Главная / Математика / Ролевая игра на уроках литературы

Ролевая игра на уроках литературы

Использование интерактивной доски на уроках математики

В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Учителю достаточно сложно удержать внимание современного школьника, пользуясь только мелом и доской. Не секрет, что главным условием успеха каждого человека в эпоху информатизации становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. Необходимо учесть, что наши ученики выросли на компьютерах и мобильных телефонах. Они испытывают потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Поэтому если мы, учителя, хотим видеть наших выпускников успешными и сами хотим быть успешными учителями, то необходимо, активно внедрять интерактивные средства обучения, научиться использовать их потенциал для получения новых образовательных результатов.

Использование интерактивного оборудования на уроках математики, позволяет выработать индивидуальные образовательные траектории учащихся, повышает эффективность учебного процесса и взаимодействия ученик – учитель, дает возможность получать своевременную информацию об усвоении предмета в режиме реального времени. Расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования, стимулирует интерес учащихся к предмету.

Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. Комментарии учителя в сочетании с качественной визуальной информацией, музыкальным сопровождением, элементами анимации и интерактивными заданиями обеспечивают условия для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений обучающимися, повышают их интерес к учебе. Интерактивная доска SMART Board стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности, помогая делать процесс обучения более ярким и динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», более эффективно осуществлять «обратную связь».

Проанализировав возможности и ресурсы ПО,  я заметила, что  даже фрагментарное использование ИД на уроке эффективно. Наибольший интерес у учащихся вызывают  такие возможности использования интерактивной доски, как новизна  изложения материала, опыты, демонстрация и эксперимент. Появилась возможность в реальном времени наносить на проецируемое изображение различные пометки, создавать и перемещать объекты, изменять последовательность страниц, вносить любые коррективы и сохранять их для дальнейшего редактирования, печати на принтере или рассылки по электронной почте. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.

Использование интерактивных инструментов, таких как циркуль, линейка, транспортир, выброс случайного числа и т.д.  помогает стимулировать познавательную деятельность и творческую инициативу учащихся. Действия, производимые на доске, можно записать в видеофайл, в том числе и со звуковым сопровождением. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается и интерес к предмету в целом.

Одним из интересных инструментов, позволяющих эффектно пользоваться заранее подготовленными слайдами, является «Шторка», закрывающая любую прямоугольную часть доски. Инструмент «Затемнение» позволяет поэтапно демонстрировать информацию учащимся. Затемнить можно ту часть доски, которую необходимо. Знания не подаются в виде готовых выводов, а становятся результатом исследования на уроке.

Средства ПО  Smart  Notebook  позволяют в достаточной мере реализовать идею игровой ситуации на уроке и разнообразить формы предъявления заданий учащимся. Например, в качестве тренажера для развития вычислительных навыков, навыков сравнения чисел требуется, выполнив задания, расположить результаты по заданному признаку и получится «Картинка». Прием «Собери ключевое слово», расставив числа в заданном порядке, выбрав из предложенных вариантов ответов верные ответы, способствует созданию занимательной ситуации и развитию внимательности, памяти. Задания «Скрытый ответ», «Вставь пропущенную цифру», с использованием флэш-объектов развивают вычислительные навыки учащихся и умение отбирать информацию.

Контроль знаний учащихся  можно  организовать с помощью заданий, сгруппированных в виде «Математического лабиринта».  Учащиеся активно включаются во внеклассную работу по предмету, в подготовку заданий к уроку, что развивает у них навыки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики.

С целью наглядной демонстрации возможностей использования интерактивной доски Вашему вниманию предлагаю некоторые фрагменты  урока математики в 5 классе. На уроке используется  дидактический материал «Обыкновенные дроби», выполненный мной с помощью ПО  Smart  Notebook.

На первой странице данного образовательного ресурса настроены  ссылки для перехода к заданиям в виде персонажей героев мультипликационных фильмов. Учащиеся нажимают на героев и попадают на страницы персонажей, где им предложено выполнить различные задания по теме «Обыкновенные дроби».

Для закрепления навыков безошибочного распознавания правильных и неправильных дробей необходимо переместить дроби в соответствующие прямоугольники. После выполнения  задания, нажав на значок  возврата, попадаем на 1 страницу и переходим к следующему персонажу. Дети всегда с удовольствием выполняют такого рода задания.

С целью практического применения основного свойства дроби один из учащихся на доске записывает заданную дробь с новыми знаменателями. Свою работу учащийся комментирует. Вообще, на всех этапах урока необходимо, чтобы дети отрабатывали правильную математическую речь, используя терминологию.

Чтобы проверить умение сравнивать обыкновенные дроби детям предложено расположить числа в порядке возрастания. После правильного выполнения задания, убираем затемнение ячеек и дети «получают» похвалу от данного персонажа.  Такие заготовки позволяют сэкономить время на уроке и повышают интерес к предмету.

Следующее задание выполняется учащимися письменно в тетрадях и на доске. После выполнения задания инструмент «Волшебная лупа» позволяет проверить правильность решения. Для этого достаточно навести  «Волшебную лупу» на место ответа и увидеть его. «Перетаскивание объектов» позволяет перемещать по поверхности доски графические объекты, надписи, рисунки.

На своих уроках при  изучении раздела «Дроби» я активно использую диск 1С «Нескучная математика с Мудрым Вороном. Учим дроби. 5-7 классы», который включает в себя весь материал школьной программы по обыкновенным дробям. Новый материал объясняется с использованием интерактивных анимаций, Дети с удовольствием ждут встречи с анимированными героями. В игровой форме при помощи тренажёров (представленных на диске или разработанных самостоятельно) проверяется качество усвоения первичных знаний. Занимательная форма упражнений способствуют качественному усвоению знаний.

Поочередно приглашаем учащихся к доске для выполнения заданий. Нежелательно приглашать к доске сильных учеников. Для них приготовлены «Тренажеры» в виде раздаточных материалов, которые они сдают по мере выполнения заданий. Мониторинг результатов качества знаний учащихся за последние 3 года показал следующее: в 2009/20010 учебном году в 5-м классе средний балл качества знаний учащихся по теме «Обыкновенные дроби» равнялся 3,9. В 2010/2011 учебном году при использовании средств и возможностей ПО интерактивной доски для отработки навыков учащихся по данной теме и контроле, качество знаний учащихся повысилось. Средний балл стал 4,1. В этом учебном году ученики 5-го класса показали еще более лучшие результаты, а именно 4,2.

Формы подачи исторического материала (математика и история неразрывны) могут быть различными. Материал может быть представлен в виде  красочных иллюстраций, с использованием флэш-объектов и т.д. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить для последующего просмотра и анализа. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Работая с ИД, учащиеся могут попробовать свои силы, продемонстрировать свои знания перед классом. А значит почувствовать себя успешными. Кроме того, экономится время на уроке в момент предъявления задания учащимся, так как нет необходимости писать задания на доске и вытирать доску после работы очередного ученика.

Важно отметить, что учащиеся, которые раньше боялись выйти к доске, теперь чаще отвечают и выполняют задания у доски. У слабых учеников появляется уверенность в собственных силах, они начинают активнее работать на уроках. И если ученик от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивная доска.

Однако актуальным остается вопрос методической поддержки учителя в использовании интерактивного оборудования в образовательной деятельности. Крайне важно распространение успешного опыта  и формирование банка различных   технологических  приёмов и дидактических материалов.



Ролевая игра на уроках литературы
  • Математика
Описание:

Режиссер определяет общую концепцию спектакля.

Сценарист должен предложить сценарий спектакля.

Заведующий литературной частью – это человек, который следит за соответствием сценария тексту художественного произведения.

Художник отвечает за художественное оформление спектакля.

Композитор говорит о музыке к спектаклю.

Актеры должны предложить свою версию роли.

Директора театра волнует, будет ли иметь спектакль кассовый успех.

Роль театрального критика – импровизационная. Должна прозвучать устная рецензия на спектакль.

Наивный зритель должен войти в роль обывателя, который посмотрел этот спектакль из зрительного зала.

Сложившаяся в средней школе система преподавания литературы нередко приводит к отрицательному результату: гасит едва зарождающийся у подростка интерес к отечественной словесности, отвращает юного читателя от шедевров русской литературы, изучаемых в школе. Урок литературы парадоксальным образом оказывается помехой в эстетической коммуникации. Позитивный результат литературного образования, как правило, достигается вопреки сложившейся дидактической традиции, преодолеваемой сверхусилиями творчески работающего учителя или мощью воздействия самого искусства на эстетически одаренного школьника.

Коренная ошибка канонической технологии литературного образования состоит в том, что литература была причислена к числу школьных предметов, несущих учащемуся основы научных знаний. Иначе говоря, урок литературы оказывался уроком левополушарного (не литературного, а литературоведческого) мышления. Между тем, будучи школьным предметом эстетического цикла, литература призвана – в одном ряду с изобразительным искусством и музыкой-формировать правополушарное сознание школьников.

Стратегической целью литературного образования в средней школе должно быть формирование культуры художественного восприятия, а не распространение научно-популярных сведений о литературе, не затрагивающих эмоциональной сферы личности школьника. Одним из методических решений задачи формирования культуры художественного восприятия, воспитания думающего читателя можно считать такой вариант проведения урока литературы, как ролевая игра.

Цель ролевой игры – представить, как то или иное произведение школьной программы можно было бы поставить на сцене. Это своеобразная игра в театр, когда класс должен объединиться в труппу и попытаться “перенести” действие художественного творения на воображаемые подмостки. При кажущейся простоте данной задачи ролевая игра требует немалой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учеников. В идеале место такой ролевой игры в ходе учебного процесса как раз перед началом изучения выбранного произведения. То есть учитель не должен давать никаких установок и объяснений.

Ребята должны сами прочитать текст и решить для себя, в каком ключе пройдет предполагаемый спектакль. Конечно, все это возможно только в сильном классе с ярко выраженной гуманитарной направленностью, там, где дети послабее, ролевую игру можно провести и после подробного изучения произведения.

Игра должна начаться с распределения ролей. Главное лицо в театре – это режиссер. Ученик, которому достанется эта роль, выступает первым и может задавать любые вопросы любому участнику игры. Он определяет общую концепцию спектакля, о чем он будет.

Следующим вступает в игру сценарист. Он должен предложить сценарий спектакля, естественно, опираясь на текст произведения. Сценаристу необходимо четко представлять себе, сколько будет действий в спектакле, чем он начнется, закончится, где будет его кульминация, какие эпизоды войдут в инсценировку.

Заведующий литературной частью – это человек, досконально знающий текст, его мельчайшие детали. Он должен внимательно выслушать сценариста и одобрить или не одобрить его проект сценария. Если необходимо, он может вносить уточнения, корректировать, изменять что-либо.

Художник отвечает за художественное оформление спектакля. Это декорации, цвет, свет, костюмы. Он заранее знакомится со сценарием и предлагает свое художественное решение каждого действия.

Композитор, который берет слово вслед за художником, говорит о музыке к спектаклю, где она будет звучать (и будет ли она вообще звучать), в каких картинах, с какими героями какой лейтмотив будет связан.

И, наконец, актеры. Они должны предложить свою версию роли, их задача – увидеть все произведение изнутри героя. Для этого необходимо собрать все детали, все частности, касающиеся этого персонажа: его происхождение, поведение, жесты, манеры, внешность, одежду, привычки, особенности речи. . Но самое главное – они должны понять, что это за человек, как его играть, что в нем доминирует.

Роли актеров самые сложные, так как здесь нужно не только знать текст, но и обладать навыками психологического анализа, элементарной фантазией. После выступлений актеров (желательно на роль каждого героя назначить не одного, а 2-х человек), режиссер подводит итоги и сообщает, каких актеров он возьмет в основной состав, каких – во второй.

Директор театра завершает воображаемый художественный совет. Он – человек коммерческий, его волнует прежде всего, будет ли иметь спектакль кассовый успех, пойдет ли на него публика и какого возраста, будет ли он приносить доход. С этих позиций он и должен выступить.

Роль театрального критика сложна тем, что она импровизационная. Должна прозвучать устная рецензия на спектакль. Будет ли он событием в театральной жизни?

Наивный зритель, выступающий последним, должен войти в роль обыкновенного среднего обывателя, который посмотрел этот спектакль из зрительного зала. Его мнение очень важно, так как по нему можно судить, поймет ли публика то, что ей хотели сказать и показать.

Учитель, по возможности, не должен прерывать ход игры своими репликами, а после обсуждения высказать общее мнение о спектакле и отдельно оценить игру каждого.

Заранее, до игры, необходимо проинструктировать ребят о культуре выступления, регламенте и о том, что вопросы можно задавать только на понимание (никакой полемики).

Если серьезно отнестись к такой форме урока, то должен получиться заинтересованный, неформальный разговор о произведении, который кому-то поможет взглянуть на эту книгу по-другому, отвлечься от стереотипов и в конце-концов даже снова перечитать ее.

Мною накоплен опыт проведения ролевых игр по романам И.С. Тургенева “Отцы и дети”, Б. Пастернака “Доктор Живаго” и повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”, рассматривается возможность разработки ролевых игр и по другим произведениям.

 

Методика проведения ролевой игры разработана и впервые применена главным научным сотрудником учебно-консультационного центра “Текст” г. Новосибирска В.И. Тюпой и давно уже используется многими учителями России как одна из эффективных педагогических технологий.

Автор Бахшиева Рейхан Гамлет
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 609
Номер материала 12105
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓