Главная / Иностранные языки / Роль внеклассной и внеурочной деятельности по иностранному языку в филологическом образовании школьников. Из опыта работы.

Роль внеклассной и внеурочной деятельности по иностранному языку в филологическом образовании школьников. Из опыта работы.


Роль внеклассной и внеурочной деятельности по иностранному языку

в филологическом образовании школьников



Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры.

Д.С. Лихачев

Трудно переоценить роль предмета «Иностранный язык» в языковом образовании школьников в частности и в филологическом образовании человека в целом.

Изучение иностранного языка содействует развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся, способствует социальной адаптации личности к условиям поликультурного, полиязычного мира.

Важность изучения языков сегодня не подлежит сомнению, существует другая проблема: как организовать процесс обучения иностранному языку в школе так, чтобы он способствовал достижению основной цели – формированию способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Формирование коммуникативной компетенции – приоритетная задача учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС нового поколения.

«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость»1, в словах признанного философа Аврелия Августина кроется ключ к решению многих проблем учителя иностранного языка.

Создание системы работы учителя по организации внеклассной и внеурочной деятельности во многом является залогом успешности его учеников не только в изучении иностранного языка, но и в образовательной деятельности в целом. Эта работа поднимает мотивацию к изучению языка, углубляет и расширяет знания в области языкознания, способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает уровень филологического образования. Такая форма организации деятельности учеников становится как никогда актуальной в аспекте формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, главным образом в достижении всех групп результатов, обозначенных в ФГОС нового поколения.

Специфика внеклассной и внеурочной работы по предмету предопределяет успех учителя на этом поприще:

  • внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;

  • формы проведения внеклассной работы разнообразны;

  • занятия организуются на добровольных началах, позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам деятельности.

В своей практике учителя я использую все многообразие имеющихся форм внеклассной и внеурочной деятельности, остановлюсь на некоторых, наиболее продуктивных с моей точки зрения.

Предлагаемые различными организациями конкурсы по английскому языку, несмотря на их коммерческую основу, являются отличным дидактическим материалом. Грамотно составленные задания различного уровня сложности, увлекательнейший языковой материал, не ставящий детей в полную зависимость от знаний школьной программы, нацеленность на развитие творческих способностей и нестандартного мышления детей, достойные наградные материалы – все это способствует решению целого спектра учебных, педагогических задач и достижению как предметных, так и личностных и метапредметных результатов.

На протяжении многих лет мы принимаем участие в таких конкурсах:

  • Молодежный предметный чемпионат по английскому языку, декабрь (Центр развития одаренности, г. Пермь);

  • международный конкурс-игра «Британский бульдог», декабрь (Институт продуктивного обучения Российской Академии образования);

  • не так недавно мы для себя открыли новое поле деятельности: Всероссийский открытый конкурс по английскому языку «Открытый мир», март (Усть-Илимский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации);

  • творческий лингвистический конкурс поэтов-переводчиков "Волшебник слова", апрель (Автономная некоммерческая организация содействия развитию молодежи «Пятая четверть», г. Екатеринбург).

Хочу подчеркнуть, что максимальное количество конкурсов ни в коем случае не самоцель.

Это предполагает, действительно, целенаправленную работу на достижение результата. По окончании конкурса мы коллективно анализируем ошибки, ищем «подводные камни», учимся их обходить, с новыми участниками перед проведением конкурса разбираем задания прошлых лет.

Приятным и плодотворным стало дистанционное сотрудничество с МАОУ СОШ № 11 г. Усть-Илимска. Это образовательное учреждение – организатор Всероссийских Интернет-проектов с лингвострановедческим уклоном. Интереснейшие задания заставили нас жить в течение полумесяца коллективным творческим делом. Результаты не заставили себя ждать:

  • Merry Christmas” – команда 7 кл. – II место;

  • Festival of Romance and Love” – команда 6 класса – I место, 7-8 класс – II место.

Второй год принимаем участие в олимпиаде «Навстречу миру», организует это мероприятие ФГБОУ ВПО ВСГАО. Подход к участию в этом конкурсе избирательный, предполагающий индивидуальную подготовку старшеклассников к написанию эссе по заданной теме.

Ученики 4-6 классов очень были вдохновлены предложением ОГАОУ ДПО ИИПКРО принять участие в областном конкурсе журналов на иностранном языке. Кропотливая, но интереснейшая работа по созданию журнала дала достойный результат. Наш проект признан лучшим среди 57 представленных на конкурс.

Одним из инструментов реализации задач современного иноязычного образования считаю разработку авторской программы факультативного курса «К тайнам слова: занимательная лексикология английского языка» для учащихся 5-9 классов.

Значение и роль данного факультативного курса определяются неразрывной связью теоретических положений с большим практическим языковым материалом. Факультатив призван ознакомить школьников с современным состоянием науки о словарном составе английского языка и углубить знания по лексике и фразеологии. Факультативные занятия направлены не только на сообщение школьникам определённого объёма информации, но и развитие у них творческого мышления, на знакомство с элементарными методами лингвистического исследования, на развитие умения делать самостоятельные обобщения и выводы из наблюдений над фактическим языковым материалом. В этом, по моему мнению, и состоит новизна программы разработанного факультативного курса.

Внедрение в образовательный процесс авторской программы уже сегодня позволяет говорить о её практической ценности. Знания, которые школьники получают при изучении курса лексикологии, помогают им в анализе лингвистических феноменов современного английского языка при осуществлении самостоятельной исследовательской деятельности.

Победа моего ученика в муниципальной научно-практической конференции (НПК) «В мир творчества, в мир поиска, в мир науки»яркое тому подтверждение. Особо ценным опытом считаю участие своего ученика в IV Региональной НПК «Юный лингвист», организованной под эгидой ведущих ВУЗов – ФГБОУ ВПО ИГУ и ФГБОУ ВПО ИГЛУ. Беспристрастное жюри, полностью состоящее из специалистов в области филологических наук по достоинству оценило совместный труд ученика и учителя в исследовании конверсии английского языка, присудив второе место.

Несмотря на колоссальные временные затраты, а иногда и финансовые, для меня никогда не стоит вопрос: заниматься внеклассной работой или нет. Проблема, которую приходиться решать, состоит в постоянном поиске новых форм, подходов, обновлении содержания такой работы, что подчёркивает степень её важности и необходимости в повышении уровня филологического образования современного школьника.




1 URL: http://www.epwr.ru/quotation/txt_52_3.php

Роль внеклассной и внеурочной деятельности по иностранному языку в филологическом образовании школьников. Из опыта работы.
  • Иностранные языки
Описание:

В данной статье автор обращается  к  проблеме организации в школе внеклассной и внеурочной деятельности по предмету. Автором подчеркивается особенная роль и  важность внеклассной работы в формировании способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка и в целом в повышении уровня  филологического образования. Предлагается познакомиться с личным опытом работы педагога, формами и подходами к организации такой деятельности. Статья будет особенно полезна начинающим и молодым педагогам

 

Автор Лобкис Елена Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 25032
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓