Главная / Начальные классы / Роль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Роль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Роль сетевых проектов

в работе учителя начальных классов


Ягодарова Ольга Леонидовна, учитель начальных классов МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский" Советского района РМЭ


В рамках введения ФГОС нового поколения знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования.

Условием возникновения данной проблемы стала сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:

  • отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения;

  • резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;

  • отсутствие патриотического воспитания.

Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, что приводит к деградации духовно-нравственного потенциала российского общества.

Анализ результатов социологического опроса учащихся первого класса показал, что характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми.(Анкета. Приложение 1)


hello_html_m3b49b1f3.png

Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать жить в Америку»). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9%, а на литературных героев — 4%. Зато для 40% кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути». Только у 14% детей образ будущей профессии включает смысл бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкиром, потому что банкир богатый». В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Среди желаний моих учеников в 1 классе преобладали узколичные, «продовольственно - вещевые»: «хочу новый телефон», «хочу ролики» и т. д.

Это не может не волновать меня как учителя, классного руководителя и просто гражданина. Ведь за этими детьми будущее нашей страны.

В связи с полученными результатами я провела анализ данной проблемы и наметила пути ее решения.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности младшего школьника: учебную и внеклассную.

Для этого, считаю, необходимо создавать единое воспитательное пространство.

С этой целью мною были разработаны

  1. воспитательная программа «Моя малая родина», которая самым тесным образом связана с социосредой и содержанием курса «Окружающий мир»

  2. программа внеурочной деятельности - «Экопластика».

Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины, проектная деятельность.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.


Типы проектов (по классификации программы Intel):


Проекты

Учебные

(связан с изучением темы школьной программы в рамках одного или нескольких предметов)

Внеурочные

(не связан с темой школьной программ)

Локальные

(в пределах класса или школы без привлечения участников из других школ или регионов)

УЛП

ВЛП

Сетевые

(участники из разных школ или регионов)

УСП

ВСП

В последние годы всё чаще стали проводиться сетевые проекты.

Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности.

За два года обучающиеся моего класса приняли участие в трёх сетевых проектах различного уровня: муниципального, республиканского и межрегионального.

Каждый проект был направлен на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

Участвуя в учебном сетевом проекте «Сторона моя неприметная», посвящённом празднованию дня рождения Советского района, ребята получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, знаниями праздников и обрядов народа мари.

За время проектамы создали «Виртуальную экскурсию по школе»;познакомились срайонной детской библиотекой, которой в 2012 году исполнилось 50 лет;приняли активное участие в марийском празднике Шорыкйол (http://www.youtube.com/watch?v=7MO8CCyVb2I&feature=youtu.be);создали поздравительную музыкальную открытку на сервисе Плэйкаст(http://www.playcast.ru/view/2163194/0decea14838f1137d5dbf1f65e32792af057549fpl).

Использование краеведческого материала позволило развить общеучебные умения и навыки, а также способствовало формированию чувства патриотизма, гордости за свою школу, свой район.

Сетевой проект «Путешествие с Экокайыком», посвящённый году охраны окружающей среды в России, актуализировал знания о природе родного края, создал условия для формирования экологического сознания. Все этапы проекта: виртуальная экскурсия по памятникам природы, экологическая акция «Земля марийская – наш чистый дом», викторина по заповеднику «Большая Кокшага», творческие работа о растениях и животных «Красной книги», -были направлены на достижение поставленных целей.

Особенно учащимся запомнилась экологическая акция. Вместе с родителями дети чистили родник «Таза Памаш», что находится за посёлком Ургакш. Специально для акции были сшиты костюмы. По итогам проведённой работы был создан фильм, который размещён на YouTube. Я считаю, именно этот этап способствовал формированию у учащихся моего класса таких ценностных ориентиров, как любовь к малой Родине, трудолюбие, настойчивость в достижении целей, бережное отношение родной земле.

Третий проект - «Путешествие в Ремеслоград» позволил привлечь внимание детей к традиционным ремеслам родного края, привить уважение и любовь к труду и людям труда. В ходе работы над проектом, обучающиеся посетили музей декоративно-прикладного и народного творчества; изучили народные промыслы России; встретились с мастерами, у которых "золотые руки";научились вышивать крестиком; лепить матрёшек из солёного теста; приняли участие в благотворительной акции «Рождественский подарок». Встреча с Анфисой Михайловной Полевщиковой переросла в дружбу. Ребята не забывают ветерана педагогического труда поздравлять с каждым праздником. Это один из показателей формирования ценностных ориентаций младших школьников.

После каждого проекта проводился анализ проделанной работы. (Анкета. Приложение 2)


hello_html_430cecd6.png

Высокий

количество

%

количество

%

количество

%

2

9,5

3

14

5

24

Средний

5

24

8

38

10

48

Низкий

14

66,5

10

48

6

28





Из таблицы и диаграммы видно, что с каждым проектом общий уровень воспитанности учащихся класса возрастает. Хочется отметить, что шесть человек, показавшие низкий уровень воспитанности, пока не принимали участие ни в одном сетевом проекте.

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, но я надеюсь, что мои ученики после окончания 4 класса все будут с гордостью рассказывать о своём крае, о своей семье. Ведь если дети любят свою малую родину – посёлок, в котором родились и живут, то они будут любить и свою страну.

Как показывает опыт, хотя ещё и небольшой, в начальной школе необходимо пристально обращать внимание на организацию работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Данный вид деятельности должен быть систематическим и целенаправленным, необходимо привлечение родителей. Всё это будет способствовать повышению уровня патриотической воспитанности подрастающего поколения.



Приложение1

Анкета

(разработка кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета)

1. Закончи фразу. Россиянин – это ___________________________.

2. Чтобы тебя называли россиянином, обязательно ли быть русским?

а) да;

б) нет.

3.. Может ли современный человек гордиться тем, что он – россиянин?

а) да, безусловно;

б) нет, особо нечем.

4. Чтобы тебя называли россиянином, обязательно ли жить на территории России?

а) да;

б) нет.

5. Имеет ли значение для твоих близких то, что их называют россиянами?

а) да;

б) нет.

6. Когда тебя называют российским школьником, ты:

а) не обращаешь на это внимания;

б) стыдишься;

в) потешаешься, иронизируешь;

г) воспринимаешь это как должное;

д) слушаешь с удовольствием и гордостью.

7. В будущем ты хотел бы:

а) жить в России;

б) жить в России, работая для повышения ее благополучия и процветания;

в) жить в любом другом государстве, но не в России;

г) жить где угодно, только не в России.

8. Считаешь ли ты себя россиянином?

а) да;

б) нет.

9. Чтобы люди с гордостью называли себя россиянами, Россия:

а) просто должна быть;

б) должна быть могучей, всеми признаваемой державой;

в) должна быть сильным государством;

г) должна чаще побеждать;

д) должна быть комфортной для своих граждан.

10. Как часто тебе напоминают, что ты россиянин?

а) часто;

б) изредка;

в) иногда.

11. Когда тебя называют россиянином, ты:

а) не обращаешь на это внимания;

б) стыдишься;

в) потешаешься, иронизируешь;

г) воспринимаешь это как должное;

д) слушаешь с удовольствием и гордостью.

12. Кто чаще напоминает тебе, что ты россиянин?

а) средства массовой информации

б) родители

в) педагоги

гПрямоугольник 8) твои друзья

д) поп-звезды

е) другое (допиши) ________________________________

13. Можно ли считать себя россиянином, ничего не делая для благополучия России?

а) вполне, достаточно того, что я здесь живу;

б) да;

в) нет.

14. Россиянина можно определить (отметь не более 3 вариантов):

а) по национальности;

б) по языку;

в) по религии;

г) по месту рождения;

д) по кругу общения;

е) по характеру;

ж) по внешности;

з) по имени, фамилии;

и) (твой вариант)_______________________________________.

15. Есть ли в твоем окружении люди, с которых ты хотел бы брать пример?

а) да, это мой отец;

б) да, это моя мать;

в) да, это один из учителей в школе;

г) да, это мой друг или подруга;

д) в моем окружении таких людей нет;

е) да, это человек шоу-бизнеса;

ж) да, это литературный персонаж;

з) нет, мне примеры не нужны;

и) (твой вариант)_______________________________________.

16. Имеет ли значение для тебя то, что тебя называют россиянином?

а) да;

б) нет.

17. Согласен ли ты с утверждением: мне все равно, кем себя считать (россиянином, европейцем, человеком мира и т.п.), лишь бы жилось хорошо?

а) да;

б) нет.



Приложение2

Методика «Уровень воспитанности учащихся», разработанная Н.П.Капустиным предназначена для измерения уровня воспитанности младших школьников с помощью пяти параметров: «Любознательность», «Прилежание», «Отношение к природе», «Отношение к школе», «Отношение к прекрасному».

1. Любознательность:

а). мне интересно учиться

б). я люблю читать

в). мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

г). я всегда выполняю домашнее задание

д). я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Прилежание:

а). я старателен в учёбе

б). я внимателен

в). я самостоятелен

г). я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Прямоугольник 7д). мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. Отношение к природе:

а). я берегу землю

б). я берегу растения

в). я берегу животных

г). я берегу природу

4. Я и школа:

а). я выполняю правила для учащихся

б). я выполняю правила внутришкольный жизни

в). я добр в отношениях с людьми

г). я участвую в делах класса и школы

д). я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

а). я аккуратен и опрятен

б). я соблюдаю культуру поведения

в). я забочусь о здоровье

г). я умею правильно распределять время учебы и отдыха

д). у меня нет вредных привычек


В авторской методике за каждое высказывание по каждому показателю начисляются баллы от 5 до 1. По каждому показателю выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет пять оценок от 1 до 5. Затем пять оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

- Низкий уровень воспитанности(2-2,8 баллов): слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

- Средний уровень воспитанности (2,9-3,9 баллов): свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

- Высокий уровень воспитанности (4,5-5 баллов): устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Скругленный прямоугольник 6

Список используемых источников

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

  2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

  5. Диагностические материалы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/28/diagnosticheskie-materialy-0

  6. Методика «Уровень воспитанности учащихся 1-4 классов»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-one.ru/metod-kopilka/nachalnaja-shkola/uroven-vospitanosti-uchaschihsja-metodika-n-p-kapustina-1-4-klasy.html

  7. Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/formirovanie-natsionalnogo-samosoznaniya-identichnosti-mladshikh-shkolnikov

Прямоугольник 5

8


Роль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

Условием возникновения данной проблемы стала сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:

Ø отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения;

Ø резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;

Ø отсутствие патриотического воспитания.

Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, что приводит к деградации духовно-нравственного потенциала российского общества.

В рамках введения ФГОС нового поколения знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности младшего школьника: учебную и внеклассную.

Для этого, считаю, необходимо создавать единое воспитательное пространство.

С этой целью мною были разработаны

1)    воспитательная программа «Моя малая родина», которая самым тесным образом связана с социосредой и содержанием курса «Окружающий мир»

2)     программа внеурочной деятельности - «Экопластика».

Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины, проектная деятельность.

Автор Ягодарова Ольга Леонидовна
Дата добавления 02.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 378
Номер материала 6187
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓