Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРусский язык 3 класс Планета знаний

Русский язык 3 класс Планета знаний

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

~$Основная мысль текста.pptx Основная мысль текста.pptx Урок!!!!.docx

Выбранный для просмотра документ Основная мысль текста.pptx

Скачать материал "Русский язык 3 класс Планета знаний"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 

Тема и основная мысль текста

    1 слайд



    Тема и основная мысль текста





  • Почему зайца называют 
косым?
2) Зайца прозвали косым не из-
за плохо...

    2 слайд










    Почему зайца называют
    косым?
    2) Зайца прозвали косым не из-
    за плохого зрения. Просто у
    него шея неповоролитвая.
    Удирает заяц от погони и
    скашивает глаза. Далеко ли
    преследователь?!
    3) Беги, заяц! Запутывай следы!
    Оправдывай своё название.

  • Этимологическая справка		Заяц – древнерусское, пришедшее к нам из древнелито...

    3 слайд

    Этимологическая
    справка
    Заяц – древнерусское, пришедшее к нам из древнелитовского языка, слово зай, от которого произошло современное заяц, означает – «прыгун».

  • Почему зайца называют 
косым?
	Зайца прозвали косым не из-
за плохог...

    4 слайд










    Почему зайца называют
    косым?
    Зайца прозвали косым не из-
    за плохого зрения. Просто у
    него шея неповоролитвая.
    Удирает заяц от погони и
    скашивает глаза. Далеко ли
    преследователь?!
    Беги, заяц! Запутывай следы!
    Оправдывай своё название.

  • Тема - это то, о чём говорится в тексте.Основная мысль текста – это то главно...

    5 слайд

    Тема - это то, о чём говорится в тексте.
    Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор

  •  
1.В тексте говорится о лисёнке.Любопытный малыш
	Мы ехали на машине. Вдруг...

    6 слайд

     
    1.В тексте говорится о лисёнке.
    Любопытный малыш
    Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

  • Мне пригодятся эти знания для того чтобы  …Я узнал…Мне было интересно …Сегодн...

    7 слайд

    Мне пригодятся эти знания для того чтобы …
    Я узнал…
    Мне было интересно …
    Сегодня на уроке
    Мне было трудно …

  • Домашнее задание  
С. 119, упр. 97
Творческое задание
Составить текст  на тем...

    8 слайд

    Домашнее задание 
    С. 119, упр. 97
    Творческое задание
    Составить текст на тему:
    « Ура! Зима пришла»
    «Детские забавы»
    «Зима в лесу»
     
     
     

  • Спасибо за сотрудничество!
Спасибо за работу!

    9 слайд

    Спасибо за сотрудничество!
    Спасибо за работу!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок!!!!.docx

 

Аннотация

 

Тема «Тема текста. Основная мысль текста» изучается в рамках раздела «О главном…» курса русского языка 3 –го класса.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка  для 3 класса, авторы Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина

Используемое оборудование: 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, экран.

Материал урока,  представленного в данной разработке, нацелен на освоение обучающимися не только предметных, но и личностных, метапредметных  результатов и может быть использован учителями начальных классов в целях формирования деятельностных способностей обучающихся в соответствиис требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).

Открытый урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, системно-деятельностного подхода.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Русский язык

Тема: Тема и основная мысль текста.

Цель: создание условий для первичного осмысления знаний о теме и основной мысли текста.

Метапредметные УУД:

ü познавательные: формирование  умения  составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

ü коммуникативные: развитие умения  сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;

ü регулятивные:  умение самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;

ü личностные: формирование  положительной учебной  мотивации; стимулирование готовности слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; умение адекватно оценивать свою деятельность.

Предметные УУД:

ü знакомство с понятиями  «тема» и «основная мысль текста»;

ü развитие навыка орфографической зоркости, словарного запаса  обучающихся, устной  и письменной речи; ассоциативного мышления;

ü формирование  потребности грамотного письма.

 

 

Этап урока

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

Результат

1. Орг. момент

(самоопределение к деятельности)

Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Управление оценкой готовности к уроку.

- Проверьте своё рабочее место.

К работе всё готово.

А настроение?

Всем удачи, садитесь.

 

Оценивают готовность к уроку по алгоритму:

1.  Сяду правильно.

2.  Проверю, все ли принадлежности на своих местах.

3.  Готов ли слушать учителя.

Включение в работу на личностно-значимом уровне.

2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания,  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

-Каждый из вас пришёл в школу с определённой целью.

- С какой? 

Начнём сегодня с того, что определим, что мы знаем и что хотим узнать.

--Посмотрите в таблицу, отметьте   знаком  +  те вопросы, на которые можете дать ответ.

-Отметьте ! то, что не знаете.

 

Проверка

Какие темы не вызвали у вас затруднения?

Что вы знаете о предложении?

Составьте предложение из данных слов. Запишите.

по пушистые заяц поляна прыгал

Выделите грамматическую основу предложения.

Охарактеризуйте данное предложении:

- по цели;

- по интонации;

- по наличию главных членов;

- по наличию второстепенных членов.

 

 

 

 

Что вы знаете о тексте?  Работа в парах.

Прочитайте записи  на карточках.  Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом.

Оса – это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.

Оса – это насекомое.
У осы шесть лапок.
Ещё у осы есть жало.

Вывод. Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу.

Работают с таблицей.

Приложение 1

 

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое предложение?

 

 

 

 

Что такое текст?

 

 

 

 

Что такое тема и главная мысль текста?

 

 

 

 

 

Обучающиеся заполняют таблицу. Соотносят свои знания и незнания.

Дети составляют и записывают предложение в тетрадь.

Выделяют грамматическую основу предложения.

Дают  характеристику предложения

- по цели;

- по интонации;

- по наличию главных членов;

- по наличию второстепенных членов.

 

Работа в парах.

Приложение 2

Оса – это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.

Оса – это насекомое.
У осы шесть лапок.
Ещё у осы есть жало.

 

Обучающиеся делают вывод.

Во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи все предложения  о разном.   В первой записи отдельные предложения, а во второй – текст.

 

Оценивание вы-полнения собст-венной работы Понимание значимости совместной учебно-познавательной деятельности.

Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков;

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать представление о цели, конечном результате и способе деятельности

Организовать формулировку проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включить обучающихся в практическую деятельность.

Организовать предъявление полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать выполнение задания по закреплению знаний.

 

 

-На какой вопрос не смогли  дать ответ? Затрудняетесь?

-Почему?    

-Хотите изучить, узнать?

- Поставьте знак ? в столбце «Хочу узнать»

Тема нашего  урока?

Тема. Главная мысль текста.

Поставьте задачи на урок:

-Будем учиться определять тему и главную мысль текста.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте, пожалуйста, запись на слайде. Определите цель высказывания (речевую задачу) в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарным словом

Что вы можете  рассказать об этом  слове. А теперь загляните в этимологический словарик.

 

Что нового для себя узнали?

Найдите в этом тексте восклицательные предложения, определите тип предложения по цели высказывания.

Ребята, если из этой записи убрать цифры, получиться текст?

На какую тему?

- Какова цель (речевая задача) этого текста? 

Ради чего автор написал этот текст?

Какое название ему можно дать?

Вывод: Что такое тема текста?

Что такое главная мысль текста?

 

Выпишите из текста предложения, которые являются главной (основной) темой текста. Укажите орфограммы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Заголовок- это как бы «Реклама» текста, по которой можно узнать о содержании текста. Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним - определяйте, о чем или о ком сам текст. «Одуванчик»?.. «Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?...
 «Эх!»?.. «От добра добра не ищут»?..

Почему не получается определить  о ком или о чем пойдёт речь? 
Заголовок только отражает тему, какую-то ее сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чем текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью.

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. Работа по учебнику с. 116, упр.90

Прочитайте текст Л. Н. Толстого. Подумайте, почему же автор выбрал именно этот заголовок?

Ради чего автор написал эту историю? Главная мысль этого текста?

Запишите заголовок – пословицу.

 

Работают с таблицей.

Приложение1

Определяют задачи урока.

 

Слайд 1

 

 

 

 

Работа с текстом

Слайд 2

 

Обучающиеся делают вывод. Что такое тема текста?

Что такое главная мысль текста.

Работают с этимологическим  словарём в учебнике.

Слайд 3

Выписывают из текста предложения, которые являются главной (основной) темой текста. Решают  орфографическую задачи

Слайд 4

 

 

Высказывают своё мнение, делают предположение, вступают в дискуссию.

Затрудняются определить тему только по названию.

Делают вывод о том, что только названия бывает недостаточно для определения темы, нужно прочитать весь текст.

 

Слайд 5

 

 

 

Работа в группах. Работа по учебнику с. 116, упр.90

Читают текст Л. Н. Толстого. Обсуждают, почему же автор выбрал именно этот заголовок?

Ради чего автор написал эту историю?

Определяют главную мысль этого текста.

Работают в тетрадях,

Записывают  заголовок – пословицу.

Самостоятельное определение темы и цели урока.

Формулировать учебную задачу.

Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий.

 

 

 

 

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве.

Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков; осуществлять поиск не-обходимой информации для вы­полнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение задавать   вопросы, необходимые   для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности.

Умение работать в малой группе; задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея-тельности и сотрудничества с партнером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексия деятельности (итог урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Домашнее задание

 

 

Создать условия, в которых  каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, в чём затрудняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь обобщать, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Организовывает  самостоятельную работу обучающихся по определению темы и основной мысли текста. Организовывает работу по самопроверке и самооценке.

Прочитай текст.

Любопытный малыш

Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбе­жал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать ма­шину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопыт­ный малыш!

А) Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее

точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста).

1.В тексте говорится о лисёнке.

2. В тексте говорится о машине.

3. В тексте говорится о том, как лисёнок разглядывал  машину.

Б) Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста.

 

 

 

-Давайте вернёмся к таблице.

-Какую цель ставили? Что хотели знать?

-Узнали? Можете поставить + в графе «Узнал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. 119, упр. 97

Творческое задание

Составить текст  на тему

« Ура! Зима пришла»

«Детские забавы»

«Зима в лесу»

 

 

Читают текст.

Приложение 3

Выполняют задания. Определяют тему текста, главную мысль текста.

Осуществляют самопроверку по эталону.

Оценивают выполнение работы.

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершают работу по таблице. Анализируют свою деятельность.

Высказывают свои мнения, доказывают.

Оценивают свою успешность на уроке, рефлексия в «цвете»:

- всё получилось (зеленый цвет);

- получилась, но есть небольшие ошибки (желтый);

- у меня не получилось, нужно ещё раз повторить (красный).

Слайд 7

 

Слайд 8

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Понимание значимости учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение провести рефлексию своих действий на уроке.


Приложение 1

 

 

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое предложение?

 

 

 

 

Что такое текст?

 

 

 

 

Что такое тема и главная мысль текста?

 

 

 

 

 

 

 

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое предложение?

 

 

 

 

Что такое текст?

 

 

 

 

Что такое тема и главная мысль текста?

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое предложение?

 

 

 

 

Что такое текст?

 

 

 

 

Что такое тема и главная мысль текста?

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое предложение?

 

 

 

 

Что такое текст?

 

 

 

 

Что такое тема и главная мысль текста?

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Прочитайте записи  на карточках.  Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом.

1.     http://www.freelancejob.ru/upload/684/58228003466501.jpgОса – это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.

2. Оса – это насекомое.
У осы шесть лапок.
Ещё у осы есть жало.

 

Прочитайте записи  на каточках.  Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом.

1.     http://www.freelancejob.ru/upload/684/58228003466501.jpgОса – это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.

2. Оса – это насекомое.
    У осы шесть лапок.
    Ещё у осы есть жало.

 

Прочитайте записи  на карточках.  Посоветуйтесь и решите, какая из

записей является текстом.

 

1.     http://www.freelancejob.ru/upload/684/58228003466501.jpgОса – это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.

2. Оса – это насекомое.
    У осы шесть лапок.
    Ещё у осы есть жало.

 

Прочитайте записи  на карточках.  Посоветуйтесь и решите, какая из

http://www.freelancejob.ru/upload/684/58228003466501.jpgзаписей является текстом.

 

1.     Оса – это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.

2.  Оса – это насекомое.
    У осы шесть лапок.
    Ещё у осы есть жало.

Приложение 3

Самостоятельная работа.  Прочитай текст.

 

Любопытный малыш

Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбе­жал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать ма­шину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопыт­ный малыш!

 

          Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее

точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста).

 

1.В тексте говорится о лисёнке.

2. В тексте говорится о машине.

3. В тексте говорится о том, как лисёнок разглядывал  машину.

 

         Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста.

 

         Проверь свою работу по образцу. Оцени.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.  Прочитай текст.

 

Любопытный малыш

Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбе­жал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать ма­шину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопыт­ный малыш!

 

         Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее

точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста).

 

1.В тексте говорится о лисёнке.

2. В тексте говорится о машине.

3. В тексте говорится о том, как лисёнок разглядывал  машину.

 

         Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста.

 

         Проверь свою работу по образцу. Оцени.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Русский язык 3 класс Планета знаний"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 


Тема «Тема текста. Основная мысль текста» изучается в рамках раздела «О главном…» курса русского языка 3 –го класса.


Тип урока: 


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Используемые учебники и учебные пособия: 


Учебник русского языка  для 3 класса, авторы Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина


Используемое оборудование: 


Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, экран.


Материал урока,  представленного в данной разработке, нацелен на освоение обучающимися не только предметных, но и личностных, метапредметных  результатов и может быть использован учителями начальных классов в целях формирования деятельностных способностей обучающихся в соответствиис требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).


Открытый урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, системно-деятельностного подхода.


 


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 760 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1592
    • RAR 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Геращенко Инна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Геращенко Инна Алексеевна
    Геращенко Инна Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 117777
    • Всего материалов: 32

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек