Главная / Русский язык и литература / Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя

Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



Ферганский городской отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования города Ферганы



ШКОЛА № 26



ПАСПОРТ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



«Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя»









Составитель: З.Хасанова







Фергана - 2013





Методические рекомендации, разработанные З.Хасановой, представляют сборник заданий по развитию речи. Особым достоинством данной разработки является то, что задания составлены согласно таксономии уровней познания Б.Блума. Организация стратегии занятия на основе данной таксономии позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение. Другим важным достоинством данных методических рекомендация является оригинальность, продуманность, логичность вопросов и заданий.

Данную методическую разработку можно назвать уникальной, т.к. пока ещё не были разработаны подобные методические рекомендации, основанные на таксономии уровней познания Б.Блума, полностью охватывающий годичный курс изучения учебного предмета.

Разработка З.Хасановой вносит большой вклад в развитие вопроса изучения русского языка как иностранного и рекомендуется к использованию учителями в качестве дидактического материала, используемого как на уроке, так и в процессе самообразования, а также на дополнительных занятиях.







Рецензент: М.Уралова – старший преподаватель кафедры

педагогики Ферганского государственного университета













Введение.

В данное время мы являемся свидетелями успешной реализации уникальной модели подготовки кадров в Республике Узбекистан, основным компонентом которого является личность учащегося. Данное положение требует организации учебно-воспитательного процесса с учётом потребностей, интересов и возможностей учащихся. Именно поэтому современное преподавание иностранных языков, в том числе и русского языка, основывается на коммуникативной методике изучения иностранных языков. Данная методика позволяет сформировать у учащихся умений свободно, непринужденно и, главное, смело общаться, с легкостью выходить из сложных ситуаций.

Применение данной методики требует от учителя высокого мастерства, как то: владение навыками живого, не книжного языка, открытости для общения, умения располагать к беседе и других компетенций. Кроме этого в коммуникативной методике важна роль дидактических материалов, к качеству которых предъявляются особые требования. Очень важно, чтобы задания для учеников были интересными, ориентированными не столько на заучивание слов и грамматических правил, а возбуждали в них желание поразмышлять, поспорить, найти ещё материалы по теме и самостоятельно изучить их. Именно таковы тенденции развития современной педагогики в целом.

Личностно-ориентированная, гуманистическая педагогика, взятая в основу организации современного образования во всём мире, направлена на развитие творческой, способной к самостоятельному мышлению личности. Формирование личности, обладающей вышеперечисленными качествами, возможно только при применении современных передовых технологий обучения, при осуществлении технологического подхода к обучению.

Как известно, ядром технологии обучения является цель обучения. Разработка образовательной технологии начинается с формулирования конкретных целей занятия, исходя из которых отбираются содержание обучения, методы, формы и средства обучения.

Автором одной из первых схем педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им в 1956 году выпущена в свет книга «Таксономия», в которой описываюся цели познавательной (когнитивной) области. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

М. В. Кларин приводит основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии.

Основные категории

1 Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик:

  • знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

  • знает конкретные факты;

  • знает методы и процедуры;

  • знает основные понятия;

  • знает правила и принципы.


2 Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:

  • понимает факты, правила и принципы;

  • интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

  • преобразует словесный материал в математические выражения;

  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных


3 Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях;

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры.


4 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

  • выделяет скрытые (неявные) предположения;

  • видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

  • проводит разграничения между фактами и следствиями;

  • оценивает значимость данных.


5 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

  • пишет небольшое творческое сочинение;

  • предлагает план проведения эксперимента;

  • использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.


6 Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Разработка целей и заданий для проверки уровня их достижения соответственно таксономии Блума, позволяет успешно развивать учащихся, постепенно «поднимая» их на всё более и более высокий уровень познания. Поэтому мы решили разработать методические рекомендации, включающие в себя задания по каждому тексту для самостоятельного и дополнительного чтения, данному в учебнике «Русский язык» для школ с узбекским языком обучения.

Задания разработаны строго в соответствии уровней познания таксономии Б.Блума. Разнообразие заданий позволяет поддерживать высокий уровень активности учащихся во время занятия. Для выполнения многих заданий ученики обращаются к знаниям из других областей знания, например, биологии, истории и других, что позволяет успешно реализовывать принцип связи с другими учебными предметами, принципа связи теории с практикой. Проблемный характер вопросов вызывает дискуссию, в процессе которой совершенствуются, оттачиваются коммуникативные способности учеников.

Данную разработку рекомендуется использовать как во время уроков, так и в процессе дополнительных занятий в кружке «Русский язык».










«ЛЕТНИЕ РАДОСТИ» В.ГАЛИЕВА



hello_html_6853c6e.png

ЗНАНИЕ

- Где был рассказчик летом?



ПОНИМАНИЕ

-Переведи слова: модель, запускать, скучать, прекрасно, радоваться.

-Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.



ПРИМЕНЕНИЕ

- Кто рассказывает о лете – мальчик или девочка?



АНАЛИЗ

- Основные события, произошедшие в лагере?



СИНТЕЗ

- Что бы могло сделать времяпровождение в лагере ещё интереснее?



ОЦЕНКА

-Хотелось ли тебе побывать в этом лагере?

«hello_html_m68501d3c.pngЧЕТЫРЕ БАБОЧКИ»



ЗНАНИЕ

-О каком идёт речь в данном рассказе?

ПОНИМАНИЕ

-Почему бабочки расселись по разным цветкам?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Найдите прилагательные в данном тексте?

- Назовите антоним к слову «белый».



АНАЛИЗ

- заполни таблицу

Цветы

бабочки













СИНТЕЗ

- Почему птица не смогла съесть бабочек?



ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что бабочки оказались умными?





«ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО СЕМЬЯ»?



hello_html_m53097460.png



Сочините СИНКВЕЙН к слову «семья», опираясь на содержание текста.

Правило составления синквейна:

1 строчка - 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – 1 предложение из 4-х слов

5-строчка – 1 существительное (синоним к первой строчке)



Образец:

Школа

любимая, полезная

учит, развивает, развлекает

В школе радостно учится.

Радость







«КОНСТРУКТОР «ЛЕГО»»

hello_html_59ec4a2d.png



ЗНАНИЕ

- Что такое «Лего»?



ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «конструктор», «разноцветные детали», «средневековый замок», «платформа с колёсиками».



ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели слова, обозначающие возможность совершения действия?



АНАЛИЗ

- Перечисли, что можно сделать из «лего»?



СИНТЕЗ

- Собери конструкцию из лего и покажи одноклассникам, опиши предмет, который ты сконструировал?

- Как ты думаешь, почему «лего» не надоедает?



ОЦЕНКА

- Кому и почему ты подарил бы «лего»?

«ТОПОЛЯ»

hello_html_ma87319b.png



ЗНАНИЕ

- Какое событие описывается в рассказе?



ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «тополь», «статья», «обрезать», «высаживать», «чудесная аллея».



ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели глаголы прошедшего времени.



АНАЛИЗ

- Почему мальчики решили высадить тополя?



СИНТЕЗ

- Какую пользу принесли мальчики, высадив тополя?



ОЦЕНКА

- Перечислите качества героев рассказа?

«КТО ВЫРАСТИЛ ЯГОДКУ?» (А.ЛОПАТИНА)

hello_html_m2cd9791.png



ЗНАНИЕ

- Разыграйте сценку по тексту.

- Перечисли действующих лиц рассказа.



ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «прогудеть», «угостить», «тоненький», «большая-пребольшая», «толстый», «сладкая-пресладкая», «красная-прекрасная».

ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели глаголы и образуй из них глаголы будущего времени.

АНАЛИЗ

- Назови заслугу каждого персонажа рассказа.

- Заполни таблицу:

Персонаж

ягодка

водичка

земля

солнышко

Действие







СИНТЕЗ

- Как нужно относиться к природе? Почему?

ОЦЕНКА

- Правильно ли поступила девочка?

«СОЛНЫШКО, ПОХОЖЕЕ НА МАМУ» (А.ПАВЛОВА)

hello_html_m14002f68.png



ЗНАНИЕ

- О чём девочка говорила с мамой?



ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «жмуриться», «злиться», «греть», «сыро».



ПРИМЕНЕНИЕ

- Посчитай, сколько слов в родительном падеже, встретились в тексте.



АНАЛИЗ

- Сравни солнце с мамой.



СИНТЕЗ

- Почему любимых и близких людей ласково называют «солнышко»?



ОЦЕНКА

- Как, по-твоему нужно относиться к близким людям?

«КОТЁНОК» (И.САФОНОВ)

hello_html_6c9f8aab.png

ЗНАНИЕ

- Какой случай описан в рассказе?



ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «отвлекаться», «скакать», «охотник», «сгорбить», «подбежать».



ПРИМЕНЕНИЕ

- Чья кошка пропала? Чьи собаки мчались по дороге?



АНАЛИЗ

- Что стало причиной возникшей опасности для кошки?



СИНТЕЗ

- Можно ли утверждать, что котёнок стал другом для детей?



ОЦЕНКА

- Можно ли охарактеризовать Васю как храброго мальчика?

- Как бы ты поступил на месте Васи?

«БЕРЕГИТЕ ЛЕСА!»

hello_html_m4ca40201.png



ЗНАНИЕ

- О чём данный рассказ?



ПОНИМАНИЕ

- Почему нельзя бросать спички в лесу?

- Чем занимается лесовод?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Найдите в тексте существительное в родительном падеже.



АНАЛИЗ

- Что становится причиной пожаров?



СИНТЕЗ

- Что нужно делать, чтобы сберечь леса?



ОЦЕНКА

- Докажите, что лес – наше богатство.

«hello_html_m551f1e96.pngПОЧЕМУ КРАСНУЮ КНИГУ ТАК НАЗВАЛИ?»





ЗНАНИЕ

- Что такое Красная книга?



ПОНИМАНИЕ

- Почему отдельные виды животных и растений занесены в Красную книгу?

- Меняется ли объём Красной книги с течением времени?



Применение

- Найдите в тексте существительные в винительном падеже.



АНАЛИЗ

- По какой причине увеличивается объём Красной книги?



СИНТЕЗ

- Что люди могут сделать, чтобы Красная книга не увеличивалась в объёме?



ОЦЕНКА

- Докажите, что человек не может жить без природы.







«hello_html_m10b073c1.pngБЕЛКА» В.ЧАПЛИНА



ЗНАНИЕ

- Что сообщается о белке в рассказе?



ПОНИМАНИЕ

- Почему белку назвали ловким зверьком?



Применение

- Найдите в тексте существительные в родительном и винительном падежах.



АНАЛИЗ

- Разделите действия белки по временам года.



СИНТЕЗ

- Можно ли найти сходства деятельности белки и человека?



ОЦЕНКА

- Можно ли назвать белку смышлёным животным?













«НАВРУЗ»

hello_html_58a95d83.png



ЗНАНИЕ

- Что сообщается о празднике Навруз в рассказе?



ПОНИМАНИЕ

- Почему люди так радостно встречают именно это время года?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Составьте предложения о том, кому и что вы подарили бы в Навруз.



АНАЛИЗ

- Перечислите праздничные действия во время празднования Навруз.

- Почему именно ранней весной готовят сумаляк?

СИНТЕЗ

- Как, где и с кем ты бы хотел праздновать Навруз?



ОЦЕНКА

- Можно ли, исходя из текста, сказать, что наш народ любит труд?

«ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ТРУДА» А.РИЗАЕВ

hello_html_m5942c4dc.png



ЗНАНИЕ

- Какое событие описывает автор в рассказе?



ПОНИМАНИЕ

- Что обозначает словосочетание «ветеран труда»?



ПРИМЕНЕНИЕ

- В вашей семье или среди ваших юлизких есть люди, которых можно назвать ветераном труда?



АНАЛИЗ

- Почему наш народ с уважением относится к ветеранам труда?

- Как выставка сувениров связана с тематикой встречи?

СИНТЕЗ

- А какой сценарий встречи с ветеранами предложил бы ты?

- составь вопросы, которые ты хотел бы задать ветерану труда.

ОЦЕНКА

- Нужно ли проводить такие встречи?

«КТО НОСИТ СВОИХ ДЕТЁНЫШЕЙ В СУМКЕ?»

hello_html_m36f27647.png



ЗНАНИЕ

- О каких животных идёт речь в рассказе?



ПОНИМАНИЕ

- Почему этих животных назвали сумчатыми?



ПРИМЕНЕНИЕ

-Составьте предложения о кенгуру с использованием существительных в дательном падеже.



АНАЛИЗ

- Сравните сумчатых животных с другими млекопитающими.

СИНТЕЗ

- Почему сумчатые животные, в основном, встречаются именно в Австралии?



ОЦЕНКА

- В чём «выгода» имения «сумки» для животных?









«hello_html_m2f3ccbbd.pngПОХОД» С.ГАЛИЕВА

ЗНАНИЕ

- Кто участвовал в походе?

- Куда совершила поход семья?

- Что они наблюдали в походе?



ПОНИМАНИЕ

-Почему рассказчик говорит, что участники похода почувствовали себя настоящими туристами?



ПРИМЕНЕНИЕ

-Составь предложения о походе, используя существительные в дательном падеже.



АНАЛИЗ

- Составь план похода, описанного в рассказе:

1. Сборы

2. Поездка в поезде.

3. …



СИНТЕЗ

- Напиши краткое эссе о своём походе на природу.



ОЦЕНКА

- Как ты думаешь, почему многие люди любят ходить в походы?

- Какую пользу приносит поход людям?

hello_html_m23a1cabe.png«СОН» А.ЛОПАТИНА







ЗНАНИЕ

- Что вызвало удивление у всей школы?

- Выучите стихотворение наизусть.



ПОНИМАНИЕ

-Почему стихотворение названо «Сон»?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели существительные в дательном падеже и объясни их грамматическое значение.



АНАЛИЗ

- Сравни описанный сон с обычной реальностью (в качестве примера возьми свой класс)

СИНТЕЗ

- Как автор понимает взросление?

- Почему автор предлагает ученикам поскорее повзрослеть?



ОЦЕНКА

- Как ты думаешь, возможно ли превратить этот сон в реальность?



«ЁЖИК» В.ОСЕЕВА

hello_html_4a1827c5.png



ЗНАНИЕ

- Перескажи рассказ близко к тексту.



ПОНИМАНИЕ

- Почему дети взяли с собой ежа?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели существительные в дательном падеже и объясни их грамматическое значение.



АНАЛИЗ

- Почему дети решили, что ёжик заболел?

СИНТЕЗ

- Чему учит данный рассказ?



ОЦЕНКА

- Как ты думаешь, правильно ли поступили ребята, забрав ёжика из леса?



«УПРЯМЫЙ КОЗЛИК» Г.ЛАДОНЩИКОВ

hello_html_5148a21b.png

ЗНАНИЕ

- Расскажи стихотворение наизусть.



ПОНИМАНИЕ

- Почему автор назвал козлёнка упрямым?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Прочти слова козы с выражением.



АНАЛИЗ

- Почему коза заторопилась домой?

- О чьих взаимоотношениях идёт речь в стихотворении?

СИНТЕЗ

-Какой вывод можно сделать, применив ситуацию в стихотворении к взаимоотношениям детей и родителей?



ОЦЕНКА

- Как ты оцениваешь поведение козлёнка и козы?

«hello_html_m739a2581.pngПОЧЕМУ ЕЛЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ ОДНИМ ЦВЕТОМ?» Г.СКРЕБИЦКИЙ







ЗНАНИЕ

- Перескажи рассказ близко к тексту.



ПОНИМАНИЕ

- Можно ли сказать, что ёлка никогда не меняет свой наряд?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни из уроков «Окружающий мир», почему листья деревьев осенью меняют свой цвет, а потом опадают?



АНАЛИЗ

- Сравни ель с другими деревьями.

СИНТЕЗ

- Можно ли утверждать, что все деревья одинаковые или что все деревья разные?



ОЦЕНКА

- Чем особенно хороша ёлка?

- Как ты думаешь, связано ли то, что именно ёлка является новогодним деревом с описанным в рассказе свойством этого дерева?



«КАК Я ЛОВИЛ РЫБУ» М.СКРЕБЦОВА

hello_html_163dbeec.png

ЗНАНИЕ

- Какие основные события описаны в рассказе?



ПОНИМАНИЕ

- Можно ли сказать, что рыбалка прошла успешно?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Какие правила постараешься соблюдать на рыбалке ты, исходя из содержания рассказа?



АНАЛИЗ

- Одинаково ли отнеслись к рыбалке ребята?

- Выдели отрывки теста, описывающих разницу в характерах ребят.

СИНТЕЗ

- Что стало причиной неудачной рыбалки?



ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что, несмотря на неудачную рыбалку, ребята весело провели время?

«hello_html_m63a17ec8.pngДОБРОЕ ОБЛАКО» В.САБУРОВ





ЗНАНИЕ

- Кто катался на облаке в рассказе?

- Кому помогло облако?



ПОНИМАНИЕ

- Почему автор назвал облако добрым?

- Почему событие, описанное в рассказе приключилось именно с этим мальчиком?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни из курса «Окружающий мир», как образуются облака.



АНАЛИЗ

- Почему вся природа была благодарна облаку?

СИНТЕЗ

- Как связан круговорот воды в природе с благополучием людей?



ОЦЕНКА

- Какой вывод можно сделать их содержания текста про облако – нужно ли оно людям, природе?





«hello_html_m68e5a89f.pngМАЛЬЧИК И ТЕМНОТА» А.ЛОПАТИНА







ЗНАНИЕ

- Между кем происходил диалог?



ПОНИМАНИЕ

- Увидело ли солнце темноту?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни из курса «Окружающий мир», как солнце освещает мир.



АНАЛИЗ

- Почему солнце не смогло увидеть темноту?



СИНТЕЗ

- В чём заключается парадоксальность ситуации, которая вызывает улыбку у читателя?



ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что автор очень остроумен?









«РАЗГРОМ» Э.УСПЕНСКИЙ

hello_html_3658baaf.png



ЗНАНИЕ

- Между кем происходил диалог?



ПОНИМАНИЕ

- Что натворил мальчик, пока мамы не было дома?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Прочитайте стихотворение по ролям, постарайтесь прочитать с выражением.



АНАЛИЗ

- Почему мама была удивлена?



СИНТЕЗ

- Почему стихотворение вызывает улыбку у читателя?

- Что хочет сказать нам автор этим стихотворением?



ОЦЕНКА

- Можно ли назвать мальчика поведение мальчика примерным?









«СКАЗКА О СОЛНЕЧНОМ ЗАЙЧИКЕ» С.ПИРОГОВ

hello_html_79345561.png





ЗНАНИЕ

- Перескажи основное содержание сказки.



ПОНИМАНИЕ

- Почему зайчик плакал?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни информацию о зрении млекопитающих (животных, людей) и объясните как вы представляете механизм зрения.



АНАЛИЗ

- Перечисли по порядку, на чём останавливало свой взгляд солнышко?



СИНТЕЗ

- Можно ли сказать, что солнышко сделало зайчика счастливым?

- Как ты думаешь, что такое счастье? Многие говорят, что счастье, это когда делаешь добро – правильно ли это?



ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что солнце тоже счастливо?





«СКАЗКА О СЧАСТЛИВОМ КАКТУСЕ» М.СКРЕБЦОВА

hello_html_m669b7bc2.png







ЗНАНИЕ

- Перескажи основное содержание сказки.



ПОНИМАНИЕ

- Чем герой сказки отличался от других членов семьи?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни информацию о зрении млекопитающих (животных, людей) и объясни, как ты представляешь механизм зрения.



АНАЛИЗ

- Перечисли, от кого кактус получал информацию о мире?



СИНТЕЗ

- Как ты думаешь почему расцвёл именно этот кактус?

- В чём звёзды увидели счастье кактуса?



ОЦЕНКА

- Ощутил ли кактус счастье?

- Что вызвало в нём ощущение счастья?



«ВОЛК И ЧЕЛОВЕК» Я.ГРИММ

hello_html_767dc66.png

ЗНАНИЕ

- Перескажи основное содержание

сказки.



ПОНИМАНИЕ

- Как схитрила лиса?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Почему лису считают хитрым зверем?



АНАЛИЗ

- Зачем лиса подговорила волка напасть на человека?



СИНТЕЗ

- Можно ли финальное суждение применить и к людям?





ОЦЕНКА

- Чему учит нас эта сказка?









«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА-РАЗБОЙНИКА » Я.ГРИММ



Зhello_html_mc5ed4ff.pngНАНИЕ

- Перескажи основное содержание

рассказа.



ПОНИМАНИЕ

- Почему автор назвал кота разбойником?



ПРИМЕНЕНИЕ

- Каких диких животных из семейства кошачьих ты знаешь?



АНАЛИЗ

- После чего изменилось отношение автора к коту?



СИНТЕЗ

- Нужно ли заботиться о братьях наших меньших?





ОЦЕНКА

- Как ты оцениваешь поступок прежних хозяев кота?







35


Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя
  • Русский язык и литература
Описание:

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

Ферганский городской отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений  народного образования города Ферганы

 

ШКОЛА № 26

 

ПАСПОРТ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

«Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя»

 

 

 

 

Составитель:                                                                        З.Хасанова

 

 

 

Фергана - 2013

 

 

Методические рекомендации, разработанные З.Хасановой, представляют сборник заданий по развитию речи.  Особым достоинством данной разработки является то, что задания составлены согласно таксономии уровней познания Б.Блума. Организация стратегии занятия на основе данной таксономии позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение. Другим важным достоинством данных методических рекомендация является оригинальность, продуманность, логичность вопросов и заданий.

Данную методическую разработку можно назвать уникальной, т.к. пока ещё не были разработаны подобные методические рекомендации, основанные на таксономии уровней познания Б.Блума, полностью охватывающий годичный курс изучения учебного предмета.

Разработка З.Хасановой  вносит большой вклад в развитие вопроса  изучения русского языка как иностранного и рекомендуется к использованию учителями в качестве дидактического материала, используемого как на уроке, так и в процессе самообразования, а также на дополнительных занятиях.

 

 

 

Рецензент:  М.Уралова – старший преподаватель кафедры   

                     педагогики Ферганского государственного университета 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В данное время мы являемся свидетелями успешной реализации уникальной модели подготовки кадров в Республике Узбекистан, основным компонентом которого является личность учащегося. Данное положение требует организации учебно-воспитательного процесса с учётом потребностей, интересов и возможностей учащихся. Именно поэтому современное преподавание иностранных языков, в том числе и русского языка, основывается на коммуникативной методике изучения иностранных языков. Данная методика позволяет сформировать у учащихся умений свободно, непринужденно и, главное, смело общаться, с легкостью выходить из сложных ситуаций.

Применение данной методики требует от учителя высокого мастерства, как то: владение навыками живого, не книжного языка, открытости для общения, умения располагать к беседе и других компетенций. Кроме этого в коммуникативной методике важна роль дидактических материалов, к качеству которых предъявляются особые требования. Очень важно, чтобы задания для учеников были интересными, ориентированными не столько на заучивание слов и грамматических правил, а возбуждали в них желание поразмышлять, поспорить, найти ещё материалы по теме и самостоятельно изучить их. Именно таковы тенденции развития современной педагогики в целом.

Личностно-ориентированная, гуманистическая педагогика, взятая в основу организации современного образования во всём мире, направлена на развитие творческой, способной к самостоятельному мышлению личности. Формирование личности, обладающей вышеперечисленными качествами, возможно только при применении современных передовых технологий обучения, при осуществлении технологического подхода к обучению.   

Как известно, ядром технологии обучения является цель обучения. Разработка образовательной технологии начинается с формулирования конкретных целей занятия, исходя из которых отбираются содержание обучения, методы, формы и средства обучения.  

Автором одной из первых схем педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им в 1956 году выпущена в свет книга «Таксономия», в которой описываюся цели познавательной (когнитивной) области. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

М. В. Кларин приводит основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии.

Основные категории

1 Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.  Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до  целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание      соответствующих сведений. Ученик:

·        знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

·        знает конкретные факты;

·        знает методы и процедуры;

·        знает основные понятия;

·        знает правила и принципы.

 

2 Понимание

 Показателем способности понимать значение изученного может служить    преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать   интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же  предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий,  результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание  материала. Ученик:

·        понимает факты, правила и принципы;

·        интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

·        преобразует словесный материал в математические выражения;

·        предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

 

3 Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

·        использует понятия и принципы в новых ситуациях;

·        применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

·        демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

 

4 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

·        выделяет скрытые (неявные) предположения;

·        видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

·        проводит разграничения между фактами и следствиями;

·        оценивает значимость данных.

 

5 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

 Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

·        пишет небольшое творческое сочинение;

·        предлагает план проведения эксперимента;

·        использует знания из различных областей, чтобы составить план    решения той или иной проблемы.

 

6 Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного  материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

·        оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

·        оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

·        оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

         Разработка целей и заданий для проверки уровня их достижения соответственно таксономии Блума, позволяет успешно развивать учащихся, постепенно «поднимая» их  на всё более и более высокий уровень познания. Поэтому мы решили разработать методические рекомендации, включающие в себя задания по каждому тексту для самостоятельного и дополнительного чтения, данному в учебнике «Русский язык» для школ с узбекским языком обучения.

         Задания разработаны строго в соответствии уровней познания таксономии Б.Блума. Разнообразие заданий позволяет поддерживать высокий уровень активности учащихся во время занятия. Для выполнения многих заданий ученики обращаются к знаниям из других областей знания, например, биологии, истории и других, что позволяет успешно реализовывать принцип связи с другими учебными предметами, принципа связи теории с практикой. Проблемный характер вопросов вызывает дискуссию, в процессе которой совершенствуются, оттачиваются коммуникативные способности учеников. 

Данную разработку рекомендуется использовать как во время уроков, так и в процессе дополнительных занятий в кружке «Русский язык».

 

 

 

 

 

«ЛЕТНИЕ РАДОСТИ» В.ГАЛИЕВА

 

ЗНАНИЕ

- Где был рассказчик летом?

 

ПОНИМАНИЕ

-Переведи слова: модель, запускать, скучать, прекрасно, радоваться.

-Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Кто рассказывает о лете – мальчик или девочка?

 

АНАЛИЗ

- Основные события, произошедшие в лагере?

 

СИНТЕЗ

- Что бы могло сделать времяпровождение в лагере ещё интереснее?

 

ОЦЕНКА

-Хотелось ли тебе побывать в этом лагере?

«ЧЕТЫРЕ БАБОЧКИ»

 

ЗНАНИЕ

-О каком идёт речь в данном рассказе?

ПОНИМАНИЕ

-Почему бабочки расселись по разным цветкам?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Найдите прилагательные в данном тексте?

- Назовите антоним к слову «белый».

 

АНАЛИЗ

- заполни таблицу

Цветы

бабочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИНТЕЗ

- Почему птица не смогла съесть бабочек?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что бабочки оказались умными?

 

 

«ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО СЕМЬЯ»?

 

 

Сочините СИНКВЕЙН к слову «семья», опираясь на содержание текста.

Правило составления синквейна:

1 строчка  -  1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – 1 предложение из 4-х слов

5-строчка – 1 существительное (синоним к первой строчке)

 

Образец:

Школа

любимая, полезная

учит, развивает, развлекает

В школе радостно учится.

Радость

 

 

 

«КОНСТРУКТОР «ЛЕГО»»

 

ЗНАНИЕ

- Что такое «Лего»?

 

ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «конструктор», «разноцветные детали», «средневековый замок», «платформа с колёсиками».

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели слова, обозначающие возможность совершения действия?

 

АНАЛИЗ

- Перечисли, что можно сделать из «лего»?

 

СИНТЕЗ

- Собери конструкцию из лего и покажи одноклассникам, опиши предмет, который ты сконструировал?

- Как ты думаешь, почему «лего» не надоедает?

 

ОЦЕНКА

- Кому и почему ты подарил бы «лего»?

«ТОПОЛЯ»

 

ЗНАНИЕ

- Какое событие описывается в рассказе?

 

ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «тополь», «статья», «обрезать», «высаживать», «чудесная аллея».

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели глаголы прошедшего времени.

 

АНАЛИЗ

- Почему мальчики решили высадить тополя?

 

СИНТЕЗ

- Какую пользу принесли мальчики, высадив тополя?

 

ОЦЕНКА

- Перечислите качества героев рассказа?

«КТО ВЫРАСТИЛ ЯГОДКУ?»  (А.ЛОПАТИНА)

 

ЗНАНИЕ

- Разыграйте сценку по тексту.

- Перечисли действующих лиц рассказа.

 

ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «прогудеть», «угостить», «тоненький», «большая-пребольшая», «толстый», «сладкая-пресладкая», «красная-прекрасная».

ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели глаголы и образуй из них глаголы будущего времени.

АНАЛИЗ

- Назови заслугу каждого персонажа рассказа.

- Заполни таблицу:

Персонаж

ягодка

водичка

земля

солнышко

Действие

 

 

 

 

 

СИНТЕЗ

- Как нужно относиться к природе? Почему?

ОЦЕНКА

- Правильно ли поступила девочка?

«СОЛНЫШКО, ПОХОЖЕЕ НА МАМУ» (А.ПАВЛОВА)

 

ЗНАНИЕ

- О чём девочка говорила с мамой?

 

ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «жмуриться», «злиться», «греть», «сыро».

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Посчитай, сколько слов  в родительном падеже, встретились в тексте.

 

АНАЛИЗ

- Сравни солнце с мамой. 

 

СИНТЕЗ

- Почему любимых и близких людей ласково называют «солнышко»?

 

ОЦЕНКА

- Как, по-твоему нужно относиться к близким людям?

«КОТЁНОК» (И.САФОНОВ)

ЗНАНИЕ

- Какой случай описан в рассказе?

 

ПОНИМАНИЕ

- Переведи слова: «отвлекаться», «скакать», «охотник», «сгорбить», «подбежать».

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Чья кошка пропала? Чьи собаки мчались по дороге?

 

АНАЛИЗ

- Что стало причиной возникшей опасности для кошки? 

 

СИНТЕЗ

- Можно ли утверждать, что котёнок стал другом для детей?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли охарактеризовать Васю как храброго мальчика?

- Как бы ты поступил на месте Васи?

«БЕРЕГИТЕ ЛЕСА!»

 

ЗНАНИЕ

- О чём данный рассказ?

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему нельзя бросать спички в лесу?

- Чем занимается лесовод?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Найдите в тексте существительное в родительном падеже.

 

АНАЛИЗ

- Что становится причиной пожаров? 

 

СИНТЕЗ

- Что нужно делать, чтобы сберечь леса?

 

ОЦЕНКА

- Докажите, что лес – наше богатство.

«ПОЧЕМУ КРАСНУЮ КНИГУ ТАК НАЗВАЛИ?»

 

 

ЗНАНИЕ

- Что такое Красная книга?

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему отдельные виды животных и растений занесены в Красную книгу?

- Меняется ли объём Красной книги с течением времени?

 

Применение

- Найдите в тексте существительные в винительном падеже.

 

АНАЛИЗ

- По какой причине увеличивается объём Красной книги? 

 

СИНТЕЗ

- Что люди могут сделать, чтобы Красная книга не увеличивалась в объёме?

 

ОЦЕНКА

- Докажите, что человек не может жить без природы.

 

 

 

«БЕЛКА» В.ЧАПЛИНА

 

ЗНАНИЕ

- Что сообщается о белке в рассказе?

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему белку назвали ловким зверьком?

 

Применение

- Найдите в тексте существительные в родительном и винительном падежах.

 

АНАЛИЗ

- Разделите действия белки по временам года. 

 

СИНТЕЗ

- Можно ли найти сходства деятельности белки и человека?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли назвать белку смышлёным животным?

 

 

 

 

 

 

«НАВРУЗ»

 

ЗНАНИЕ

- Что сообщается о празднике Навруз в рассказе?

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему люди так радостно встречают именно это время года?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Составьте предложения о том, кому и что вы подарили бы в Навруз.

 

АНАЛИЗ

- Перечислите праздничные действия во время празднования Навруз.

- Почему именно ранней весной готовят сумаляк?

 

СИНТЕЗ

- Как, где и с кем ты бы хотел праздновать Навруз?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли, исходя из текста, сказать, что наш народ любит труд?

«ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ТРУДА» А.РИЗАЕВ

 

ЗНАНИЕ

- Какое событие описывает автор в рассказе?

 

ПОНИМАНИЕ

- Что обозначает словосочетание «ветеран труда»?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- В вашей семье или среди ваших юлизких есть люди, которых можно назвать ветераном труда?

 

АНАЛИЗ

- Почему наш народ с уважением относится к ветеранам труда?

- Как выставка сувениров связана с тематикой встречи?

 

СИНТЕЗ

- А какой сценарий встречи с ветеранами предложил бы ты?

- составь вопросы, которые ты хотел бы задать ветерану труда.

ОЦЕНКА

- Нужно ли проводить такие встречи?

«КТО НОСИТ СВОИХ ДЕТЁНЫШЕЙ В СУМКЕ?»

 
 

 

 

 

 

ЗНАНИЕ

- О каких животных идёт речь в рассказе?

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему этих животных назвали сумчатыми?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

-Составьте предложения о кенгуру с использованием существительных в дательном падеже.

 

АНАЛИЗ

- Сравните сумчатых животных с другими млекопитающими.

 

СИНТЕЗ

- Почему сумчатые животные, в основном, встречаются именно в Австралии?

 

ОЦЕНКА

- В чём «выгода» имения «сумки» для животных?

 

 

 

 

«ПОХОД» С.ГАЛИЕВА

ЗНАНИЕ

- Кто участвовал в походе?

- Куда совершила поход семья?

- Что они наблюдали в походе?

 

ПОНИМАНИЕ

-Почему рассказчик говорит, что участники похода почувствовали себя настоящими туристами?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

-Составь предложения о походе, используя существительные в дательном падеже.

 

АНАЛИЗ

- Составь план похода, описанного в рассказе:

1. Сборы

2. Поездка в поезде.

3. …

 

СИНТЕЗ

- Напиши краткое эссе о своём походе на природу.

 

ОЦЕНКА

- Как ты думаешь, почему многие люди любят ходить в походы?

- Какую пользу приносит поход людям?

 «СОН» А.ЛОПАТИНА

 

 

 

ЗНАНИЕ

- Что вызвало удивление у всей школы?

- Выучите стихотворение наизусть.

 

ПОНИМАНИЕ

-Почему стихотворение названо «Сон»?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели существительные в дательном падеже и объясни их грамматическое значение.

 

АНАЛИЗ

- Сравни описанный сон с обычной реальностью (в качестве примера возьми свой класс)

 

СИНТЕЗ

- Как автор понимает взросление?

- Почему автор предлагает ученикам поскорее повзрослеть?

 

ОЦЕНКА

- Как ты думаешь, возможно ли превратить этот сон в реальность?

 

«ЁЖИК» В.ОСЕЕВА

 

ЗНАНИЕ

- Перескажи рассказ близко к тексту.

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему дети взяли с собой ежа?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Выдели существительные в дательном падеже и объясни их грамматическое значение.

 

АНАЛИЗ

- Почему дети решили, что ёжик заболел?

 

СИНТЕЗ

- Чему учит данный рассказ?

 

ОЦЕНКА

- Как ты думаешь, правильно ли поступили ребята, забрав ёжика из леса?

 

«УПРЯМЫЙ КОЗЛИК» Г.ЛАДОНЩИКОВ

ЗНАНИЕ

- Расскажи стихотворение наизусть.

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему автор назвал козлёнка упрямым?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Прочти слова козы с выражением.

 

АНАЛИЗ

- Почему коза заторопилась домой?

- О чьих взаимоотношениях идёт речь в стихотворении?

 

СИНТЕЗ

-Какой вывод можно сделать, применив ситуацию в стихотворении к взаимоотношениям детей и родителей?

 

ОЦЕНКА

- Как ты оцениваешь поведение козлёнка и козы?

«ПОЧЕМУ ЕЛЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ ОДНИМ ЦВЕТОМ?» Г.СКРЕБИЦКИЙ

 

 

 

ЗНАНИЕ

- Перескажи рассказ близко к тексту.

 

ПОНИМАНИЕ

- Можно ли сказать, что ёлка никогда не меняет свой наряд?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни из уроков «Окружающий мир», почему листья деревьев осенью меняют свой цвет, а потом опадают?  

 

АНАЛИЗ

- Сравни ель с другими деревьями.

 

СИНТЕЗ

- Можно ли утверждать, что все деревья одинаковые или что все деревья разные?

 

ОЦЕНКА

- Чем особенно хороша ёлка?

- Как ты думаешь, связано ли то, что именно ёлка является новогодним деревом с описанным в рассказе свойством этого дерева?

 

«КАК Я ЛОВИЛ РЫБУ» М.СКРЕБЦОВА

ЗНАНИЕ

- Какие основные события описаны в рассказе?

 

ПОНИМАНИЕ

- Можно ли сказать, что рыбалка прошла успешно?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Какие правила постараешься соблюдать на рыбалке ты, исходя из содержания рассказа?

 

АНАЛИЗ

- Одинаково ли отнеслись к рыбалке ребята?

- Выдели отрывки теста, описывающих разницу в характерах ребят.

 

СИНТЕЗ

- Что стало причиной неудачной рыбалки?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что, несмотря на неудачную рыбалку, ребята весело провели время?

«ДОБРОЕ ОБЛАКО» В.САБУРОВ

 

 

ЗНАНИЕ

- Кто катался на облаке в рассказе?

- Кому помогло облако?

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему автор назвал облако добрым?

- Почему событие, описанное в рассказе приключилось именно с этим мальчиком? 

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни из курса «Окружающий мир», как образуются облака.

 

АНАЛИЗ

- Почему вся природа была благодарна облаку?

 

СИНТЕЗ

- Как связан круговорот воды в природе с благополучием людей?

 

ОЦЕНКА

- Какой вывод можно сделать их содержания текста про облако – нужно ли оно людям, природе?

 

 

«МАЛЬЧИК И ТЕМНОТА» А.ЛОПАТИНА

 

 

 

ЗНАНИЕ

- Между кем происходил диалог?

 

ПОНИМАНИЕ

- Увидело ли солнце темноту?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни из курса «Окружающий мир», как солнце освещает мир.

 

АНАЛИЗ

- Почему солнце не смогло увидеть темноту?

 

СИНТЕЗ

- В чём заключается парадоксальность ситуации, которая вызывает улыбку у читателя?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что автор очень остроумен?

 

 

 

 

«РАЗГРОМ» Э.УСПЕНСКИЙ

 
 

 

 

 

 

ЗНАНИЕ

- Между кем происходил диалог?

 

ПОНИМАНИЕ

- Что натворил мальчик, пока мамы не было дома?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Прочитайте стихотворение по ролям, постарайтесь прочитать с выражением. 

 

АНАЛИЗ

- Почему мама была удивлена?

 

СИНТЕЗ

- Почему стихотворение вызывает улыбку у читателя?

- Что хочет сказать нам автор этим стихотворением?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли назвать мальчика поведение мальчика примерным?

 

 

 

 

«СКАЗКА О СОЛНЕЧНОМ ЗАЙЧИКЕ» С.ПИРОГОВ

 
 

 

 

 

 

 

ЗНАНИЕ

- Перескажи основное содержание сказки.

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему зайчик плакал?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни информацию о зрении млекопитающих (животных, людей) и объясните как вы представляете механизм зрения. 

 

АНАЛИЗ

- Перечисли по порядку, на чём останавливало свой взгляд солнышко?

 

СИНТЕЗ

- Можно ли сказать, что солнышко сделало зайчика счастливым?

- Как ты думаешь,  что такое счастье? Многие говорят, что счастье, это когда делаешь добро – правильно ли это?

 

ОЦЕНКА

- Можно ли сказать, что солнце тоже счастливо?

 

 

«СКАЗКА О СЧАСТЛИВОМ КАКТУСЕ» М.СКРЕБЦОВА

 
 

 

 

 

 

 

 

ЗНАНИЕ

- Перескажи основное содержание сказки.

 

ПОНИМАНИЕ

- Чем герой сказки отличался от других членов семьи?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Вспомни информацию о зрении млекопитающих (животных, людей) и объясни, как ты представляешь механизм зрения. 

 

АНАЛИЗ

- Перечисли, от кого кактус получал информацию о мире?

 

СИНТЕЗ

- Как ты думаешь почему расцвёл именно этот кактус?

- В чём звёзды увидели счастье кактуса?

 

ОЦЕНКА

- Ощутил ли кактус счастье?

- Что вызвало в нём ощущение счастья?

 

«ВОЛК И ЧЕЛОВЕК» Я.ГРИММ

 
 

 

 

 

ЗНАНИЕ

- Перескажи основное содержание

 сказки.

 

ПОНИМАНИЕ

- Как схитрила лиса?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Почему лису считают хитрым зверем? 

 

АНАЛИЗ

- Зачем лиса подговорила волка напасть на человека?

 

СИНТЕЗ

- Можно ли финальное суждение применить и к людям?  

 

 

ОЦЕНКА

- Чему учит нас эта сказка?

 

 

 

 

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА-РАЗБОЙНИКА » Я.ГРИММ

 

ЗНАНИЕ

- Перескажи основное содержание

 рассказа.

 

ПОНИМАНИЕ

- Почему автор назвал кота разбойником?

 

ПРИМЕНЕНИЕ

- Каких диких животных из семейства кошачьих ты знаешь?

 

АНАЛИЗ

- После чего изменилось отношение автора к коту?

 

СИНТЕЗ

- Нужно ли заботиться о братьях наших меньших?  

 

 

ОЦЕНКА

- Как ты оцениваешь поступок прежних хозяев кота?

 

 

 

 

Автор Хасанова Зулхумор Омоновна
Дата добавления 20.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1058
Номер материала 56763
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓