- 02.10.2020
- 340
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Роль умения учиться на уроках математики»
Учитель математики ЧУ ШСР «Альтер»
Сабитова Н.Г.
Статья помогает освоить применение таксономии Б.Блума на уроках математики.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму.
Конфуций
Человек, схвативший хоть раз кошку за хвост,
знает о котах значительно больше,
чем тот, кто только читал о них,
но никогда не видел.
(Марк Твен)
Давно известно, что традиционный урок устарел. На данном этапе в педагогическом пространстве применяется большое количество современных техник учения, многие из которых направлены на обучение учащихся самостоятельно добывать знания. Как известно, лучше всего запоминается и усваивается та информация, которую учащийся получил самостоятельно. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». (Адольф Фридрих Дистервег)
При планировании уроков математики часто применяется таксономия педагогических целей Б.Блума, призванная дать учащимся возможность самостоятельно получать знания.
Таксоно́мия— учение о принципах и практике классификации и систематизации. Математически таксономией является древообразная структура классификаций определенного набора учебных заданий. (Шаталкин А. И.) Задания расположены последовательно, по нарастающей сложности.
Таксономия педагогических целей Б. Блума помогает разработать урок с учетом индивидуальных особенностей и способностей ученика. Каждый ученик на уроке работает с той скоростью, которая для него наиболее приемлема.
Задания для учащихся (по таксономии В.Блума) состоят из шести уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.
Выполняя задания, учащиеся чаще всего работают с использованием какой-либо техники учения: схема «Паучок», схема «Древо», техника «Прямоугольная комната», кластер, «Формула», «Африка» и т.д. Такие техник учения на данный момент каждый учитель использует на своём уроке. Большой положительный момент в использовании техник учения – умение учащихся зашифровать полученную информацию в виде схемы, таблицы, формулы. Такая информация имеет малый объём, но максимально насыщенна, что позволяет учащимся лучше и легче запоминать информацию и использовать её.
При подготовке уроков многие учителя используют техники «Кластер» и «Схема «Паучок», которые легко можно применить на любом уроке математики.
Наибольшее затруднение многие учителя, использующие традиционные методы преподавания, испытывают из-за нехватки времени на уроке для отработки материала, решения практических заданий. Согласно данным, приведённым Г.Рудиком в «Педагогике 21 века», на закрепление нового материала при использовании традиционных методов обучения, отводится всего 15 минут, в то время как при уроке в контексте педагогического менеджмента на практическое выполнение учебных заданий отводится 30-35 минут.
Любые знание базируются на определённом фундаменте ранее изученного. В соответствии с таксономией Б.Блума, каждый ученик на уроке должен выполнить задания первых трёх уровней: «знание», «понимание», «применение», которые являются базовыми. При выполнении этих уровней учащиеся работают в парах или группах, могут пользоваться конспектами, учебником, справочной литературой. Оценка за выполнение этих уровней – «3». При проверке выполнения заданий используется как самопроверка, так и взаимопроверка. Для получения «4» необходимо освоить уровни «анализ» и «синтез». При выполнении заданий этих уровней учащийся работает индивидуально, а при их проверке возможна как взаимопроверка, так и проверка учителем. При выполнении заданий уровня «оценивание» учащийся получает «5». Задания последнего уровня нетрадиционны и требуют от учащихся глубоких знаний по предмету, а также умения адаптировать эти знания к решению задач.
Приведём примерные учебные задания с использованием таксономии педагогических целей Б.Блума на уроках алгебры и начала анализа в 10 классе. (Приведены задания на темы: «Тригонометрические функции числового аргумента. Основные формулы тригонометрии. Свойства тригонометрических функций» и «Производная, ее геометрический, физический смысл, применение производной».)
6 656 063 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сабитова Наталья Геннадиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.