Главная / Школьному психологу / Роль педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС. Формирование универсальных учебных действий у учащихся первых классов

Роль педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС. Формирование универсальных учебных действий у учащихся первых классов


ГБОУ СОШ с.Новое Усманово

м.р. Камышлинский Самарской области

















Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у учащихся первых классов










Курбангалеева Юлия Сабирзяновна,

педагог – психолог

ГБОУ СОШ с. Новое Усманово

м.р. Камышлинский









Новое Усманово

2014

Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.

Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции:

  • предметные;

  • межпредметные;

  • личностные.

Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся одним из приоритетных предметов деятельности школьного психолога.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Введение нового стандарта начального общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога становится важной частью системы управления образовательным процессом школы, поскольку одним из направлений его деятельности является оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Оценка качества обучения критериев позволит выявить результаты модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. 

Проблема: мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов.

Объектом проектирования выступает психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС учащихся первых классов.

Предметом проектирования являются условия формирования универсальных учебных действий у учащихся первых классов.

Целевая группа: учащиеся первых классов ГБОУ СОШ с.Новое Усманово.

Целью проекта является создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся 1 классов, их успешного обучения, формирования у них универсальных учебных действий.

В ходе проекта будут решаться следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

  • оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

  • оказание помощи педагогам в выборе индивидуального, наиболее эффективного маршрута обучения.

Основные направления деятельности школьного психолога:

1. Психодиагностическая, коррекционно-развивающая работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества;

  • изучение обращений к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор методов работы);

  • формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника;

  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

4. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.


I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности ребенка к обучению в школе. Осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. 
Действия самоопределения и смыслообразования (6,6 – 7 лет).

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.
Оцениваемые УУД:

Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;

Действия устанавливающие смысл учения.

Методика: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Специфической возрастной формой самоопределения в 1 классе выступает формирование внутренней позиции школьника (по Л.И. Божович). Новая социальная позиция должна быть принята ребенком, т.е. должна быть отражена в его внутренней позиции как мотивационно-потребностной системе жизнедеятельности ребенка и обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика, незрелость школьной мотивации, а в некоторых случаях даже отрицательное отношение ребенка к школе, значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

  • Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий.

  • Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам психодиагностики имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.


II этап – первичная адаптация детей к школе

Адаптация детей к школе самый сложный период для детей и самый ответственный для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и оказания помощи детям.

2. Проведение  индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Введение курса «Тропинка к своему Я», которая будет проводиться психологом во внеурочное время.

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Организованная групповая развивающая работа с детьми, направлена на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. 

4. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в освоении универсальных учебных действий.

Большинство специалистов сходятся в том, что своевременное выявление причин школьной неуспеваемости на начальных этапах обучения и проведение соответствующей психолого-педагогической работы могут уменьшить вероятность того, что временные затруднения в учебе станут хроническими.

Причины неуспеваемости делятся на 3 группы:

  • В группу «внутренних» причин входят индивидуальные особенности отстающего школьника (умственная недоразвитость, физические дефекты, эмоциональные расстройства, патологические особенности темперамента и характера). Например: работа по аналогии, обучение алгоритму анализа и синтеза. Установление соотношения схемы и типа задания является важным шагом ученика к успешному усвоению общего способа выполнения задания.

  • В группу «внешних» причин входят особенности социальной ситуации ребенка (неблагоприятные условия в семье, плохое качество воспитания) и особенности образовательной среды (неблагоприятные условия в школьном коллективе, плохое качество обучения). Например: алгоритм поиска ошибок. Практика показывает, что более половины детей пропускают хотя бы 2-3 ошибки, преимущественно смысловые, а примерно третья часть учеников – 4-5 ошибок. Картина принципиально меняется, если детям предлагают алгоритм поиска ошибок:

- прочитай первое предложение;

- проверь;

- прочитай первое слово;

- переходи ко второму слову и т.д. до конца предложения;

- согласуются ли слова друг с другом;

- отделены ли предлоги и союзы от других слов;

- переходи ко второму предложению.

  • Пониженная обучаемость ребенка, т.е. недостаточная способность к обучению. Когда нет видимых причин о происхождении трудностей с применением и использованием умений читать, писать, рассуждать или выполнять математические операции. Например: акцент на личностные действия позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Таким образом строится алгоритм универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики 

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.

4. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ОВЗ в ОУ, осуществление ПМПк.

Безусловна важность психоло-диагностического аспекта для успешного усвоения учебных навыков школьников. Он ложится в основу коррекционно-развивающей работы.

Здесь говорилось о регулятивных действиях (постановка целей, коррекция своих действий и.т.д.), познавательных действиях (исследование, поиск, моделирование), личностных действиях (осмысление, осознание, нравственные нормы).

Психологическая диагностика и сопровождение  участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов являются основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы. 

Ожидаемые результаты проекта:

1. Способность учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу;

2. Развитие активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них;

3. Преодоление детского эгоцентризма, осознание учащимися мыслей, чувств, стремлений и желаний окружающих. Умение высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут.

Способы представления результатов: заключение педагога-психолога.

Ресурсное обеспечение проекта: Пакет диагностических методик, программа «Тропинка к своему Я».






















Список использованных источников и литературы:


1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.

2. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение,2008 г.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]/ Д. В. Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - 223с.

5. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты [Текст]: монография / И.А. Гришано-ва. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006. – 136 с. (8,5 п. л.).

6. Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995. – 231 с.

7. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.- 64 с.

8. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000

9. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии №2, 1990.







Роль педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС. Формирование универсальных учебных действий у учащихся первых классов
  • Школьному психологу
Описание:

Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся одним из приоритетных предметов деятельности школьного психолога.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Введение нового стандарта начального общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Автор Курбангалеева Юлия Сабирзяновна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 1115
Номер материала 3946
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓