Главная / Начальные классы / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Е.И. Долян, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей кв. категории,

МБОУ «СОШ № 26», г. Абакан

Заслуженный учитель РХ

Аннотация.

Автор статьи «Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся» проанализировала мнения ученых по данному вопросу, раскрыла проблему творческого развития младших школьников, предложила конкретные рекомендации своим коллегам, привела примеры собственного педагогического опыта по описываемой проблеме на примере учебно-исследователской и проектной деятельности с младшими школьниками.


Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих учёных, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах.

К сожалению, чаще всего развивается в детях только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, особенно теперь, когда требуется все больше могучих творческих умов.

В разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, вложили много труда такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдвардс. В настоящее время исследованием этих проблем занимаются также Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Н.А.Терентьева. Творить, по определению К.Станиславского, означает “страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче…”

Что мы понимаем под творчеством? Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями [10, 73 ]

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если рассмотреть поведение человека, его деятельность, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретичная природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда “отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны”. Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли [12 ]. Главное в творчестве – осознание ребенком себя как “нового открытия”, как активного преобразующего начала, строителя мира. Как правило, замечает В.В. Давыдов “нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться“. Каждый способен творить, но часто мы не видим их потенциальных возможностей, и “художник” умирает. Помочь “не умереть” – задача педагога. [14]

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Работа педагога специфична в виду и индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать. [2, 143]

Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий. [7, 36]

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци “Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать”. Тем самым объект познания актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее “значение” в “знание для меня” или “личностный смысл”. Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника. [6, 137]

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко… [6, 115]

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Задачи педагога состоят в том, чтобы используя разнообразные методы обучения и воспитания:

- систематически и целенаправленно развивать подвижность т гибкость мышления;

- стимулировать процессы переключения поисковой активности;

- учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;

- находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Увидеть что-то по-новому не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческого задатка и способностей учащихся. Задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников должно соответствовать условиям.

Первое важное условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.

Второе условие эффективного развития способностей – окружение детей творческой атмосферой с самого детства.

Третье требует максимального напряжения сил.

Четвертое – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу! [5, 123].

Советы по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности:

  • Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.

  • Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

  • Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны.

  • Использовать личный пример творческого подхода.

  • Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.

  • Поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению художественных замыслов.

  • Предоставлять детям, активно задавать вопросы.

  • Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.

  • Использовать творческие задания.

  • Активная родительская поддержка.

  • Обеспечивать благоприятную атмосферу.

Рассмотрим как исследовательская и проектная работа способствует развитию у учащихся опыта творческой деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию, мотивирует на последующее самообразование. Наше желание заниматься исследовательской деятельностью возникло не случайно - осознание того, что необходимо изменить отношение учащихся к предмету подтолкнуло на поиск новых форм и методов преподавания. Не только учителя, но и школьники, зажатые в рамках традиционного урока, не могут реализовать свой творческий потенциал. Такую возможность даёт проектно-исследовательская работа.

Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А.И. Савенкова, организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы [2]. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований - развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально - только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Так, на одном из интегрированных уроков окружающего мира и художественного труда ученикам было предложено систематизировать учебную информацию по теме «Лесное сообщество», используются приемы работы с дидактическим материалом, заданиями проблемного характера, предполагающими анализ сложного состава лесного сообщества (деревья, травы, насекомые, птицы и звери), сложных взаимоотношений между отдельными компонентами лесного сообщества. При правильном ведении учителем беседы, постановке проблемных вопросов, проблемном изложении учебной информации (следует ли взять домой птенцов из гнезда? следует ли порвать паутинку, сплетенную паучком, чтобы спасти бабочку?) у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Именно он, а значит и каждый из них, в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может, как разрушить, так и спасти природу. После такой работы на уроке ученики более осознанно оценивают рассказанную учителем сказку о сгоревшем лесе и целенаправленно включаются в работу по созданию на месте «сгоревшей полянки» нового леса, новой поляны, «засаженной» вырезанными детьми из бумаги деревьями.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегрированные уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских и проектных заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно: 1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию, а не как то, что требует запомнить учитель; 3) использовании учениками в процессе выполнения исследовательских заданий произведений музыки, изобразительного искусства, художественной литературы способствовало эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) школьники стали активно участвовать в творческой проектной деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.

Например, в 2011-2012 учебном году учениками нашего класса было представлено 11 проектов на Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио», в финале Всероссийского конкурса «Я – исследователь», конкурсе исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Весь класс принял участие (более 70 работ) во Всероссийском конкурсе «Леса России», 15 проектов прошли в финал, а две работы стали победителями (1 и 2 места). В городских и республиканских научно-практических конференциях ребята всегда показывают хорошие результаты, количество победителей и призеров ежегодно увеличивается.

Проведенный устный опрос учащихся позволил выявить их выраженное позитивное отношение к организации исследовательской работы в целом и к работе над творческими проектами по итогам проведенных исследований. Отмечая свою заинтересованность (100%) такой организацией обучения, школьники, в частности, указали, что работа над исследованием «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всем» (72%), «учит дружить и помогать друг другу» (81,3%), позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59,4%), «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,1%), «проверить свои силы» (34,4%), а также «подружиться с ребятами из других классов, городов, стран» (28,1%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы школьников можно способствовать их личностному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала. Мы считаем, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, произведения и т.д., в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи. «Кем бы вы не стали в этой жизни, вам всегда будут нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать». [12, 231]

Самым важным результатом, осуществления творческой деятельности является дальнейшая успешность учеников: большинство школьников поверило в свои силы, занимаясь самообразованием, и продолжили учебно - исследовательскую и проектную деятельность.

Список литературы

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.: Просвещение, 1986. – 154 с.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 240 с.

3. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 2009.-167 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. –М.: Педагогика, 2004. -160 с.

6. Педагогический поиск / сост. Баженова И.Н. – М.: Педагогика, 1989.- 560 с.

7. Психологическое исследование творческой деятельности //под ред. Тихомирова А.И. – М.: Наука, 2005. -45 с.

9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 143 с.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -240 с.

11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Пособие для учителя. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -320 с.

12. Школа сотрудничества / Адамский А.И. – М.: Первое сентября, 2000.-272 с.

13. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007. – 256 с.

14. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: «Пеленг», 1993.-56 с.

15. Вохмянина Л.А. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, (Система Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова) – М.: Вита- Пресс, 2001.- 263 с.



РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
  • Начальные классы
Описание:

Автор статьи «Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся» проанализировала мнения ученых по данному вопросу, раскрыла проблему творческого развития младших школьников, предложила конкретные рекомендации своим коллегам, привела примеры собственного педагогического опыта по описываемой проблеме на примере учебно-исследователской и проектной деятельности с младшими школьниками.

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих учёных, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Автор Долян Елена Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 763
Номер материала 19416
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓