В настоящее время идея использования ролевого
поведения получила широкое применение, т.к. внедрение этого приема в учебный
процесс способствует активизации речемыслительной деятельности школьников на
всех этапах обучения иностранному языку.
Процесс организации ролевой игры включает три последовательных
этапа: подготовку, проведение и подведение итогов.
При этом особое значение имеет выбор адекватных для
определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры.
Психологи отмечают, что для поведения детей младшего
школьного возраста характерны высокая активность, подвижность.
Дети этого возраста любят исполнять различные роли
сказочных персонажей.
Как правило, ролевые игры на начальной ступени
обучения проводятся в режимах:
ученик 1→
ученик
2 , ученик - класс, ученик - группа.
Ученики участвуют в ролевых играх, изображая Буратино,
Мальвину, Незнайку, Карабаса Барабаса, учителя, друга из Англии, т.е. расспрашивают
друг друга в рамках создаваемых ситуаций общения, обмениваются мнениями,
суждениями, выражают просьбу, совет и др.
Одним из средств, помогающих конструировать,
моделировать учебный процесс и ролевую игру, является кукла. Можно
использовать пальчиковые куклы. Можно использовать куклы, которые надеваются на
руку, создавая атмосферу кукольного театра, они является прекрасным средством
организации внимания на уроке.
Игра с куклой способствует вовлечению в игру большего
числа учащихся, активизирует их речевую деятельность. Кукла может выступать в
роли маски, когда не всегда удобно предложить ребёнку сыграть "отрицательную"
роль капризного, ленивого, непонятливого ученика. Капризная кукла ничего не
хочет делать и на любое утверждение: Ты должна..." отвечает: "Я не
хочу...”. При этом тренируется употребление модальных глаголов.
Кукла может выступать и знаком ситуации, когда перед
классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу - расспросу:
Who are you?
How old are you?
Where
are you from? …и т.д.
За диалогом следует обобщение всего, что ученики
узнали о кукле.
Ролевая игра с куклой разнообразит занятия, организует
внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует коммуникативной
направленности урока в начальной школе.
Я применяю ролевые игры на уроках в младших классах.
Но прежде чем ввести данный прием , необходимо провести подготовительную
работу.
Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет
навыков иноязычного общения. Следовательно, чтобы организовать общение в
рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного
процесса. Для этого я использую тренировочные упражнения.
1.
Упражнение
на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они
призваны развивать умение употреблять клишированные фразы, эквивалентные
русским "Да", "Нет", "Разве?",
"Неужели?" и т.д. Например:
2.
Упражнения
на тренировку школьников в составлении микро диалогов в парах, в рамках
предложенной ситуации:
Упражнения на тренировку выражений этикетного
характера:
· Упражнения,
направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:
· Учащимся
предлагается диалог-образец, который является основой для составления их
собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:
- читаем диалог по ролям, обращая внимание
на реплики, подлежащие освоению;
- читаем диалог с целью восстановить
пропущенные реплики;
- имитируем диалог, воспроизводя реплики по
ролям;
- самостоятельно составляем аналогичный
диалог, но в другой ситуации общения.
3.
Составление
небольших полилогов.
Учащиеся работают в группах по 3- 4 человека, достигая
при этом полного взаимодействия партнеров. На этом этапе работы я уже использую
ролевые игры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.