Роль учителя в формировании личности
ребёнка.
Задача учителя суметь приобщить ученика к
науке, организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли,
удивления, радости открытий, собственных удач и достижений.
Место работы - МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевска. Школа
участвует в эксперименте по внедрению надпредметного курса – проекта «Мир
деятельности», разработанного в рамках образовательной системы деятельностного
метода обучения доктора педагогических наук Л. Г. Петерсон.
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД,
принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон состоит в следующем:
универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Формирование
любого умения у школьников проходит через следующие этапы.
1.Представление о
действии, первичный опыт и мотивация.
2.Приобретение знаний о
способе выполнения действия.
3.Тренинг в применении
знаний, самоконтроль и коррекция.
4.Контроль умения
выполнять действие.
Курс «Мир деятельности» для
1—4-го классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения
учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание
теоретического фундамента формирования у учащихся
общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения
современной модели образования,
ориентированной на инновационное развитие экономики
Для системного прохождения учащимися всех 4-х этапов
формирования УУД построен педагогический инструмент – технология
деятельностного метода обучения.
Но для того, чтобы научить этому детей, надо самому
учителю очень хорошо ориентироваться не только в содержании, целях и задачах
данного курса, но и в новых стандартах в целом.
Я поняла, что мне нужно профессиональное
самосовершенствование, чтобы войти в рамки инновационных развивающихся
процессов в образовании. Успех моего дальнейшего созидания на педагогическом
поприще во многом определяется способностью к самостоятельной, инициативной,
творческой, поисковой деятельности. Надо превратить отдельные попытки в работе
над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления, что главные движущие
силы всё же находятся внутри личности учителя – в виде мотивов профессионального
самосовершенствования, в отношении к предъявляемым требованиям, в степени
принятия их.
Самостоятельно проанализировав свои качества и
сопоставив их с профессиограммой,
я определилась, над чем мне нужно работать.
Нужно
самосовершенствоваться в двух взаимосвязанных формах – в самовоспитании
и самообразовании.
В самовоспитании нужно двигаться в
трёх направлениях:
1.
адаптировать
свои индивидуально-неповторимые особенности к требованиям педагогической
деятельности;
2.
постоянно
повышать профессиональные компетентности;
3.
непрерывно
развивать социально-нравственные и другие свойства личности.
В профессиональном самообразовании
– целенаправленно осуществлять познавательную деятельность по овладению
общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями,
профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования
педагогического процесса.
Процесс самосовершенствования в педагогической
деятельности осуществлять на основе трёх принципов: развитии,
самодеятельности и рефлексивности. Учёт указанных принципов в их
взаимосвязи оптимизирует процесс моего профессионального роста и развития, а
знание содержания принципов позволит сознательно и творчески решить задачи
самосовершенствования.
Профессиональный педагогический потенциал
учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Постоянный личностный и
профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта
профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных
классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
самокритичность, требовательность к себе;
потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической
деятельности, склонность к инновационной деятельности;
исследовательский стиль деятельности.
При составлении программы
самосовершенствования я наметила план-максимум – на 3года и план-минимум –
на один месяц.
Критерии профессиональной компетентности
учителя начальных классов:
1.Общекультурный
Не ограничиваясь рамками общешкольной деятельности,
являясь председателем профсоюзной организации школы, участвовала в краевом
творческом конкурсе «Учитель. Школа. Жизнь». По результатам конкурса награждена
дипломом победителя.
2.Общепрофессиональный
Знакомлюсь с инновационными разработками учителей в
интернет – сообществах.
Для более глубокого изучения и понимания содержания
ФГОС участвовала в разработке ООП НОО.
3.Коммуникативный
4.Личностный
Активно участвую в муниципальных конкурсах. Имею
грамоты Департамента образования и науки Краснодарского края, управления
образования Тимашевского района, а также множество грамот и поощрений
общеобразовательного учреждения.
Являясь руководителем районного методического
объединения учителей начальных классов, организовываю встречи учителей по
обмену опытом по программам самосовершенствования.
5.Критерий
саморазвития и самообразования
Выстраивая
траекторию своего самоизменения, наметила пройти курсы дистанционного обучения
психологии и логопедии.
Работа по самосовершенствованию и самообразованию
помогла мне использовать новые методы обучения, формирующие творческую
активность учащихся:
метод
мозговой атаки
метод
контрольных вопросов
метод
морфологических матриц
метод
гирлянд случайностей и ассоциаций
методы
театральной педагогики
метод
проектов
метод
исследования
Самосовершенствование
как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к
личности педагога. Причем, успешное самосовершенствование педагога
предполагает, что планка требований должна быть выше его текущих умений и
навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и
желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.