Мангистауская
область
Город
Жанаозен
Учитель
русского языка и литературы
Средней
школы № 15
Учимся
сочинять юмористические рассказы.
Часто
учитель сталкивается с такой ситуацией: прочитан рассказ с забавным
содержанием, беседа по нему идет интересная, наблюдений над текстом
накапливается много, глаза ребят горят, а как только они садятся писать
сочинение о веселом эпизоде из жизни, выходит скучно, шаблонно, коряво. Почему
это происходит? Дело в том, что создавая собственный текст, ученику приходится
решать слишком много задач: собрать необходимый материал, продумать композицию
рассказа и его речевое оформление. Необходим специальный урок развития речи,
задача которого – научить школьников прежде всего простейшим видам рассказа о смешном
недоразумении или комической ситуации. Эпиграфом к нему я подобрала слова М.
Твена: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды».
Урок в VIII классе,
на которой я отвела два часа, начинаю с повторения теоретических сведений о
рассказе.
- Что такое рассказ?
- Это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит повествование
об одном событии.
- В рассказе мало действующих лиц.
- Какие композиционные части рассказа вы знаете?
- Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
- Вспомните, что такое завязка.
- Это начало развития событий.
- Дайте определение другим композиционным частям.
- Кульминация – момент высшего напряжения в развитии события.
- Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
Напоминаю, что в рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении
автор обычно поясняет, где, когда и кем произошло то, о чем он решил
рассказать, в заключении делится своими раздумьями по поводу описанного
события, говорит о том, какой след оно оставило в памяти.
Сообщаю, что на этом уроке мы будем учиться писать юмористический рассказ.
Прошу раскрыть лексическое значение слова юмористический, подобрать к
нему родственные слова и синонимы, затем предлагаю прослушать краткое
содержание рассказа М.Каназова «Мальчишки верхного и нижнего аулов». При
пересказе опускаю все речевые средства комического, использованные автором.
Несмотря на то, что мальчишки нижнего и верхнего аулов не дружат между собой,
телята такой вражды не знают. Они всегда вместе. Болеген уже давно объездил
своего белобокого теленка. Шакета ни один теленок не выдержит. А вот теленок Нургали
так и просится под седло. Вот Кожаберген и решил поехать на нем в аул. Пусть
враги посмотрят, подивятся.
Мальчик
запрыгнул теленку на спину, и теленок понесся, подкидывая Кожабергена на
кочках. Очнулся Кожаберген, а рот полон песку, коленки ободраны, через голень
тянется царапина.
- Как вы думаете, можно ли случай, о котором рассказал М.Каназов, назвать
смешным, комическим?
- Это история скорее грустная, такой рассказ нельзя назвать юмористическим,
ведь юмористические рассказы всегда смешные.
- А теперь сравним рассказ и авторский текст, знакомый вам по V классу.
Делаем вывод, что М.Каназов не только собирался написать историю про скачки и
мальчика, ставшего посмешищем для ребят соседнего аула, но хотел рассказать ее
весело, рассмешить читателя, поэтому у него получился не просто рассказ, а
юмористический рассказ.
- Считаете ли вы, что автор высмеивает своих героев – Кожабергена, Болегена,
Шакета?
Автор хоть и подсмеивается над мальчишками, над их изобретательностью, но смех
этот не злой, а дружелюбный, автор сочувствует своим героям.
- Значит, юмор – это когда смешно. Мы смеемся, когда читаем что-нибудь смешное,
забавное. Герои юмористического рассказа, может быть, и заслуживают критики, но
все же сохраняют свою привлекательность, и автор, смеясь дружелюбно над их
недостатками, сочувствует своим героям.
Вручаю всем «Памятку начинающему писать юмористические рассказы».
1.Прежде
всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на схему построения текста –
повествования:
2.
Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация
или смешное недоразумение. Создать их помогут:
·
появление
неожиданных для героя участников событий;
·
неожиданный
поворот событий;
·
неожиданная
развязка.
3.
Помните: большую роль в рассказе играет заголовок и то, от чьего лица ведется
повествование.
4.
Не забудьте: что юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности
и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора:
·
интересный
диалог;
·
смешные
имена (клички), фамилии героев;
·
авторская
юмористическая оценка.
Говорим
о требованиях, предъявляемых к юмористическому рассказу.
В
качестве информационной схемы используем модель: «солнышко»:
«Лучики» солнца – это то, что вызывает улыбку, помогает автору создать
интересный юмористический рассказ. Первый «лучик» - комический заголовок. Он
интригует, помогает увлечь читателя, предугадать содержание рассказа.
- Приведите примеры заголовков юмористических рассказов.
- «Ровно 25 кило», «Что любит Мишка», «Слон и радио» В.Драгунского.
- «Как я всех обмануть хотел», «Сорняк» В.Голявкина.
- «Как я решал задачу» Н.Носова.
- Что такое ситуация неожиданности?
- В неожиданных ситуациях герои совершают необычные поступки.
- Вспомним рассказ В.Драгунского «Шиворот-навыворот». В чем, по-вашему, состоит
комизм ситуации?
-Мальчик ни с того ни с сего надумал такое, что даже сам удивился.
- Что он вообразил себе?
- Чтобы дети были во всех делах главными, а взрослые должны были бы их во всем
слушаться.
- Мама сидела бы за столом, а Дениска бы командовал: «Жуй как следует! И не
раскачивайся на стуле!».
- Пришел бы папа после работы, А Дениска тут же закричал бы: «Мой руки сейчас
же! Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы?
Не хлюпай носом, ты не девчонка…».
- Пришла бы бабушка а Дениска бы заголосил: «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку!
Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая!
Признавайся: опять в хоккей гоняла?».
- Заставил бы он всех троих садиться за уроки, а сам пошел бы в кино.
- Как видим, игра воображения – это тоже особенность юмористического рассказа.
Игра – это смех, веселое настроение.
- Прочитайте фрагмент рассказа:
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я
ее бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
- Ловко придумал! – позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки.
-
Как называется рассказ, из которого взят данный диалог? Кто автор?
- Н.Носов. «Фантазеры».
- Вспомните содержание этого рассказа и подумайте, какова цель каждого из
героев в этом разговоре.
- Цель Мишутки – нафантазировать, соврать лучше Стасика.
- Цель Стасика – не верить, всё подвергать сомнению, чтобы «помешать» Мишутке
соврать.
- Этот рассказ состоит почти полностью из диалогов. Для создания комического
эффекта автор воспроизводит свободную, разговорную речь. Прочитайте рассказ в
лицах. Обратите внимание на речь героев – яркую, непосредственную. В ней много
слов, выражающих различные чувства: Э-э-э…кхм…Сейчас…Вот! Один раз я дразнил
собаку, а она меня цап! Ха-ха-ха! Вот так враки! Много в таких рассказах
сравнений. Попробуйте привести свои примеры.
- «Знаешь,- говорит Мишутка,- раньше я был большой – пребольшой, как дядя
Боря…».
-«Прямо, как клещ, ухватился».
- Одно из речевых средств комического – это гиперболизация. Гипер означает
«сверх», гиперболизация – «преувеличение», «сверх обычного». Например:
не ел три дня, я сейчас умру от смеха.
- Как видите, сочинять смешные рассказы не так уж и сложно, если знать секреты.
К тому же в этом может помочь ваш читательский опыт, ваше собственное
воображение и ваше желание придумать смешную историю. Попробуйте продолжить
«вранье» Мишутки в его разговоре со Стасиком.
Прослушав несколько устных рассказов (своеобразный айтыс врунов), делаю вывод:
- Ваши удачные варианты продолжения рассказа говорят о том, что вы усвоили
основные особенности юмористического рассказа.
А теперь послушайте рассказ Айнур Табылдиевой «Как я чуть не утонула».
(Выступление ученицы перед аудиторией записано на магнитную пленку).
Как- то летом, когда я была маленькой, я со своим братом Арманом поехала в
лагерь. Это случилось в середине смены. Нам читали книгу про героев. И я решила
, что обязательно совершу что-нибудь героическое.
Однажды наш отряд пошел на море купаться. Нас отпускали плавать группами по
пять человек. Я оказалась в третьей группе. Мы легли на песок и с нетерпением
стали ждать, когда придет наш черед бухнуться в воду, а там уж поплескаться
вдоволь. Вдруг с моря послышались крики. Это кричали две девочки: они заплыли
очень далеко, и им свело ноги.
Я тут же вспомнила книгу о героях Великой Отечественной войны и решила спасти
девочек. Быстро влезла в воду и, шлепая ногами по дну, стала делать вид, что
плыву.
Вдруг стало глубоко, я уже еле доставала до дна ногами, а до девочек оставалась
полметра. Кое-как дотянувшись рукой до одной из них, я стала тянуть ее, но та
неожиданно потащила меня за собой. За нами прыгнули взрослые и нас вытащили на
берег. Потом нас отправили в больницу. Вот так бесславно для меня закончилась
эта история.
После этого случая надо мной все смеялись, а мне было очень-очень обидно. Я так
хотела совершить подвиг, а ничего из этой затеи не вышло. и вечером, уткнувшись
в подушку, я долго плакала.
Этот случай запомнился мне на всю жизнь.
- Какое
событие – смешное, грустное, забавное, страшное – легло в основу рассказа?
- В этом
рассказе описывается смешной и в то же время немного грустный случай, который
произошел с маленькой девочкой.
- Какую цель
ставила перед собой рассказчица?
- Позабавить
слушателей, создать у них хорошее настроение.
- Посмеяться
над собой.
- Достигла ли
она этой цели?
- Цель была
достигнута: рассказчица раскрыла основную мысль повествования, тон рассказа –
шутливый, насмешливый – выбран правильно.
- Интересно
ли было слушать рассказчицу?
- Да. Веришь,
что все, рассказанное Айнур, происходило на самом деле.
- Удачным
можно назвать заключение, где говорится о переживаниях девочки, о том, как она
плакала – не от испуга, а от обиды на ребят, смеявшихся над ней.
- Юмор
проявляется не только в манере повествования, но и в обрисовке внешности в
речевом поведении героев. Использовала ли рассказчица необходимые языковые
средства создания юмора?
- Отсутствует
диалог.
- Диалог был
просто необходим. Можно было использовать глаголы в повелительном наклонении:
«Давай греби…», «Держись за меня!».
- Не обрисована
внешность героев.
- Не
использованы гиперболы. Я бы включила в текст такие преувеличения: «От страха
глаза чуть не вылезли из орбит», «Чуть не умерла от стыда».
- Надо было
воспользоваться сравнениями, например: «стучала зубами, как отбойный молоток»,
«прыгнула в воду, как чемпионка мира: красиво, легко и почти без брызг».
Читаю фрагмент из рассказа В.Драгунского «Рабочие дробят камень». Его герои,
Костик и Мишка, предлагают Дениске прыгнуть с верхней вышки в воду:
Я посмотрел на вышку и увидел, что она не слишком-то уж высокая, ничего
страшного, не выше второго этажа, ничего особенного.
Поэтому я сейчас же ответил Костику:
- Конечно, смог бы! Ерунда какая.
Мишка тотчас же сказал:
- А вот слабо!
- Дурачок ты, Мишка, вот ты кто!
Костик сказал:
- Здесь же десять метров!
- Ну и что? – сказал я.
- Слабо! – отрезал Костик.
И
Мишка, конечно, его поддержал:
- Слабо,факт,слабо!- И добавил:- Слабо-би-бо!!!
Я сказал:
- Дурачки вы оба! Вот вы кто!
И тут я встал, растопырил ребра, выкатил грудь, напружинил руки и пошел к
вышке. А когда шел, все время ставил носки внутрь.
Сзади Костик крикнул:
- Слабо-би-бу-бе-бо!
Но я не стал ему отвечать. Я уже всходил на вышку.
Обращаю
внимание учащихся на такую особенность юмористического рассказа, как смешные
герои.
- А кто помогает нам увидеть забавные черты характера героев?
- Конечно же, автор.
- Да, мы постоянно слышим авторский голос. Именно добрый смех автора является
еще одной особенностью юмористического рассказа.
Продолжаю чтение:
И когда я глянул вниз, я увидел наш водный бассейн, он был голубой, но такой
маленький, прямо величиной с папиросную коробку, и я подумал, что, если прыгну,
вряд ли попаду в него, тут очень просто промахнуться, а тем более ветер не
меньше шести баллов, он того и гляди снесет меня в сторону, в реку, или я
бухнусь прямо в буфет кому-нибудь на голову, вот будет история! Или я чего
доброго угожу прямо на кухню, в котел с борщом! Тоже удовольствие. От этих
мыслей у меня что-то зачесалось внутри коленок, и мне больше всего захотелось
еще раз услышать, как рабочие чинят набережную, и увидеть Костика и Мишку рядом
с собой, все-таки они мои друзья…
И я потихонечку сделал несколько шагов назад, ухватился за перила и стал
спускаться вниз, а когда спустился, настроение у меня опять было хорошее и на
сердце стало легко-легко, как будто гора с плеч свалилась. И я очень
обрадовался, когда увидел Мишку с Костиком, и побежал к ним, а когда, подбежал,
остановился как вкопанный!.. Эти дураки хохотали во все горло и показывали на
меня пальцем! Они изображали, что сейчас лопнут от смеха. Они вопили:
- Он спрыгнул!
- Ха-ха-ха!
- Он сиганул!
- Хо-хо-хо!
- Ласточкой!
- Хе-хе-хе!
- Солдатиком!
- Хи-хи-хи!
- Храбрец!
- Молодец
- Хвастец!
Отмечаю,
что обычно герои юмористических рассказов не просто разговаривают, а
болтают, не кричат, а орут, визжат. Предлагаю послушать
диалог героев и назвать слова и выражения, которые вызывают улыбку:
Я сел рядом с ним и сказал:
- Дурачки вы, и больше ничего! Неужели вы думаете, что я струсил?
Тут они прямо завизжали:
- Нет! Ха-ха-ха!
- И не думаем! Хо-хо-хо!
- Ты не струсил!
- Ты просто забоялся!
- Сейчас мы напишем про тебя в газету!
- Чтоб тебе медаль дали!
- За красивое спускание по лестнице!
Ребята
называют речевые средства комического и даже пытаются комментировать:
- Неправильно говорить забоялся. Автор специально использовал это слово
вместо побоялся, чтобы смешно было.
Подвожу учеников к мысли о том, что автор будто говорит нам: «А ведь такое
может случиться со всеми, но не стоит переживать, юмористическая ситуация может
многому научить хвастунов и забияк» Прежде чем продолжить чтение, даю задание
определить, какие еще особенности юмористического рассказа автор реализует в
своем произведении.
Во мне
прямо все бурлило от злости! Какие все- таки наглые типы, этот худющий Костыль
и особенно Миха с его противным голосом! Они, видно, серьезно воображают, что я
струсил! Какая глупость! Олухи царя небесного!
Но я
не стал ругаться и оскорблять их, как они меня. Ведь, я- то знал, что мне ничего
не стоит прыгнуть с этой жалкой вышки! Поэтому я сказал им спокойно и вежливо:
-
Наплевать на вас!
И
стремглав кинулся к вышке и в пять секунд снова взбежал на самый верх!
Ученики
говорят, что юмор проявляется здесь в обрисовке внешности (худющий), кличек
(Костыль, Миха), соединении слов из разных стилей (сказал вежливо: «Наплевать
на вас !»).
Предлагаю учащимся самим завершить этот рассказ. Выслушав варианты
заключительной части текста, продолжаю чтение:
И я опять
спустился вниз.
Костик,
когда увидел меня, встал на четвереньки и уткнулся головой в пол. И так, на
голове, он побежал по кругу, как какой-нибудь жук. А Мишка был совершенно синий
и булькал, у него была смеховая истерика.
Возле
них сидела небольшая толпичка, разные девушки и парни. Они так смеялись. Видно
Костик с Мишкой рассказали им про это дело. Они очень весело смеялись,
незнакомые эти люди, а мои друзья смеялись с ними заодно, они все вместе дружно
надо мной смеялись…
И тут
я почувствовал, что всё, что было до сих пор, это была чепуха! Просто я до сих
пор не понимал, в чем тут суть! А сейчас кажется понял.
И я
повернулся и пошел обратно на вышку. В третий раз. Они там сзади кукарекали мне
вслед, блеяли, улюлюкали. Но я долез доверху и подошел к самому краю. Коленки у
меня дрожали. Но я схватил их руками и сжал и сказал себе тихонько, а когда говорил,
слышал, как дрожит мой голос и клацают зубы.
Я
бормотал:
-
Ррохля!..Вахля!..Махля!..Прыгай сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не
буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Шухля! Опухля! Ну! Прыгай сейчас же!
Тухля! Протухля! Вонюхля!
И
когда я обозвал себя вонюхлей, и не выдержал обиды и шагнул вперед. Сердце и
желудок у меня сразу подкатились к горлу. Я прыгнул! Я прыгнул! Прыгнул
все-таки!
Делаю
вывод, что эмоциональность и выразительность – это неотъемлемые части юмористического
рассказа. Обобщаю полученные сведения:
-
В чем заключается основная особенность юмористического рассказа?
- В основе его лежит смешная ситуация.
- Перечислите особенности юмористического рассказа.
- Комический заголовок, ситуация неожиданности, ситуация игры, забавные герои,
добрый авторский смех.
- Назовите речевые средства создания юмора.
- Диалог, монолог, просторечие, сравнения, преувеличение.
- А теперь вам предстоит побывать в роли писателей: вспомните какой-нибудь случай
на вашей жизни (любую комическую ситуацию.), запишите начало, главные факты,
яркие детали, концовку, подумайте над тем, какие языковые средства вы сможете
использовать в рассказе.
Затем два-три ученика выступают с устными рассказами (записываю их выступления
на магнитную ленту – это поможет при последующем анализе). Обсуждаем
содержание, композицию, язык рассказов, их исполнение
(как
держался рассказчик, говорил ли он достаточно свободно, нашел ли он нужный тон
и верную интонацию).
Задание на дом – попросить кого-нибудь из взрослых (родителей, старших братьев
и сестер, просто знакомых) вспомнить о памятном событии или смешном случае из
жизни и записать их рассказы от первого лица.
Лучшие из этих рассказов мы представляем на конкурс в рамках общешкольной
Недели русского языка и литературы.
Цель
конкурса – создать атмосферу творческого соревнования, предоставить возможность
всем участникам выступить с устными рассказами перед большой аудиторией.
Необходимо при этом соблюсти три условия:
·
Сюжет
рассказа должен быть занимательным.
·
Содержание
должно быть интересным.
·
Выступление
должно быть кратким (не более 5 минут).
В программе конкурса два отделения: «серьезные» рассказы и юмористические.
Они различны по источнику сообщения и композиции: рассказы о себе, услышанные
от кого-то, с необычным построением и др.
Вот примерные темы для конкурса:
1-отделение
1. Как я стал
футболистом.
2. Друг
познается в беде.
2-отделение
1. С кем
поведешься - от кого и наберешься.
2. Как мы с
отцом готовили праздничный обед.
В антракте организуются викторины, звучат в грамзаписи короткие рассказы в
исполнении мастеров художественного слова.
Использование на уроках и во внеклассной работе текстов комического характера
помогает почувствовать живое русское слово, создает доброжелательную атмосферу
в классе и, конечно же, развивает чувство юмора.
Г.Н.Дарбаева,
учитель средней школы №15
г.Жанаозен,
Мангистауская область.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.