Главная / Школьному психологу / Роль школы в профилактике девиантного поведения

Роль школы в профилактике девиантного поведения

«Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся».

Педагог-психолог МБОУ ВКШ имени А.В.Суворова г.Воронеж.


Многие беды имеют своими корнями как раз то,

что человека с детства не учат управлять своими желаниями,

не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя» (В.А.Сухомлинский)

Особую озабоченность вызывают дети с так называемым – отклоняющимся (девиантным) поведением, которое в психологическом словаре определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Окружающие нас люди работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, любят своих близких и друзей, заботятся о них, помогают им. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит  в детском или подростковом возрасте.

Девиантное поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:

1)как особенности отдельных психических процессов

 (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость: сосредоточенность или рассеянность);

2)как социально обусловленные качества личности и черты характера 

(неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, лживость, драчливость, грубость, агрессивность, жестокость);

3) как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям 

(неопрятность, бестактность, равнодушие, прогулы, уход из дома, школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками…)

4)как вредные привычки

(алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и.т.д.).

Это работа психолога и педагогического коллектива

с учащимися «группы риска»

Хочу коснуться подростков,  характеризующихся трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, с нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), с трудностями в овладении учебным материалом, нарушением дисциплины. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Для выявления и изучения особенностей этих подростков и социального статуса их семей каждый год с вновь поступившими учащимися проводится диагностика по выявлению уровня самооценки, тревожности, агрессивности, выясняю какие предметы для них трудные, как воспринимает они коллектив учащихся по отношению к себе, определяются их характерологические особенности личности, темперамент и т.д.

На основе диагностики составляется характеристика всех учащихся, определяется группа риска, с существующими у них психологическими, социальными и педагогическими проблемами и то, как проходит их адаптация к новым условиям школьной жизни.

Для работы с этими подростками составляется план мероприятий:

- психолого-педагогическая помощь кадетам и их родителям: индивидуальные консультации по профилактике и коррекции отклонений в развитии и поведении учащихся.

-Родителям в беседе напоминаем, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

- информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Самый простой способ - это найти общий язык с подростком, то есть общаться с ним на равных, приводя примеры из своей жизни и жизни других людей. Действенный способ во время индивидуальных коррекционных занятий, это создание «искусственной проблемы» и возможность её разрешения.

- подросткам предлагаю психологические упражнения по снятию агрессии, развитию памяти, внимания. Замечательное упражнение, когда нужно поменяться местами с преподавателем или учащимся и обсудить поведение ученика и учителя, сделать правильные выводы.

- проводится наблюдение за учащимися, оставшимися без попечения родителей, и оказание психологической помощи и поддержке в форме бесед, консультаций, проведение тренинговой работы.

Привлечение для занятий в кружках: рукопашного боя, парашютного спорта, пения в хоре, участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, посещение дополнительных занятий по предметам, которые трудны в изучении.

Наша кадетская школа для подростков, в которой обучаются только мальчики с 8 по 11 класс. Поэтому в работе задействован весь педагогический коллектив, который осуществляет дифференцированный подход в работе с учащимися группы риска.  

С целью преодоления неуспеваемости классные  руководители постоянно информируют родителей об успеваемости и подготовленности их детей к учебным занятиям, работает Совет профилактики.

Офицеры - воспитатели следят за посещаемостью учащихся и в течение дня контролируют пребывание их на уроках. Дополнительно существуют дисциплинарные дневники, которые присутствуют на каждом уроке и самоподготовке учащихся.

Я, как педагог - психолог провожу анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, а потом проводятся коррекционные мероприятия.

Заместители директора по УВР и ВР осуществляют контроль работы учителей со слабоуспевающими учащимися, намечается индивидуальная работа с теми, кто имеет 1-2 тройки. Определяются пути повышения мотивации. Привлекают для профилактических бесед специалистов центра поддержки семьи и детства, медико-психолого-педагогической поддержки.

Ориентируя учащихся на социальные нормы, принятые  в обществе, заботясь о психологическом здоровье, хочется коснуться самой сложной работы, которая входит, как важная составляющая, в систему психологической, нравственной и воспитательной работы - преодолению речевой агрессии.

Пример: Оскорбление может реализовать явную агрессию (дурак, дебил, что за придурок, раздолбай….). Эти высказывания иногда становятся защитной реакцией (в ответ на поступок),  это косвенное осуждение действия (а не личности) другого ученика. Иногда враждебные замечания, насмешки, нецензурные выражения приводит к физической агрессии.

Для того, чтобы общение было в радость, нужно разрешать конфликты, не допускать ситуации проявления речевой агрессии, искать совместные пути её преодоления, то есть учить извиняться и стараться не прибегать к таким прозвищам и поступкам больше.

Высказывания подростков, как идиот, псих, хачик, ….. могут быть  намеренным оскорблением, так как предполагают оценку личности собеседника, является обидным высказыванием.

Здесь нужна более кропотливая и длительная работа по воспитанию толерантного отношения к другому человеку. Очень трудно бывает научить подростков уважать  право человека быть другим по видению мира, по материальному положению,  по ментальности. Постоянно приходится убеждать в том, что это доводы не правых. Все мы разные, но жить должны в мире, не оскорбляя тех, кто слабее.

            Известно, по подсчётам психологов, что обычно 80 % учащиеся реагируют на речевую агрессию ответной речевой агрессией. Физическая атака в ответ на слова - у 17 % учащихся. Лишь немногие обучающиеся выбирают уход – не сопротивление.

Для профилактики речевой агрессии проводим классные часы на тему: Учитесь властвовать собой…», «Волшебная сила доброго слова», «Каким ты выглядишь в глазах других», «Агрессия и как ей противостоять», «Какими конкретными средствами можно потушить словесную агрессию и не спровоцировать новую ссору?»

Класс, в котором отношения строятся на умении уважать других людей, речевой агрессии становится меньше.

Индивидуально работаю над коррекцией нормативности поведения, эмоциональной лабильности.

       Провожу тест Басса-Дарки и с учащимися  индивидуально разбираем, с чем им поработать самостоятельно: над поведением, вежливой и корректной речью.

      На родительских собраниях затрагиваю проблему речевой агрессии, индивидуально беседую с родителями матерящихся учащихся.     

     Все мы знаем, что «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»

Моё пожелание всем коллегам

иметь возможность всегда находить выход из любой сложившийся ситуации и быть полезным учащимся, родителям, педагогам.

Роль школы в профилактике девиантного поведения
  • Школьному психологу
Описание:

«Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся».

Педагог-психолог  МБОУ  ВКШ имени А.В.Суворова г.Воронеж.

 

                                                Многие беды имеют своими корнями как раз то,       

что человека с детства не учат управлять своими желаниями,

не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя» (В.А.Сухомлинский)

        Особую озабоченность вызывают дети с так называемым – отклоняющимся (девиантным) поведением,  которое в психологическом словаре  определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

  Окружающие нас люди работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, любят своих близких и друзей, заботятся о них, помогают им. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит  в детском или подростковом возрасте.

Девиантное поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:

 1)как особенности отдельных психических процессов

 (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость: сосредоточенность или рассеянность);

2)как социально обусловленные качества личности и черты характера 

(неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, лживость, драчливость, грубость, агрессивность, жестокость);

3) как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям 

(неопрятность, бестактность, равнодушие, прогулы, уход из дома, школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками…)

4)как вредные привычки

(алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и.т.д.).

                     Это работа психолога и педагогического коллектива  

 

                                           с учащимися «группы риска»  

Автор Мальцева Александра Ильинична
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 622
Номер материала 16115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓