Главная / Классному руководителю / Ролевое игры в уроках

Ролевое игры в уроках

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Карымской СОШ

Иркутской области

Сорокина Ирина Алексеевна

Использование ролевых и деловых игр


Современные преобразования в обществе, открытость общества, информатизация и

динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапною воспроизведения.

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые. Игровые технологии относятся к активным формам обучения.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной, монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда

осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

В игре, в той или иной роли, должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителя.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

  • Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии.

  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

  • Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи:

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

  • По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

  • По характеру педагогического процесса:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  2. познавательные, воспитательные, развивающие;

  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.:

  • По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

  • По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  1. соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

  2. доступность для учащихся данного возраста;

  3. умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  1. ролевые игры на уроке;

  2. игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок -соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

  3. игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

  4. использование игры на определённом этапе урока (начато, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

  5. различные виды внеклассной работы по предмету ( КВН, экскурсии, вечера, олимпиады

и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.


ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВЫХ И РОЛЕВЫХ ИГР


УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА.

Деловая игра - формирование профессиональных навыков на основе опыта и личных качеств, это состязание двух групп и более.

Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

  • Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

  • Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияем на ход следующего;

  • Наличие конфликтных ситуаций;

  • Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

  • Использование описания объекта игрового имитационного моделирования:

  • Контроль игрового времени;

  • Элементы состязательности;

  • Правила, системы оценок хода и результатов игры.


Методика разработки деловых игр.

Подготовительный период

Этапы:

  • Обоснование требований к проведению игры:

  • Составление плана её разработки;

  • I Описание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры:

  • Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку

  • Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций: для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов:

Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

  • Знакомство с реальной ситуацией.

  • Построение её имитационной модели.

  • Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре.

  • Создание игровой проблемной ситуации.

  • Проработка со всеми участниками игры сценария, структуры игровой деятельности.

Проведение игры

  • Руководитель сообщает тему игры

  • Делается инструктаж о ходе игры

  • Фиксируется эмоциональная реакция каждого играющего

  • Осуществление игры во времени

Подведение итогов и разбор игры

Проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, делается общая оценка всем участникам игры и каждому учащемуся в отдельности, акцентируется внимание на достоинствах и недостатках. Рекомендуется оценивать общую манеру игроков, давать рекомендации.

УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА.

Ролевая игра - это разыгрывание определенных жизненных ситуаций. Она больше напоминает театр, решение проблемы не основное.

В отличие от деловой, ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

- Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия.

- Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации.

- Условные, посвященные разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия: дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды ( часто ролевая игра «Суд над...» - вид имитационной игры проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества, человеческими пороками, безнравственными поступками.)

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  • Подготовительный;

  • Игровой

  • Заключительный

  • Анализ результатов.

Этап подготовки. Подготовка игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта.

В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, с обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращай ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.


Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участии ков. если они уходят от главной цели игры.


На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.


Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. По завершении ролевой игры сле-
дует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры, учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Механизм проведения игры:

1. Руководитель сообщает тему

  1. Дается инструктаж о ходе игры

  2. Фиксируется эмоциональная реакция игроков

  3. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих

  4. Подведение итогов проводится на основе пережитых игравшими суждений.


ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

Помимо всего вышеперечисленного, игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.


1. Разброс мнений представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.

Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.

  1. Вытащи вопрос. Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".

После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

-какие вопросы ученикам понравились,

-какой ответ показался более удачным,

-какие вопросы были трудными,

-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.

  1. Правила игры. Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.

Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".


После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:

  • какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?

  • какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

  • каким из школьных правил ученики поспорили бы?

  • кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

  • извиняются ли ученики, когда они нарушают правила? каковы наиболее важные правила класса?

  • с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?

Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.

  1. Незавершенность. Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.

Итак. Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время-10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

  1. Домики. Первоклассники очень любят «заселять домики» на уроках математики. Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. Детям предлагается выполнить роль «жильцов» или «детективов». И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

  2. «Хоккей». Младших школьников нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. «Хоккеисты» забивают гол в виде ответа при решении примера .Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание.

7. Составление связных рассказов. Очень важно на уроках русского языка и литературного чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогают игры на составление связных рассказов с использованием отдельных слов, а затем инсценирование.

Например: а) девочка, дерево, птица;

б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Можно предложить завершить рассказ. Детям даётся начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...». Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием — предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют рол между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

Очень важно научить детей понимать прочитанный текст. Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти текст, уметь сравнивать и т.д.


Целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой ученик читает следующие два абзаца. Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.


Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.


Мнимое слово. Цель: развитие внимания. Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.


Чтение за диктором. Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.


Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может

проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Помимо учебных целей ролевые игры и задания помогают решать воспитательные задачи. Например, в играх с использованием телефона особое внимание уделяется выработке умения вежливо вести разговор по телефону. Кроме того, посредством ролевых игр и заданий у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей. Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

В настоящее время одной из задач развития УУД является развитие коммуникативных умений в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей:

преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность

Ролевые и деловые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Используя такие формы работы, учащиеся приобретают коммуникативные умения, т.е. умения работать в разных группах, играя разные социальные роли. Данные уроки позволяют мне создавать условия для самореализации учащихся, добиваться положительного интереса к предмету. Ученикам интересен сам процесс участия в деловой или ролевой игре, итогом игры является полученный положительный результат знаний и навыков по пройденной теме. Работа способствует развитию таких УУД как умению планировать и организовывать свою деятельность, творческие способности.



Ролевое игры в уроках
  • Классному руководителю
Описание:

Использование ролевых и деловых игр

 

Современные   преобразования   в   обществе,   открытость общества, информатизация и

 динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно  использовать  информацию, умение рационально жить и  работать  в быстро изменяющемся мире.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать дос­тижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером сво­его дела.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапною вос­произведения.

 

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые. Игровые технологии относятся к активным формам обучения.

Автор Аллахвердиева Расмийе Мирали
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1911
Номер материала 12131
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓