

    - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

    - Без головы?

    - Конечно, без головы. Зачем мне голова?

    - Как же ты шел без головы?

    - Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!

    - Почему же ты теперь с головой?

    - Другая выросла.

    - Ловко придумал! – позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки.

    - Как называется рассказ, из которого взят данный диалог? Кто автор?

    - Н.Носов. «Фантазеры».

    - Вспомните содержание этого рассказа и подумайте, какова цель каждого из героев  в этом разговоре.

    - Цель Мишутки – нафантазировать, соврать лучше Стасика.

    - Цель Стасика – не верить, всё подвергать сомнению, чтобы «помешать» Мишутке соврать.

    - Этот рассказ состоит почти полностью из диалогов. Для создания комического эффекта автор воспроизводит свободную, разговорную речь. Прочитайте рассказ в лицах. Обратите внимание на речь героев – яркую, непосредственную.  В ней много слов, выражающих различные чувства: Э-э-э…кхм…Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап! Ха-ха-ха! Вот так враки! Много в таких рассказах сравнений. Попробуйте привести свои примеры.

    - «Знаешь,- говорит Мишутка,- раньше я был большой – пребольшой, как дядя Боря…».

    -«Прямо, как клещ, ухватился».

    - Одно из речевых средств комического – это гиперболизация. Гипер означает «сверх», гиперболизация – «преувеличение», «сверх обычного». Например: не ел три дня, я сейчас умру от смеха.

    - Как видите, сочинять смешные рассказы не так уж и сложно, если знать секреты. К тому же в этом может помочь ваш читательский опыт, ваше собственное воображение и ваше желание придумать смешную историю. Попробуйте продолжить «вранье» Мишутки в его разговоре со Стасиком.

    Прослушав несколько устных рассказов (своеобразный айтыс врунов), делаю вывод:

    - Ваши удачные варианты продолжения рассказа говорят о том, что вы усвоили основные особенности юмористического рассказа.

      А теперь послушайте рассказ Айнур Табылдиевой «Как я чуть не утонула». (Выступление ученицы перед аудиторией записано на магнитную пленку).

    Как- то летом, когда я была маленькой, я со своим братом Арманом поехала в лагерь. Это случилось в середине смены. Нам читали книгу про героев.  И я решила , что обязательно совершу что-нибудь героическое.

    Однажды наш отряд пошел на море купаться. Нас отпускали плавать группами по пять человек. Я оказалась в третьей группе. Мы легли на песок и с нетерпением стали ждать, когда придет наш черед бухнуться в воду, а там уж поплескаться вдоволь. Вдруг с моря послышались крики. Это кричали две девочки: они заплыли очень далеко, и им свело ноги.

    Я тут же вспомнила книгу о героях Великой Отечественной войны и решила спасти девочек. Быстро влезла в воду и, шлепая ногами по дну, стала делать вид, что плыву.

    Вдруг стало глубоко, я уже еле доставала до дна ногами, а до девочек оставалась полметра. Кое-как дотянувшись рукой до одной из них, я стала тянуть ее, но та неожиданно потащила меня за собой. За нами прыгнули взрослые и нас вытащили на берег. Потом нас отправили в  больницу. Вот так бесславно для меня закончилась эта история.

    После этого случая надо мной все смеялись, а мне было очень-очень обидно. Я так хотела совершить подвиг, а ничего из этой затеи не вышло. и вечером, уткнувшись в подушку, я долго плакала.

    Этот случай запомнился мне на всю жизнь.

    - Какое событие – смешное, грустное, забавное, страшное – легло в основу рассказа?

    - В этом рассказе описывается смешной и в то же время немного грустный случай, который произошел с маленькой девочкой.

    - Какую цель ставила перед собой рассказчица?

    - Позабавить слушателей, создать у них хорошее настроение.

    - Посмеяться над собой.

    - Достигла ли она этой цели?

    - Цель была достигнута: рассказчица раскрыла основную мысль повествования, тон рассказа – шутливый, насмешливый – выбран правильно.

      - Интересно ли было слушать рассказчицу?

    - Да. Веришь, что все, рассказанное Айнур, происходило на самом деле.

    - Удачным можно назвать заключение, где говорится о переживаниях девочки, о том, как она плакала – не от испуга, а от обиды на ребят, смеявшихся над ней.

    - Юмор проявляется не только в манере повествования, но и в обрисовке внешности в речевом поведении героев. Использовала ли рассказчица необходимые языковые средства создания юмора?

    - Отсутствует диалог.

    - Диалог был просто необходим. Можно было использовать глаголы в повелительном наклонении: «Давай греби…», «Держись за меня!».

    - Не обрисована внешность героев.

    - Не использованы гиперболы. Я бы включила в текст такие преувеличения: «От страха глаза чуть не вылезли из орбит», «Чуть не умерла от стыда».

    - Надо было воспользоваться сравнениями, например: «стучала зубами, как отбойный молоток», «прыгнула в воду, как чемпионка мира: красиво, легко и почти без брызг».

     Читаю фрагмент из рассказа В.Драгунского «Рабочие дробят камень». Его герои, Костик и Мишка, предлагают Дениске прыгнуть с верхней вышки в воду:

     Я посмотрел на вышку и увидел, что она не слишком-то уж высокая, ничего страшного, не выше второго этажа, ничего особенного.

    Поэтому я сейчас же ответил Костику:

    - Конечно, смог бы! Ерунда какая.

    Мишка тотчас же сказал:

     - А вот слабо!

    - Дурачок ты, Мишка, вот ты кто!

    Костик сказал:

    - Здесь же десять метров!

    - Ну и что? – сказал я.

    - Слабо! – отрезал Костик.

И Мишка, конечно, его поддержал:

    - Слабо,факт,слабо!- И добавил:- Слабо-би-бо!!!

    Я сказал:

    - Дурачки вы оба! Вот вы кто!

    И тут я встал, растопырил ребра, выкатил грудь, напружинил руки и пошел к вышке. А когда шел, все время ставил носки внутрь.

    Сзади Костик крикнул:

    - Слабо-би-бу-бе-бо!

    Но я не стал ему отвечать. Я уже всходил на вышку.

    Обращаю внимание учащихся на такую особенность юмористического рассказа, как смешные герои.

    - А кто помогает нам увидеть забавные черты характера героев?

    - Конечно же, автор.

    - Да, мы постоянно слышим авторский голос. Именно добрый смех автора является еще одной особенностью юмористического рассказа.

    Продолжаю чтение:

    И когда я глянул вниз, я увидел наш водный бассейн, он был голубой, но такой маленький, прямо величиной с папиросную коробку, и я подумал, что, если прыгну, вряд ли попаду в него, тут очень просто промахнуться, а тем более ветер не меньше шести баллов, он того и гляди снесет меня в сторону, в реку, или я бухнусь прямо в буфет кому-нибудь на голову, вот будет история! Или я чего доброго угожу прямо на кухню, в котел с борщом! Тоже удовольствие. От этих мыслей у меня что-то зачесалось внутри коленок, и мне больше всего захотелось  еще раз услышать, как рабочие чинят набережную, и увидеть Костика и Мишку рядом с собой, все-таки они мои друзья…

   И я потихонечку сделал несколько шагов назад, ухватился за перила и стал спускаться вниз, а когда спустился, настроение у меня опять было хорошее и на сердце стало легко-легко, как будто гора с плеч свалилась. И я очень обрадовался, когда увидел Мишку с Костиком, и побежал к ним, а когда, подбежал, остановился как вкопанный!.. Эти  дураки  хохотали во все горло и показывали на меня пальцем! Они изображали, что сейчас лопнут от смеха. Они вопили:

        - Он спрыгнул!

        - Ха-ха-ха!

        - Он сиганул!

        - Хо-хо-хо!

        - Ласточкой!

        - Хе-хе-хе!

        - Солдатиком!

        - Хи-хи-хи!

        - Храбрец!

        - Молодец

        - Хвастец!

 

    Отмечаю, что обычно герои юмористических рассказов не просто разговаривают, а болтают, не кричат, а орут, визжат. Предлагаю послушать диалог героев и назвать слова и выражения, которые вызывают улыбку:

    Я сел рядом с ним  и сказал:

    - Дурачки вы, и больше ничего! Неужели вы думаете, что я струсил?

    Тут они прямо завизжали:

    - Нет! Ха-ха-ха!

    - И не думаем! Хо-хо-хо!

    - Ты не струсил!

    - Ты просто забоялся!

    - Сейчас мы напишем про тебя в газету!

    - Чтоб тебе медаль дали!

    - За красивое спускание по лестнице!

    Ребята называют речевые средства комического и даже пытаются комментировать:

    - Неправильно говорить забоялся. Автор специально использовал это слово вместо побоялся, чтобы смешно было.

     Подвожу учеников к мысли о  том, что автор будто говорит нам: «А ведь такое может случиться со всеми, но не стоит переживать, юмористическая ситуация может многому научить хвастунов и забияк» Прежде чем продолжить чтение, даю задание определить, какие еще особенности юмористического рассказа автор реализует в своем произведении.

    Во мне прямо все бурлило  от злости! Какие все- таки наглые типы, этот худющий Костыль и особенно Миха с его противным голосом! Они, видно, серьезно воображают, что я струсил! Какая глупость! Олухи царя небесного!

    Но я не стал ругаться и оскорблять их, как они меня. Ведь, я- то знал, что мне ничего не стоит прыгнуть с этой жалкой вышки! Поэтому я сказал им спокойно и вежливо:

    - Наплевать на вас!

   И стремглав кинулся к вышке и в пять секунд снова взбежал на самый верх!

    Ученики говорят, что юмор проявляется здесь в обрисовке внешности (худющий), кличек (Костыль, Миха), соединении слов из разных стилей (сказал вежливо: «Наплевать на вас !»).

     Предлагаю учащимся самим завершить этот рассказ. Выслушав варианты заключительной части текста, продолжаю чтение:

    И я опять спустился вниз.

   Костик, когда увидел меня, встал на четвереньки и уткнулся головой в пол. И так, на голове, он побежал по кругу, как какой-нибудь жук. А Мишка был совершенно синий и булькал, у него была смеховая истерика.

    Возле них сидела небольшая толпичка,  разные девушки и парни. Они так смеялись. Видно Костик с Мишкой рассказали им про это дело. Они очень весело смеялись, незнакомые эти люди, а мои друзья смеялись с ними заодно, они все вместе дружно надо мной смеялись…

    И тут я почувствовал, что всё, что было до сих пор, это была чепуха! Просто я до сих пор не понимал, в чем тут суть! А сейчас кажется понял.

И я повернулся и пошел обратно на вышку. В третий раз. Они там сзади кукарекали мне вслед, блеяли, улюлюкали. Но я долез доверху и подошел к самому краю. Коленки у меня дрожали. Но я схватил их руками и сжал и сказал себе тихонько, а когда говорил, слышал, как дрожит мой голос и клацают зубы.

     Я бормотал:

    - Ррохля!..Вахля!..Махля!..Прыгай сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Шухля! Опухля! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!

    И когда я обозвал себя вонюхлей, и не выдержал обиды и шагнул вперед. Сердце и желудок у меня сразу подкатились к горлу. Я прыгнул! Я прыгнул! Прыгнул все-таки!

    Делаю вывод, что эмоциональность и выразительность – это неотъемлемые части юмористического рассказа. Обобщаю полученные сведения:

- В чем заключается основная особенность юмористического рассказа?

    - В основе его лежит смешная ситуация.

    - Перечислите особенности юмористического рассказа.

    - Комический заголовок, ситуация неожиданности, ситуация игры, забавные герои, добрый авторский смех.

    - Назовите речевые средства создания юмора.

    - Диалог, монолог, просторечие, сравнения, преувеличение.

    - А теперь вам предстоит побывать в роли писателей: вспомните какой-нибудь случай на вашей жизни (любую комическую ситуацию.), запишите начало, главные факты, яркие детали, концовку, подумайте над тем, какие языковые средства вы сможете использовать в рассказе.

    Затем два-три ученика выступают с устными рассказами (записываю их выступления на магнитную ленту – это поможет при последующем анализе). Обсуждаем содержание, композицию, язык рассказов, их исполнение

(как держался рассказчик, говорил ли он достаточно свободно, нашел ли он нужный тон и верную интонацию).

    Задание на дом – попросить кого-нибудь из взрослых (родителей, старших братьев и сестер, просто знакомых) вспомнить о памятном событии или смешном случае из жизни и записать их рассказы от первого лица.

    Лучшие из этих рассказов мы представляем на конкурс в рамках общешкольной Недели русского языка и литературы.

Цель конкурса – создать атмосферу творческого соревнования, предоставить возможность всем участникам выступить с устными рассказами перед большой аудиторией. Необходимо при этом соблюсти три условия:

·        Сюжет рассказа должен быть занимательным.

·        Содержание должно быть интересным.

·        Выступление должно быть кратким (не более 5 минут).

 

        В программе конкурса два отделения: «серьезные» рассказы и юмористические. Они различны по источнику сообщения и композиции: рассказы о себе, услышанные от кого-то, с необычным построением и др.

 

 

 

 

    Вот примерные темы для конкурса:

                                                1-отделение

1.     Как я стал футболистом.

2.     Друг познается в беде.

 

                                                2-отделение

1.     С кем поведешься - от кого и наберешься.

2.     Как мы с отцом готовили праздничный обед.

 

    В антракте организуются викторины, звучат в грамзаписи короткие рассказы в исполнении мастеров художественного слова.

    Использование на уроках и во внеклассной работе текстов комического характера помогает почувствовать живое русское слово, создает доброжелательную атмосферу в классе и, конечно же, развивает чувство юмора.

 

 

Г.Н.Дарбаева,

учитель средней школы №15

г.Жанаозен,

Мангистауская  область.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Русский язык и литература Учимся сочинять юмористические рассказы.8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 268 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.06.2020 2927
    • DOCX 41.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юрманова Лия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юрманова Лия Владимировна
    Юрманова Лия Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75890
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 215 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 464 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 168 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе