Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Городищенская
средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на
общешкольном родительском собрании
« Роль семьи в
развитии познавательных интересов, творческих способностей»
Подготовила:
Беркетова И.И.
Руководитель МО
учителей начальных классов
2013 год
Роль семьи в развитии
познавательных интересов, творческих способностей ребенка.
Развитие познавательных
интересов школьников является одной из актуальных проблем педагогики,
призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Семья может многое сделать для развития познавательных
способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие
ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные
индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду
деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких,
устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные
стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже
способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно
помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если
Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять,
показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому
поэкспериментировать.
Широкое
использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования
даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность
ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и
явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных
способностей и направленности.
Не удивительно,
что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности
у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так
часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в
семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера
увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской
деятельности.
Велика роль семьи
и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка,
проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о
формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться,
преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности
ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого
невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями.
Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности —
определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги,
природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время.
Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития
способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на
дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает
способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.
От семьи во многом
зависит предупреждение отрицательного отношения школьника к учению, причины
которого часто кроются в отсутствии внимания родителей к учебной деятельности
ребенка, в неумении помочь ему в возникших трудностях. Своевременная помощь
родителей детям в учении – непременное условие развития познавательных
интересов, превращения познавательной деятельности в потребность ребенка, в
устойчивую черту его личности как основу его последующего индивидуального
развития. Правильная организация учебного труда, обучение наиболее рациональным
его приемам, побуждение к самостоятельной деятельности, проявлению инициативы,
к творческому поиску, развитию стремления к пополнению знаний, интереса к
самообразованию – именно такая помощь родителей наиболее эффективна.
Пример родителей,
занимающихся самообразованием, с уважением относящихся к знаниям,
интересующихся современными научными открытиями, жизнью общества, миром
природы, искусством оказывает положительное влияние на расширение и углубление
познавательных интересов школьников.
Взаимоотношения семьи и
школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он ещё не
приобрел нужной способности к управлению своими чувствами и поведением.
Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у
ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Большое влияние на
развитие познавательных интересов школьников оказывает участие родителей и
детей в совместной познавательно-поисковой, созидательной деятельности в домашнем
кругу в свободное время. Формы организации совместного досуга детей и родителей
определяются укладом жизни, возможностями, интересами и потребностями каждой
семьи. Совместные прогулки на природу, поездки в другие города во время
отпуска, экскурсии в музеи, занятия рисованием, конструированием, опытнической
сельскохозяйственной деятельностью - словом, всем тем, что делает досуг семьи
интересным, составляет смысл и радость свободного времени, развивает детей,
способствует духовным связям детей и родителей, создает такие внутрисемейные
отношения, при которых только и возможно плодотворное влияние родителей на
учащихся.
Школа ставит перед собой
много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может
помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она
никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным
средством в формировании личности ребенка.
Широкая познавательная деятельность детей,
организуемая и направляемая семьей, дает большие возможности для развития их
познавательных интересов и, следовательно, содействует воспитанию
любознательной, самостоятельной, инициативной личности, стремящейся к знаниям,
умеющей оперировать ими, испытывающей интерес ко всему новому.
В завершении хочется еще раз сказать, что семья, в которой не только
одобряются познавательные и творческие устремления ребенка, но и
прилагаются значительные усилия для активного развития его
способностей, где маленький человек воспринимается как самоценная
личность со всеми своими
индивидуальными и возрастными особенностями, а контроль и руководство за
детским развитием осуществляется на основе уважения и
ответственности, имеет все шансы воспитать способного, интересного,
творческого человека открытого для познания окружающего мира.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.