Главная / География / Русские фиточаи. Здоровье в образовании

Русские фиточаи. Здоровье в образовании

Русские Фиточаи

Здоровье в образовании


Автор: Мехношина Л.И., учитель географии МБОУ АГО «АСОШ №1»

Ключевые слова: здоровый образ жизни, фиточай, повседневно-бытовые, профилактические и лечебные чаи, уроки-рпроекты.

Введение. Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования, физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья человека. В связи с этим в Стандарте второго поколения определен портрет ученика основной школы – это человек, осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели: глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения; дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики заболеваний, психических расстройств, инфекций, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности.

Результаты работы. В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, разделы предметов, способствующие формированию здорового образа жизни детей. В курсе природоведения 5 класса проводятся уроки изучения здоровья человека и безопасности жизни. Чтобы способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и своих родных, привить определенные практические навыки, ежегодно проводим уроки по теме «Фиточаи и их польза для ЗОЖ». Анкетирование показывает, что 68% семей пятиклассников используют фиточай.

Уроки проводятся по методу проектов, который является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения.

Урок №1. Урок посвящается изучению видов фиточая, его пользы, растений из которых готовят фиточай, правила сушки лекарственных растений.

Фиточай – удобный и доступный метод каждый день заботиться о сохранении своего здоровья. Фиточай или тизан, тизан французское слово, которым обозначаются напитки, приготовленные на травах. С помощью фиточая в организм поступают витамины, минеральные вещества, аминокислоты, эфирные масла, танин, кофеин, и другие биологически активные вещества, благотворно влияющие на наш организм. Раньше, когда наши предки еще не знали, что такое медикаменты и таблетки, они пользовались только природными средствами, используя целебные свойства трав, произрастающих вокруг.

Сейчас мы тоже можем воспользоваться этими дарами природы благодаря современным фиточаям. Слово «фиточай» состоит из греческого слова «фито», означающего «растение» и известного китайского слова «чай».

Фиточай это отличная замена современному чайному листу. Еще наши предки пили фиточай, который назывался взвар. Взвары, это старинные напитки, получались они в процессе заваривания крутым кипятком растений, которые собирали на лугах, полях и в лесах. Сведения об этом напитке можно найти в странных монастырских уставах, в которых досконально описаны правила для монахов, и строго оговоренные рецепты приготовления пищи и напитков.

Все монахи в монастырях жили в суровых условиях, непрерывные бдения в ночных молитвах, тяжелая физическая работа, нередко им приходилось защищать свои монастыри от чужеземных вторжений, все это требовало поддержания организма монахов в отличной физической форме и хорошем тонусе. Конечно, ни какой речи не могло идти о том, чтобы пить китайский чай, который считали басурманским зельем. В монастырях издревле употребляли христианские напитки, а именно горячие настои трав, из смеси определенных видов растений, состав которых указывался в уставах. Это позволяло монахам сохранять хорошую физическую силу и ясный ум до глубокой старости.

Монастырский чай можно приготовить и в наши дни, и для этого необязательно далеко ехать или ходить, готовая чайная плантация уже имеется почти на каждом приусадебном участке. Причем такой фиточай, не только взбодрит и насытит вас полезными витаминами и микроэлементами, он также гораздо лучше и благотворнее окажет влиянье на ваш организм, так как он выращен и собран в той же местности, где вы проживаете.

Для того чтобы вы смогли приготовить собственный монастырский чай, надо собирать молодые и хорошие, не подпорченные вредителями и химикатами листья: смородины красной и черной, вишни, яблони, крыжовника, малины, сливы, земляники, а также небольшое количество цветков, вышеуказанных плодовых растений. Когда собранное сырье для фиточая высохнет, оно легко ломаться в руке, его нужно немного измельчить руками до размера крупнолистового чая, и убрать в плотно закрывающуюся емкость для дальнейшего хранения и использования.

На уроке мы знакомимся с видами и правилами приготовления фиточая.

Сегодня есть деление фиточаев в зависимости от назначения на повседневно-бытовые, профилактические и лечебные, хотя и очевидно, но все же в какой-то мере условно: некоторые из них затруднительно четко отнести чисто к повседневным или к лечебным.

Повседневно-бытовые фиточаи - это напитки с витаминным, тонизирующим, общеукрепляющим и успокоительным действием. Все они обладают приятными вкусоароматическими качествами, полезны для здоровья, так как содержат много витаминов и биологически активных веществ. Употребляются ежедневно как продукты питания.

Профилактические и лечебные фиточаи направлены на избавление от какого-либо недуга, в которых также используются чаенапиточные растения, которые поэтому не считаются растительными лекарственными средствами. Но они вместе с тем обладают определенными терапевтическими свойствами, что и позволяет их выделить в отдельную группу.

В зависимости от использованного сырья, помимо травяных, выделяют также фруктовые, цветочные и смешанные виды фиточаев.

Фруктовый фиточай — это природный продукт, произведенный из измельченных фруктов и ягод с обязательным добавлением чашечек цветка каркаде (гибискуса). Он получил на Западе широкое распространение и очень популярен из-за своего фруктового вкуса и аромата. Фруктовые 3иточаи полезны для здоровья и могут употребляться как горячими, так и охлажденными.

Великая польза современных лечебных, лекарственных травяных чаев — фиточаев заключается в том, что современный человек чувствует связь с Природой и старается не использовать химические лекарства, а подыскивает наиболее ему подходящую полезную лечебную траву или растение, улучшающую его самочувствие и настроение. Наши предки были очень умными и мудрыми — разумными людьми, у них была сильная связь с Матушкой-Природой, которая в благодарность излечивала не только физические раны и болезни наших прародителей, но и исцеляла их души…

Урок №1 На этом уроке изучаем растения, которые используют для приготовления фиточая, правила сбора и сушки.

1. Изучение растений проводим в виде загадок.

С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

Цветы липы являются потогонным средством.

На кустах колючей дикой розы витамина С большие дозы. (Шиповник)

Растение используется как витаминное, общеукрепляющее.

Под зелёным под листом я люблю устроить дом.

А когда я повкуснею, а когда я покраснею,

Ребятишки тут как тут! – Обязательно найдут! (Земляника)

Ягоды земляники восстанавливают слабый организм и т.д.

2. Правила сбора и сушки.

Работа в группах по карточкам

К. – 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.

Собирай растения около автомобильных дорог.

К. – 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

Собирай растения в дождливую погоду.

Собирай растения в сухую погоду.

К. – 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

Собери травы с пятнами.

Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.

К. – 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

Собирай лекарственные растения все до единого.

Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.

К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.

Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.

Избегай прямого попадания солнечного света.

Суши растения в сырой комнате.

Выбираются правильные ответы и обсуждаются.

Правильная заготовка и сушка растений необходима для приготовления качественного фиточая.

Д.З. Чтобы привить определенные практиче­ские навыки «Приготовление травяного витаминного настоя, фиточая» дети делятся на группы и получают домашнее задание приготовить повседневно-бытовой чай.

Приготовить его нужно с родителями, бабушками, использовать рецепты , которые они знают и используют. Подготовить творческую защиту своего чая:

название, состав, полезные свойства, правила правильного приготовления. .(использовать Интернет – ресурсы)

Урок №2. Защита творческих проектов.

Группы учеников представляют свой чай в виде творческой защиты.

Жюри, выбранное ребятами, оценивает творческую защиту, дегустирует чай.

Чай могут испробовать все желающие. Проведение данных уроков повышает уровень использования фиточая в семьях учеников до 92% (анкетирование).

Лучшие рецепты.

  1. «Витаминный». Чай Рябиновый

Ингредиенты: 30 г сушеных ягод рябины, 5 г сушеных ягод малины, 2 г сушеных листьев смородины. Приготовление: Смесь заварить в фарфоровом чайнике, настаивать 5-7 минут. Использовать как заварку.

  1. «Любимый». Шиповнико – медовый

Ингредиенты: 20 г сушеных плодов шиповника, 15 г меда, 5 мл лимонного сока, 200 мл воды. Приготовление: Плоды шиповника заварить в эмалированной посуде, кипятить 10 минут, настоять 10 мин., добавить сок и мёд..

  1. Чай «Сабельник». Сабельник-шиповник

Фиточай «Сабельник» – эффективное натуральное средство лечения и профилактики заболеваний суставов. Вывихи и растяжения, отложения солей и многие другие суставные заболевания в народной медицине Алтая с давних пор излечивались при помощи корней сабельника болотного.

Это растение также используется при заболеваниях системы пищеварения, внутренних кровотечениях, геморрое.

Сабельник обладает болеутоляющим, жаропонижающим, вяжущим, мочегонным и желчегонным действием.

Ингредиенты: 20 г сушеных плодов шиповника, 20г корневища сабельника.

Приготовление: заварить в термос на 8-10 часов.

Заключение.

Не теряйте связи с Природой, уделяйте время для ухода за своим организмом и поддерживайте в своем теле здоровый, сильный дух с помощью фиточаев, физических нагрузок и прогулок по свежему воздуху! И тогда никакие стрессы, депрессии, разочарования и кризисы Вам не будут страшны!


Русские фиточаи. Здоровье в образовании
  • География
Описание:

  В курсе природоведения 5 класса проводятся уроки изучения здоровья человека и безопасности жизни. Чтобы способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и своих родных,  привить определенные практические навыки, ежегодно проводим уроки по теме «Фиточаи и  их польза для ЗОЖ». Анкетирование показывает, что 68% семей пятиклассников используют фиточай.

 

 Уроки проводятся по методу проектов, который является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, фиточай, повседневно-бытовые, профилактические и лечебные чаи, уроки-рпроекты.

Автор Мехоношина Людмила Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 582
Номер материала 2888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓