Главная / Школьному психологу / «Роль психологической службы школы в социализации и профориентации подростков»

«Роль психологической службы школы в социализации и профориентации подростков»

Социализация детей - это процесс, при котором они усваивают поведение, мотив...
«Самое страшное для ребенка – это когда его не любят, и больше всего он боит...
 МАНДАРИНЫ
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Социализация детей - это процесс, при котором они усваивают поведение, мотивы,
Описание слайда:

Социализация детей - это процесс, при котором они усваивают поведение, мотивы, навыки, ценности, нормы и убеждения, которые свойственны их культуре и считаются желательными и необходимыми.

№ слайда 3 «Самое страшное для ребенка – это когда его не любят, и больше всего он боится
Описание слайда:

«Самое страшное для ребенка – это когда его не любят, и больше всего он боится быть отвергнутым» психолог Джон Джозеф Эвой

№ слайда 4  МАНДАРИНЫ
Описание слайда:

МАНДАРИНЫ

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

«Роль психологической службы школы в социализации и профориентации подростков»
  • Школьному психологу
Описание:

Тема моего выступления… (1 слайд).

Если ребенок будет социализирован, то и в плане профориентации у него все будет хорошо. Мы проводим занятия с детьми, обследуем их по всем параментам, даем рекомендации. Но мы взрослые люди и понимаем, что в целом все зависит от статуса семьи, ее возможностей и желаний ребенка. Думаю, что вопрос в  направлении профориентации будет еще долго открыт, т.к. в основном он зависит не столько от образования, сколько от политики государства в отношении нашего поколения в целом.

В этом году из-за материальных соображений я работала в оздоровительном лагере. Отряд состоял из 36 детей от 8 лет до 17. Дети из неблагополучных семей, опекаемых, интернатских и так называемых нормальных семей.  Слушая истории моих детей внутреннее мое состояние сплошная боль, обида, негодование за них. Они социально уже приспособлены, к нашему, жестокому миру. Потому что другого не знают. И они не считают это нормой, и сердца их расположены к добру, к справедливости. Но в сознании прочно сидит пример, который они получают с появления на свет. И мой жизненный опыт ничто с тем, что переживают эти дети.

Поэтому,  когда Елена Дмитриевна позвонила мне и напомнила, что я участвую в конференции, о чем я совершенно забыла и не собиралась вспоминать, у меня слово  социализация  ассоциировалась с моими детьми из летнего лагеря. И то отношение к детям, с которым я порой сталкиваюсь в сфере образования, в семьях, в социуме чаще всего мешает социализации наших детей.

2 слайд. Социализация детей - это процесс, при котором они усваивают поведение, мотивы, навыки, ценности, нормы и убеждения, которые свойственны их культуре и считаются желательными и необходимыми.

В различных психологических теориях существуют различные трактования социализации, ее закономерностей и механизмов. Но основное содержание всех психолого-педагогических теорий определяется одним, что социализация составляет ядро личности.

В процессе социализации детей участвуют родители, сверстники, учителя, представители телевидения, церкви, прессы. Социализация детей зависит от всех этих факторов.

Но наибольшее влияние на ребенка оказывает его семья.  Поэтому она рассматривается, как самый мощный и первичный фактор социализации, который играет ключевую роль в формировании мотивов и личностных черт, в передаче ценностей, норм, веры, а также в руководстве социальным поведением.

В отечественной психологии социализация соотносится с воспитанием в широком смысле слова. Все события в жизни ребенка имеют воспитательный, т.е. социализирующий эффект.

Социализация личности происходит через рефлексию. Это внутренний диалог, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности свойственные обществу, семье, значимым людям.

Социальная адаптация является главным необходимым условием социализации. Если ребенок будет иметь проблемы с социальной адаптацией, то у него будут трудности с социализацией.

И если мы хотим иметь  социализированную личность, то большее что мы можем сделать -  это создать условия.

Социальная адаптация – это место где ребенок находит себя.

Но ведь вокруг нас социумы разные.

Подразумевается, что ученик должен выполнять свои обязанности в соответствии школьного социума.

Если он хорошо учиться, не дерется, не бегает на переменах и не курит, посещает секции и кружки, считается, что у него высокий уровень социализации.

Но представим ситуацию: весь класс решает уйти с урока. Какое решение ученика считать социальной адаптацией в этом случае?

Социум школьного руководства имеет одну систему ценностей, социум класса другую.

Тогда необходимо отметить, что нельзя быть социализированным вообще, это возможно лишь в конкретном социуме с конкретной системой ценностей.

Как в школе, так и в жизни невозможно быть социализированным во всех окружающих нас социумах.

Каждый наш шаг соответствует системе ценностей одних групп и вызывает недовольство других (как в примере с классом).

Наше общество утратило прежние ценности и новые не сформировало.

В школе ситуация усугубляется тем, что члены даже одной социальной группы (например учителя), не имеют единства в системе ценностей (у каждого учителя-предметника свои ценности).

Добавим сюда противоречия между различными взглядами на процесс воспитания – родителей, учителей, влияние друзей, недостатки последовательности в поведении взрослых.

В современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социальных навыков.

Предполагается, что жизнь всему научит. И в этом есть определенная истина. Но направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем детям любого возраста.

Социализация детей должна проводиться не в простой передаче знаний, а стойких убеждений, в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Чтобы, например, привычка к здоровому образу жизни, возникла у детей не в силу формального требования взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов. Через проигрывание и переживание ситуаций, а незаучивание сообщения взрослыми правильного ответа.

Чем младше ребенок, получивший эмоциональное яркое переживание, получивший эмоциональный опыт, тем более устойчивыми становятся его убеждения основанные на этом опыте.

Важно отметить, что если взрослые ведут работу с детьми в данном направлении, то и они должны сами быть социализированы.

Если мы учим детей правильному выражению эмоций, то и взрослые должны выражать их соответственно, сохраняя тем самым здоровье ребенка и показывая пример подтверждающий – так правильно.

Если мы с детьми осваиваем Я-высказывания, то и учителя должны их использовать в своем общении.

Вся работа психолога школы и направлена на социализацию детей через консультации, просвещение, профилактику, коррекцию, диагностику. Субъектами  работы психолога являются дети, родители, учителя.

Но сказать честно, работа психолога эффективна тогда, когда это понимает администрация школы  в первую очередь и другие субъекты образования. И когда психолог способен выполнить тот или иной  запрос или заказ. 

Говоря о социализации детей важно знать, понимать каким образом именно прошлое  влияет на  настоящее и будущее наших детей. Каким образом оно помогает или мешает его успешной социализации? Приоткрыв эту страницу (с которой я думаю, вы знакомы), мне хочется сказать, как важна работа школы и всех ее специалистов в направлении социализации детей. Потому что есть еще подводные камни, о которых мы должны знать и помнить.

Отверженные

В Библии написано, что за грехи родителей отвечают дети «до третьего и четвертого рода». Почему же так? 

Если бы в нашем государстве существовала  программа по подготовке молодых людей к родительству.  Где они могли бы пройти реабилитацию и серьезно задуматься над своими проблемами. Ведь они есть у каждого?! Скольких бы ошибок, проблем в воспитании могли избежать родители.

Современные исследования показали, что эмоциональная боль, которую родители испытали еще до своего рождения, а затем в детстве, переходит к их потомкам через ДНК. Дети получат в наследство ту же боль, которую в детстве получили их родители.

3 слайд
«Самое страшное для ребенка – это когда его не любят, и больше всего он боится быть отвергнутым» - психолог Джон Джозеф Эвой.

Исследования показывают, что чувство отверженности может испытывать ребенок уже в 5 с половиной месяцев своего внутриутробного развития, когда он начинает эмоционально реагировать на то, что ощущает мать. Если произошло незапланированное зачатие, то еще неродившийся ребенок воспринимает переживание матери как свое отвержение. То же самое происходит, если муж оскорбляет беременную жену.

Те чувства, которые мать испытывает по отношению к обстоятельствам жизни и своему окружению, запечатлеваются в памяти ребенка. Если, к примеру, мать ребенка не замужем, а отец не собирается поддерживать с ней дальнейших отношений и отказывается  разделить ответственность за его будущее, ребенок воспримет ощущения отвержения, которое будет испытывать при этом мать, по отношению к себе.

После рождения ребенок получает значительно больше информации, т.к. у него задействованы все 5 органов чувств. Его память регистрирует все случаи грубого обращения или физической боли. Ребенок запоминает злые лица, вызывающие у него испуг. Неприятные вкусы и запахи тоже воспринимаются как опасные и отталкивающие. Каждое событие жизни фиксируется в памяти вместе с информацией, получаемой от всех 5 чувств, к тому же оно запоминается на уровне эмоций, которые испытывает ребенок в этот момент.

И какими бы эмоциями (положительными или отрицательными) не сопровождалось бы событие в детстве, наша память всегда будет придавать такой же оттенок подобному событию в будущем.

Чтобы понять механизм действия, отключитесь от внешних раздражителей и прочитайте слово, которое я сейчас вам открою..МАНДАРИНЫ   (4 слайд) Затем закройте глаза и позвольте вашему разуму найти ассоциации с этим словом. Через полминуты откройте глаза и ответьте на мои вопросы:

·        Какая ассоциация у вас возникла?

·        Связана ли она у вас с вашим детством?

Если родители в детстве игнорируют какие-либо потребности малыша, то он может отреагировать на это сосанием пальца, угла одеяла, бутылки или же истерикой.

Дети постарше, поскольку у них  еще бурно реагирует эмоциональная система,  станут дуться, с головой погружаться в компьютер или телевизор, могут начать употреблять алкоголь, наркотики, пытаясь таким образом заглушить свою боль, либо закатят истерику, начнут бунтовать, делать все на зло, грубить или просто расплачутся. 

Если в детстве ребенку не хватало одобрения, то возможно он будет слишком усердствовать, стараться угодить другим. А может и превратиться в хвастуна, который нуждается в том, чтобы его постоянно хвалили. Если для того, чтобы думать о себе лучше, человеку нужно быть лучше других, то по всей вероятности его отвергали в раннем детстве, когда для ребенка так важно чувствовать себя принятым.

Люди, которым был нанесен ущерб в первые полтора года жизни, - тот период, когда формируется доверие к другим, - будут и во взрослой жизни страдать от недостатка доверия и принятия себя и окружающих, что затрудняет получение ими знаний и информаций от других.

В период от полутора до трех лет ребенок, который воспитывается в здоровой обстановке, учиться  самостоятельности – умению принимать несложные решения и самообслуживанию. Если же ребенок воспитывается в нездоровой обстановке, то из него вырастет своевольный взрослый, склонный к противоречащим логике поступкам. От такого человека нельзя ожидать зрелых решений, поскольку он обычно принимает решения на основе сиюминутных эмоций, а не на основе обдумывания.

Когда чувствами и словами ребенка пренебрегают, смеются над ними, считают глупыми и бестолковыми, то ребенок считает себя отвергнутым. Даже любящие родители, другие взрослые (воспитатели, учителя) могут вызвать у ребенка чувство своей ненужности, если за своими делами и занятостью не заметят, что ребенок нуждается в их внимании и одобрении. Родители, проявляющие чрезмерную опеку, подавляющие нормальную активность ребенка или неодобряющие его игры с другими детьми, невольно способствуют возникновению у него чувства отверженности. Даже разочарованный взгляд со стороны отца, матери, учителя может быть воспринят чувствительным ребенком как отталкивание.

Будучи травмирован отвержением, ребенок строит на этом фундаменте систему своих взглядов и убеждений, которая к 8 годам выглядит довольно сформировавшейся. Отверженность ослабляет интеллект и мешает реализации себя в этом мире.

Именно впервые годы жизни формируются самые сильные впечатления. Еще до того, как дети научаться говорить и словами отвечать на обиды или логически оправдывать их и прощать, у них в подсознании накапливаются воспоминания, которые в конечном итоге будут направлять их мысли, чувства и поступки до конца жизни. Повторяющиеся в одинаковой обстановке действия становятся привычкой, а привычки нелегко изменить.

 В зрелые годы с помощью сознательных тренировок, привычки можно скорректировать, но их редко удается изменить полностью.

И эти тренировки меняют поведение, а не чувства и мысли, возникшие в результате  отверженности, обид, перенесенных в детстве.

Какие обстоятельства жизни приводят ребенка к ощущению своей отверженности: 5 слайд

  • развод;
  • повторный брак родителей;
  • ссоры и драки между родителями;
  • непоследовательность в воспитании;
  • мать – одиночка;
  • нежеланный ребенок;
  • тяжелые роды;
  • отсутствие физического контакта с родителями сразу после рождения;
  • усыновление;
  • родители, которые жестоко относятся к своим детям или друг к другу;
  • наркотическая или алкогольная зависимость родителей.

Обида

Говоря о том, каким образом прошлое так сильно влияет на наше настоящее и будущее важно сказать, что пережитая в детстве несправедливость сеет семена обид, которые прорастают в течение всей жизни, влияя на отношения с другими. Обидой можно назвать всякое чувство негодования и недовольства или устойчивой неприязни к тому, что рассматривается нами как несправедливость, оскорбление или клевета.

Из чего произрастает обида: 6 слайд

·        атмосфера придирок и резкой критики в детстве;

·        сравнение с братьями, сестрами, друзьями и окружающими;

·        отсутствие эмоционального контакта с родителями;

·        игнорирование чувств;

·        грубое прикосновение;

·        отсутствие физического контакта;

·        стыд за свое тело;

·        стыд, вызванный поведением родителей;

·        завышенные требования родителей;

·        признание с условием.

 

Итак: почему для того, чтобы понять настоящее, нужно обращаться к прошлому? 7 слайд

К прошлому нужно обращаться потому, что оно отлито в бетоне, от него нельзя избавиться, оно является фундаментом той жизни, которую мы строим сейчас. Все принимаемые нами решения основываются на эмоциях, знаниях и опыте, которые хранятся в нашей памяти, - хотим мы этого или нет.

 

 

Одной девушке приснился сон. Она увидела во сне Господа. Он стоял за прилавком в магазине. Она спросила: «Ты, Господь? И можешь мне дать все, что я захочу?».

 - А что ты хочешь?

- Дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, любви.

Господь улыбнулся, ушел, и появившись подал ей маленькую коробочку. Девушка удивилась, и это все?

А разве ты не знаешь, что это магазин семян. Что посеешь, то и пожнешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Литвиченко Елена Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 416
Номер материала 25365
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓