Главная / Русский язык и литература / Роль языка как средства коммуникации

Роль языка как средства коммуникации

РОЛЬ ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ


Танатова Раушан Бакбергеновна

Средняя школа имени Бауыржана Момышулы с миницентром

района Т.Рыскулова Жамбылской области


Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах жизни, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

Язык является средством выражения и существования мышления. Однако их нельзя отождествлять. Мышление – явление общечеловеческое, глобальное, а язык – локальное. Выражения (оформления) одной и той же мысли средствами различных языков не всегда бывают идентичными. Это наблюдается при обучении русскому языку как неродному и иностранным языкам.

Обучение языкам в школе – это развитие мышления детей, совершенствование и обогащение способов выражения мысли новыми средствами. Процесс овладения учащимися языком – это процесс познания ими новых явлений реальной действительности в педагогически организованных условиях.

Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление этносоциальных и поликультурных функций. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Знание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития учащихся, обеспечивает усвоение ими знаний по всем школьным предметам, развивает их мыслительные и творческие способности, формирует у них научное мировоззрение.

Необходимость интеграции нашего государства в мировое сообщество создает благоприятные условия для развития языковых процессов, служит основой для формирования межнационального и межкультурного общения как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

Все большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствует тому, что многоязычие становится объективно востребованным в казахстанском обществе. Незнание языков обречет будущие поколения на изоляцию, ограниченную дееспособность, невозможность полноправно участвовать в диалоге культур, и, наконец, самое главное – на потерю конкурентоспособности на рынке труда как внутри страны, так и за рубежом. Изучение языков способствует духовному развитию каждого гражданина как личности, что является основой политики формирования толерантного общества. В соответствии с этим в «Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» определена стратегическая цель в сфере среднего образования: «Общеобразовательная школа предоставляет академические знания и развивает навыки, способствующие формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству».[1]

Одним из важных аспектов экономической и социальной модернизации Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев назвал развитие триединства языков.

В настоящее время в мире проводится уровневое обучение иностранным языкам, вводится система оценки уровня языковых знаний тех, для кого язык (английский или русский) не является родным. По этим системам проверяется прежде всего коммуникативная компетентность, которая играет важную роль в таких видах речевой деятельности, как слушание, лексико-грамматическая правильность, чтение, письмо и говорение. Система обучения уровневому владению языком направлена на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Коммуникативная компетенция – это совокупность различных компонентов и элементов (мотивационных, когнитивных, процессуальных), позволяющих обучающемуся успешно организовать взаимодействие между участниками общения, объективно видеть и истолковывать ситуацию общения и находить адекватный способ поведения в ней. Коммуникативная компетенция становится неотъемлемой частью образования, которое предполагает повышение общей гуманитарной культуры личности обучающихся, формирования у них высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения его в разнообразные виды деятельности.

Казахстанское общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог, добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо, профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.

Сегодня речевая культура испытывает значительные изменения. Среди них можно выделить следующие положительные тенденции:

расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;

приближение языка СМИ к потребностям достоверного освещения реальности.

Наряду с этими в современной речи получили развитие и отрицательные тенденции:

бесчисленное количество нововведений;

множество необоснованных заимствований;

следование речевой моде;

чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, обесцененной лексики;

снижение уровня общей культуры и, как следствие, культуры речи.

Поэтому задача школы, а особенно преподавателей гуманитарных дисциплин, состоит в том, чтобы сохранить национальные языковые и культурные традиции, нормы литературного языка. Влияние на формирование речевой культуры школьников друзей, СМИ (особенно телевидения – самого массового и доступного средства информации), Интернета привело к тому, что в их среде заметно усилилось использование слов со сниженной стилистической окраской. Как следствие этого, снижается уровень языковой компетенции носителей языка, обедняется индивидуальный словарь, расшатываются нормы литературного языка.

Свою первостепенную задачу современные педагоги должны видеть прежде всего в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных, но и использовать языковые средства уместно, применительно к контексту и ситуации общения. Учащиеся должны выбрать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи. Этому их сможет и должен научить педагог, взяв за основу общие задачи обучения языку:

1) формирование и развитие языковой личности учащегося, его познавательной культуры;

2) формирование готовности и способности учащихся к эффективному речевому общению;

3) социокультурное развитие личности школьника.

Пути достижения этой цели :

проведение полноценных уроков по предмету с применением новейших педагогических технологий, ориентированных на формирование языковой компетентности;

организация дополнительного образования (спецкурсов и факультативов);

проведение интегрированных уроков гуманитарного цикла, олимпиад, предметных вечеров, турниров знатоков.

В современном мире разнообразие ситуаций общения приводит к изменению самого характера общения: оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее. Помня об этом, важно не забывать о культуре общения и чистоте языка. Ведь язык – наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся на протяжении всей жизни, поэтому нельзя быть безразличными к тому, как мы пользуемся языком, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Этому мы должны научить и своих воспитанников.\




Список использованной литературы:

1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года.-Журнал «Мысль». – 2010 . - № 3.с. 32.

2. Аульбекова Г.Д. Формирование языковой компетенции учащихся. – «Русский язык в казахстанской школе», №4 (40), 2012.

3. Аульбекова Г.Д., Кабдолова К.Л. Уровневое владение языком. -

«Русский язык в казахстанской школе», №6 (30), 2010

4.Божко Н.М. Беседы о русской стилистике и культуре речи. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2007 г.

5. Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе. РЯШ. – 2007. – № 3.







Роль языка как средства коммуникации
  • Русский язык и литература
Описание:

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах жизни, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения.     Язык  является средством выражения и существования мышления. Однако их нельзя отождествлять. Мышление – явление общечеловеческое, глобальное, а язык – локальное. Выражения  (оформления) одной и той же мысли средствами различных языков не всегда бывают идентичными. Это наблюдается при обучении русскому языку как неродному и иностранным языкам.

 

Автор Танатова Раушан Бакбергеновна
Дата добавления 26.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 498
Номер материала 58691
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓