Главная / Русский язык и литература / Русский язык 9 класс "Двоеточие в бессоюзном предложении"

Русский язык 9 класс "Двоеточие в бессоюзном предложении"

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цели: познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением со значением пояснения, дополнения, причины.

Задачи:

Обучающие:

- Повторить основные сведения о видах сложных предложений; формировать умения и навыки правильно расставлять объяснять постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении; использовать различные синтаксические конструкции для определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Развивающие:

-Совершенствовать умения различать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях, а также между союзными и бессоюзными предложениями; развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

-Воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство коллективизма, привить культуру речи, интерес к предмету.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

I.Организационный момент

1.Приветствие.

2.Деление на группы.

II. Актуализация знаний. Число тема в тетради.

1.Лингвистическая разминка.

Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).

Назовите корень, приставку. На какой согласный оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы (слайд 2).

- А теперь вашему вниманию предлагается небольшой словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок”.

2.Буквенный диктант

Бе..платный, бе..корыстный, бе..пощадный, бе..голосый, бе..дорожный, бе..характерный, бе..толковый, бе..жизненный, бе..шумный, бе..предельный.

3. Кто из вас желает проверить свои знания по теме «Сложные предложения»?

«Горячий стул»

4. Синтаксический разбор предложения:

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.

5. Стихотворение С.Маршака «Знаки препинания»

Двоеточие, мигая, Потому что я в два раза

Закричало: - Нет, постой, Больше точки одноглазой.

Я важней, чем запятая В оба глаза я гляжу,

Или точка с запятой. За порядком я слежу.

Запишите тему урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

III. Постановка целей.

Сегодня мы продолжим изучение БСП. Что мы будем учиться делать ? (Почему и в каких случаях мы ставим двоеточие в бессоюзном сложном предложении нам сегодня предстоит узнать.)

IV. Изучение нового материала.

Исследование в группах.

1гр., 4гр. Составляет пересказ теоретического материала учебника(стр.196)

2гр. Отвечает на вопросы:

-При каких смысловых отношениях между частями БСП ставится двоеточие? Приведите примеры .

-Предложения какого вида и при помощи каких союзов и союзных слов можно заменить БСП?

-В каких предложениях, кроме БСП, ставится двоеточие?

3гр.Дополняет правила, вставляя пропущенные слова:

Двоеточие ставится между----------, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях:

1.Если---------предложение указывает--------------того, о чем говорится в первом предложении. Например:...

2. Если---------предложение------первое, то есть раскрывает его содержание. Например:...

3. Если---------предложение---------смысл первого,------один из членов. Например:...


Выступления представителей групп:

I группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»). Эти предложения напоминают СПП причины. Следовательно, перед нами БСП со значением причины..(Птиц не слышно: они не поют в часы зноя.-причина)

II группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»). Такие предложения похожи на СПП изъяснительные. Следовательно, перед нами БСП со значением дополнения. Я подумал: он обязательно вернется.-дополнение; в 1 предложении используются глаголы речи, мысли, восприятия-услышать, увидеть, почувствовать)

III группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»). Следовательно, перед нами БСП со значением пояснения. (Об одном прошу вас: говорите тише.- а именно пояснение)

IVгр.: В каких предложениях, кроме БСП, ставится двоеточие?

Тренировочные упражнения . Устно произведите синонимичную замену СПП.

1.Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие. (потому что) . Причина

2. Все хорошие книги похожи друг на друга: они правдивее жизни (потому что) причина Ф.М. Достоевский

3. Вовремя прочитанная книга – огромная удача: она способна изменить жизнь. Так как причины

4. Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. (в чем?) объяснение

Самостоятельная работа

1гр. Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

2гр.

1. Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 2.Погода была ужасная. Ветер выл, мокрый снег падал хлопьями…(поясн.) 3.День выдался на редкость хороший. Было тихо, светло и в меру холодно.(прич.)

3гр. По данному началу составьте бессоюзные сложные предложения: Определите смысловые отношения между частями.

1.Растения освежают воздух: …

2.Лес влияет на температуру воздуха: …

3.Любите природу: …

Проверка самостоятельной работы:

1-4гр. проверка осуществляется у доски индивидуально у одного учащегося с последующей самопроверкой остальными детьми.

2.возможные варианты предложений на экране

3 вариант - учащиеся читают вслух классу составленные предложения

Графический диктант

1.По всему чувствуется: скоро зиме конец.(допол.)

2.Однако пора спать: уже без четверти шесть.(прич.)

3.Деревья словно плакали: с ветвей их на землю падали капли.(пояс.).

4.Видел: метались цветы! (допол.)

Рефлексия

Игра «Перекрестный огонь».

Учащимся предлагается составить вопросы по теме урока и задать их друг другу. (по группам)

Итоги урока.

Русский язык 9 класс "Двоеточие в бессоюзном предложении"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: 

Тема: Все профессии хороши.

Цели: расширить представления детей о профессиях.

Задачи:

Образовательные – практическое усвоение личных окончаний глаголов;  ввести в активный словарный запас учащихся слова: нельзя, можно, профессия;  обогатить знания детей о различных профессиях; сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельности; наглядно представить важность и значимость человека труда.

Развивающие –  развивать связную речь, учить давать полные ответы на вопросы; продолжить работу над развитием мышления, памяти, внимания;

Воспитательные  – прививать  уважение к  людям разных профессий, развивать такие качества, как трудолюбие, коллективизм, товарищеская взаимопомощь; воспитать чувство ответственности.

Оборудование: слайдовая презентация, картинки, смартфон

Организационный момент

1.Приветствие.

-Прозвенел звонок сейчас

 Все вошли спокойно в класс.

 Встали все у парт красиво

 Вижу: класс мой - хоть куда!

 Мы начнём урок русского языка.

Деление на группы.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто–то  не очень.

 У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент. А теперь  повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.

2. Записываем число, классную работу.

Актуализация знаний

  -Ребята, в каком городе вы живёте? (в Актобе).

-Вы хорошо знаете свой город?

- Я хочу показать вам здания.

- Скажите, кто здесь работает?

 -Запишите слова в тетради.

1.Супермаркет «Дина» (ПРОДАВЕЦ)

2.Пожарная часть г.Актобе. (ПОЖАРНЫЙ)

3.Больница  (ДОКТОР)

4.Автоколонна (ШОФЁР)

5.Хлебозавод (ПЕКАРЬ)

6.Детский сад (ВОСПИТАТЕЛЬ)

7.Банк (КАССИР)

8.Полиция  (ПОЛИЦЕЙСКИЙ)

9.Средняя школа №34 (УЧИТЕЛЬ)

- А в этом здании работаю я. Это  наша школа.

-КТО же я? (учитель)

- А теперь проверим ваши ответы.

Формативное оценивание «Самооценка»

Работа над темой урока

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях)

-Тема нашего урока: «Все профессии хороши»    

-Сегодня мы расширим знания о профессиях, познакомимся с новыми профессиями.

   - Ребята, а  кто из вас может сказать, что означает слово ПРОФЕССИЯ? (это труд, который выбирают люди)

-Каким  словом можно было бы заменить слово  труд? (работа)

 

1.Стихотворение В.Лившица :

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба-

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

-Где же трудятся  люди разных профессий?

 

Работа над связным текстом

1.Упр.1,стр.118 «Все профессии хороши»

Словарная работа: нельзя, можно, профессия

-Выделите в тексте названия профессий. Какое  слово новое? (фармацевт)

Запомните! Стр.119

2.Измените  по лицам   глаголы  раздавать , вырасту, видит.

Взаимооценка  «Светофор»

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Подтянулись и присели.

А теперь за парты сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем

3.Игра «Домино» (Работа в группах)

-Вам нужно заполнить табличку верным ответом. Для этого нужно подумать и решать всё сообща. Угаданные слова разделите на слоги для переноса. Какая группа будет готова, поднимете руки.

Кто пишет книги?

Писатель

Кто лечит людей?

Врач

Кто учит детей?

Учитель

Кто лечит животных?

Ветеринар

Кто стрижет людей?

Парикмахер

Кто считает деньги?

Бухгалтер

Кто печет хлеб?

Пекарь

Кто играет роли в театре или кино?

Артист

Кто рисует кисточкой?

художник

 

Формативное оценивание (указательный палец вверх- очень хорошо, в бок- хорошо, вниз- не очень хорошо)

4.упр.3 «Я буду врачом».

-Кем девочка мечтает стать?

5.Перед вами  картинки. Составьте предложения, употребив глаголы в 3-м лице.

 

Вывод:

- Помните, все профессии хороши. Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте, у него   золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь. А чтобы быть мастером своего дела, нужно  учиться  чему-то новому, мы должны и в школе и дома. Вот мы и дошли с вами до домашнего задания.

 

Домашнее задание

Написать мини-сочинение

«Кем я буду, когда вырасту?»

Рефлексия

«Связующая нить»

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

- Что было полезным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

- Что было трудным на уроке?

- На что нужно обратить внимание на следующем уроке?

 

 

                                                                                     

Автор Какенова Каламкас Гельмановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 784
Номер материала 35788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓