Главная / Школьному психологу / РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Дорохина Л.Л.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вислодубравская средняя общеобразовательная школа»

г. Губкин

Рощупкина И.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казацкостепская основная общеобразовательная школа»

г. Губкин


В настоящее время не секрет, что еще совсем недавно главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

С 2011 года целью начального образования РФ становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат.

Новый Федеральный государственный стандарт строится на мощной психолого-педагогической составляющей образовательного процесса, и предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников. Введение стандарта существенно повысило роль педагога-психолога в обеспечении его реализации. Можно отметить тот факт, что стандарт внес конкретику в деятельность и место педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Реализация стандарта нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающегося и их успешного обучения. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: 

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребен-ка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. 
•формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; 

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. 

Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС нового поколения становится более значимой. Психолог является связующим звеном между школьниками и их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательным учреждением и в некоторой степени и  государством. На психолога возлагается работа по изучению основных тенденций и индивидуальных особенностей, как групповых, так и индивидуальных; по разработке рекомендаций на основе проведенных мониторингов; по повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Новые веяния несут в себе большую работу, как над профессиональным уровнем самого психолога, так и над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся). Рекомендации психолога, полученные учителем, дают возможность  правильно построить работу с классом, найти  индивидуальный подход к тем детяму которых не вполне сформированы те или иные виды деятельности, создать положительный климат в школьном коллективе. Советы, данные психологом,  помогают родителям правильно выстроить взаимоотношения с  ребенком  в процессе адаптации к новым условиям и к новой социальной роли.

Новые образовательные Стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Психолог из второстепенного участника должен превратиться в ключевую фигуру. Педагоги, которые работали в ЗУНовской парадигме, занимаясь в основном тренировкой детей, сейчас должны перейти к парадигме развивающей, которая предполагает, в первую очередь, всестороннее развитие ребенка. В рамках этой новой парадигмы педагог-психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, педагог-психолог получает новые обязанности:

  • Отвечает за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся.

  • Отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. В том числе в условиях организации инклюзивных процессов в образовании.

  • Владеет соответствующими компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий, (знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса).

Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога должна быть диагностика обучающихся начальной школы. Эта работа позволит отмечать положительную динамику в овладении необходимыми для данного возраста видами деятельности. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда с каждым годом растет количество информации, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.  Для этого необходима совместная активная и содержательная работа педагогического коллектива, психологической службы и, конечно, родителей. Без высокой педагогической и психологической компетентности всех участников образовательного процесса добиться желаемого результата невозможно.

Без психологической компетентности всех участников образовательного процесса, особенно педагогов, добиться желаемого результата в развитии и воспитании детей невозможно. Поэтому на первое место выходит психолого-педагогическое просвещение учителей. 

Просвещение педагогического коллектива начальной школы можно проводить по следующим темам:

  • Возрастные особенности учащихся с учетом современных тенденций в развитии ребенка.

  • Личностные УУД (содержание, способы формирования, мониторинг).

  • Психологические основы современного урока и технологий обучения.

  • Формирование конкурентно способной личности как основа
    мотивации. 

Одним из основных направлений в работе школьного психолога остаётся психопрофилактика эмоционального напряжения у педагогов.
Общеизвестен факт влияния учителя на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Основной формой проведения занятий педагога-психолога с учителями является информационное сообщение с практикумом и самодиагностикой. Необходимым также остаётся проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов.

Психолог помогает и в организации методической работы учителей, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, проектировании и реализации новых образовательных программ, проводит совместно с администрацией экспертизу учебно-воспитательного процесса, принимает участие в оформлении дневника личностного роста педагога («Портфолио»).
Усиление развивающей и воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Родительское собрание остаётся основной формой совместной работы участников УВП и проводится для того, чтобы повысить педагогическую и психологическую компетентность законных представителей учащихся, ответственность взрослых за собственных детей, активизировать роль родителей в жизни класса.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Его деятельность становится конкретной и измеримой, что очень важно. Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагогов, их тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС.





РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Школьному психологу
Описание:

  В настоящее время не секрет, что еще совсем недавно главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Автор Дорохина Людмила Леонидовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2031
Номер материала 23679
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓