Главная / Русский язык и литература / Русский язык и литература Учимся сочинять юмористические рассказы.8 класс

Русский язык и литература Учимся сочинять юмористические рассказы.8 класс


Мангистауская область

Город Жанаозен

Учитель русского языка и литературы

Средней школы № 15


Учимся сочинять юмористические рассказы.

Часто учитель сталкивается с такой ситуацией: прочитан рассказ с забавным содержанием, беседа по нему идет интересная, наблюдений над текстом накапливается много, глаза ребят горят, а как только они садятся писать сочинение о веселом эпизоде из жизни, выходит скучно, шаблонно, коряво. Почему это происходит? Дело в том, что создавая собственный текст, ученику приходится решать слишком много задач: собрать необходимый материал, продумать композицию рассказа и его речевое оформление. Необходим специальный урок развития речи, задача которого – научить школьников прежде всего простейшим видам рассказа о смешном недоразумении или комической ситуации. Эпиграфом к нему я подобрала слова М. Твена: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды».

Урок в VIII классе, на которой я отвела два часа, начинаю с повторения теоретических сведений о рассказе.

- Что такое рассказ?

- Это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит повествование об одном событии.

- В рассказе мало действующих лиц.

- Какие композиционные части рассказа вы знаете?

- Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

- Вспомните, что такое завязка.

- Это начало развития событий.

- Дайте определение другим композиционным частям.

- Кульминация – момент высшего напряжения в развитии события.

- Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

Напоминаю, что в рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и кем произошло то, о чем он решил рассказать, в заключении делится своими раздумьями по поводу описанного события, говорит о том, какой след оно оставило в памяти.

Сообщаю, что на этом уроке мы будем учиться писать юмористический рассказ. Прошу раскрыть лексическое значение слова юмористический, подобрать к нему родственные слова и синонимы, затем предлагаю прослушать краткое содержание рассказа М.Каназова «Мальчишки верхного и нижнего аулов». При пересказе опускаю все речевые средства комического, использованные автором.

Несмотря на то, что мальчишки нижнего и верхнего аулов не дружат между собой, телята такой вражды не знают. Они всегда вместе. Болеген уже давно объездил своего белобокого теленка. Шакета ни один теленок не выдержит. А вот теленок Нургали так и просится под седло. Вот Кожаберген и решил поехать на нем в аул. Пусть враги посмотрят, подивятся.

Мальчик запрыгнул теленку на спину, и теленок понесся, подкидывая Кожабергена на кочках. Очнулся Кожаберген, а рот полон песку, коленки ободраны, через голень тянется царапина.

- Как вы думаете, можно ли случай, о котором рассказал М.Каназов, назвать смешным, комическим?

- Это история скорее грустная, такой рассказ нельзя назвать юмористическим, ведь юмористические рассказы всегда смешные.

- А теперь сравним рассказ и авторский текст, знакомый вам по V классу.

Делаем вывод, что М.Каназов не только собирался написать историю про скачки и мальчика, ставшего посмешищем для ребят соседнего аула, но хотел рассказать ее весело, рассмешить читателя, поэтому у него получился не просто рассказ, а юмористический рассказ.

- Считаете ли вы, что автор высмеивает своих героев – Кожабергена, Болегена, Шакета?

Автор хоть и подсмеивается над мальчишками, над их изобретательностью, но смех этот не злой, а дружелюбный, автор сочувствует своим героям.

- Значит, юмор – это когда смешно. Мы смеемся, когда читаем что-нибудь смешное, забавное. Герои юмористического рассказа, может быть, и заслуживают критики, но все же сохраняют свою привлекательность, и автор, смеясь дружелюбно над их недостатками, сочувствует своим героям.

Вручаю всем «Памятку начинающему писать юмористические рассказы».

1.Прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на схему построения текста – повествования:



2. Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогут:

  • появление неожиданных для героя участников событий;

  • неожиданный поворот событий;

  • неожиданная развязка.

3. Помните: большую роль в рассказе играет заголовок и то, от чьего лица ведется повествование.

4. Не забудьте: что юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора:

  • интересный диалог;

  • смешные имена (клички), фамилии героев;

  • авторская юмористическая оценка.

Говорим о требованиях, предъявляемых к юмористическому рассказу.

В качестве информационной схемы используем модель: «солнышко»:





«Лучики» солнца – это то, что вызывает улыбку, помогает автору создать интересный юмористический рассказ. Первый «лучик» - комический заголовок. Он интригует, помогает увлечь читателя, предугадать содержание рассказа.

- Приведите примеры заголовков юмористических рассказов.

- «Ровно 25 кило», «Что любит Мишка», «Слон и радио» В.Драгунского.

- «Как я всех обмануть хотел», «Сорняк» В.Голявкина.

- «Как я решал задачу» Н.Носова.

- Что такое ситуация неожиданности?

- В неожиданных ситуациях герои совершают необычные поступки.

- Вспомним рассказ В.Драгунского «Шиворот-навыворот». В чем, по-вашему, состоит комизм ситуации?

-Мальчик ни с того ни с сего надумал такое, что даже сам удивился.

- Что он вообразил себе?

- Чтобы дети были во всех делах главными, а взрослые должны были бы их во всем слушаться.

- Мама сидела бы за столом, а Дениска бы командовал: «Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!».

- Пришел бы папа после работы, А Дениска тут же закричал бы: «Мой руки сейчас же! Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не хлюпай носом, ты не девчонка…».

- Пришла бы бабушка а Дениска бы заголосил: «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Признавайся: опять в хоккей гоняла?».

- Заставил бы он всех троих садиться за уроки, а сам пошел бы в кино.

- Как видим, игра воображения – это тоже особенность юмористического рассказа. Игра – это смех, веселое настроение.

- Прочитайте фрагмент рассказа:

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

- Ловко придумал! – позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки.

- Как называется рассказ, из которого взят данный диалог? Кто автор?

- Н.Носов. «Фантазеры».

- Вспомните содержание этого рассказа и подумайте, какова цель каждого из героев в этом разговоре.

- Цель Мишутки – нафантазировать, соврать лучше Стасика.

- Цель Стасика – не верить, всё подвергать сомнению, чтобы «помешать» Мишутке соврать.

- Этот рассказ состоит почти полностью из диалогов. Для создания комического эффекта автор воспроизводит свободную, разговорную речь. Прочитайте рассказ в лицах. Обратите внимание на речь героев – яркую, непосредственную. В ней много слов, выражающих различные чувства: Э-э-э…кхм…Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап! Ха-ха-ха! Вот так враки! Много в таких рассказах сравнений. Попробуйте привести свои примеры.

- «Знаешь,- говорит Мишутка,- раньше я был большой – пребольшой, как дядя Боря…».

-«Прямо, как клещ, ухватился».

- Одно из речевых средств комического – это гиперболизация. Гипер означает «сверх», гиперболизация – «преувеличение», «сверх обычного». Например: не ел три дня, я сейчас умру от смеха.

- Как видите, сочинять смешные рассказы не так уж и сложно, если знать секреты. К тому же в этом может помочь ваш читательский опыт, ваше собственное воображение и ваше желание придумать смешную историю. Попробуйте продолжить «вранье» Мишутки в его разговоре со Стасиком.

Прослушав несколько устных рассказов (своеобразный айтыс врунов), делаю вывод:

- Ваши удачные варианты продолжения рассказа говорят о том, что вы усвоили основные особенности юмористического рассказа.

А теперь послушайте рассказ Айнур Табылдиевой «Как я чуть не утонула». (Выступление ученицы перед аудиторией записано на магнитную пленку).

Как- то летом, когда я была маленькой, я со своим братом Арманом поехала в лагерь. Это случилось в середине смены. Нам читали книгу про героев. И я решила , что обязательно совершу что-нибудь героическое.

Однажды наш отряд пошел на море купаться. Нас отпускали плавать группами по пять человек. Я оказалась в третьей группе. Мы легли на песок и с нетерпением стали ждать, когда придет наш черед бухнуться в воду, а там уж поплескаться вдоволь. Вдруг с моря послышались крики. Это кричали две девочки: они заплыли очень далеко, и им свело ноги.

Я тут же вспомнила книгу о героях Великой Отечественной войны и решила спасти девочек. Быстро влезла в воду и, шлепая ногами по дну, стала делать вид, что плыву.

Вдруг стало глубоко, я уже еле доставала до дна ногами, а до девочек оставалась полметра. Кое-как дотянувшись рукой до одной из них, я стала тянуть ее, но та неожиданно потащила меня за собой. За нами прыгнули взрослые и нас вытащили на берег. Потом нас отправили в больницу. Вот так бесславно для меня закончилась эта история.

После этого случая надо мной все смеялись, а мне было очень-очень обидно. Я так хотела совершить подвиг, а ничего из этой затеи не вышло. и вечером, уткнувшись в подушку, я долго плакала.

Этот случай запомнился мне на всю жизнь.

- Какое событие – смешное, грустное, забавное, страшное – легло в основу рассказа?

- В этом рассказе описывается смешной и в то же время немного грустный случай, который произошел с маленькой девочкой.

- Какую цель ставила перед собой рассказчица?

- Позабавить слушателей, создать у них хорошее настроение.

- Посмеяться над собой.

- Достигла ли она этой цели?

- Цель была достигнута: рассказчица раскрыла основную мысль повествования, тон рассказа – шутливый, насмешливый – выбран правильно.

- Интересно ли было слушать рассказчицу?

- Да. Веришь, что все, рассказанное Айнур, происходило на самом деле.

- Удачным можно назвать заключение, где говорится о переживаниях девочки, о том, как она плакала – не от испуга, а от обиды на ребят, смеявшихся над ней.

- Юмор проявляется не только в манере повествования, но и в обрисовке внешности в речевом поведении героев. Использовала ли рассказчица необходимые языковые средства создания юмора?

- Отсутствует диалог.

- Диалог был просто необходим. Можно было использовать глаголы в повелительном наклонении: «Давай греби…», «Держись за меня!».

- Не обрисована внешность героев.

- Не использованы гиперболы. Я бы включила в текст такие преувеличения: «От страха глаза чуть не вылезли из орбит», «Чуть не умерла от стыда».

- Надо было воспользоваться сравнениями, например: «стучала зубами, как отбойный молоток», «прыгнула в воду, как чемпионка мира: красиво, легко и почти без брызг».

Читаю фрагмент из рассказа В.Драгунского «Рабочие дробят камень». Его герои, Костик и Мишка, предлагают Дениске прыгнуть с верхней вышки в воду:

Я посмотрел на вышку и увидел, что она не слишком-то уж высокая, ничего страшного, не выше второго этажа, ничего особенного.

Поэтому я сейчас же ответил Костику:

- Конечно, смог бы! Ерунда какая.

Мишка тотчас же сказал:

- А вот слабо!

- Дурачок ты, Мишка, вот ты кто!

Костик сказал:

- Здесь же десять метров!

- Ну и что? – сказал я.

- Слабо! – отрезал Костик.

И Мишка, конечно, его поддержал:

- Слабо,факт,слабо!- И добавил:- Слабо-би-бо!!!

Я сказал:

- Дурачки вы оба! Вот вы кто!

И тут я встал, растопырил ребра, выкатил грудь, напружинил руки и пошел к вышке. А когда шел, все время ставил носки внутрь.

Сзади Костик крикнул:

- Слабо-би-бу-бе-бо!

Но я не стал ему отвечать. Я уже всходил на вышку.

Обращаю внимание учащихся на такую особенность юмористического рассказа, как смешные герои.

- А кто помогает нам увидеть забавные черты характера героев?

- Конечно же, автор.

- Да, мы постоянно слышим авторский голос. Именно добрый смех автора является еще одной особенностью юмористического рассказа.

Продолжаю чтение:

И когда я глянул вниз, я увидел наш водный бассейн, он был голубой, но такой маленький, прямо величиной с папиросную коробку, и я подумал, что, если прыгну, вряд ли попаду в него, тут очень просто промахнуться, а тем более ветер не меньше шести баллов, он того и гляди снесет меня в сторону, в реку, или я бухнусь прямо в буфет кому-нибудь на голову, вот будет история! Или я чего доброго угожу прямо на кухню, в котел с борщом! Тоже удовольствие. От этих мыслей у меня что-то зачесалось внутри коленок, и мне больше всего захотелось еще раз услышать, как рабочие чинят набережную, и увидеть Костика и Мишку рядом с собой, все-таки они мои друзья…

И я потихонечку сделал несколько шагов назад, ухватился за перила и стал спускаться вниз, а когда спустился, настроение у меня опять было хорошее и на сердце стало легко-легко, как будто гора с плеч свалилась. И я очень обрадовался, когда увидел Мишку с Костиком, и побежал к ним, а когда, подбежал, остановился как вкопанный!.. Эти дураки хохотали во все горло и показывали на меня пальцем! Они изображали, что сейчас лопнут от смеха. Они вопили:

- Он спрыгнул!

- Ха-ха-ха!

- Он сиганул!

- Хо-хо-хо!

- Ласточкой!

- Хе-хе-хе!

- Солдатиком!

- Хи-хи-хи!

- Храбрец!

- Молодец

- Хвастец!


Отмечаю, что обычно герои юмористических рассказов не просто разговаривают, а болтают, не кричат, а орут, визжат. Предлагаю послушать диалог героев и назвать слова и выражения, которые вызывают улыбку:

Я сел рядом с ним и сказал:

- Дурачки вы, и больше ничего! Неужели вы думаете, что я струсил?

Тут они прямо завизжали:

- Нет! Ха-ха-ха!

- И не думаем! Хо-хо-хо!

- Ты не струсил!

- Ты просто забоялся!

- Сейчас мы напишем про тебя в газету!

- Чтоб тебе медаль дали!

- За красивое спускание по лестнице!

Ребята называют речевые средства комического и даже пытаются комментировать:

- Неправильно говорить забоялся. Автор специально использовал это слово вместо побоялся, чтобы смешно было.

Подвожу учеников к мысли о том, что автор будто говорит нам: «А ведь такое может случиться со всеми, но не стоит переживать, юмористическая ситуация может многому научить хвастунов и забияк» Прежде чем продолжить чтение, даю задание определить, какие еще особенности юмористического рассказа автор реализует в своем произведении.

Во мне прямо все бурлило от злости! Какие все- таки наглые типы, этот худющий Костыль и особенно Миха с его противным голосом! Они, видно, серьезно воображают, что я струсил! Какая глупость! Олухи царя небесного!

Но я не стал ругаться и оскорблять их, как они меня. Ведь, я- то знал, что мне ничего не стоит прыгнуть с этой жалкой вышки! Поэтому я сказал им спокойно и вежливо:

- Наплевать на вас!

И стремглав кинулся к вышке и в пять секунд снова взбежал на самый верх!

Ученики говорят, что юмор проявляется здесь в обрисовке внешности (худющий), кличек (Костыль, Миха), соединении слов из разных стилей (сказал вежливо: «Наплевать на вас !»).

Предлагаю учащимся самим завершить этот рассказ. Выслушав варианты заключительной части текста, продолжаю чтение:

И я опять спустился вниз.

Костик, когда увидел меня, встал на четвереньки и уткнулся головой в пол. И так, на голове, он побежал по кругу, как какой-нибудь жук. А Мишка был совершенно синий и булькал, у него была смеховая истерика.

Возле них сидела небольшая толпичка, разные девушки и парни. Они так смеялись. Видно Костик с Мишкой рассказали им про это дело. Они очень весело смеялись, незнакомые эти люди, а мои друзья смеялись с ними заодно, они все вместе дружно надо мной смеялись…

И тут я почувствовал, что всё, что было до сих пор, это была чепуха! Просто я до сих пор не понимал, в чем тут суть! А сейчас кажется понял.

И я повернулся и пошел обратно на вышку. В третий раз. Они там сзади кукарекали мне вслед, блеяли, улюлюкали. Но я долез доверху и подошел к самому краю. Коленки у меня дрожали. Но я схватил их руками и сжал и сказал себе тихонько, а когда говорил, слышал, как дрожит мой голос и клацают зубы.

Я бормотал:

- Ррохля!..Вахля!..Махля!..Прыгай сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Шухля! Опухля! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!

И когда я обозвал себя вонюхлей, и не выдержал обиды и шагнул вперед. Сердце и желудок у меня сразу подкатились к горлу. Я прыгнул! Я прыгнул! Прыгнул все-таки!

Делаю вывод, что эмоциональность и выразительность – это неотъемлемые части юмористического рассказа. Обобщаю полученные сведения:

- В чем заключается основная особенность юмористического рассказа?

- В основе его лежит смешная ситуация.

- Перечислите особенности юмористического рассказа.

- Комический заголовок, ситуация неожиданности, ситуация игры, забавные герои, добрый авторский смех.

- Назовите речевые средства создания юмора.

- Диалог, монолог, просторечие, сравнения, преувеличение.

- А теперь вам предстоит побывать в роли писателей: вспомните какой-нибудь случай на вашей жизни (любую комическую ситуацию.), запишите начало, главные факты, яркие детали, концовку, подумайте над тем, какие языковые средства вы сможете использовать в рассказе.

Затем два-три ученика выступают с устными рассказами (записываю их выступления на магнитную ленту – это поможет при последующем анализе). Обсуждаем содержание, композицию, язык рассказов, их исполнение

(как держался рассказчик, говорил ли он достаточно свободно, нашел ли он нужный тон и верную интонацию).

Задание на дом – попросить кого-нибудь из взрослых (родителей, старших братьев и сестер, просто знакомых) вспомнить о памятном событии или смешном случае из жизни и записать их рассказы от первого лица.

Лучшие из этих рассказов мы представляем на конкурс в рамках общешкольной Недели русского языка и литературы.

Цель конкурса – создать атмосферу творческого соревнования, предоставить возможность всем участникам выступить с устными рассказами перед большой аудиторией. Необходимо при этом соблюсти три условия:

  • Сюжет рассказа должен быть занимательным.

  • Содержание должно быть интересным.

  • Выступление должно быть кратким (не более 5 минут).

В программе конкурса два отделения: «серьезные» рассказы и юмористические. Они различны по источнику сообщения и композиции: рассказы о себе, услышанные от кого-то, с необычным построением и др.





Вот примерные темы для конкурса:

1-отделение

  1. Как я стал футболистом.

  2. Друг познается в беде.


2-отделение

  1. С кем поведешься - от кого и наберешься.

  2. Как мы с отцом готовили праздничный обед.


В антракте организуются викторины, звучат в грамзаписи короткие рассказы в исполнении мастеров художественного слова.

Использование на уроках и во внеклассной работе текстов комического характера помогает почувствовать живое русское слово, создает доброжелательную атмосферу в классе и, конечно же, развивает чувство юмора.



Г.Н.Дарбаева,

учитель средней школы №15

г.Жанаозен,

Мангистауская область.


9


Русский язык и литература Учимся сочинять юмористические рассказы.8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Часто учитель сталкивается с такой ситуацией: прочитан рассказ с забавным содержанием, беседа по нему идет интересная, наблюдений над текстом накапливается много, глаза ребят горят, а как только они садятся писать сочинение о веселом эпизоде из жизни, выходит скучно, шаблонно, коряво.  Почему это происходит?  Дело в том, что создавая собственный текст, ученику приходится решать слишком много задач: собрать необходимый материал, продумать композицию рассказа и его речевое оформление.  Необходим  специальный урок развития речи, задача которого – научить  школьников прежде всего простейшим видам рассказа о смешном недоразумении или комической ситуации. Эпиграфом к нему я подобрала слова М. Твена: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды».

    Урок в VIII классе, на которой я отвела два часа, начинаю с повторения теоретических сведений о рассказе.

    - Что такое рассказ?

    - Это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит повествование об одном событии.

    - В рассказе мало действующих лиц.

    - Какие композиционные части рассказа вы знаете?

    - Завязка, развитие  действия, кульминация, спад действия, развязка.

    - Вспомните, что такое завязка.

    - Это начало развития событий.

    - Дайте определение другим композиционным частям.

    - Кульминация – момент высшего напряжения в развитии события.

    - Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

    Напоминаю, что в рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и кем произошло то, о чем он решил рассказать, в заключении делится своими раздумьями по поводу описанного события, говорит о том, какой след оно оставило в памяти.

    Сообщаю, что на этом уроке мы будем учиться писать юмористический рассказ. Прошу раскрыть лексическое значение слова юмористический, подобрать к нему родственные слова и синонимы, затем предлагаю прослушать краткое содержание рассказа М.Каназова «Мальчишки верхного и нижнего аулов». При пересказе опускаю все речевые средства комического, использованные автором.

    Несмотря на то, что мальчишки нижнего и верхнего аулов не дружат между собой, телята такой вражды не знают. Они всегда вместе. Болеген уже давно объездил своего белобокого теленка. Шакета ни один теленок  не выдержит. А вот теленок  Нургали  так и просится под седло. Вот Кожаберген и решил поехать на нем в аул. Пусть враги посмотрят, подивятся.

 

 

Мальчик запрыгнул теленку на спину, и теленок понесся, подкидывая  Кожабергена на кочках. Очнулся Кожаберген, а рот полон песку, коленки ободраны, через голень тянется царапина.

    - Как вы думаете, можно ли случай, о котором рассказал М.Каназов, назвать смешным, комическим?

    - Это история скорее грустная, такой рассказ нельзя назвать юмористическим, ведь юмористические рассказы всегда смешные.

    - А теперь сравним рассказ и авторский текст, знакомый вам по V классу.

    Делаем вывод, что  М.Каназов  не только собирался написать историю про скачки и мальчика, ставшего посмешищем для ребят соседнего аула, но  хотел рассказать ее весело, рассмешить читателя, поэтому у него получился не просто рассказ, а юмористический рассказ.

   - Считаете ли вы, что автор высмеивает своих героев – Кожабергена, Болегена, Шакета?

    Автор хоть и подсмеивается над мальчишками, над их изобретательностью, но смех этот не злой, а дружелюбный, автор сочувствует своим героям.

    - Значит, юмор – это когда смешно. Мы смеемся, когда читаем что-нибудь смешное, забавное. Герои юмористического рассказа, может быть, и заслуживают критики, но все же сохраняют свою привлекательность, и автор, смеясь дружелюбно над  их недостатками, сочувствует своим героям.

Вручаю всем «Памятку начинающему писать юмористические рассказы».

1.Прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на схему построения текста – повествования:

 

 

2. Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогут:

·        появление неожиданных для героя участников событий;

·        неожиданный поворот событий;

·        неожиданная развязка.

3. Помните: большую роль в рассказе играет заголовок и то, от чьего лица ведется повествование.

4. Не забудьте: что юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора:   

·        интересный диалог;

·        смешные имена (клички), фамилии героев;

·        авторская юмористическая оценка.

  Говорим о требованиях, предъявляемых к юмористическому рассказу.

В качестве информационной схемы используем модель: «солнышко»:

 

 

 

 

 

     «Лучики» солнца – это то, что вызывает улыбку, помогает автору создать интересный юмористический рассказ. Первый «лучик» - комический заголовок. Он интригует, помогает увлечь читателя, предугадать содержание рассказа.

    - Приведите примеры заголовков юмористических рассказов.

    - «Ровно 25 кило», «Что любит Мишка», «Слон и радио» В.Драгунского.

    - «Как я всех обмануть хотел», «Сорняк» В.Голявкина.

    - «Как я решал задачу» Н.Носова.

   - Что такое ситуация неожиданности?

    - В неожиданных ситуациях герои совершают необычные поступки.

    - Вспомним рассказ В.Драгунского «Шиворот-навыворот». В чем, по-вашему, состоит комизм ситуации?

    -Мальчик ни с того ни с сего надумал такое, что даже сам удивился.

    - Что он вообразил себе?

    - Чтобы дети были во всех делах главными, а взрослые должны были бы их во всем слушаться.

    - Мама сидела бы за столом, а Дениска бы командовал: «Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!».

    - Пришел бы папа после работы, А Дениска тут же закричал бы: «Мой руки сейчас же! Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не хлюпай носом, ты не девчонка…».

    - Пришла бы бабушка а Дениска бы заголосил: «Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Признавайся: опять в хоккей гоняла?».

    - Заставил бы он всех троих садиться за уроки, а сам пошел бы в кино.

    - Как видим, игра воображения – это тоже особенность юмористического рассказа. Игра – это смех, веселое настроение.

     - Прочитайте фрагмент рассказа:

    - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

     - Врешь!

    - Нет, правда!

    - Почему же ты не  умер?

    - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

    - Без головы?

    - Конечно, без головы. Зачем мне голова?

    - Как же ты шел без головы?

    - Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!

    - Почему же ты теперь с головой?

    - Другая выросла.

    - Ловко придумал! – позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки.

- Как называется рассказ, из которого взят данный диалог? Кто автор?

    - Н.Носов. «Фантазеры».

    - Вспомните содержание этого рассказа и подумайте, какова цель каждого из героев  в этом разговоре.

    - Цель Мишутки – нафантазировать, соврать лучше Стасика.

    - Цель Стасика – не верить, всё подвергать сомнению, чтобы «помешать» Мишутке соврать.

    - Этот рассказ состоитпочти полностью из диалогов. Для создания комического эффекта автор воспроизводит свободную, разговорную речь. Прочитайте рассказ в лицах. Обратите внимание на речь героев – яркую, непосредственную.  В ней много слов, выражающих различные чувства: Э-э-э…кхм…Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап! Ха-ха-ха! Вот так враки! Много в таких рассказах сравнений. Попробуйте привести свои примеры.

    - «Знаешь,- говорит Мишутка,- раньше я был большой – пребольшой, как дядя Боря…».

    -«Прямо, как клещ, ухватился».

    - Одно из речевых средств комического – это гиперболизация. Гиперозначает «сверх», гиперболизация – «преувеличение», «сверх обычного». Например: не ел три дня, я сейчас умру от смеха.

    - Как видите, сочинять смешные рассказы не так уж и сложно, если знать секреты. К тому же в этом может помочь ваш читательский опыт, ваше собственное воображение и ваше желание придумать смешную историю. Попробуйте продолжить «вранье» Мишутки в его разговоре со Стасиком.

    Прослушав несколько устных рассказов (своеобразный айтыс врунов), делаю вывод:

    - Ваши удачные варианты продолжения рассказа говорят о том, что вы усвоили основные особенности юмористического рассказа.

      А теперь послушайте рассказ АйнурТабылдиевой «Как я чуть не утонула». (Выступление ученицы перед аудиторией записано на магнитную пленку).

Как- то летом, когда я была маленькой, я со своим братом Арманом поехала в лагерь. Это случилось в середине смены. Нам читали книгу про героев.  И я решила , что обязательно совершу что-нибудь героическое.

    Однажды наш отряд пошел на море купаться. Нас отпускали плавать группами по пять человек. Я оказалась в третьей группе. Мы легли на песок и с нетерпением стали ждать, когда придет наш черед бухнуться в воду, а там уж поплескаться вдоволь. Вдруг с моря послышались крики. Это кричали две девочки: они заплыли очень далеко, и им свело ноги.

    Я тут же вспомнила книгу о героях Великой Отечественной войны и решила спасти девочек. Быстро влезла в воду и, шлепая ногами по дну, стала делать вид, что плыву.

    Вдруг стало глубоко, я уже еле доставала до дна ногами, а до девочек оставалась полметра. Кое-как дотянувшись рукой до одной из них, я стала тянуть ее, но та неожиданно потащила меня за собой. За нами прыгнули взрослые и нас вытащили на берег. Потом нас отправили в  больницу. Вот так бесславно для меня закончилась эта история.

    После этого случая надо мной все смеялись, а мне было очень-очень обидно. Я так хотела совершить подвиг, а ничего из этой затеи не вышло.и вечером, уткнувшись в подушку, я долго плакала.

    Этот случай запомнился мне на всю жизнь.

- Какое событие – смешное, грустное, забавное, страшное – легло в основу рассказа?

    - В этом рассказе описывается смешной и в то же время немного грустный случай, который произошел с маленькой девочкой.

    - Какую цель ставила перед собой рассказчица?

    - Позабавить слушателей, создать у них хорошее настроение.

    - Посмеяться над собой.

    - Достигла ли она этой цели?

    - Цель была достигнута: рассказчица раскрыла основную мысль повествования, тон рассказа – шутливый, насмешливый – выбран правильно.

      - Интересно ли было слушать рассказчицу?

    - Да. Веришь, что все, рассказанное Айнур, происходило на самом деле.

    - Удачным можно назвать заключение, где говорится о переживаниях девочки, о том, как она плакала – не от испуга, а от обиды на ребят, смеявшихся над ней.

    - Юмор проявляется не только в манере повествования, но и в обрисовке внешности в речевом поведении героев. Использовала ли рассказчица необходимые языковые средства создания юмора?

    - Отсутствует диалог.

    - Диалог был просто необходим. Можно было использовать глаголы в повелительном наклонении: «Давай греби…», «Держись за меня!».

    - Не обрисована внешность героев.

    - Не использованы гиперболы. Я бы включила в текст такие преувеличения: «От страха глаза чуть не вылезли из орбит», «Чуть не умерла от стыда».

    - Надо было воспользоваться сравнениями, например: «стучала зубами, как отбойный молоток», «прыгнула в воду, как чемпионка мира: красиво, легко и почти без брызг».

     Читаю фрагмент из рассказа В.Драгунского «Рабочие дробят камень». Его герои, Костик и Мишка, предлагают Дениске прыгнуть с верхней вышки в воду:

Я посмотрел на вышку и увидел, что она не слишком-то уж высокая, ничего страшного, не выше второго этажа, ничего особенного.

    Поэтому я сейчас же ответил Костику:

    - Конечно, смог бы! Ерунда какая.

    Мишка тотчас же сказал:

     - А вот слабо!

    - Дурачок ты, Мишка, вот ты кто!

    Костик сказал:

    - Здесь же десять метров!

    - Ну и что? – сказал я.

    - Слабо! – отрезал Костик.

И Мишка, конечно, его поддержал:

    - Слабо,факт,слабо!- И добавил:- Слабо-би-бо!!!

    Я сказал:

    - Дурачки вы оба! Вот вы кто!

    И тут я встал, растопырил ребра, выкатил грудь, напружинил руки и пошел к вышке. А когда шел, все время ставил носки внутрь.

    Сзади Костик крикнул:

    - Слабо-би-бу-бе-бо!

    Но я не стал ему отвечать. Я уже всходил на вышку.

Обращаю внимание учащихся на такую особенность юмористического рассказа, как смешные герои.

    - А кто помогает нам увидеть забавные черты характера героев?

    - Конечно же, автор.

    - Да, мы постоянно слышим авторский голос. Именно добрый смех автора является еще одной особенностью юмористического рассказа.

    Продолжаю чтение:

И когда я глянул вниз, я увидел наш водный бассейн, он был голубой, но такой маленький, прямо величиной с папиросную коробку, и я подумал, что, если прыгну, вряд ли попаду в него, тут очень просто промахнуться, а тем более ветер не меньше шести баллов, он того и гляди снесет меня в сторону, в реку, или я бухнусь прямо в буфет кому-нибудь на голову, вот будет история! Или я чего доброго угожу прямо на кухню, в котел с борщом! Тоже удовольствие. От этих мыслей у меня что-то зачесалось внутри коленок, и мне больше всего захотелось  еще раз услышать, как рабочие чинят набережную, и увидеть Костика и Мишку рядом с собой, все-таки они мои друзья…

   И я потихонечку сделал несколько шагов назад, ухватился за перила и стал спускаться вниз, а когда спустился, настроение у меня опять было хорошее и на сердце стало легко-легко, как будто гора с плеч свалилась. И я очень обрадовался, когда увидел Мишку с Костиком, и побежал к ним, а когда, подбежал, остановился как вкопанный!.. Эти  дураки  хохотали во все горло и показывали на меня пальцем! Они изображали, что сейчас лопнут от смеха. Они вопили:

        - Он спрыгнул!

        - Ха-ха-ха!

        - Он сиганул!

        - Хо-хо-хо!

        - Ласточкой!

        - Хе-хе-хе!

        - Солдатиком!

        - Хи-хи-хи!

        - Храбрец!

        - Молодец

        - Хвастец!

 

Отмечаю, что обычно герои юмористических рассказов не просто разговаривают, а болтают, не кричат, а орут, визжат. Предлагаю послушать диалог героев и назвать слова и выражения, которые вызывают улыбку:

Я сел рядом с ним  и сказал:

    - Дурачки вы, и больше ничего! Неужели вы думаете, что я струсил?

    Тут они прямо завизжали:

    - Нет! Ха-ха-ха!

    - И не думаем! Хо-хо-хо!

    - Ты не струсил!

    - Ты просто забоялся!

    - Сейчас мы напишем про тебя в газету!

    - Чтоб тебе медаль дали!

    - За красивое спускание по лестнице!

Ребята называют речевые средства комического и даже пытаются комментировать:

    - Неправильно говорить забоялся. Автор специально использовал это слово вместопобоялся, чтобы смешно было.

     Подвожу учеников к мысли о  том, что автор будто говорит нам: «А ведь такое может случиться со всеми, но не стоит переживать, юмористическая ситуация может многому научить хвастунов и забияк» Прежде чем продолжить чтение, даю задание определить, какие еще особенности юмористического рассказа автор реализует в своем произведении.

Во мне прямо все бурлило  от злости! Какие все- таки наглые типы, этот худющий Костыль и особенно Миха с его противным голосом! Они, видно, серьезно воображают, что я струсил! Какая глупость! Олухи царя небесного!

    Но я не стал ругаться и оскорблять их, как они меня. Ведь, я- то знал, что мне ничего не стоит прыгнуть с этой жалкой вышки! Поэтому я сказал им спокойно и вежливо:

    - Наплевать на вас!

   И стремглав кинулся к вышке и в пять секунд снова взбежал на самый верх!

Ученики говорят, что юмор проявляется здесь в обрисовке внешности (худющий), кличек (Костыль, Миха), соединении слов из разных стилей (сказал вежливо: «Наплевать на вас !»).

     Предлагаю учащимся самим завершить этот рассказ. Выслушав варианты заключительной части текста, продолжаю чтение:

И я опять спустился вниз.

   Костик, когда увидел меня, встал на четвереньки и уткнулся головой в пол. И так, на голове, он побежал по кругу, как какой-нибудь жук. А Мишка был совершенно синий и булькал, у него была смеховая истерика.

    Возле них сидела небольшаятолпичка,  разные девушки и парни. Они так смеялись. Видно Костик с Мишкой рассказали им про это дело. Они очень весело смеялись, незнакомые эти люди, а мои друзья смеялись с ними заодно, они все вместе дружно надо мной смеялись…

    И тут я почувствовал, что всё, что было до сих пор, это была чепуха! Просто я до сих пор не понимал, в чем тут суть! А сейчас кажется понял.

И я повернулся и пошел обратно на вышку. В третий раз. Они там сзади кукарекали мне вслед, блеяли, улюлюкали. Но я долез доверху и подошел к самому краю. Коленки у меня дрожали. Но я схватил их руками и сжал и сказал себе тихонько, а когда говорил, слышал, как дрожит мой голос и клацают зубы.

     Я бормотал:

    - Ррохля!..Вахля!..Махля!..Прыгай сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Шухля! Опухля! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!

    И когда я обозвал себя вонюхлей, и не выдержал обиды и шагнул вперед. Сердце и желудок у меня сразу подкатились к горлу. Я прыгнул! Я прыгнул! Прыгнул все-таки!

Делаю вывод, что эмоциональность и выразительность – это неотъемлемые части юмористического рассказа. Обобщаю полученные сведения:

- В чем заключается основная особенность юмористического рассказа?

    - В основе его лежит смешная ситуация.

    - Перечислите особенности юмористического рассказа.

    - Комический заголовок, ситуация неожиданности, ситуация игры, забавные герои, добрый авторский смех.

    - Назовите речевые средства создания юмора.

    - Диалог, монолог, просторечие, сравнения, преувеличение.

    - А теперь вам предстоит побывать в роли писателей: вспомните какой-нибудь случай на вашей жизни (любую комическую ситуацию.), запишите начало, главные факты, яркие детали, концовку, подумайте над тем, какие языковые средства вы сможете использовать в рассказе.

    Затем два-три ученика выступают с устными рассказами (записываю их выступления на магнитную ленту – это поможет при последующем анализе). Обсуждаем содержание, композицию, язык рассказов, их исполнение

(как держался рассказчик, говорил ли он достаточно свободно, нашел ли он нужный тон и верную интонацию).

    Задание на дом – попросить кого-нибудь из взрослых (родителей, старших братьев и сестер, просто знакомых) вспомнить о памятном событии или смешном случае из жизни и записать их рассказы от первого лица.

    Лучшие из этих рассказов мы представляем на конкурс в рамках общешкольной Недели русского языка и литературы.

Цель конкурса – создать атмосферу творческого соревнования, предоставить возможность всем участникам выступить с устными рассказами перед большой аудиторией. Необходимо при этом соблюсти три условия:

·        Сюжет рассказа должен быть занимательным.

·        Содержание должно быть интересным.

·        Выступление должно быть кратким (не более 5 минут).

 

        В программе конкурса два отделения: «серьезные» рассказы и юмористические. Они различны по источнику сообщения и композиции: рассказы о себе, услышанные от кого-то, с необычным построением и др.

 

 

 

 

    Вот примерные темы для конкурса:

                                                1-отделение

1.     Как я стал футболистом.

2.     Друг познается в беде.

 

                                                2-отделение

1.     С кем поведешься - откого и наберешься.

2.     Как мы с отцом готовили праздничный обед.

 

    В антракте организуются викторины, звучат в грамзаписи короткие рассказы в исполнении мастеров художественного слова.

    Использование на уроках и во внеклассной работе текстов комического характера помогает почувствовать живое русское слово, создает доброжелательную атмосферу в классе и, конечно же, развивает чувство юмора.

 

 

Автор Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна
Дата добавления 11.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 2855
Номер материала 57792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓