Главная / Физкультура / "Роль моделей технико-тактической подготовки учащихся к соревнованиям по баскетболу"

"Роль моделей технико-тактической подготовки учащихся к соревнованиям по баскетболу"




Коммунальное государственное учреждение «Многопрофильная гимназия № 41 имени А.Пушкина отдела образования акимата города Тараз»





hello_html_6cafecf2.png





Творческая работа

на тему:


Роль моделей технико-тактической подготовки учащихся к соревнованиям по баскетболу.





Автор Шапко Л.А., учитель физической культуры

высшей категории




Город Тараз



Рассмотрено и утверждено научно-методическим советом

Коммунального государственного учреждения

«Многопрофильная гимназия №41 имени А. Пушкина

отдела образования акимата города Тараз»


Протокол №______ от « » _______2015 г.

Председатель НМС _________Цой Е. В.

Директор МГ №41 ___________ Туребекова Ж. М.









Творческая работа

на тему:



Роль моделей технико-тактической подготовки учащихся

к соревнованиям по баскетболу











Автор Шапко Леонид Александрович,

учитель физической культуры высшей категории



Тараз, 2014 год




Содержание:



1. Резюме …………………………………………. 4 стр.


2.Тема, цель, задачи …………………………….. . 5 стр.


3. Концепция творческой работы……………….. 6-9 стр.


4. Поэтапный план работы:


4.1. Организационно-подготовительный этап…… . 10-11 стр.


4.2. Информационно-ознакомительный этап…….. .12-13 стр.


4.3. Исполнительский (внедренческий этап)……….14-15 стр.


4.4. Контрольный итоговый этап …………………. .16- 20 стр.


5. Выводы……………………………………………. 21-22 стр.


6.Мониторинг качества знаний учащихся………… 23 стр.


7. Приложения………………………………………..24-33 стр.


8. Список используемой литературы……………….34-35 стр.

















РЕЗЮМЕ


hello_html_m53eda93e.jpg


1. Ф. И. О. педагога: Шапко Леонид

Александрович


2.Национальность: русский


3. Год и дата рождения: 30 сентября 1971 года

4. Место рождения: г. Джамбул

5. Гражданство: Республика Казахстан

6. Адрес: г. Тараз, 4 пер. Бульварный, дом 34


7.Образование: высшее, Джамбулский педагогический

институт. Специальность «Физическая куль

тура», 1992г.


8.Квалификационная

категория: высшая


9.Должность: учитель физической культуры


10.Трудовой стаж: 23 года


11.Педагогический стаж: 23 года


12.Повышение квалификации: ОБЛИПК, 2012год.

Сертификат №0271665















Тема:

«Роль моделей технико-тактической подготовки учащихся к соревнованиям по баскетболу»



Цель:

Повышение эффективности тренировочного процесса на основе использования разработанной модели технико-тактической подготовки школьной команды к соревнованиям.

Задачи:

- Выявить изменения показателей технико-тактической подготовки школьной команды по баскетболу в соревновательный период.

- Разработать технологию планирования эффективных технико-тактических действий баскетболистов в играх с разными по уровню подготовки соперниками.

- Апробировать модели технико-тактической подготовки команды в соревновательный период.

Объект исследования – процесс круглогодичных тренировочных занятий по баскетболу.

Предмет исследования – содержание и форма технико-тактической подготовки школьной команды по баскетболу в соревновательном периоде.

Прогнозируемый результат – данные исследования позволят улучшить техническую и тактическую подготовку учащихся в спортивной секции по баскетболу, что будет способствовать достижению более высоких результатов в соревновательной деятельности.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, методы идеализации, проектирования и моделирования.




Концепция творческой работы.


Роль физической культуры  заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век - век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие - нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.

Следовательно, урбанизация жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.

Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и требует, поэтому использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта. Об этом говорил глава нашего государства Н. А. Назарбаев в своем ежегодном обращении к народу Казахстана: «Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации».

Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.

Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта. Физкультурное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни

Актуальность. В теории и методике подготовки школьных команд к соревнованиям по баскетболу существует устоявшаяся точка зрения, что эффективность построения тренировочного процесса, определяется полнотой и качеством знаний о соревновательной деятельности спортсменов, а также умением их применять в практической деятельности тренера. Не зная требований, которые предъявляет спортсмену соревновательная деятельность, невозможно грамотно, планировать тренировочный процесс.

Именно такая информация позволяет определять наиболее действенные средства и методы спортивной подготовки школьной команды к соревнованиям, обеспечивая высокую готовность спортсменов и их высокую результативность. Кроме этого знания о соревновательной деятельности позволяют ответить на вопрос о влиянии отдельных игровых показателей на общую результативность выступления команды в соревнованиях, о сильных и слабых сторонах ее подготовленности.

Эффективное управление тренировочным процессом в спорте также нуждается в научных знаниях особенностей соревновательной деятельности, в разработке и внедрении в практику научно обоснованной системы средств контроля и управления.

Рассматривая структуру соревновательной деятельности в игровых командных видах спорта, специалисты отмечают, что наибольшее значение с ростом спортивного мастерства имеет технико-тактическая подготовленность отдельных игроков и команды в целом (А.И. Бондарь, 1993; В.М. Корягин, 1994; В.А. Данилов, 1996). По мнению ученых, именно технико-тактическая подготовленность в наибольшей мере эволюционирует в процессе развития игровых видов спорта. В этом направлении постоянно ведется поиск новых технических элементов и действий, тактических вариантов взаимодействий, схем и моделей игры (В.Н. Анненков, 1993; Е.Я. Гомельский, 1997; С.Е. Шутов, 2000; С.В. Иванов, 2006).

Тем не менее, в настоящее время ученые не могут дать однозначный ответ на вопрос: какие технико-тактические действия для командной игры баскетболистов являются наиболее эффективными на том или ином уровне их квалификации? Поэтому при планировании тренировочного процесса баскетболистов в их технико-тактической подготовке акцентируется внимание на наиболее эффективные технико-тактические действия, свойственных каждой отдельной команде. Такая подготовка, как правило, включает универсальный набор средств и методов тренировки баскетболистов, который приемлем для любой квалифицированной команды.

До сих пор не проводилось системного анализа технико-тактических действий, позволяющего выявить закономерности и тенденции современного развития баскетбола. Исключением являются исследования С.Н. Елевича (2009), выполненные на высококвалифицированных баскетболистах. Такая ситуация порождает множество методических трудностей в практической деятельности.

Одним из перспективных направлений в решении выделенных проблем является научная разработка и научное обоснование эффективной технико-тактической подготовки баскетболистов на основе моделирования показателей соревновательной деятельности, которая позволяет командам достигать высоких и стабильных соревновательных результатов с различными по силам соперникам. Особенно актуально это для соревновательного периода тренировочного процесса, так как он по своей продолжительности в спортивных играх, в том числе и баскетболе, значительно превышает подготовительный период, за время которого часто не удаются решить все поставленные перед командой задачи подготовки к соревнованиям.

Совокупность обозначенных проблем, а также перспективных путей их решения и обусловили актуальность темы творческой работы.

Технология планирования технико-тактической подготовки баскетбольных команд в соревновательном периоде будет педагогически целесообразной и эффективной, если в основу её положить:

– тенденцию изменения количественных показателей основных технико-тактических действий в соревновательных играх баскетбольных команд в их квалификационном аспекте;

– модели эффективных технико-тактических действий баскетбольной команды в соревновательных играх с различными по силам соперниками;

– основные средства и методы технико-тактической подготовки квалифицированных баскетболистов, способствующие достижению модельных характеристик соревновательной деятельности и результативности в играх с равными командами, уступающими или превосходящими их по уровню подготовленности.

– рациональное распределение объема и интенсивности основных средств технико-тактической подготовки баскетбольной команды в соревновательном периоде.


Научная новизна творческой работы заключается в разработке и научном обосновании технологии планирования технико-тактической подготовки баскетболистов в соревновательном периоде, в которой:

представлены количественные показатели основных технико-тактических действий баскетболистов в соревновательных играх и их динамика с ростом квалификации команд;

построены модели эффективных технико-тактических действий команды в соревновательных играх с различными по уровню подготовленности соперниками: атакующая модель – с более низким уровнем, защитная – с более высоким; комплексная – с равным;

выделены наиболее эффективные средства и методы технико-тактической подготовки баскетболистов, способствующие достижению спортсменами необходимых модельных характеристик соревновательной деятельности в играх с командами различного уровня подготовленности;

обосновано рациональное распределение объема и интенсивности основных средств технико-тактической подготовки баскетболистов в соревновательном периоде.


Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что использование разработанной и научно обоснованной технологии планирования технико-тактической подготовки баскетбольных команд позволяет существенно повысить эффективность их тренировочного процесса, обеспечить более выраженный рост технико-тактического мастерства как отдельных игроков, так и баскетбольной команды в целом, а также способствует достижению более высокой соревновательной результативности.

Результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки школьных команд. Материал творческой работы целесообразно использовать в учебном процессе для подготовки баскетболистов.

Результаты исследования внедрены в подготовку школьной команды, участвующей в соревнованиях различного ранга.

Экспериментальная работа. Исследования проводились на базе многопрофильной гимназии №41 имени А. С. Пушкина. Экспериментальная методика представляет собой комплексную характеристику параметров технико- тактической подготовки. Основой экспериментального внедрения является разработка рационального применения моделей технико-тактической подготовки школьной команды в соревновательный период.
















План творческой работы:

  1. Организационно-подготовительный этап

(2010-2011 учебный год)


Цель:

Изучение современных технологий и методов преподавания предмета «Физическая культура», определение объекта и предмета исследования.


Задачи:

  • Подбор соответствующей литературы.


  • Изучение дидактических особенностей и принципов современных технологий обучения.


Ожидаемый результат:


Выбор исследовательской темы, подготовка накопительного материала для дальнейшей работы, систематизация, определение этапов исследовательской работы.



Содержание

Сроки

Результат

1.

Составление плана работы 1-го этапа

Сентябрь 2010 г.

План

2.

Изучение теории вопроса, определение объекта исследования, практики реального положения использования изучаемого объекта в школе.

2010-2011 учебный год

Накопительный материал

3.

Подготовка необходимого материала для внедрения опыта.

Работа с образовательными интернет-сайтами.

2-ое полугодие 2010-2011 учебного года

Накопительный материал

4.

Теоретическое обоснование творческой темы.

2-ое полугодие 2010-2011 учебного года

Накопительный материал

Анализ первого этапа

В первом этапе творческой работы « Организационно-подготови-тельный» анализируются научно-методические публикации ведущих отечественных и зарубежных специалистов по изучаемой проблематике.

В первом этапе отмечается, что понятие «соревновательная деятельность» в теории спортивной тренировки рассматривается в качестве одного из основных (В.Н. Платонов, 1997; Л.П. Матвеев, 2002; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2002; А.А. Красников, 2006; В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин, 2006). Однако до сих пор у специалистов нет однозначного его трактования. Учитывая слишком большие расхождения среди ученых в понимании «соревновательной деятельности» было сформулировано рабочее её определение. Итак, соревновательная деятельность – это деятельность спортсменов, целью которой является достижение запланированного или максимально возможного спортивного результата и победа над соперником в состязании посредством выполнения двигательных действий и операций в условиях, регламентированных правилами соревнований того или иного вида спорта.

Соревновательная деятельность в игровых видах спорта, по мнению большинства ученых, складывается из показателей эффективности, активности, объема и разнообразия технико-тактических защитных и атакующих действий. Однако наиболее часто предметом анализа становятся количественные характеристики технико-тактических действий и оценка их эффективности (Г.Н. Германов, Е.В. Готовцев, 2003; А.Ю. Костарев, 2004; В.А. Иванов, 2006; К.В. Ананченко, 2007; В.А. Кузьмин, 2008; А.И. Абашин, А.В. Конаков, 2009; П.В. Галочкин, 2009; Н.В. Бойченко, 2009).

В командных видах спортивных игр, в том числе и в баскетболе, эффективная соревновательная деятельность, соответствующая высокому спортивному результату, предъявляет определенные требования, прежде всего, к коллективным взаимодействиям, лежащим в основе создания выгодных ситуаций для поражения соперника. Поэтому критериями оценки эффективности реальной коллективной деятельности должны быть параметры соревновательной деятельности команды, способствующие достижению победы как в отдельном матче, так и в серии игр (М.М. Шестаков, 1999).

При организации тренировочного процесса квалифицированных спортсменов модели соревновательной деятельности являются ключевыми, на основе которых осуществляется как планирование, так программирование тренировочного процесса (В.В Кузнецов, В.В. Петровский, Б.Н. Шустин, 1979; В.Н. Платонов, 1997).

В первом этапе делается заключение, что с точки зрения программно-целевого подхода для эффективного планирования технико-тактической подготовки баскетболистов высокой квалификации необходимо использовать именно модели их соревновательной деятельности в играх с соперниками, различающимися по уровню подготовленности.




  1. Информационно-ознакомительный этап

(2011-2012 учебный год)





Цель:

Обоснование актуальности избранной темы на основе изучения проблем в физическом и психическом развитии современного школьника и современного состояния предмета исследования.


Задачи:


  • Подготовка комплекса условий для обеспечения внедрения моделей технико-тактической подготовки в практическую деятельность.

  • Изучение и анализ проблем и противоречий современных технологий преподавания физической культуры, дидактических особенностей, принципов и методик, условия внедрения в практическую деятельность.

  • Повышение стремления учащихся к занятиям баскетболом.



Ожидаемый результат:

Концепция исследовательской деятельности.


Содержание

Сроки

Результат

1.

Составление плана работы 2-го этапа

2011-2012 учебный год

План

2.

Подготовка необходимых документов для внедрения опыта. Изучение опыта работы по теме исследования.

2011-2012 учебный год

Систематизация методической литературы, накопительного материала

3.

Разработка концепции творческой работы.

2011-2012 учебный год

Концепция творческой работы








Анализ второго этапа


Во втором этапе «Информационно-ознакомительный» детально характеризуются методы и методики, при помощи которых были решены задачи творческой работы. Был подготовлен комплекс условий для обеспечения внедрения моделей технико-тактической подготовки в практическую деятельность. Изучен и анализирован накопительный материал, систематизирована методическая литература. Анализированы проблемы и противоречия современных технологий преподавания физической культуры. Во втором этапе была разработана концепция творческой работы.



hello_html_m3e521d3e.png


hello_html_m101c4b76.png

  1. Исполнительский (внедренческий) этап

(2012-2013 учебный год)

Цель:

Внедрение моделей технико-тактической подготовки в практическую деятельность.


Задачи:

  • Развитие технической и тактической подготовки учащихся в тренировочном процессе.

  • Развитие спортивной одаренности детей.

  • Активизация роста самостоятельной физической деятельности учащихся.


Ожидаемый результат:

Формирование моделей технико-тактической подготовки учащихся и применение их в соревновательной деятельности, повышение мотивации к занятиям спортом.



Содержание

Сроки

Результат

1.

Составление плана работы 3-го этапа

2012-2013 учебный год

План

2.

Внедрение и использование моделей технико-тактической подготовки в тренировочном процессе.

2012-2013 учебный год

Разработки тренировочных занятий, внеклассных мероприятий, индивидуальные достижения детей

3.

Диагностика и анализ проделанной работы

2012-2013 учебный год

Карта технико-тактической подготовленности учащихся













Анализ третьего этапа



В третьем этапе «Исполнительский (внедренческий)» в качестве исследовательского материала использовали протоколы игр Чемпионата г. Тараз и Джамбылской области.

Анализировали следующие показатели: результативность бросков мяча в корзину (количество 2-х очковых попаданий; процент попадания 2-х очковых бросков; количество 3-х очковых попаданий; процент попадания 3-х очковых бросков; количество попаданий штрафных бросков; процент попадания штрафных бросков); атакующие технико-тактические действия (количество атакующих передач, количество подборов мяча на чужом щите, количество фолов соперника и собственных потерь мяча); защитные технико-тактические действия (количество перехватов, количество подборов мяча на своём щите, количество блокшотов и собственных фолов).

В результате установили, что среднее количество всех рассмотренных технико-тактических действий в одной игре с ростом квалификации школьных баскетбольных команд значительно меняется. Среди изученных технико-тактических действий можно выделить три группы, которым характерны специфические черты.

Первую группу технико-тактических действий составляют те, прогрессивный рост которых в одной игре с ростом квалификации баскетбольных команд очевиден. Это, прежде всего, количество забитых 3-х очковых бросков и точность их попадания, количество забитых штрафных бросков и общее количество очков; количество блокшотов и атакующих передач, точность попадания 2-х очковых и штрафных бросков, количество подборов мяча на своём щите.

Во вторую группу включили технико-тактические действия, у которых средние абсолютные величины очень мало увеличиваются в одной игре с ростом квалификации школьных баскетбольных команд. Таких действий оказалось всего три: количество собственных фолов, то есть количество нарушений правил соревнований в ходе игры; количество фолов игроков команды соперника; количество забитых 2-х очковых бросков.

В третью группу технико-тактических действий включили такие, средние величины которых в одной игре с ростом квалификации школьных баскетбольных команд регрессировали. Это – количество технических потерь, количество подборов на чужом щите и количество перехватов.

Сравнение и анализ величин изменения рассмотренных показателей технико-тактических действий баскетбольных команд в ходе становления их спортивного мастерства показал, что атакующие технико-тактические действия с ростом квалификации школьных баскетбольных команд прогрессируют более выражено, чем защитные.



  1. Контрольный итоговый этап

(2013-2015 учебный год)


Цель:

Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, подготовка к защите.


Задачи:

  • Формирование физической культуры учащихся, ориентированной на спортивную и оздоровительную направленность, повышение мотивации к самовоспитанию и самосовершенствованию.

  • Развитие физической одаренности учащихся.

  • Активизация роста самостоятельной физической деятельности учащихся.


Ожидаемый результат:

Формирование обобщенных знаний, умений, навыков. Выступление на областном семинаре по физической культуре, мастер-классы для педагогов.




Содержание

Сроки

Результат

1.

Составление плана работы 4-го этапа

сентябрь2013 год

План

2.

Разработка и проведение серии открытых уроков и внеклассных мероприятий по теме, обсуждение на заседаниях методического совета, заседаниях УМК физической культуры

2013-2015 учебный год

Анализ проведенных уроков и внеклассных мероприятий, достижения детей в соревнованиях различного уровня

3.

Обобщение опыта, участие в семинарах различного уровня, анализ достижения целей и задач

2014-2015 учебный год

Защита творческой работы по данной теме









Анализ четвертого этапа


В четвертом « Контрольно- итоговом» этапе построены модели эффективных технико-тактических действий в соревновательных играх школьных баскетбольных команд, исследуется структура этих действий, присущая лучшим командам г.Тараз и Джамбылской области.

В результате анализа установили, что для лучших шести команд в этом сезоне были характерны следующие признаки структуры технико-тактических действий: равное влияние на результат игры как активных атакующих, так и активных защитных технико-тактических действий; атакующие технико-тактические действия направлены в основном на выполнение и высокую результативность бросков с дальней дистанции (3-х очковые броски); количество выполненных и реализованных штрафных бросков существенно не влияют на общую результативность игры; броски со средней и ближней дистанции (2-х очковые броски), также особого влияния на общий результат игры не оказывают.

Лучшим баскетбольным командам были присущи свои черты в структуре технико-тактических действий в соревновательных играх. Так, у этих команд явно преобладали атакующие действия над защитными. То есть, команды в большей мере ориентированы на атаку и максимальное количество забитых мячей со средней и ближней дистанции, чем на оборонительные действия, препятствующие сопернику проводить результативные атаки.

Однако эти усредненные характеристики дают только общее представление о структуре технико-тактических действий школьных команд и могут выступать только в качестве ориентира в планировании технико-тактической подготовки баскетболистов этого уровня. Для того чтобы можно было сделать более конкретные рекомендации, необходимо рассматривать структуру технико-тактических действий каждой отдельной команды.

Поэтому следующим шагом творческой работы стал сравнительный анализ технико-тактических действий команды м.г.№41 в соревновательных играх с разным результатом в чемпионате г. Тараз.

В результате установили, что успех исследуемой баскетбольной команды обеспечивают преимущественно атакующие технико-тактические действия игроков при одновременном возрастании агрессивности защитных действий. То есть, акцент на атаку и одновременно защиту, является ключевым моментом в достижении положительного результата игры рассматриваемой команды. Эти свойства били присущи и другим командам в чемпионате г. Тараз.

Однако на этом общие свойства и заканчиваются. Различия же заключаются в том, что наиболее эффективными технико-тактическими действиями, которые приводят к победным играм, для баскетбольной команды м.г.№41 являются: количество забитых мячей, количество забитых 2-х очковых бросков, процент реализации 2-х очковых бросков, количество забитых мячей с игры, процент реализации забитых мячей с игры, количество перехватов и процент подборов на чужом щите.

То есть, если в целом соревновательным играм команд были характерны броски с дальней дистанции и их результативность, то команде м.г.№41 броски со средней и ближней дистанции.

Кроме этого для соревновательных игр команды м.г.№41, в которых игроки добивались успеха, был свойственен значительный процент подборов мяча у щита соперника, а также количество перехватов и результативных атакующих передач. Поэтому именно эти технико-тактические действия и были обозначены как ключевые при моделировании игровых действий команды в предстоящих соревнованиях.

Полученный предварительный вывод был подтвержден и результатами анализа технико-тактических действий изучаемой команды во всех играх. Это дало серьезное основание для построения моделей показателей эффективных технико-тактических действий в предстоящих играх с соперниками различного уровня подготовленности: равными по силам, более сильными и более слабыми. Эти модели представлены в таблице 1.

И так, для того, чтобы в соревнованиях команда м.г.№41 выступила более удачно, её игрокам необходимо в предстоящих встречах с равными по силам командами демонстрировать в равной степени как атакующие, так и защитные технико-тактические действия: забить не менее 51 очка, при этом пропустить максимум – 48; выполнить от 30 до 36 бросков с ближней и средней дистанции, а также 8-10 трёх очковых бросков; сделать в сумме от 24 до 28 атакующих передач; достичь реализации бросков с игры в диапазоне 34-38 %; доминировать при подборах у своего щита 59-67 %, то есть из трёх отскочивших мяча овладевать как минимум двумя; навязать борьбу сопернику при подборах мяча у его щита (33-41 %).

В играх с более сильным соперником необходимо акцентировать внимание на собственной обороне, поэтому следует увеличить количественные показатели защитных технико-тактических действий на значение m от показателей в модели игры с равными командами и уменьшить на это же значение атакующие действия: пропустить максимум 47 очков при этом необходимо забить минимум 48; довести процент подборов мяча у своего щита до 70 %; штрафные броски выполнять с результативностью 55 %.

Естественно, для того, чтобы в соревновательных играх баскетбольная команда м.г.№41 смогла достичь модельных показателей эффективных технико-тактических действий в играх с соперниками различного уровня подготовленности, следует внести коррективы в тренировочный процесс, акцентировав его направленность на их совершенствовании.

Основная суть концепции для баскетбольной команды м.г.№41 в плане технико-тактической подготовки заключается в том, что для подготовки к соревновательным играм с командами разного уровня подготовленности разработано три основные модели наиболее эффективных технико-тактических действий игроков: с командами равными по силам, то есть находящимися рядом в турнирной таблице; с командами более сильными, которые располагаются в верхней части турнирной таблицы; с командами более слабыми, то есть теми, которые находятся внизу турнирной таблицы.

Для этого, необходимо, прежде всего, формировать у игроков: двигательные умения и навыки выполнения технико-тактических действий, направленных на увеличение доли подборов мяча при атаке щита соперника; двигательные умения и навыки выполнения технико-тактических действий, способствующих перехватам мяча при атаке соперника; двигательные умения и навыки выполнения технико-тактических действий, ведущих к росту количества и качества атакующих передач. Также важно совершенствовать технику ведения и передач мяча, способствующую уменьшению собственных и технических потерь мяча, и повышать точность выполнения бросков мяча в корзину с ближней и средней дистанции.

Исходя из сформулированных принципиальных положений, которые по существу представляют собой концентрацию основных задач технико-тактической подготовки, были обоснованы основные тренировочные средства. Главная идея выбора средств технико-тактической подготовки заключалась в моделировании соперничества в условиях учебно-тренировочных занятий, присущего играм с сильным соперником. Использовали в практической деятельности три модели: оборонительная – для игр с более сильным соперником; атакующая – для игр с более слабым соперником; комплексная – для игр с равными по силам командами.

Как правило, при оборонительной модели игроки осваивают приемы и способы, позволяющие осуществить отбор, перехват мяча, его накрывание в процессе атаки соперника. В атакующей модели нападающие игроки осваивают возможные ситуации атакующих передач мяча, обыгрывания защитников, подборов мяча у щита соперника после неудачно выполненных бросков. Комплексная модель предлагает как нападающим, так и защитникам действовать на основе творческого, индивидуального восприятия игровых ситуаций.

Планирование динамики тренировочной нагрузки технико-тактической направленности при существующем календаре соревнований школьных баскетбольных команд осуществлялось на основе концепции Л.П. Матвеева (2005), в которой объем и интенсивность тренировочной нагрузки изменяются противофазно. Объем и последовательность использования средств технико-тактической подготовки соревновательного периода для команды м.г.№41 определялись тренировочными задачами, а также календарем соревновательных игр. Эти данные представлены в таблице 2.

Так, общий объем технико-тактической подготовки соревновательного периода составил 45 часов. Из которых 11,8 % было отведено на совершенствование техники ведения и передач мяча, 23,9 %– на повышение точности бросков с ближней и средней дистанции, 24,9 % – на совершенствование технико-тактических действий в защите, 39,4 – на совершенствование технико-тактических действий в атаке, где ключевым моментом является качество атакующих передач и доля подборов мяча после неудачных бросков.

Как известно, в качестве критериев, позволяющих оценить эффективность процесса подготовки в спортивных играх, используются: спортивный результат, показатели технико-тактического мастерства игроков, динамика уровня подготовленности и состояния спортсмена. Соответствие этих интегральных показателей их заданным модельным характеристикам отражает эффективность как самой технологии подготовки, так и её содержательного обеспечения (М.В. Сахарова, 2004). Именно эти критерии и были использованы в проводимом педагогическом эксперименте.

Объем тренировочной нагрузки технико-тактической и физической подготовки в годичном цикле, а также на его основных этапах баскетбольной команды мг№41 в соревновательном периоде представлены таблицей № 3.

Принципиальная разница заключалась в том, что в соревновательный период технико-тактическая подготовка строилась на основе наиболее эффективных действий, определяющих результативность командной игры.

До начала педагогического эксперимента команда м.г. №41 провела12 матчей, в 10 одержала победу, а в 2 потерпела поражение. Победная результативность игр составила 83 %. В период проведения педагогического эксперимента, команда из 14 игр выиграла 13, а её победная результативность составила 92 %, что на 9% больше, чем до педагогического эксперимента. Кроме этого, из 5 финальных игр команде м.г.№41 удалось выиграть 4, причем у сильнейших команд г.Тараза. В финальной части чемпионата г. Тараз победная результативность команды м.г.№41 возросла до 87 %, что на 12 % лучше, чем до педагогического эксперимента.

Из 27 показателей технико-тактических действий после педагогического эксперимента 10 стали статистически значимо отличаться от тех величин, которые были свойственны баскетбольной команде м.г.№41 в играх до педагогического эксперимента. Эти данные представлены в таблице 4.

Больше всего положительные изменения произошли в показателях перехватов и подбора мяча у щита соперника – прирост составил соответственно 32,0 % и 23,3 %. Как следствие на 13,7 % больше стала доля подборов у щита соперника. Почти на 25 % уменьшились потери мяча при передаче. Баскетболисты стали больше забивать мячей с ближней и средней дистанции на 10,9 %, и у них возросла точность попаданий таких бросков на 7,7 %. Естественно, что также стало больше попаданий мяча после бросков с игровых ситуаций (на 9,5 %) и выше их точность – на 9,2 %.

Такое количественное улучшение ведущих технико-тактических действий привело к тому, что, в конечном итоге, возросло среднее количество забитых очков в одной игре с 43 до 50 , то есть на 8,6 %.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная технология технико-тактической подготовки баскетболистов на основе моделирования соревновательной деятельности является весьма эффективной и результативной.





ВЫВОДЫ


1. С ростом квалификации школьных баскетбольных команд количественные показатели атакующих технико-тактических действий прогрессируют более выражено, чем защитные. При улучшении спортивного мастерства баскетболистов в их количественных показателях основных технико-тактических действий проявляется три вида тенденций: прогрессивная (наблюдается рост), стабильная (рост отсутствует) и регрессивная (рост снижается). В первую группу входят: количество удачных бросков мяча с дальней дистанции; количество забитых штрафных бросков и общее количество набранных очков; количество блокшотов и атакующих передач; точность попадания бросков с ближней и средней дистанции; количество подборов мяча у своего щита. Вторую группу составляют: количество собственных фолов; количество фолов игроков команды соперника; количество забитых мячей с ближней и средней дистанции. Третью группа включает: количество технических потерь; количество подборов на чужом щите; количество перехватов.

2. Основу технологии планирования технико-тактической подготовки баскетболистов в соревновательном периоде составляют три модели их соревновательной деятельности в играх с командами различного уровня подготовленности: модель технико-тактических действий с равными по силам командами; модель технико-тактических действий в соревновательных играх с более сильными командами; модель технико-тактических действий с боле слабыми командами. Каждая модель имеет свои характерные отличия: в играх с командами одинакового уровня подготовленности в равной степени акцентируется внимание как на атакующих, так и защитных технико-тактических действиях; в играх с более сильным соперником основное внимание уделяется собственной обороне; в играх с более слабыми командами – атаке.

3. Основные средства и методы технико-тактической подготовки школьной баскетбольной команды в соревновательном периоде направлены на совершенствование технико-тактических действий, которые являются ключевыми во всех трех моделях: в атакующей модели – атакующие передачи, броски по кольцу с ближней и средней дистанции, а также подбор мяча у щита соперника; в защитной модели – перехваты мяча, подбор мяча у своего щита, броски мяча с дальней дистанции; в комплексной модели – передачи, броски по кольцу с ближней и средней и дальней дистанции, подбор мяча у своего щита и щита соперника, перехваты мяча.

4. Планирование технико-тактической подготовки школьных баскетбольных команд начинается с формулировки задач, направленных на достижение показателей моделей соревновательной деятельности в реальных играх: сформировать у игроков двигательные умения и навыки выполнения технико-тактических действий, направленных на увеличение доли подборов мяча при атаке щита соперника; сформировать двигательные умения и навыки выполнения технико-тактических действий, способствующих перехватам мяча при атаке соперника; сформировать двигательные умения и навыки выполнения технико-тактических действий, ведущих к росту количества и качества атакующих передач; совершенствовать технику ведения и передач мяча, направленную на уменьшение собственных и технических потерь мяча; повысить точность выполнения бросков мяча в корзину с ближней и средней дистанции.

5. После педагогического эксперимента наибольшие изменения произошли в показателях перехватов и подбора мяча у щита соперника – прирост составил соответственно 32,0 % и 23,3 %. Как следствие на 13,7 % возросла доля подборов мяча у щита соперника, почти на 25 % уменьшились потери мяча при передаче. Баскетболисты экспериментальной команды стали больше забивать мячей с ближней и средней дистанции на 10,9 %, и у них улучшилась точность попаданий таких бросков на 7,7 %. Естественно, что также стало больше попаданий мяча после бросков с игровых ситуаций на 9,5 % и выше их точность – на 9,2 %. Такое количественное улучшение ведущих технико-тактических действий привело к тому, что, в конечном итоге, возросло среднее количество забитых очков в одной игре с 43 до 50 то есть на 8,6 %.

6. Педагогический эксперимент, который включил в себя все игры чемпионата г. Тараза убедительно доказал, что технология планирования технико-тактической подготовки баскетболистов на основе моделирования их соревновательной деятельности значительно повышает соревновательную результативность команды и технико-тактическое мастерство отдельных игроков. Победная результативность команды м.г.№41 во время педагогического эксперимента составила 92 %, что на 9 % больше, чем до его провидения. Кроме этого, из пяти финальных игр баскетболистам удалось выиграть четыре, причем у сильнейших команд г.Тараза , доведя свою победную результативность до 87,0 %.




















Мониторинг показателей результативности в предварительных и финальных играх команды МГ №41 до и во время педагогического эксперимента



hello_html_m2562177.png



Победная результативность команды МГ №41 в предварительных играх возросла с 83% до 92 %, а в финальных играх с 75% до 87%.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аулик, И. В. Как определить тренированность спортсмена. -М.,2007. - 210с.

2. Башкин, С. Г. Уроки по баскетболу. - М., 2006. - 128с.

3. Буйлов, Ю. Ф., Портных, Ю. И. Мини-баскетбол в школе. - М., 2006. - 130с.

4. Былеева, А. В., Коротков, И. М. Подвижные игры. - М.,2006. - 246с.

5. Волков, В. М. Тренеру о подростке. - М.,2007. - 118с.

6. Гандельсман,А. Б., Смирнов, К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М., 2010. - 210с.

7. Гомельский, А. Я. Тактика баскетбола. - М.,2006. - 136с.

8. Гомельский, А. Я. Управление командой в баскетболе. - М.2006. - 124с.

9. Грасмс, А. Специальные упражнения баскетболиста. - М.,1967.

10. Давыдов М., Минков Б. Методические рекомендации по судейству * баскетбольных матчей. - Минск, 1981.

11. Дергач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. - М., 2007. - 110с.

12. Железняк Ю. Д. Информационное обеспечение управления в системе подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта на основе комплекса объективных показателей. - М., 2008. - 88с.

13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. - М., 2010. - 100с.

14. Зельдович, Т. А., Кераминас, С. А. Подготовка юных баскетболистов. -М.,2006. - 114с.

15. Коузи, Б., Поуэр, Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.)-М., 2005. - 96с.

16. Кожевников, 3. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста. - М., 2010. - 75с.

17. Кудряшов, В., Мирошникова, Р. Технические приемы игры в баскетбол. - Минск, 2007. - 68с.

18. Линдеберг, Ф. Баскетбол. Игра и обучение. - М., 2010. - 95с.

19. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки. - М., 2007. - 210с.

20. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М., 2009. - 66с.

21. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед. /Д.И.Нестеровский.- 3-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.

22. Нортон, Б. Упражнения в баскетболе. - М., 2009. - 78с.

23. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки. -М.,2010. - 114с.

24. Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в физическом воспитании студентов[Текст]: методические указания /С.В.Пахомова, Е.В.Витун. - Оренбург ГОУ ОГУ, 2005 - 24с.

25. Петровский, В. В. Организация спортивной тренировки. - Киев, 2008. - 100с.

26. Питхолстер, Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений (перевод с англ.). - М., 2006. - 66с.

27. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 520 с

28. https://ru.wikipedia.org/wiki

29. http://www.basketball.ru

30. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры./Под общей ред. Л. П. Матвеева, Д. А. Новикова. 2-е изд. испр. и доп. (в 2 т.). - М, 2006. - 310с.

31. Яхонтов, Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. - СПб., 2006. - 112с.

32. Яхонтов, Е. Р., Генкин, 3. А. Баскетбол. - М., 2008. - 210с.

33. Яхонтов, Е. Р., Кит, Л. С. Индивидуальные упражнения баскетболиста. - М, 2010. - 136с.









"Роль моделей технико-тактической подготовки учащихся к соревнованиям по баскетболу"
  • Физкультура
Описание:

Цель: Повышение эффективности тренировочного процесса на основе использования разработанной  модели технико-тактической  подготовки школьной команды к соревнованиям.

Задачи:-  Выявить изменения показателей технико-тактической подготовки школьной команды по баскетболу в соревновательный период.

- Разработать технологию планирования эффективных технико-тактических действий баскетболистов в играх с разными по уровню подготовки соперниками.

- Апробировать модели технико-тактической подготовки команды в соревновательный период.

Объект исследования – процесс круглогодичных тренировочных занятий  по баскетболу.

Предмет исследования – содержание и форма  технико-тактической  подготовки школьной команды по баскетболу в соревновательном периоде.

 

Прогнозируемый результат – данные исследования позволят улучшить  техническую и тактическую подготовку учащихся в спортивной секции по баскетболу, что будет способствовать достижению более высоких результатов в соревновательной деятельности.

Автор Г.С. Өмірқұлова
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 607
Номер материала 58870
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓