Главная / Школьному психологу / Роль психологической службы в формировании социально и лично значимых качеств (компетенций) ученика СОПЩДО№17 г. Павлодара (Выступление на педагогическом совете школы)

Роль психологической службы в формировании социально и лично значимых качеств (компетенций) ученика СОПЩДО№17 г. Павлодара (Выступление на педагогическом совете школы)

hello_html_m7344b563.gif

Средняя общеобразовательная профильная школа дифференцированного обучения № 17






Роль психологической службы в формировании социально и лично значимых качеств (компетенций) ученика СОПЩДО№17 г. Павлодара

(Выступление на педагогическом совете школы)




















Психолог: Овчарова Л.С


г. Павлодар

22.12.2014






(слайд1)

Проблема выбора профессии является важным этапом в жизни каждого молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. В условиях 12-летнего образования необходимо своевременно оказать психологическую помощь в определении склонностей, способностей и возможностей, учащихся в выборе профиля будущего образования и будущей профессии.

(слайд2)


И формировании таких компетенций как: самоидентификация, профессиональная компетентность и социально значимых компетенций как: коммуникативность, толерантность, готовность к командной работе.


  • Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций.

  • Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

  • Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; чётко осознавать, где и каким образом приобретённые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить, осознано выбрать будущую профессию.


Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без профильной подготовки, призванной создавать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения. Безусловно, формирование у школьника умения осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, формирования высокого условия учебной мотивации к обучению по избранному профилю является важными, но не единственными целями предпрофильной подготовки. Ограничиться только ими значит сузить ее содержание.

(слайд3)


Психолого-педагогическая диагностика учащихся 8-9 классов школы СОПШДО №17 показывает, что перед школьниками этой возрастной категории стоят следующие проблемы:


  1. Недостаток знаний о мире профессий, содержание деятельности различных типов профессий о рынке образовательных услуг.

  2. Несформированность представлений о своих психофизических качествах.

  3. Неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности соотносить их требованиям, которые предъявляет профессия.


(слайд4)


Решению этих проблем должна служить предпрофильная подготовка.

Задачи психологической службы:

  • консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса;

  • Повышение социально психологической культуры учеников и их уровня жизненной компетентности.

  • повышение психологической компетентности педагогов ,родителей по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”, родитель- учащийся;

  • создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения.

(слайд5)



Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога:

1.Первое: -это проведение информационно- просветительской работы.

2.Психодиагностическое.

Второе: -это групповая психодиагностика учащихся профильных классов.

3. Консультационное.

Третье: это проведение индивидуальных консультаций с учащимися 8-9-11х классов.

4.Четвертое психологическое сопровождение родителей, педагогов


Поэтому все направления работы психологической службы должны служить одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностей и перспективах их развития.


(слайд6,7,8,9,10.)


Для того чтобы способствовать профессиональной компетентности, профессиональному самоопределению учащихся, в школе действует центр «Ориентир» В котором скоординировано работают зам. директора по воспитательной работе, школьные психологи, библиотекарь, классные руководители.


В 9-х классах в были проведены внеклассные мероприятия:Устный журнал «Моя будущая профессия», «Профессии которые я выбираю», книжная выставка «Все работы хороши», круглый стол с приглашение проф. Ориентаторов СУЗов г.Павлодара, приходило боле 25 представителей средних учебных заведений.

В СОПШДО №17 19 декабря 2013 представители Омского государственного университета им Ф.М. Достоевского. Школьникам была продемонстрирована слайдовая презентация. Из которой стало известны основные направления деятельности данного института. Неоднократно выступали представители из ПГУ.

Не малую роль в процессе профессионального самоопределения сыграли «Ярмарки профессий» проводимых специалистами колледжей и ВУЗов для учащихся 9-11 классов. Ярмарки профессий устраивались и во время проведения общешкольных родительских собраний, где заинтересовавшиеся родители и учащиеся могли получить консультацию и посетить учебные заведения в «День открытых дверей». Все мероприятия способствовали формированию профессиональной компетенции и выбору бедующей специальности

Неоднократно в психологическую службу за оказанием необходимой помощи обращаются и родители учащихся 9-х и 10- 11-х классов, с просьбой помочь правильно самоопределиться или выбрать необходимый профильный класс.


(слайд11)




Основой эффективности работы являются результаты мониторинга самоопределения выпускников в ССУЗы, профильные классы, ВУЗы.

За отправную точку взяты параметры до начала исследований -2009-2014 учебный год.

Итогом работы стала успешная социализация 100:

Из 141 ученика 2009 г 82 выпускника 9-х классов выбрали колледжи и лицеи, 59 учащихся выбрали профильные классы нашей школы

Выпускники основной школы 2010 г 95 учащихся выбирают колледжи лицеи,41профильные классы.

2011г из 134 выпускников 81коледжи,53 профильные классы.

2012г из 135 выпускников 99 колледжи, 36 профильные классы.

2013г из 111 выпускников 72колледжи, 39 профильные классы

2014 из 115 выпускников 66 колледжи, 40 профильные классы,9 школы города.


(слайд12,13)

Осознанность выбора показывает мониторинг удовлетворенности выбора профиля обучения на старшей ступени (10 классы). В основном выбор профиля связывают с будущей профессиональной деятельностью, интересными и доступными предметами, с сдачей ЕНТ.

2012

2013

2014

Связанно с будущей профессией

Интересны и доступны предметы

Пригодятся при сдаче ЕНТ

Связанно с будущей профессией

Интересны и доступны предметы

Пригодятся при сдаче ЕНТ

Связанно с будущей профессией

Интересны и доступны предметы

Пригодятся при сдаче ЕНТ

10 «а» 67%

92%

17%

69%

91%

17%

63%

92%

45%

10 «б» 59%

76%

44%

68%

63%

13%

45%

25%

72%




















(слайд14)

Анализ поступления в ВУЗы по направлениям технического и естественного, общественно - гуманитарного цикла выпускниками 11 классов по СОПШДО 17 в период 2009-2014 учебный год.

По данным мониторинга видно, в течение пяти лет выпускники нашей школы поступают в ВУЗы:

За пять лет по школе:

В ВУЗы технического и естественного цикла поступило -76 %.

В ВУЗы общественно- гуманитарного направления- 12%

Колледжи технического и естественного цикла поступило-7%

Колледжи общественно- гуманитарного направления- 5%


В основном предпочтение отдаётся специальностям технического профиля и знаковым системам. Затем идут специальности связанные с другими людьми, природой.


По результатам мониторинга видно, что выбор профиля, профильных классов оправдывают себя. Учащиеся самоопределяются в выборе будущей профессии при поступлении в СУЗы, выбирают профиль обучения, осознанно поступают в ВУЗы в основном технического и естественного цикла.

Таким образом, можно сделать вывод ,что психологическая служба способствовует формированию потребности и способности учеников к овладению психологической культурой через психодиагностику, психотренинг, профориентацию, психологическую помощь.

Содействовала формированию следующих компетенций учащихся:

  1. Самоидентификация;

  2. Коммуникативность;

  3. Профессиональной компетентности

  4. Формирование значимых личностных компетенций учащихся, важных для его успешной деятельности в инновационном обществе.


А результатом профессиональной компетентности личности является готовность к профессиональному самоопределению и определению профессионального опыта человеческой деятельности






































Одной из ключевых компетенций является: усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности и способности к обучению учащихся


Я предлагаю вашему вниманию методику разработанную Полом Денисаном и Гленом Досманом: «Гимнастика мозга». С этой методикой нас познакомила нейропсихолог из Москвы кандидат психологических наук Глебова Елена Вячеславовна.

Ученные занимались с группой детей, имеющий низкий интеллект по 20 минут в день, через полгода работы с такими детьми интеллект возрос на 50%.

Использование данных методик подходит для всех классов, желательно использовать и в 11 классов при подготовке к ЕНТ.


Хочу предложить Вам экспресс вариант:

(слайд15)


Ритмирование:

  • Означает обретение Позитивности. Активности, Ясности и Энергетичности сознания и тела в процессе обучения. Это последовательность упражнений для подготовки к обучению, которая обычно делается в начале учебного дня, после перемены и перерыва на обед для эффективной подготовки к восприятию учебного материала.

1. Глоток воды- 2-3 сек.

(слайд16)


2. Кнопки мозга-40 сек. одной рукой, 40 секунд-1,5 мин

(слайд17)


3. Перекрёстные шаги- 16 шагов, 1 мин.

(слайд18)

4. Крюки 40 сек, 40 сек 2 часть (позитивный настрой на позитивную работу).
























7


Роль психологической службы в формировании социально и лично значимых качеств (компетенций) ученика СОПЩДО№17 г. Павлодара (Выступление на педагогическом совете школы)
  • Школьному психологу
Описание:

Проблема выбора профессии является важным этапом в жизни каждого молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. В условиях 12-летнего образования необходимо своевременно оказать психологическую помощь в определении склонностей, способностей и возможностей, учащихся в выборе профиля будущего образования и будущей профессии.

И формировании таких компетенций как: самоидентификация, профессиональная компетентность и  социально значимых компетенций как: коммуникативность, толерантность, готовность к командной работе.

 

  • Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций.
  • Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
  • Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; чётко осознавать, где и каким образом приобретённые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить, осознано выбрать будущую профессию.

 

Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без профильной подготовки, призванной создавать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения. Безусловно, формирование у школьника умения осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, формирования высокого условия учебной мотивации к обучению по избранному профилю является важными, но не единственными целями предпрофильной подготовки. Ограничиться только ими значит сузить ее содержание.

Автор Овчарова Лиана Сергеевна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 364
Номер материала 53994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓