Главная / История / Роль общественных дисциплин в формировании гражданско-правовой позиции обучающихся

Роль общественных дисциплин в формировании гражданско-правовой позиции обучающихся

Игошина Валерия Викторовна

учитель истории

МОУ Ивняковской СШ ЯМР

п. Ивняки, Ярославский муниципальный район

Роль общественных дисциплин в формировании гражданско-правовой позиции обучающихся

Современная стратегия развития России актуализирует проблему гражданско-правового образования. Воспитание социально-ответственных граждан становится одной из приоритетных задач реформирования школьного образования, которое должно способствовать укреплению правового государства и становлению гражданского общества.

Гражданско-правовое образование - это совместная деятельность участников образовательного процесса, направленная на усвоение обучающимися специальных знаний правовой культуры, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта. Его главной целью является формирование правосознания обучающихся и обеспечение их сознательного, активного правомерного поведения.

Основными содержательными компонентами гражданско-правового образования являются: политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, знание основ социально-психологических наук, а также культурных и исторических достижений народов России и мира.

Гражданско-правовое образование формирует у обучающихся определенные компетенции:

  • в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина и т. д.);

  • в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т. д.);

  • в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и анализ информации из различных источников, критическое осмысление реальной действительности и т. д.).

Освоение этих компетенций в основной школе происходит через:

  • изучение предметов гуманитарного цикла: «История», «Литература» и др.;

  • изучение специальных учебных предметов: «Обществознание», «Право», «Экономика»;

  • факультативные курсы гражданско-правового содержания: "Основы избирательного права", "Основы правовой и избирательной культуры", "Практическое право", "Введение в социальную философию", "Права человека" и др.;

  • изучение истории малой родины на уроках «Краеведения».

Следует отметить, что содержание гражданско-правового образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках истории и обществознания.

Учебный предмет История России является одним из основных школьных курсов, создающий условия для формирования чувства патриотизма и гражданского мировоззрения, создает условия для культурно-национального самопознания обучающихся, самоидентификации личности.

В его учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. Так, при изучении тем, связанных с участием России в войнах:

Класс

Тема урока

Форма

6 класс

Нашествие с Востока

Урок-игра

8 класс

Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий.

Урок-проект

8 класс

Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир.

Урок-семинар

9 класс

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия.

Дебаты

«России был необходим Брестский мир».

11 класс

Нападение Германии на СССР. Начальный этап войны.

Урок-диспут

обучающиеся осознают, что в минуту опасности каждый гражданин своей Родины, несмотря на происхождение и род занятий, обязан её защищать. История российской науки воспитывает в детях гордость за своих соотечественников прошлого и настоящего. Изучение культуры своего народа позволяет обучающимся идентифицировать себя как граждан РФ.

Различные формы проведения уроков развивает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, толерантно относится к чужому мнению, лаконично и ясно излагать свои мысли, самостоятельно находить и анализировать информацию по заданной теме.

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому становится понятным важность изучения истории малой родины - Ярославского края на уроках Краеведения, на которых школьники узнают о вкладе ярославцев в великую историю России.

Курс обществознания позволяет обучающимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс помогает успешно ориентироваться в социальной реальности, приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, и т. д.).

Актуальным разделом является «Политика и право», содержащий уроки «Избирательная система», «Гражданское общество и правовое государство», «Политическая культура», в результате его изучения происходит знакомство с политической и правовой системой РФ, усваиваются идеалы и ценности демократического общества, патриотизма. Всё это является непосредственным объектом изучения в курсе «Обществознания».

Класс

Тема урока

Форма

6 класс

Государственная символика.

Урок-викторина

9 класс

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Практическая работа «Политические партии в РФ»

9 класс

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Народовластие. Федеративное устройство России.

Семинар

11 класс

Политический процесс, особенности политического процесса в России. Избирательная компания в РФ.

Деловая игра «Выборы в РФ»

11 класс

Средства массовой информации в политической жизни.

Дискуссия «СМИ – четвертая власть?»

При работе с обучающимися по формированию гражданско-правовой позиции большое значение приобретает эффективное использование современных педагогических технологий, т.к. только тогда ученик не останется равнодушным к тому, чему его обучают, когда он сам является активным участником образовательного процесса. Различные формы урока (диспут, урок-игра, урок- проект, дебаты, семинар, урок-практикум) позволяют обучающимся глубже осознать необходимость правовых знаний для дальнейшей жизни в гражданском обществе.

Особое значение приобретает выполнение практических работ на уроках обществознания. Выполняемые учениками практические работы в ходе уроков:

Класс

Тема урока

Тема п/р

6 класс

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Россия – федеративное государство.

П/р с текстом Конституции. Заполнение схемы «Государственное устройство РФ»

9 класс

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.

П/р «Определение форм правления».

9 класс

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

П/р с ресурсами Интернет по созданию презентации «Политические партии в РФ»

11 класс

Демократия, ее признаки.

Признаки демократии в Конституции РФ

11 класс

Права и обязанности граждан РФ

Решение ситуационных задач, связанных с нарушением прав человека

способствуют ознакомлению их с работой органов власти всех уровней, пониманию и анализу правовых документов (Конституции РФ, Кодексов РФ и других нормативно-правовых актов). При этом речь идёт не о передаче академических знаний от учителя к ученику, а о самостоятельном поиске школьником информации, её обработке и представлению одноклассникам.

Таким образом, история и общественные дисциплины являются важным средством формирования гражданско-правовых компетенций обучающихся и способствуют их становлению полноправными членами гражданского общества.

Список литературы:

  1. Примерная программа основного общего образования по истории.

  2. Примерная программа основного общего образования по обществознанию.

  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории.

  4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Роль общественных дисциплин в формировании гражданско-правовой позиции обучающихся
  • История
Описание:

Материал рассчитан для учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений.

В статье раскрывается роль общественных дисциплин в формировании гражданско-правовой позиции обучающихся.  Приведены конкретные примеры тем уроков и практических работ по истории, обществознанию, создающие условия для формирования чувства патриотизма и гражданского мировоззрения, культурно-национального самопознания обучающихся и самоидентификации личности.

Ключевые слова: Гражданско-правовое образование, компетенции, история России, Отчизна, обществознание.

Автор Игошина Валерия Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 461
Номер материала 29672
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓