Главная / Русский язык и литература / Романтизм как направление в искусстве Западной Европы начала XIX века(интегрированный урок: русская литература, МХК, английская литература)

Романтизм как направление в искусстве Западной Европы начала XIX века(интегрированный урок: русская литература, МХК, английская литература)

hello_html_m57d78470.gif

Романтизм как направление в искусстве Западной Европы начала XIX века(интегрированный урок: русская литература, МХК, английская литература)

hello_html_4c8e90e9.jpg



Романтизм как направление в искусстве Западной Европы начала

XIX века.

(интегрированный урок: русская литература, МХК, английская литература)

( Попова Л.К., учитель русского языка и литературы;

Голдырева Е.Е, учитель МХК и английской литературы).


Цель урока: познакомить учащихся с основными идеями, принципами и отличительными чертами романтизма.

Задачи:

Учебные: 1) выявить предпосылки возникновения романтизма;

2) познакомить с основными чертами романтизма;

3) показать черты романтизма в живописи и музыке;

4) выявить национальные особенности английского романтизма;

5) определить место Жуковского в русском и европейском романтизме;

6) научить находить черты романтизма в художественных произведениях.

Познавательные:

1) расширение эрудиции учащихся, их общего кругозора.

Развивающие:

1) интеллектуальное развитие учащихся;

2) развитие познавательных способностей, чувств и эмоций школьника, готовность к коммуникации.

Воспитательные:

1) формирование у учащихся уважения и интереса к культуре других стран;

2) воспитание художественного вкуса у детей;

3) воспитание внимательного отношения к слову;

4) воспитание культуры общения учащихся.


Оформление урока:

- учебный фильм «Романтизм»;

- «Героический полонез» Шопена;

- портреты Жуковского, Байрона, Шопена;

- репродукции картин русских, английских, французских, немецких художников;

- выставка книг русских и английских поэтов – романтиков;

- на доске таблица с фамилиями поэтов, художников, композиторов.


hello_html_m7d349977.jpg

hello_html_m4550503c.jpghello_html_m70771760.jpg











hello_html_m245923c7.jpg











hello_html_m4365c791.jpg



hello_html_779ebd7a.jpg



Ход урока.

1.Орг. момент.

Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок русской литературы, английской литературы и МХК. На этот урок традиционно мы приглашаем старшеклассников и учителя английской литературы.

В этом учебном году мы с вами уже говорили о разных направлениях в искусстве и литературных стилях. Сегодня вместе с Еленой Евгеньевной мы продолжим этот разговор и познакомимся с новым направлением в искусстве романтизмом.

Поэт П.А.Вяземский, обращаясь к В.А.Жуковскому, в недоумении спрашивал:

«Романтизм, как домовой, многие верят ему, есть убеждение, что он существует, но где его применить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»

Действительно, в чём суть романтизма, каковы его принципы и отличительные черты? Как он появился и какую силу воздействия имел на многие умы и души? Какое влияние оказал на русскую литературу и искусство в целом? На эти вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.

2. Слово учителя о предпосылках возникновения романтизма.

Предпосылки возникновения романтизма были очень интересны. 14 июля 1789 года народ Парижа штурмовал Бастилию. Несмотря на то, что акция эта носила скорее символический характер ( к моменту штурма в тюрьме содержалось всего семь заключённых, двое из которых были сумасшедшими, а один не хотел уходить), именно она стала точкой отсчёта новой эпохи во всемирной истории. Могучим эхом отозвались эти события по всей Европе. Лозунг французской революции «Свобода, равенство, братство» притягивал многих.

Антимонархические настроения третьего сословия выражались вполне агрессивно. Так, Собор Парижской Богоматери был превращён революционерами сначала в продовольственный склад, а позднее в храм Разума, мощи Святой Женевьевы, покровительницы Парижа, были публично разрублены на площади и выброшены в Сену. Казнь монарха обыгрывалась по самому жестокому сценарию: отрубленную голову короля показали, и народ в экстазе кропил себя его кровью, остатки одежды Людовика XVI разорвали в клочья и потом продавали друг другу... Позже казнили и Марию-Антуанетту с детьми и приближёнными.

А дальше были Великая Французская революция, Парижская Коммуна, Наполеон Бонапарт, ставший «властителем дум» не только своего поколения, но и ряда последующих.

Т.о. на долю одного поколения выпало пережить: пятилетие Великой Французской революции, возвышение и падение Робеспьера, наполеоновские походы, первое отречение Наполеона, его возвращение с острова Эльба и окончательное поражение при Ватерлоо, мрачные пятнадцать лет Реставрации (1815-1830), Июльскую революцию 1830 года, Февральскую революцию 1848 года в Париже и за ней волну революций в других странах.

«Продуктом» сознания именно этого поколения можно назвать такое художественное направление, как романтизм, который явился первой непосредственной эмоциональной реакцией на революционные события.

3. Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом следует отметить, что при явном разнообразии творческих манер и идейных течений внутри романтизма он представлял собой единый стиль художественной культуры, отвечающий общим эстетическим требованиям и принципам.

- Каковы же главные эстетические принципы романтизма?

Перед вами лежат карточки, на которых отмечены эти главные принципы, но чтобы картина была полной, мы предлагаем вам посмотреть фильм о романтизме, который иллюстрирует эти принципы и дополняет их, и дописать недостающие принципы в свои карточки.

Карточка.

Главные эстетические принципы романтизма.

1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

2. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Исключительность романтического героя.

4. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

6. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.

7. ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

8. Культ прошлого, интерес к фольклору.

9. ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

10. __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

11. ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Недостающие принципы, которые дети должны вписать в карточки после просмотра фильма:

2. Разлад идеала и действительности.

4. Ирония. Сочетание высокого и низменного, трагического и комического.

5. Изображение сильных страстей.

7. Одухотворение природы.

9. Интерес к национальному прошлому.

10. Утверждение личной и гражданской независимости.

11. Устремлённость к безграничной свободе.

( просмотр фильма)

- Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

4 – 5. Блок Голдыревой Е.Е. ( работа с таблицей, сообщение об английском романтизме). (включить «Героический полонез» Шопена, когда дети начнут работать с таблицей. Во время работы над таблицей учащиеся получают домашнее задание.)

6. Из стран Европы идеи романтизма пришли в Россию. Вальтер Скотт, Д.Г.Байрон, Г.Гейне... Это была гениальная поэзия с гениальным переводом.

Вообще литературного, тем более поэтического перевода с английского на русский тогда фактически не было, т.к. слишком разные эти языки. Поэтому было два пути перевода:

1) переводить в прозе;

2) переводить через французский язык.

Но В.Жуковский, а вслед за ним и А.С.Пушкин, и М.Ю.Лермонтов – стали великой школой русского перевода. Не случайно Н.В.Гоголь говорил о В.Жуковском: «Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом...». Но именно Жуковский стал первым русским романтиком. «...Жуковский... имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще; одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал её доступной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», - так сказал В.Г.Белинский. Действительно, основоположником русского романтизма по праву считают В.А.Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Романтическая муза Жуковского даст толчок развитию новой поэзии, подготовит появление на поэтическом небосклоне Пушкина.

7. Я хочу сейчас пригласить Пимбурского К., который прочитает отрывок из поэмы Байрона «Шильонский узник ».

( Слово Елены Евгеньевны о поэме Байрона)

- Вы прослушали отрывок из поэмы на языке оригинала, а сейчас вы услышите отрывок из поэмы в переводе Жуковского. Ваша задача, внимательно выслушав перевод Жуковского, доказать, что это романтическая поэма.

(Элементы романтизма:

- исключительный герой

- стремление к свободе

- разлад идеала с действительностью

- интерес к национальному прошлому)

8. Заключение.

В.Г. Белинский высоко оценил «Шильонского узника» в переводе Жуковского: «...наш русский певец тихой скорби и унылого страдания обрёл в душе своей крепкое и могучее слово для выражения страшных, подземных мук отчаяния, начертанных молниеносною кистию титанического поэта Англии! «Шильонский узник» Байрона передан Жуковским на русский язык стихами, отзывающимися в сердце как удар топора, отделяющий от туловища невинно осуждённую голову... Каждый стих в переводе... дышит страшною энергиею... »

Заканчивая урок, хочется заметить, что это только первая встреча с удивительной и блистательной эпохой романтизма. У нас с вами впереди встречи с русскими и английскими поэтами-романтиками, а на уроках МХК вы ещё не раз насладитесь прикосновением к великим романтическим произведениям живописи и музыки.



Романтизм как направление в искусстве Западной Европы начала XIX века(интегрированный урок: русская литература, МХК, английская литература)
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок (русская литература, МХК, английская литература)

Урок проводился совместно с учителем английской литературы

Цель урока: познакомить учащихся с основными идеями, принципами и отличительными чертами романтизма.

Задачи:

Учебные: 1) выявить предпосылки возникновения романтизма;

                  2) познакомить с основными чертами романтизма;

                  3) показать черты романтизма в живописи и музыке;

                  4) выявить национальные особенности английского романтизма;

                  5) определить место Жуковского в русском и европейском    романтизме;

                  6) научить находить черты романтизма в художественных произведениях.

Познавательные:

                   1) расширение эрудиции учащихся, их общего кругозора.

Развивающие:

                    1) интеллектуальное развитие учащихся;

                    2) развитие познавательных способностей, чувств и эмоций школьника,   готовность к коммуникации.    

Воспитательные:

                     1) формирование у учащихся уважения и интереса к культуре других стран;

                     2) воспитание художественного вкуса у детей;

                     3) воспитание внимательного отношения к слову;

                     4) воспитание культуры общения учащихся.    

Автор Попова Лена Карапетовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1132
Номер материала 45396
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓