Главная / Школьному психологу / Роль психолога в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей

Роль психолога в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей

Роль психолога в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей

Гринева И.Ф., педагог-психолог, г. Гай

Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Существенная роль в этой деятельности отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, психолог призван обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.

Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

  • психодиагностика,

  • психопрофилактика,

  • психокоррекция и развитие,

  • психологическое консультирование,

  • психологическое просвещение.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов, и учеников. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей, педагогов, одноклассников:

  1. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников, анкет(родительские собрания различных форм проведения на темы «Развитие творческих способностей у ребенка», «Как развивать способности ребенка в семье», «Мы ищем таланты»);

  2. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;

Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. Следует отметить, что выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно в принципе.

На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей, интеллектуального и личностного развития ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.

При высоком развитии интеллектуальных способностей (познавательные УУД) ребенка используются методики, направленные на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, ШТУР и т.д.)

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога определить уровень общего интеллектуального развития и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

Дети с творческим и продуктивным мышлением. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве. В случае выявления таких ребят помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, то психологическое тестирование должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Эти дети обычно высоко ранимы и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и родителей и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.

Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит в низком уровне подготовки учителей для работы с одаренным ребенком, в недостатках психологических знаний у педагогов. Решить данную трудность - одна из задач психолога школы и важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы, проводить тематические семинары, УМК и мастер-классы по проблеме одаренности. (Так в этом учебном году для педагогов были проведены: мастер - класс по развитию исследовательских способностей, урок чувствоведения в рамках недели психологии по использованию технологии сотрудничества и рефлексии.)

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ. Психолог в школе может разрабатывать специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности. Для развития творческого мышления одаренных детей их надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков (в нашей школе это кружок «Мы-школьники» в начальном звене), психологических клубов (детско-родительский клуб «Вместе»), игр типа "КВН", направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. 
Психопрофилактическая работа или работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей также относится к компетенции психолога. Она включает: мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции. 
В старшей школе особую значимость приобретает профессиональная ориентация школьников, обучение их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего, что создает предпосылки для успешной социальной реализации одаренных

детей в более зрелом возрасте.

   Психоразвивающая и коррекционная работа психолога с одаренными детьми может вестись в следующих направлениях: формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми.

Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках - существенное направление деятельности педагога-психолога. И в связи с этим - обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям. 
Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность.

Психологическое консультирование является одним из главных направлений в работе с одаренными детьми, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).

Немаловажную роль играют уроки по психологии, занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся. На этих уроках диагностируются способности и интересы учащихся, помогающие в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются особенности межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтов и пр. Контакт учащегося с психологом дает информацию ребенку о психологической природе своей личности, приобщает его к психологическим знаниям, повышает его психологическую культуру. С учетом своего типа темперамента, особенностей характера, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок в идеале совместно с психологом, педагогами и родителями строит личную индивидуальную программу саморазвития и самосовершенствования.
Заключение.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая будет способствовать его полноценному гармоничному развитию.




Роль психолога в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей
  • Школьному психологу
Описание:

Детская одаренность -что это? Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по  направлениям и поэтапно строится.

Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках - существенное направление деятельности педагога-психолога. 

 

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

 

 

Автор Гринева Ирина Федоровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 791
Номер материала 37364
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓