Инфоурок Другое Другие методич. материалыРоль сказки в нравственном воспитании. методические рекомендации для родителей

Роль сказки в нравственном воспитании. методические рекомендации для родителей

Скачать материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

    д. 6 «а»,  2-й  микрорайон,  г. Уварово  Тамбовской области, 393460.

                   тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98

 

 

 

 

 

 

Роль сказки в нравственном воспитании детей

Методические рекомендации для родителей

Средняя группа

 

 

 

Воспитатель

Теплякова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

Актуальность

   Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

   Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

   Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со окружающим миром в целом. Нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Цель 

изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей  дошкольного возраста.

Задачи:

ü создать условия для формирования личности ребенка через сказку;

ü воспитывать интерес к художественной литературе, литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

ü  прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.

ü содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

ü развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

ü содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

 

«Сказка – ложь, да в ней намёк,

А.С. Пушкин

   Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

   Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

 

 

 

Чему учит сказка?

"Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе  дорого  человечеству . Самая  устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое."

Е. Н. Трубецкой

   Прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

   Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей..Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

"Колобок"

"Чем хвалимся, на том и провалимся"

"На языке медок, да на сердце - ледок"

"Теремок"

"Не бравши топор, жилья не срубишь"

"Легко взято, легко и потеряно"

"Репка"

"Из многих малых одно большое выходит"

"Капля по капле и камень долбит"

"Лиса и журавль"

"Как аукнется, так и откликнется"

"Каков привет, таков и ответ"

"Лисичка со скалочкой"

"Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить"

"Крошечка-Хаврошечка"

"Кто правдой живёт, тот добро наживёт"

"Кто добро творит, того Бог благословит"

"Морозко"

"Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"

"Без смиренья нет спасенья"

"Маша и медведь"

"Горе горюй, да руками воюй"

"Зимовье зверей"

"Согласного стада волк не берет"

"Заюшкина избушка"

"На чужой каравай рот не разевай"

"Пораньше вставай, да свой затевай"

 Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»)

   Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

  Что зло наказуемо. «Кот, петух и лиса»,  «Заюшкина избушка».

   Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

   Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

  Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

   Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

   Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

 Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди».

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Снегурочка»

  Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

  Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка» , «Мороз Иванович» ,  «Царевна-лягушка»

 Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь»,  «Лиса и козёл»

 Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко»

Нужна ли сказке присказка?

 Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.

 Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: "Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художественного, символически-мифического смысла».

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем - Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди… Сказка, в гости приходи!

 

Сказочная имидж-терапия

       "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."

 В. А. Сухомлинский

    В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает в себе новые способности и творческий потенциал.

   Для детей свойственно себя идентифицировать с различными героями. Очень хорошо, если в группе есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства; волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и распланированный своими родителями ребенок с удовольствием превращается в королевского шута

театрализованная деятельность.

 "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности ; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды."

И. А. Ильин

  Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

   Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

   Инсценировка  является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке  сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение.  Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

   Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его обществ.

Драматизация сказки «Колобок»

 

 

Дидактические игры

   Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай  сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, «Из какой сказки этот персонаж?», настольные игры по сказкам.

«Встречи героев»

   Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

   Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

   Эта игра также направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

   После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

   Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

   Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

   Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

  По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения  по предметным  картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

 

технические средства обучения.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.

 

Сказкотерапия

   Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми,  целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Сказкотерапия

·        это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии;

·        это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

·        это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

·        это процесс активации ресурсов, потенциала личности;

·        это процесс объективизации проблемных ситуаций;

·        это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

   Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

   Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

   В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком.

 

 

Вывод

  Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

   Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

·        Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

·        Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

·        Забавность сказок повышает интерес к ним.

·        Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

   Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

   Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Закончить  хочется словами Л. Н. Толстого:

 «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

1.     ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.     Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.1998.  с 176. с.178.

3.     http://www.babystale.ru/category/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-rebenka

4.     http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-dou/ckazka-kak-sredstvo-duhovno

5.     Гербова,В.В. Приобщение детей к художественной литературе  М.:  Мозаика – Синтез, 2008.

6.     Трунова, М. Сказки? Сказки! / М. Трунова  // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 7.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль сказки в нравственном воспитании. методические рекомендации для родителей"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

    д. 6 «а»,  2-й  микрорайон,  г. Уварово  Тамбовской области, 393460.

                   тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98

 

 

 

 

 

 

Роль сказки в нравственном воспитании 

Методические рекомендации для родителей

Средняя группа

 

 

 

Воспитатель

Теплякова А.А.

 

 

2013г.

 

   Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

   Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

   Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со окружающим миром в целом. Нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

 

изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей  дошкольного возраста.

 

üсоздать условия для формирования личности ребенка через сказку;

üвоспитывать интерес к художественной литературе, литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

ü  прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.

üсодействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

üразвивать у детей социальные умения и навыки поведения.

üсодействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

 

 

 

А.С. Пушкин

   Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

   Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

 

 

 

 

"Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе  дорого  человечеству . Самая  устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое."

Е. Н. Трубецкой

 

   Прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

   Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей..Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

"Колобок"

"Чем хвалимся, на том и провалимся"

"На языке медок, да на сердце - ледок"

"Теремок"

"Не бравши топор, жилья не срубишь"

"Легко взято, легко и потеряно"

"Репка"

"Из многих малых одно большое выходит"

"Капля по капле и камень долбит"

"Лиса и журавль"

"Как аукнется, так и откликнется"

"Каков привет, таков и ответ"

"Лисичка со скалочкой"

"Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить"

"Крошечка-Хаврошечка"

"Кто правдой живёт, тот добро наживёт"

"Кто добро творит, того Бог благословит"

"Морозко"

"Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"

"Без смиренья нет спасенья"

"Маша и медведь"

"Горе горюй, да руками воюй"

"Зимовье зверей"

"Согласного стада волк не берет"

"Заюшкина избушка"

"На чужой каравай рот не разевай"

"Пораньше вставай, да свой затевай"

 Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»)

   Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

  Что зло наказуемо. «Кот, петух и лиса»,  «Заюшкина избушка».

   Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

   Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

  Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

   Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

   Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

 Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди».

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Снегурочка»

  Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

  Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка» , «Мороз Иванович» ,  «Царевна-лягушка»

 Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь»,  «Лиса и козёл»

 Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко»

 

 Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.

 Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: "Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художественного, символически-мифического смысла».

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем - Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди… Сказка, в гости приходи!

 

 

       "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."

 В. А. Сухомлинский

    В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает в себе новые способности и творческий потенциал.

   Для детей свойственно себя идентифицировать с различными героями. Очень хорошо, если в группе есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства; волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и распланированный своими родителями ребенок с удовольствием превращается в королевского шута

 

 "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности ; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды."

И. А. Ильин

  Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

   Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

 

 

   Инсценировка  является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке  сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение.  Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

   Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай  сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, «Из какой сказки этот персонаж?», настольные игры по сказкам.

«Встречи героев»

   Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

   Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

   Эта игра также направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

   После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

   Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

   Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

   Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

  По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения  по предметным  картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

 

 

.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.

 

 

 

   Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми,  целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Сказкотерапия

·        это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии;

·        это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

·        это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

·        это процесс активации ресурсов, потенциала личности;

·        это процесс объективизации проблемных ситуаций;

·        это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

   Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

   Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

   В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком.

 

 

 

 

  Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

   Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

·        Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

·        Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

·        Забавность сказок повышает интерес к ним.

·        Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

   Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

   Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Закончить  хочется словами Л. Н. Толстого:

 «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

1.     ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.     Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.1998.  с 176. с.178.

3.     http://www.babystale.ru/category/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-rebenka

4.     http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-dou/ckazka-kak-sredstvo-duhovno

5.     Гербова,В.В. Приобщение детей к художественной литературе  М.:  Мозаика – Синтез, 2008.

6.     Трунова, М. Сказки? Сказки! / М. Трунова  // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 7.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

ПМ 06 Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
  • Учебник: «Товароведение продовольственных товаров», В.А. Тимофеева
  • Тема: 1.5.Методы определения качества товаров
  • 02.10.2020
  • 2967
  • 52
«Товароведение продовольственных товаров», В.А. Тимофеева
ПМ 01 Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
  • Учебник: «Организация хранения и контроль запасов и сырья. Профессиональное образование», Володина М.В., Сопачева Т.А.
  • Тема: 1.1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
  • 02.10.2020
  • 1873
  • 22
«Организация хранения и контроль запасов и сырья. Профессиональное образование», Володина М.В., Сопачева Т.А.
Техническое оснащение организаций питания для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
  • Учебник: «Экспертиза потребительских товаров», Вилкова С.А.
  • Тема: Глава 2. Организация и процедура проведения товароведной экспертизы.
  • 02.10.2020
  • 1282
  • 14
«Экспертиза потребительских товаров», Вилкова С.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 408
    • DOCX 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Теплякова Антонина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7256
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 423 человека из 66 регионов

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции