Главная / Начальные классы / русский язык 2 класс «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»

русский язык 2 класс «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»


Конспект урока.

Тема урока: «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»

Класс: 2

Дата проведения: 30 октября 2013 года

Тип урока: урок построения системы знаний (урок – путешествие по островам  океана Орфографических знаний )

Цель: формирование системы знаний и умений по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слов» через совершенствование универсальных учебных действий: умения выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

Задачи:

  • Организовать повторение и обобщение знаний учащихся о правилах правописания корня.

  • Обеспечить применение знаний правописания гласных и согласных в корне слова в практической работе через систему упражнений.

  • Содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления при выполнении заданий темы урока.

  • Формировать умения выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать, делать умозаключения через разнообразные виды заданий и средства контроля при правописании гласных и согласных в корне слова.

  • Содействовать развитию интереса к предмету через использование игровой технологии.

  • Способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.

  • Использовать материал урока, положительную самооценку и систему контроля результатов своей деятельности и деятельности партнера, умение вносить коррективы для формирования самостоятельности.

Оборудование: учебник, тетрадь, перфокарты, мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы, сигналы обратной связи, алгоритмы.

Образовательные объекты: орфограммы корня: поиск- сравнение- проверка.


Главная проблема урока: распознавание и сравнение трёх правил правописания корня слова, совершенствование универсальных учебных действий: умения выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать, делать умозаключения.









Этапы урока

Виды деятельности учащихся

Слайды

Время

1.

Организационный момент

Психологический настрой


1 мин

2.

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Поиск правильного варианта выполнения чистописания и словарного слова

2,3

5 мин

3.

Этап обобщения и систематизации изученного



1.Выполнение задания на повторение и формулирования правил

Правописания гласных и согласных.



Физкультминутка для

глаз.



2.Работа с каждой орфограммой



3.Интерактивная физкультминутка.



4. Обобщение правил правописания корня.

Прогнозирование темы и целей урока

Целеполагание.


Самостоятельная работа на перфокартах,

Поиск информации.

Работа по алгоритму

Моделирование правил.



Cмена вида деятельности, здоровьесбережение.



Контроль и коррекция.

Задания-исследования с различными видами проверки.

Самостоятельное применение правил.



Смена вида деятельности – двигательная активность




Синтез и анализ объектов.

4, 5



6, 7, 8, 9,

10,11,12

35 мин

4

Этап подведения итогов.

Оценка и самооценка своей работы по оценочному листу.

13

2 мин

5

Этап информации о домашнем задании

Подготовка к составлению таблицы.

Осмысление проблемного вопроса.

14

2 мин





Ход урока.

Этапы урока



Содержание урока



Предполагаемый результат

Формирование

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


I.Организаци-

онный момент






Настрой на Организация настроя на учебную деятельность.



-Долгожданный дан звонок, начинается урок.


Хором говорят: «Мы трудиться дружно будем, знания новые добудем».

Учащиеся настраиваются на учебную

деятельность.



Психологически настраиваются и организуются на урок быстро.









II.Этап подготов-

ки к усвоению

знаний

Мотиваци Создание положительной учебной мотивации. -Сегодня мы отправляемся в плавание по островам

 океана Орфографических знаний. Хотите путешествовать?

-Кто помнит, что такое орфография?

-Как вы думаете, для чего мы будем путешествовать по островам  океана Орфографических знаний?

Итак, в путь!  

-Ваши тетради - судовые журналы, а рядом – оценочные листы, где вы будете отмечать «+» правильные ответы.

-Откроем судовые журналы и запишем дату.

- Мы не узнаем, на чем будем путешествовать, пока не выполним задание.







Формулирование учебного задания путём поисковой деятельности. (Организация словарной работы) (Работа на интерактивной доске).



1. а о т д с и е л з

е л з

Напишите ту букву, которая обозначает непарный звонкий согласный звук.(Лл).

2. Определите порядок следования букв лблплг л……(к, д, т) (парные звонкие и глухие)

3. Угадайте 3. Угадай новое слово (ь а б р к о л)





-Что обозначает слово КОРАБЛЬ?

(Приложение1)



-Мы отплываем!





А вот и первый остров. Мы не можем, узнать его название, пока не назвали тему нашего путешествия и цели.





Прогнозирование темы и целей урока. Формирование умения делать умозаключения.

-Попробуем! Посмотрите на доску.

- Перед вами 3 таблицы.



( Приложение 2) Сформулируйте тему, глядя на эти таблицы. Объедините их в одну тему. Вы догадаетесь, чему мы сегодня будем учиться, если

соедините вместе слова из таблиц.



-Для чего вам нужно это знать?



-Во время плавания    мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов.



-Остров называется «Корень слова»







Отвечают, что это наука о правописании.

Отвечают: «Чтобы учиться правильно без ошибок писать».







Анализируют запись и каллиграфически записывают.























Объясняют значение слова.

Записывают это слово, отмечают ударение, подчёркивают безударную гласную.











Учащиеся формулируют тему и цели.



«Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»



Целеполагание.

- повторить правила правописания корней.

- учиться находить и правильно писать орфограмму.



Отвечают, что нужно хорошо знать правила написания, чтобы не допускать ошибок при письме слов с данными орфограммами.
















Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учеб-

ных действий.

















Затруднений задание не вызовет,

так как дети

знакомы с алгорит-

мом подобных зада-

ний. При затрудне-

ниях помощь учи-

теля.



Сложности возникнут у детей со слаборазвитой быстротой

реакции и вниманием.















Формулируют познавательную

цель урока с помощью

учителя, т. к. мал опыт такой

работы.


УУД смыслообразова-ния, самопознания и самоопределения

- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

















Познавательные УУД: общеучебные и логические.





















Формирование умения делать умозаключе-ния.







Регулятивные УУД:

повышение уровня развития умения целеполагания.



Познавательные УУД:

Формировать операции обобщения, вы- деления существенных признаков.

III. Этап обобщения и систематиза-ции изучен-

ного

-Путешествие продолжается.

-Перед нами три острова: «Безударные гласные», «Звонкие/ глухие согласные», «Непроизносимые согласные»



Создание проблемной ситуации. ( На каждом из островов задание для групп. Задания для выполнения первой цели).

-Хотите узнать, на каком острове живут слова, которые записаны у вас на перфокартах?

- Проблема для каждой группы: Перед вами перфокарты, вставьте пропущенную букву, сформулируйте правило, познакомьте с алгоритмом проверки.

( Приложение 3)

Формулирование выводов. Организация обсуждений.

1 группа – безударные гласные 2 группа – звонкие/ глухие согласные

3 группа – непроизносимые согласные

















Электронная физкультминутка для глаз.







Задания-исследования

-Предстоит выполнить еще три задания – исследования, которые вам помогут дома заполнить таблицу (Продуктивные и творческие задания)

(Приложение 4)

Задание - исследование 1 (в парах)

(индивидуальная помощь тем, кто затрудняется в выполнении заданий)

Задание-исследование 2 (по группам)

(Формирование познавательных УУД: действия анализа и синтеза)





Задание-исследование 3 на выбор обучающихся.



-Дорогие путешественники, вы успешно справились с заданиями – исследованиями. Молодцы!



Формирование умения делать умозаключения.

-Перед нами водопад, преодолеем трудности, если выполним вторую цель. Обобщим правила (по таблицам).

  1. В какой части слова находится орфограмма во всех трёх случаях?

  2. Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву?

  3. Как подбираем проверочное слово?

В чём разница в этих правилах? Сравните их.

Организация обсуждения. Систематизация полученных знаний.















Интерактивная физкультминутка «Веселое болотце»











Диктант.

-Впереди по курсу «Море Ясности» хотелось бы в нем половить рыбку? Чтобы в нем половить рыбку, нужно проверить, как вы воспринимаете на слух изученные орфограммы (письмо под диктовку)



Стоит чудесный зимний денёк. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Дети выбежали на улицу. Им радостно и весело.



ПРОВЕРКА – взаимопроверка.





Учебно-игровая минутка



-Молодцы, все справились с заданием, можно ловить рыбу в «Море Ясности».







-Оцените свой улов.












Выполняют задания на

перфокартах (в группах)

САМОПРОВЕРКА. Каждая группа выдвигает гипотезу, вслух формулирует правило. Знакомит с алгоритмом проверки (модели) (Приложение 5)







































Выполняют три задания-исследования.

Работа в парах.



ПРОВЕРКА- фронтальная(сигналы)







Показывают нужную цифру.

Называют проверочные слова(2 способа)













Называют общие признаки.

  1. Орфограммы находятся в кор-

не слова

  1. Требуют подбора провероч-

ного слова.







Называют различия.

  1. Проверяем гласные(1) и согласные(2,3)

  2. Слышим (произносим) (1,2) и вообще не слышим и не произносим(3)























Пишут под диктовку,

организуют взаимопроверку

при помощи интерактивной доски.















Дети ловят рыбку поочередно удочкой, оснащенной магни-

том, вытаскивают рыбинку с написанным там словом и называют на какое правило слово. (Если правило не узна-

ли, рыбку отпускают).






















Умение

сотрудничать, доводить начатую работу до конца.



Выводы могут

делать при организации определённой помощи (в дан-

ном случае карточки)

























Отдых и укрепление мышц глаз.







1.Помощь.

1группе – дать проверочные слова.

2 группе – делают самостоятельно.

3 группе – написать ещё 2 слова на это правило.

2.Помощь.

1группа – слова подчёркнуты.

2 группа – даны цепочки однокоренных слов

3 группа – выполняют самостоятельно.

3.Обучающиеся с низким уровнем развития затрудняются при выполнении заданий.

Могут быть

ошибки у детей с недостаточно

развитой орфографической зоркостью и

логической

памятью.

























Отдых, смена вида деятельности.











Могут быть

ошибки у детей с недостаточно

развитым фонематическим слухом,

недостаточно ус-

тойчивым и скон-

центрированным вниманием.





Познавательные

УУД: постановка и решение проблемных ситуаций.

Формирование умения делать умозаключе-ния.

Моделирование.



Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное

одобрение со стороны взрослого.







Здоровьесберега-ющие технологии.







Коммуникативные УУД.

согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.



Познавательные УУД: общеучебные и логические.















Формирование умения делать умозаключения.

(Формирование познавательных УУД: действия сравнения)



















Здоровьесберега-ющие технологии.







































Познавательные УУД: общеучебные.

(Учебно-игровая минутка).




























IV. Этап подведения итогов

Рефлексия. Обозначение и оценка достигнутых результатов. (Приложение 6)

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Н.Старшинов



- Ребята, мы сегодня побывали в увлекательном путешествии по океану Орфографических знаний,

-Какие цели перед нами стояли? Мы их достигли?

- Давайте ещё раз вспомним правила проверки орфограмм.

-Кому понравилось наше плавание?

 - Кому было трудно в пути? Почему?

-Как избежать трудностей в следующий раз?

-Подведём итоги нашего путешествия (считают «+»).



-Просигнализируйте о своем настроении.












Работают с оценочными листами.

и цветными сигналами.





Умеют делать самооценку собственного состояния на уроке в соответствии с возрастными особенностями.







РегулятивныеУУД: поддержка и развитие уровня оценки и контроля.


V. Этап информации

о домашнем задании

Конкретизация домашнего задания (Приложение 6)

-На уроке мы готовились к самостоятельному заполнению таблицы. Она перед вами. (Задания по группам).

-Спасибо за активную работу!!!

Из текста, который записывали под диктовку, выписать слова в таблицу по орфограммам: безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные (3 группе дописать ещё свои слова в столбики )


Задание сформулировано

чётко, но вопросы могут быть у тех,

кто

невнимательно

читает задание.

Познавательные УУД: общеучебные и логические.

Формирование умения делать умозаключения.
















13


русский язык 2 класс «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: урок  построения системы знаний (урок – путешествие по островам  океана Орфографических знаний )

Цель: формирование системы знаний и умений по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слов» через совершенствование универсальных учебных действий: умения выделять существенные признаки,  анализировать,  сравнивать,  делать умозаключения.

Задачи:

·  Организовать повторение и обобщение знаний учащихся о правилах правописания корня.

·  Обеспечить применение знаний правописания гласных и согласных в  корне слова в практической работе через систему упражнений.

·  Содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления при выполнении заданий темы урока.

·  Формировать умения выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать, делать умозаключения через разнообразные виды заданий и средства контроля при  правописании гласных и согласных в  корне слова.

Автор Дружинина Валентина Сергеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1908
Номер материала 16848
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓