Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРусский язык 2 класс «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»

русский язык 2 класс «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»

Скачать материал

Конспект урока.

Тема урока: «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в  корне слова»

Класс:  2

Дата проведения: 30 октября 2013 года

Тип урока: урок  построения системы знаний (урок – путешествие по островам  океана Орфографических знаний )

Цель: формирование системы знаний и умений по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слов» через совершенствование универсальных учебных действий: умения выделять существенные признаки,  анализировать,  сравнивать,  делать умозаключения.

Задачи:

·  Организовать повторение и обобщение знаний учащихся о правилах правописания корня.

·  Обеспечить применение знаний правописания гласных и согласных в  корне слова в практической работе через систему упражнений.

·  Содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления при выполнении заданий темы урока.

·  Формировать умения выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать, делать умозаключения через разнообразные виды заданий и средства контроля при  правописании гласных и согласных в  корне слова.

·  Содействовать развитию  интереса к предмету через использование игровой технологии.

·   Способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.

·  Использовать материал урока, положительную самооценку и систему контроля результатов своей деятельности и деятельности партнера,  умение вносить коррективы для формирования самостоятельности.

Оборудование: учебник, тетрадь, перфокарты, мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы, сигналы обратной связи, алгоритмы.

Образовательные объекты:   орфограммы корня: поиск- сравнение- проверка.

 

Главная проблема урока: распознавание и сравнение трёх правил правописания корня слова, совершенствование универсальных учебных действий: умения выделять существенные признаки,  анализировать,  сравнивать,  делать умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

            Этапы урока

Виды деятельности учащихся

Слайды

Время

1.

Организационный момент

Психологический  настрой

 

1 мин

2.

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Поиск правильного варианта выполнения чистописания и словарного слова

    2,3

5 мин

3.

Этап обобщения и систематизации изученного

 

1.Выполнение задания на повторение и формулирования  правил

Правописания гласных и согласных.

 

Физкультминутка для

глаз.

 

2.Работа с каждой орфограммой

 

3.Интерактивная физкультминутка.

 

4. Обобщение правил правописания корня.

Прогнозирование темы и целей урока

Целеполагание.

 

     Самостоятельная работа на перфокартах,

Поиск информации.

Работа по алгоритму

Моделирование правил.

 

 

Cмена вида деятельности, здоровьесбережение.

 

 

Контроль и коррекция.

Задания-исследования с различными видами проверки.

     Самостоятельное применение правил.

 

 

Смена вида деятельности – двигательная активность

 

 

 

Синтез и анализ объектов.

   4, 5

 

 

6, 7, 8, 9,

10,11,12

35 мин

4

Этап подведения итогов.

Оценка и самооценка своей работы по оценочному листу.

13

2 мин

5

Этап информации о домашнем задании

Подготовка к составлению таблицы.

Осмысление проблемного вопроса.

14

2 мин

 

 

 

Ход урока.

Этапы урока

 

                                                Содержание урока

 

 Предполагаемый результат

Формирование

УУД

   Деятельность учителя

  Деятельность учащихся

 

I.Организаци-

онный момент

 

 

 

Настрой на       Организация настроя на  учебную деятельность.

 

-Долгожданный дан звонок, начинается урок.

 

Хором говорят: «Мы трудиться дружно будем, знания новые добудем».

Учащиеся настраиваются на учебную

деятельность.

 

Психологически настраиваются и организуются на  урок быстро.

 

 

 

 

 

II.Этап подготов-

ки к  усвоению

 знаний

Мотиваци     Создание положительной учебной мотивации.            -Сегодня мы отправляемся в плавание по островам

  океана Орфографических знаний. Хотите путешествовать?

-Кто помнит, что такое орфография?

-Как вы думаете, для чего мы будем путешествовать по островам  океана Орфографических знаний?

  Итак, в путь!  

-Ваши тетради - судовые журналы, а рядом – оценочные листы, где вы будете отмечать «+» правильные ответы.

 -Откроем судовые журналы и запишем дату.

- Мы не узнаем,  на чем будем путешествовать, пока не выполним задание.

 

 

 

Формулирование учебного задания путём  поисковой деятельности. (Организация словарной работы) (Работа на интерактивной доске).

 

       1. а о т д с и е л з

      е л з

Напишите ту букву, которая обозначает непарный звонкий согласный звук.(Лл).

      2. Определите порядок следования букв лблплг                       л……(к, д, т) (парные звонкие и глухие)

3. Угадайте         3. Угадай новое слово (ь а б р к о л)

 

 

-Что обозначает слово КОРАБЛЬ?

(Приложение1)

 

-Мы отплываем!

 

 

А вот и первый остров. Мы не можем, узнать его название, пока  не назвали тему нашего путешествия и цели.

 

 

Прогнозирование темы и целей урока. Формирование умения делать умозаключения.

-Попробуем! Посмотрите на доску.

- Перед вами 3 таблицы.

 

 ( Приложение 2) Сформулируйте тему, глядя на эти таблицы. Объедините их в одну тему. Вы догадаетесь, чему мы сегодня будем учиться, если

            соедините вместе слова из  таблиц.

 

-Для чего вам нужно это знать?

 

-Во время плавания    мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов.

 

-Остров называется «Корень слова»

 

 

 

Отвечают, что это наука о правописании.

Отвечают: «Чтобы учиться правильно без ошибок писать».

 

 

 

Анализируют запись и каллиграфически записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют значение слова.

Записывают это слово, отмечают ударение, подчёркивают безударную гласную.

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют тему и цели.

 

«Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в  корне слова»

 

     Целеполагание.

- повторить правила правописания корней.

- учиться находить и правильно писать орфограмму.

 

Отвечают, что нужно хорошо знать правила написания, чтобы не допускать ошибок при письме слов с данными орфограммами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учеб-

ных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Затруднений задание не вызовет,

 так как дети

знакомы с алгорит-

мом подобных зада-

ний. При затрудне-

ниях помощь учи-

теля.

 

Сложности возникнут у детей со слаборазвитой быстротой

реакции и вниманием.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют познавательную

 цель урока с помощью

 учителя, т. к. мал опыт такой

 работы.  

 

УУД смыслообразова-ния, самопознания и самоопределения

-    способствовать развитию      высокой   учебной   мотивации  и уровня притязаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: общеучебные и логические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения делать умозаключе-ния.

 

 

 

Регулятивные УУД:

повышение    уровня развития  умения  целеполагания.

 

Познавательные УУД:

Формирова­ть операции обобщения, вы- деления  существенных признаков.

III. Этап обобщения и систематиза-ции изучен-

ного

-Путешествие продолжается.

-Перед нами три острова: «Безударные гласные», «Звонкие/ глухие согласные», «Непроизносимые согласные»

 

Создание проблемной ситуации. ( На каждом из островов задание для групп. Задания  для выполнения первой цели). 

-Хотите узнать,  на каком острове живут  слова, которые записаны у вас на перфокартах?

- Проблема для каждой группы:  Перед вами перфокарты, вставьте пропущенную букву, сформулируйте правило, познакомьте с алгоритмом проверки.

 ( Приложение 3)

Формулирование выводов. Организация обсуждений.

   1 группа – безударные гласные                                                                                        2 группа – звонкие/ глухие согласные

3 группа – непроизносимые согласные

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронная физкультминутка для глаз.

 

 

 

Задания-исследования

-Предстоит выполнить еще три задания – исследования, которые вам помогут дома заполнить таблицу (Продуктивные и творческие задания)

(Приложение 4)

Задание - исследование 1 (в парах)

 (индивидуальная помощь тем, кто затрудняется в выполнении заданий)

                       

 Задание-исследование 2 (по группам)

(Формирование познавательных УУД: действия анализа и синтеза)

 

 

Задание-исследование 3 на выбор обучающихся.

 

     -Дорогие путешественники, вы успешно справились с заданиями – исследованиями. Молодцы!

 

Формирование умения делать умозаключения.

-Перед нами водопад, преодолеем трудности, если выполним вторую цель. Обобщим правила (по таблицам).

1.      В какой части слова находится орфограмма во всех трёх случаях?

2.      Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву?

3.      Как подбираем проверочное слово?

В чём разница в этих правилах? Сравните их.

Организация обсуждения. Систематизация полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивная физкультминутка «Веселое болотце»

 

 

 

 

 

Диктант.

-Впереди по курсу «Море Ясности» хотелось бы в нем половить рыбку? Чтобы в нем половить рыбку, нужно проверить, как вы воспринимаете на слух изученные орфограммы (письмо под диктовку)

 

Стоит чудесный зимний денёк. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Дети выбежали на улицу. Им радостно и весело.

 

ПРОВЕРКА – взаимопроверка.

 

 

Учебно-игровая минутка

 

 -Молодцы, все справились с заданием, можно ловить рыбу в «Море Ясности».

 

 

 

-Оцените свой улов.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания на

 перфокартах (в группах)

САМОПРОВЕРКА. Каждая группа выдвигает гипотезу, вслух формулирует правило. Знакомит с алгоритмом проверки (модели) (Приложение 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют три задания-исследования.

Работа в парах.

 

ПРОВЕРКА- фронтальная(сигналы)

 

 

 

Показывают нужную цифру.

Называют проверочные слова(2 способа)

 

 

 

 

 

 

Называют общие признаки.

1.      Орфограммы находятся в кор-

не слова

2.      Требуют подбора провероч-

ного слова.

 

 

 

Называют различия.

1.      Проверяем гласные(1) и согласные(2,3)

2.      Слышим (произносим) (1,2) и вообще не слышим и не произносим(3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

Пишут под диктовку,

 организуют взаимопроверку

при помощи интерактивной доски.

 

 

 

 

 

 

 

Дети ловят рыбку поочередно удочкой, оснащенной магни-

том, вытаскивают рыбинку с написанным там словом и называют  на какое правило слово. (Если правило не узна-

ли, рыбку отпускают).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение

 сотрудничать, доводить начатую работу до конца.

 

Выводы могут

делать при организации определённой помощи (в дан-

ном случае карточки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых и укрепление мышц глаз.

 

 

 

1.Помощь.

1группе – дать проверочные слова.

2 группе – делают самостоятельно.

3 группе – написать ещё 2 слова на это правило.

2.Помощь.

1группа – слова подчёркнуты.

2 группа – даны цепочки однокоренных слов

3 группа – выполняют самостоятельно.

3.Обучающиеся с низким уровнем развития  затрудняются при выполнении заданий.

    Могут быть

 ошибки у детей с недостаточно

  развитой орфографической зоркостью и

логической

 памятью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых, смена вида деятельности.

 

 

 

  

 

 

    Могут быть

 ошибки у детей с недостаточно

  развитым фонематическим слухом,

недостаточно ус-

тойчивым и скон-

центрированным вниманием.

 

 

Познавательные

УУД: постановка и решение проблемных ситуаций.

Формирование умения делать умозаключе-ния.

Моделирование.

 

Поддержка и развитие   коммуникативных  навыков,  проведение  групповых заданий   на   уроке, положительное

одобрение   со   стороны взрослого.

 

 

 

Здоровьесберега-ющие технологии.

 

 

 

Коммуникативные УУД.

согласование усилий по достижению общей цели, организации и  осуществлению совместной деятельности.

 

Познавательные УУД: общеучебные и логические.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения делать умозаключения.

(Формирование познавательных УУД: действия сравнения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберега-ющие технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: общеучебные.

(Учебно-игровая минутка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Этап подведения итогов

Рефлексия. Обозначение и оценка достигнутых результатов. (Приложение 6)

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

                         Н.Старшинов

 

 - Ребята, мы сегодня побывали в увлекательном путешествии по океану Орфографических знаний,

 -Какие цели перед нами стояли? Мы их достигли?

- Давайте ещё раз вспомним правила проверки орфограмм.

 -Кому понравилось наше плавание?

 - Кому было трудно в пути? Почему?

-Как избежать трудностей в следующий раз?

-Подведём итоги нашего путешествия (считают «+»).

 

 -Просигнализируйте о своем настроении.

 

 

 

 

 

 

Работают с оценочными листами.

и цветными сигналами.

 

 

Умеют делать самооценку собственного состояния на уроке в соответствии с возрастными особенностями.

 

 

 

РегулятивныеУУД: поддержка        и развитие   уровня оценки и контроля.

 

V. Этап информации

 о домашнем задании

     Конкретизация домашнего задания (Приложение 6)

-На уроке мы готовились к самостоятельному заполнению таблицы. Она перед вами. (Задания по группам).

-Спасибо за активную работу!!!

Из текста, который записывали под диктовку, выписать слова в таблицу по орфограммам: безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные (3 группе дописать ещё свои слова в столбики )

 

Задание сформулировано

чётко, но вопросы могут быть у тех,

 кто

 невнимательно

 читает задание.

Познавательные УУД: общеучебные и логические.

Формирование умения делать умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Русский язык 2 класс «Повторение и обобщение правописания гласных и согласных в корне слова»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок  построения системы знаний (урок – путешествие по островам  океана Орфографических знаний )

Цель: формирование системы знаний и умений по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слов» через совершенствование универсальных учебных действий: умения выделять существенные признаки,  анализировать,  сравнивать,  делать умозаключения.

Задачи:

·  Организовать повторение и обобщение знаний учащихся о правилах правописания корня.

·  Обеспечить применение знаний правописания гласных и согласных в  корне слова в практической работе через систему упражнений.

·  Содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления при выполнении заданий темы урока.

·  Формировать умения выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать, делать умозаключения через разнообразные виды заданий и средства контроля при  правописании гласных и согласных в  корне слова.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 716
    • DOCX 37.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дружинина Валентина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дружинина Валентина Сергеевна
    Дружинина Валентина Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 470103
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 104 человека

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе