Главная / Начальные классы / Роспись русской матрёшки (авторская матрёшка)

Роспись русской матрёшки (авторская матрёшка)

Тема занятия: Роспись русской матрёшки (авторская матрёшка)

Цели урока:

1)Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;

2) Углубить знания о русской народной деревянной игрушке;

3) Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Задачи:

1)Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

2)Научить расписывать деревянные заготовки матрёшек в традициях семёновских мастеров.

3)Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

1. Вызов. (3 мин) (под музыку «Коробейники» - Приложение 1).

Учитель: показывает на плетеный короб, приговаривая:

Я на ярмарке бывала
И подарки выбирала.
Принесла вам сундучок –
Сплетенный из веток коробок.
Коробок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.

- Вы, конечно, догадались, почему наше занятие началось со слов из этой старинной русской песни. (Обращается внимание на короб)

- Чем же может быть наполнен такой короб? (предположения детей)

- Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте, какую?

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)

- Эти матрёшки прибыли к нам из разных уголков нашей родины.

А вы знаете, что в Москве создан специальный Музей Матрёшек. Там собраны матрёшки со всей страны.

(видео музей матрёшек – русская матрёшка- http://www.youtube.com/ )

2. Вводная беседа.

Девочка: Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка. В руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное – это куколка с секретом.

-А какой же у неё секрет? (фрагмент мультфильма Секрет матрёшки)

Девочка 1: Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Девочка 2: Это куколку открой – будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Девочка 3: Вынь её да посмотри: кто в неё прячется внутри?

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая – в ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Девочка 4: Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сёстры-куколки стоят.


- Как вы считаете, матрёшка – это исконно русская игрушка или нет? Давайте послушаем наших мастериц.


Девочка 1: В России матрёшки появились в конце ХІХ века. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка – кокэси. Это была фигурка японца, а в ней – мал-мала меньше – фигурки всех членов семьи.


Девочка 2: Вот тогда-то и попросили знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звёздочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую. Потом игрушку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрёшка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчиков, последним же был спеленутый малыш.


- Откуда же попала к нам эта игрушка с секретом?





3. Знакомство с особенностями росписи матрёшек.

- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

- Послушайте наших мастериц и найдите по описанию родину матрёшек. (на слайде три вида матрёшек, детям нужно найти по описанию вид матрёшки)

Девочка 3: Матрёшки из Загорска (2 107 верст до Заводоуковска – 2 246 км) 1 верста – 1 066 м

Эта матрёшка появилась в городе Загорске Московской области. Приземиста, крутобока. Обязательные детали матрёшки – руки, платок, завязанный узлом, фартук, сарафан. Платок и передник украшаются простым узором.

Девочка 4: Матрёшка семёновская (2 235 верст до нас – 2 385 км)

Эта матрёшка из города Семёнова Горьковской области. Отличительной особенностью матрёшки является кайма с цветочными узорами на платке, завязанном узлом. Фартук не рисуют, а в большом овале жёлтого цвета изображают цветы: пышные розы, колокольчики, другие цветы красного, синего цвета, а также зелень листьев.

Девочка 1Матрёшки из Полховского Майдана (1 882 версты до Заводоуковска – 2 006 км)

Эту матрёшку вытачивают в селе Полховский Майдан Нижегородской области. У неё нет рук, фартука, кофты, платка (вместо него накидка). Мастера стремятся так украсить свою матрёшку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли её фигурку спереди. Лицо матрёшки окружают забавные чёрные кудряшки.



- Давайте найдём по описанию родину матрёшек.

- Но есть, оказывается, ещё и авторские матрёшки. Как вы думаете, какие они?

(показ авторских матрёшек)



- Как вы думаете матрёшки приобретают свой наряд? Кто их расписывает?

4. Практическая работа в группах.

- Сегодня мы с вами выступим в роли мастеров по росписи матрёшки и создадим свою, не похожую на другие - авторские. Образ матрёшки вам подскажет ваша фантазия. А наши мастерицы будут рядом с вами.

- Я предлагаю вам несколько вариантов росписи.

1 – индивидуальные (расписать заготовку матрёшки по своему авторскому замыслу); 2 – групповые (расписать сообща матрёшку) ;

3 – компьюторная (поработать на компьюторе);

4 – живая (роспись пальчиков);

5 – аппикационная (создать наряд из элементов, вырезанных из бумаги)

(выбор варианта росписи)

(в ходе работы учащихся раздаются заготовки матрёшек гостям занятия и фломастеры)

Выставка – хоровод матрёшек.

5. Итог занятия.

- Русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за рубежом?

- Хоть матрешки и разные, но они всегда желанны в каждом доме. Во все времена считалось, что матрешка – это символ дружбы и любви. Даря ее близким, друзьям, просто знакомым, мы желаем им счастья и благополучия.

- Кто-то хочет подарить свою матрешку?(дети по желанию дарят своих матрешек)



Учитель читает заключительные слова

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом,

А, может быть, - музей.

Умейте рисовать

И сотворять руками

Все то, что может радовать друзей!



- Поблагодарим друг друга за работу.















Роспись русской матрёшки (авторская матрёшка)
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

1)Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;

2) Углубить знания о русской народной деревянной игрушке;

3) Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Задачи:

1)Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

2)Научить расписывать деревянные заготовки матрёшек в традициях семёновских мастеров.

 

3)Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Автор Бородулина Елена Романовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 716
Номер материала 15882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓