Главная / Биология / Роль листопада в жизни растений

Роль листопада в жизни растений

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА


Роль листопада в жизни растений

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Абикулова Валентина Григорьевна

Место работы

МБОУ «СОШ №2» г. Онега Архангельской области

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Тема: «Побег» урок -10

Базовый учебник

Д.И. Трайтак Н.Д. Трайтак «Биология Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс



Цель: Расширить и углубить знания учащихся о листопаде, его роли в жизни растений и для окружающей среды.

Задачи:

-образовательные: расширить и углубить знания учащихся о листопаде как экологическом процессе адаптации растений к неблагоприятным условиям, формировать умения выделять главную мысль, работать в группе, устанавливать причинно – следственные связи;

- развивающие: вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником и другими источниками информации, развивать коммуникативные умения учащихся, расширять кругозор, прививать познавательный интерес к предмету;

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему краю;


Задачи по формированию метапредметных универсальных учебных действий:


Познавательные:

формулирование познавательной цели;

поиск информации, умение работать с текстом и рисунками;

умение применять имеющиеся знания в новой ситуации;

формирование интеллектуальных умений (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы);

развитие навыков работы с лупами, микроскопами и объектами;

Коммуникативные:

формулировать, выражать, отстаивать свою точку зрения;

слушать, строить монологическую речь;

планировать совместную деятельность в паре при выполнении заданий;

Личностные:

формировать осознанную мотивацию выполнения заданий;

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками;

развитие самостоятельности;

духовно – нравственное развитие учащихся посредством формирования бережного отношения к природе.

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу;

осознание уровня усвоения знаний;

регулирование совместных действий.


Тип урока: Комбинированный


Форма урока: Проблемный с исследовательской деятельностью.


Технологии урока: проблемное и развивающее обучение.


Формы работы учащихся:

индивидуальная работа: с карточками, учебником, Интернет-ресурсом;

работа в паре – исследовательская работа, наблюдение.


Оборудование: Репродукции картин «Осень». Лупы, микроскопы, предметные стекла, листья элодеи и колеуса. Веточки тополя и опавшие листья – гербарии, изготовленные осенью учениками. Карточки с заданиями для исследовательской работы. Гербарии вечнозеленых растений своей местности: ель, брусника, клюква, копытень. Карточки с проблемными вопросами. Музыкальная презентация по теме: «Жизнь растений». Презентация «Листопад». Компьютер и мультимедийный проектор. Контуры листьев.


Структура и ход урока:


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время в мин.

1

2

3

4

5

6


I.

Организационный момент.

Цель: Контроль наличия оборудования. Настрой и организация учеников на учебную деятельность.


Приветствие учащихся. Обращение внимания на оборудование находящееся на парте


Приветствуют учителя.

Проверяют наличие оборудования, карточек, гербариев.

.

2мин.


II

Актуализация знаний .

Цель: Активизация и проверка знаний изученных на предыдущем уроке.



Активизация темы предыдущего урока «Дыхание и испарение»

1.Загадка о листьях.

2.Какие три важных физиологических процесса осуществляют листья растений? Дифференцированный опрос:

1 группа- заполняет Кроссворд : «Основные понятия ».

2 группа работает по карточкам с тестами.

3 группа отвечает на проблемные вопросы.

Карточка I.

1.Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

2.Как вы думаете, где находятся устьица у кувшинки и ряски?
Карточка II.

У фиалок листья опушенные, фикуса - покрыты воском, у кактусов - превращены в колючки, а у карликовой березы очень малы. Почему?




Отгадывают

Ответ на вопрос.




Работают с карточками







7 мин.

III

Изучение нового материала.

Цель1: Введение в тему урока, для определения задач.








Цель 2.

Определить причины листопада и значение.





Цель 3

Работа с информацией, сохранение активности учащихся;




Физкультминут-ка . Цель: релаксация.


Цель4.

Подтвердить наблюдением вопрос. Готовятся ли растения к листопаду?








Цель 5

Снять напряжение, утомление сменой вида деятельности.


Цель 6

Активизация знаний по краеведению, экологии.

Музыкальная презентация «Времена года».[3]





















Презентация «Листопад» . [3]

Фрагмент из М/М пособия. [2]



























Обращает внимание на репродукции картин.

Задает вопросы:

Какое время года изображено на картинах и в стихах? Как Вы об этом узнали? Как осень отражается на состоянии листьев?


Загадка о «Листопаде»

Предлагает сформулировать цель и задачи урока, корректирует.


Создается проблема.

1.Почему листья меняют окраску?

2. Готовится ли растение к листопаду?






Консультация по поиску ответов на вопросы.

1. Что является сигналом к смене и началу листопада.

2. Какие процессы в растении предшествуют листопаду. 3.Этапы подготовки растения к сбрасыванию листьев.






Рассмотрите гербарии «Осенние листья» и ветки тополя.

Выполните задания. 1.Используя лупы, рассмотри -те черешки опавших листьев и сорванных вами в сентябре. Укажите отличие в окончании черешков. 2.Рассмотрите ветки тополя. Что видите на том месте, где прикреплялся лист?



Обсуждение в классе вопроса


«Значение листопада»





Координирует работу с гербариями «Вечнозеленых растений». Растений жарких мест обитания.



Оцените свою работу на уроке в оценочных листах.

Рассматривают репродукции. Ученик читает стихи «Осень» И.Бунина


Отвечают на вопросы и загадку.



Определяют тему. Формулируют цель и задачи урока.



Работают в паре над поставленной проблемой. Проводят, обсуждают лабораторную работу «Особенности листьев элодеи и колеуса»

Выводы в тетрадь.


Просмотр презентации. Работа с учебником

§ 29 раздел «Что предшествует листопаду?»

Обсуждение в паре.

Краткие записи.





Рассматривают коллекции. Отмечают отличия.


Находят на ветке тополя листовые следы.

Краткие выводы в тетрадь.






Высказывание мнений по данному вопросу.

На контурах листьев указать по 1 значению.


Рассматривают коллекции. Выясняют, как растения приспособились к сохранению листьев?


Оценивают свою рабо -ту в паре. На уроке при обсуждении вопросов.

5 мин.














7мин.











4мин.








2мин.




5мин.














3мин.







3мин.

IV

Рефлексия

Цель:

Анализ информации, творческое преобразование. Выражение своего настроения на уроке.


Направляет работу с рисунком « Дерево предсказаний » На нем контуры листьев с вопросами и утверждениями по изученной на уроке теме.


Желающие срывают листья, отвечают, соглашаются или нет с утверждениями

На дерево прикрепляют «лист» настроения.

Зеленый – хорошее.

Желтый - не все удалось.

Красный – устал.

4мин

V

Домашнее задание.

Цель:

Дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией. Закрепление изученного в классе.


1.Прочитать § 29, задания 1,2, 5,6

Ответить письменно на любых 2 вопроса. Если выбрали вопрос 6,то один.

Записывают домашнее задание.

2мин


Список используемых ресурсов.


1.Бодрова Н.Ф. Биология .Растения. Бактерии.Грибы.Лишайники.5-6 класс Методическое пособие к учебнику Трайтак Д И. М.»Мнемозина» 2009 г.


2. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Растения 6класс. Просвещение 2009.

3. Презентации учащихся: «Времена года», «Листопад »

4.Трайтак Д.И. Трайтак Н.Д. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. «Мнемозина» 2009 г


5. Трайтак Н.Д. Трайтак Д.И. Биология .Сборник задач и упражнений 6-7 класс. Пособие для учеников. М. «Мнемозина» 2009 г




Роль листопада в жизни растений
  • Биология
Описание:

жизни растений  и для окружающей среды.

Задачи:

-образовательные: расширить и углубить знания учащихся  о листопаде как экологическом процессе адаптации растений  к неблагоприятным условиям, формировать умения выделять главную мысль, работать в группе, устанавливать причинно – следственные связи;

- развивающие:  вырабатывать  навыки самостоятельной работы  с учебником и другими источниками информации,  развивать коммуникативные умения учащихся, расширять кругозор, прививать познавательный интерес к предмету;

- воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему краю

 
Автор Абикулова Валентина Григорьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1003
Номер материала 47900
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓