Главная / Начальные классы / Роль учителя в формировании личности ребёнка

Роль учителя в формировании личности ребёнка

Роль учителя в формировании личности ребёнка.


Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений.

Место работы - МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевска. Школа участвует в эксперименте по внедрению надпредметного курса – проекта «Мир деятельности», разработанного в рамках образовательной системы деятельностного метода обучения доктора педагогических наук Л. Г. Петерсон.

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы.

1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2.Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4.Контроль умения выполнять действие.

Курс «Мир деятельности» для 1—4-го классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики

Для системного прохождения учащимися всех 4-х этапов формирования УУД построен педагогический инструмент – технология деятельностного метода обучения.


Но для того, чтобы научить этому детей, надо самому учителю очень хорошо ориентироваться не только в содержании, целях и задачах данного курса, но и в новых стандартах в целом.

Я поняла, что мне нужно профессиональное самосовершенствование, чтобы войти в рамки инновационных развивающихся процессов в образовании. Успех моего дальнейшего созидания на педагогическом поприще во многом определяется способностью к самостоятельной, инициативной, творческой, поисковой деятельности. Надо превратить отдельные попытки в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления, что главные движущие силы всё же находятся внутри личности учителя – в виде мотивов профессионального самосовершенствования, в отношении к предъявляемым требованиям, в степени принятия их.

Самостоятельно проанализировав свои качества и сопоставив их с профессиограммой, я определилась, над чем мне нужно работать.

Нужно самосовершенствоваться в двух взаимосвязанных формах – в самовоспитании и самообразовании.

В самовоспитании нужно двигаться в трёх направлениях:

  1. адаптировать свои индивидуально-неповторимые особенности к требованиям педагогической деятельности;

  2. постоянно повышать профессиональные компетентности;

  3. непрерывно развивать социально-нравственные и другие свойства личности.

В профессиональном самообразовании – целенаправленно осуществлять познавательную деятельность по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Процесс самосовершенствования в педагогической деятельности осуществлять на основе трёх принципов: развитии, самодеятельности и рефлексивности. Учёт указанных принципов в их взаимосвязи оптимизирует процесс моего профессионального роста и развития, а знание содержания принципов позволит сознательно и творчески решить задачи самосовершенствования.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
самокритичность, требовательность к себе;
потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
исследовательский стиль деятельности.

При составлении программы самосовершенствования я наметила план-максимум – на 3года и план-минимум – на один месяц.

Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов:
1.Общекультурный

Не ограничиваясь рамками общешкольной деятельности, являясь председателем профсоюзной организации школы, участвовала в краевом творческом конкурсе «Учитель. Школа. Жизнь». По результатам конкурса награждена дипломом победителя.
2.Общепрофессиональный

Знакомлюсь с инновационными разработками учителей в интернет – сообществах.

Для более глубокого изучения и понимания содержания ФГОС участвовала в разработке ООП НОО.
3.Коммуникативный
4.Личностный

Активно участвую в муниципальных конкурсах. Имею грамоты Департамента образования и науки Краснодарского края, управления образования Тимашевского района, а также множество грамот и поощрений общеобразовательного учреждения.

Являясь руководителем районного методического объединения учителей начальных классов, организовываю встречи учителей по обмену опытом по программам самосовершенствования.
5.Критерий
саморазвития и самообразования

Выстраивая траекторию своего самоизменения, наметила пройти курсы дистанционного обучения психологии и логопедии.

Работа по самосовершенствованию и самообразованию помогла мне использовать новые методы обучения, формирующие творческую активность учащихся:

метод мозговой атаки

метод контрольных вопросов

метод морфологических матриц

метод гирлянд случайностей и ассоциаций

методы театральной педагогики

метод проектов

метод исследования

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности педагога. Причем, успешное самосовершенствование педагога предполагает, что планка требований должна быть выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.





Роль учителя в формировании личности ребёнка
  • Начальные классы
Описание:

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений.

Трудно переоценить в достижении поставленной задачи роль надпредметного курса – проекта «Мир деятельности», разработанного в  рамках образовательной системы деятельностного метода обучения доктором  педагогических наук Л. Г. Петерсон.

Но для того, чтобы научить этому детей, надо самому учителю очень хорошо ориентироваться не только в содержании, целях и задачах  данного курса, но и в новых стандартах в целом.

В данной статье говорится о необходимости учителя к постоянному самовоспитанию и самообразованию, о направлениях и принципах самосовершенствования личности учителя.

Эта статья может быть полезна учителям при подготовке к выступлениям на школьных и муниципальных методических объединениях.

 

Автор Щербина Елена Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1005
Номер материала 46577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓