Главная / Начальные классы / Роль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Роль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников

hello_html_m57a687c1.gifhello_html_1db8c344.gifhello_html_m6ea5c704.gifhello_html_142abd5d.gifРоль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников


В рамках введения ФГОС нового поколения знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования.

Условием возникновения данной проблемы стала сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:

  • отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения;

  • резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;

  • отсутствие патриотического воспитания.

Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, что приводит к деградации духовно-нравственного потенциала российского общества.

Анализ результатов социологического опроса учащихся первого класса показал, что характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. (Анкета. Приложение 1)



Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать жить в Америку»). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9%, а на литературных героев — 4%. Зато для 40% кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути». Только у 14% детей образ будущей профессии включает смысл бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкиром, потому что банкир богатый». В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Среди желаний моих учеников в 1 классе преобладали узколичные, «продовольственно-вещевые»: «хочу новый телефон», «хочу ролики» и т. д.

Это не может не волновать меня как учителя, классного руководителя и просто гражданина. Ведь за этими детьми будущее нашей страны.

В связи с полученными результатами я провела анализ данной проблемы и наметила пути ее решения.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности младшего школьника: учебную и внеклассную.

Для этого, считаю, необходимо создавать единое воспитательное пространство.

С этой целью мною были разработаны

  1. воспитательная программа «Моя малая родина», которая самым тесным образом связана с социосредой и содержанием курса «Окружающий мир»

  2. программа внеурочной деятельности - «Экопластика».

Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины, проектная деятельность.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.


Типы проектов (по классификации программы Intel):


Проекты

Учебные

(связан с изучением темы школьной программы в рамках одного или нескольких предметов)

Внеурочные

(не связан с темой школьной программ)

Локальные

(в пределах класса или школы без привлечения участников из других школ или регионов)

УЛП

ВЛП

Сетевые

(участники из разных школ или регионов)

УСП

ВСП

В последние годы всё чаще стали проводиться сетевые проекты.

Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности.

За два года обучающиеся моего класса приняли участие в трёх сетевых проектах различного уровня: муниципального, республиканского и межрегионального.

Каждый проект был направлен на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

Участвуя в учебном сетевом проекте «Сторона моя неприметная», посвящённом празднованию дня рождения Советского района, ребята получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, знаниями праздников и обрядов народа мари.

За время проекта мы создали «Виртуальную экскурсию по школе»; познакомились с районной детской библиотекой, которой в 2012 году исполнилось 50 лет; приняли активное участие в марийском празднике Шорыкйол (http://www.youtube.com/watch?v=7MO8CCyVb2I&feature=youtu.be); создали поздравительную музыкальную открытку на сервисе Плэйкаст (http://www.playcast.ru/view/2163194/0decea14838f1137d5dbf1f65e32792af057549fpl).

Использование краеведческого материала позволило развить общеучебные умения и навыки, а также способствовало формированию чувства патриотизма, гордости за свою школу, свой район.

Сетевой проект «Путешествие с Экокайыком», посвящённый году охраны окружающей среды в России, актуализировал знания о природе родного края, создал условия для формирования экологического сознания. Все этапы проекта: виртуальная экскурсия по памятникам природы, экологическая акция «Земля марийская – наш чистый дом», викторина по заповеднику «Большая Кокшага», творческие работа о растениях и животных «Красной книги», - были направлены на достижение поставленных целей.

Особенно учащимся запомнилась экологическая акция. Вместе с родителями дети чистили родник «Таза Памаш», что находится за посёлком Ургакш. Специально для акции были сшиты костюмы. По итогам проведённой работы был создан фильм, который размещён на You Tube. Я считаю, именно этот этап способствовал формированию у учащихся моего класса таких ценностных ориентиров, как любовь к малой Родине, трудолюбие, настойчивость в достижении целей, бережное отношение родной земле.

Третий проект - «Путешествие в Ремеслоград» позволил привлечь внимание детей к традиционным ремеслам родного края, привить уважение и любовь к труду и людям труда. В ходе работы над проектом, обучающиеся посетили музей декоративно-прикладного и народного творчества; изучили народные промыслы России; встретились с мастерами, у которых "золотые руки"; научились вышивать крестиком; лепить матрёшек из солёного теста; приняли участие в благотворительной акции «Рождественский подарок». Встреча с Анфисой Михайловной Полевщиковой переросла в дружбу. Ребята не забывают ветерана педагогического труда поздравлять с каждым праздником. Это один из показателей формирования ценностных ориентаций младших школьников.

После каждого проекта проводился анализ проделанной работы. (Анкета. Приложение 2)

Методика «Уровень воспитанности учащихся» (Н.П.Капустин)

Итоговые уровни воспитанности

Сторона моя неприметная

Путешествие с Экокайыком

Путешествие в Ремеслоград

Высокий

количество

%

количество

%

количество

%

2

9,5

3

14

5

24

Средний

5

24

8

38

10

48

Низкий

14

66,5

10

48

6

28





Из таблицы и диаграммы видно, что с каждым проектом общий уровень воспитанности учащихся класса возрастает. Хочется отметить, что шесть человек, показавшие низкий уровень воспитанности, пока не принимали участие ни в одном сетевом проекте.

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, но я надеюсь, что мои ученики после окончания 4 класса все будут с гордостью рассказывать о своём крае, о своей семье. Ведь если дети любят свою малую родину – посёлок, в котором родились и живут, то они будут любить и свою страну.

Как показывает опыт, хотя ещё и небольшой, в начальной школе необходимо пристально обращать внимание на организацию работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Данный вид деятельности должен быть систематическим и целенаправленным, необходимо привлечение родителей. Всё это будет способствовать повышению уровня патриотической воспитанности подрастающего поколения.




Приложение1

Анкета

(разработка кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета)

1. Закончи фразу. Россиянин – это ___________________________.

2. Чтобы тебя называли россиянином, обязательно ли быть русским?

а) да;

б) нет.

3.. Может ли современный человек гордиться тем, что он – россиянин?

а) да, безусловно;

б) нет, особо нечем.

4. Чтобы тебя называли россиянином, обязательно ли жить на территории России?

а) да;

б) нет.

5. Имеет ли значение для твоих близких то, что их называют россиянами?

а) да;

б) нет.

6. Когда тебя называют российским школьником, ты:

а) не обращаешь на это внимания;

б) стыдишься;

в) потешаешься, иронизируешь;

г) воспринимаешь это как должное;

д) слушаешь с удовольствием и гордостью.

7. В будущем ты хотел бы:

а) жить в России;

б) жить в России, работая для повышения ее благополучия и процветания;

в) жить в любом другом государстве, но не в России;

г) жить где угодно, только не в России.

8. Считаешь ли ты себя россиянином?

а) да;

б) нет.

9. Чтобы люди с гордостью называли себя россиянами, Россия:

а) просто должна быть;

б) должна быть могучей, всеми признаваемой державой;

в) должна быть сильным государством;

г) должна чаще побеждать;

д) должна быть комфортной для своих граждан.

10. Как часто тебе напоминают, что ты россиянин?

а) часто;

б) изредка;

в) иногда.

11. Когда тебя называют россиянином, ты:

а) не обращаешь на это внимания;

б) стыдишься;

в) потешаешься, иронизируешь;

г) воспринимаешь это как должное;

д) слушаешь с удовольствием и гордостью.

12. Кто чаще напоминает тебе, что ты россиянин?

а) средства массовой информации

б) родители

в) педагоги

г) твои друзья

д) поп-звезды

е) другое (допиши) ________________________________

13. Можно ли считать себя россиянином, ничего не делая для благополучия России?

а) вполне, достаточно того, что я здесь живу;

б) да;

в) нет.

14. Россиянина можно определить (отметь не более 3 вариантов):

а) по национальности;

б) по языку;

в) по религии;

г) по месту рождения;

д) по кругу общения;

е) по характеру;

ж) по внешности;

з) по имени, фамилии;

и) (твой вариант)_______________________________________.

15. Есть ли в твоем окружении люди, с которых ты хотел бы брать пример?

а) да, это мой отец;

б) да, это моя мать;

в) да, это один из учителей в школе;

г) да, это мой друг или подруга;

д) в моем окружении таких людей нет;

е) да, это человек шоу-бизнеса;

ж) да, это литературный персонаж;

з) нет, мне примеры не нужны;

и) (твой вариант)_______________________________________.

16. Имеет ли значение для тебя то, что тебя называют россиянином?

а) да;

б) нет.

17. Согласен ли ты с утверждением: мне все равно, кем себя считать (россиянином, европейцем, человеком мира и т.п.), лишь бы жилось хорошо?

а) да;

б) нет.



Приложение 2

Методика «Уровень воспитанности учащихся», разработанная Н.П.Капустиным предназначена для измерения уровня воспитанности младших школьников с помощью пяти параметров: «Любознательность», «Прилежание», «Отношение к природе», «Отношение к школе», «Отношение к прекрасному».

1. Любознательность:

а). мне интересно учиться

б). я люблю читать

в). мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

г). я всегда выполняю домашнее задание

д). я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Прилежание:

а). я старателен в учёбе

б). я внимателен

в). я самостоятелен

г). я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

д). мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. Отношение к природе:

а). я берегу землю

б). я берегу растения

в). я берегу животных

г). я берегу природу

4. Я и школа:

а). я выполняю правила для учащихся

б). я выполняю правила внутришкольный жизни

в). я добр в отношениях с людьми

г). я участвую в делах класса и школы

д). я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

а). я аккуратен и опрятен

б). я соблюдаю культуру поведения

в). я забочусь о здоровье

г). я умею правильно распределять время учебы и отдыха

д). у меня нет вредных привычек


В авторской методике за каждое высказывание по каждому показателю начисляются баллы от 5 до 1. По каждому показателю выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет пять оценок от 1 до 5. Затем пять оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

- Низкий уровень воспитанности (2-2,8 баллов): слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

- Средний уровень воспитанности (2,9-3,9 баллов): свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

- Высокий уровень воспитанности (4,5-5 баллов): устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.



Список используемых источников

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

  2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

  5. Диагностические материалы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/28/diagnosticheskie-materialy-0

  6. Методика «Уровень воспитанности учащихся 1-4 классов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-one.ru/metod-kopilka/nachalnaja-shkola/uroven-vospitanosti-uchaschihsja-metodika-n-p-kapustina-1-4-klasy.html

  7. Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/formirovanie-natsionalnogo-samosoznaniya-identichnosti-mladshikh-shkolnikov


4


Роль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

В данной работе "Роль сетевых проектов в формировании ценностных ориентаций младших школьников" говорится об опыте работы в сетевых проектах с учениками начальной школы. 

      Во-первых,  проект-это деятельность, направленная на решение интересной  проблемы, сформулированной самим учащимся.  сетевой проект способствует развитию творческих споосбностей детей, развитие психических процессов: память, мышление, воображение, внимание и др. 

     Во-вторых,  за два года обучающиеся приняли участие в трёх сетевых проектах различного уровня: муниципального, республиканского и межрегионального. Каждый проект был направлен на формирование ценностных ориенатций младших школьников. 

 

          Участвуя в учебном сетевом проекте «Сторона моя неприметная», посвящённом празднованию дня рождения Советского района, ребята получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, знаниями праздников и обрядов народа мари. 

Использование краеведческого материала позволило развить общеучебные умения и навыки, а также способствовало формированию чувства патриотизма, гордости за свою школу, свой район.

Сетевой проект «Путешествие с Экокайыком», посвящённый году охраны окружающей среды в России,  актуализировал знания о природе родного края, создал условия для формирования экологического сознания. Все этапы проекта: виртуальная экскурсия по памятникам природы, экологическая акция «Земля марийская – наш чистый дом», викторина по заповеднику «Большая Кокшага», творческие работа о растениях и животных «Красной книги», - были направлены на достижение поставленных целей.

Третий проект - «Путешествие в Ремеслоград» позволил привлечь внимание детей к традиционным ремеслам родного края, привить уважение и любовь к труду и людям труда. В ходе работы над проектом, обучающиеся посетили музей декоративно-прикладного и народного творчества; изучили народные промыслы России; встретились с мастерами, у которых "золотые руки"; научились вышивать крестиком; лепить матрёшек из солёного теста; приняли участие в благотворительной акции «Рождественский подарок». Встреча с Анфисой Михайловной Полевщиковой переросла в дружбу. Ребята не забывают ветерана педагогического труда поздравлять с каждым праздником. Это один из показателей формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, но я надеюсь, что мои ученики после окончания 4 класса все будут с гордостью рассказывать о своём крае, о своей семье. Ведь если дети любят свою малую родину – посёлок, в котором родились и живут, то они будут любить и свою страну.

Как показывает опыт, хотя ещё и небольшой, в начальной школе необходимо пристально обращать внимание на организацию работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Данный вид деятельности должен быть систематическим и целенаправленным, необходимо привлечение родителей. Всё это будет способствовать повышению уровня патриотической воспитанности подрастающего поколения.

 

Автор Ягодарова Ольга Леонидовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 581
Номер материала 2780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓