Главная / Русский язык и литература / Роль интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства в развитии творческих способностей школьников

Роль интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства в развитии творческих способностей школьников

Вакуленко Дина Сергеевна,

Ткаченко Евгения Анатольевна

МАОУ СОШ №34 Г.Томска

Роль интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства в развитии творческих способностей школьников

Интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства способствуют разностороннему и целостному развитию за счёт объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов, направлены на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Нет ничего нового в том, что дети редко читают классические произведения с удовольствием. Разница в историческом времени, жизненных проблемах мешает детям воспринимать классику, и в этом их трудно винить… Надо учить детей не просто читать, а воспринимать произведения писателей-классиков и русского фольклора, вырабатывать осмысленное и бережное отношение к наследию русской культуры. И именно в среднем звене, когда ребёнок уже научился читать и получил начальные представления о мире, а вместе с тем не потерял непосредственности и не утратил желания и способности творческой игры в мир, созданный им самим, важно эмоционально и интеллектуально подготовить его к восприятию и осмыслению художественного мира литературного произведения. В этом нам помогают интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства.

Урок изобразительного искусства - урок, на котором развиваются познавательные способности, требует от ребенка много усилий, как и на других уроках. Активное желание учащихся заниматься на уроках ИЗО объясняется тем, что учебный процесс строится на интересе. Если ребенку интересно, он может без устали заниматься заинтересовавшим его делом, не замечая времени, работает с полной отдачей, учащийся выступает в роли творца. Каждый ребёнок одарён природной способностью созидать, развивать в себе те наклонности, которые в нём заложены, и задача интегрированных уроков состоит в том, чтобы самым лучшим способом отыскать то зерно, которое в нём заложено, и развить его.

Итак, художественное отражение действительности может совершаться не только в словесных образах (художественная литература), но и в зрительных (изобразительное искусство). Художественная литература способна переносить читателя через любые пространства в повествовании, а если слову поможет живопись и музыка, тогда оно состоится раньше, и глубже проникнет в душу.

Цель интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства – развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей, личностной оценки, формирование художественного вкуса, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Системный подход к проведению интегрированных уроков помогает достичь поставленной цели. Планируя работу на годы вперед (5-9 классы), мы включаем в тематическое планирование уроков и интегрированные. С 5 класса учащиеся знакомятся с особенностью таких уроков, получают задания для творческих проектов. Дети через несколько уроков распределяются на группы, которые формируются на основе заинтересованности теми или иными видами искусства. В своей работе большое внимание уделяем проектам, имеющим конкретное общественно-полезное значение. Часто эти проекты являются долгосрочными, ориентированными на создание системы: урок - внеклассная деятельность, творческие проекты.

Так, в 5 классе дети с большим удовольствием создают диафильмы к басням, сказкам, мифам, в 6 классе стараются уже усложнить проект и создать не только иллюстрации, но и продемонстрировать их в разных формах: компьютерные или стендовые презентации, создание декораций и афиш к произведениям, в 7- 8 классах ребята уже учатся создавать видеофильмы на основе иллюстраций к произведениям литературы, а в 9 классе многие творческие проекты носят исследовательский характер.

В качестве примера представляем паспорт одного из проектов:

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ

Паспорт проекта

ТЕМА:

Роль пейзажа в восприятии художественного произведения. Изображение степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

обучающиеся 7 класса, учитель изобразительного искусства Вакуленко Д.С., учитель литературы Ткаченко Е.А.

ТИП ПРОЕКТА:

  • творческий;

  • метапредметный

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Желание узнать, зачем нужен пейзаж в художественном произведении? Помогает ли понять характер запорожцев, истоки их героизма описание привольной, безграничной степи?

ИДЕЯ:

с помощью красок воссоздать природу, которую описывает Гоголь во 2 главе повести «Тарас Бульба»

ЦЕЛЬ:

Определение роли пейзажа в восприятии художественного произведения на примере описания степи во 2 главе повести Гоголя «Тарас Бульба»

ЗАДАЧИ:

  1. Изобразить с помощью красок Украинскую степь

  2. Повысить интерес одноклассников к повести Гоголя «Трас Бульба»

  3. Способствовать развитию мотивации одноклассников к познанию через творчество

  4. Создать благоприятное эмоциональное восприятие темы «Роль пейзажа в повести Гоголя «Тарас Бульба»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ПРОДУКТ:

Видеоролик «Степь глазами читателей повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Учебник литературы, повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», толковый словарь, Интернет

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

  1. Прочитали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

  2. Изучили литературу по теме «Взаимосвязь литературы и живописи»

  3. Выделили границы отрывка, в котором описывается степь

  4. Наметили кадры будущего видеоролика

  5. Определили количество иллюстраций, которые надо изобразить, и что именно надо проиллюстрировать

  6. Распределили обязанности, кто и что будет иллюстрировать

  7. В процессе иллюстрирования учили отрывок наизусть

  8. Готовые иллюстрации сфотографировали

  9. В программе «Киностудия » создали видеоролик

  10. Описали ход работы над проектом в текстовом документе

  11. Обсудили результат проекта

  12. Сделали вывод и сформулировали ответ на вопрос «Какую роль играет пейзаж (описание степи) в повести Гоголя «Тарас Бульба»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРОЕКТА:

(промежуточное обсуждение)

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе

ЗАЩИТА ПРОЕКТА:

На интегрированном уроке литературы и ИЗО (либо на читательской конференции) защита полученных результатов и выводов.

Нашими учениками были созданы аналогичные проекты по произведениям А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (проект «Сон Татьяны»), «Метель» (Метель в судьбах героев А.С.Пушкина), М.Ю.Лермонтова («Природа Кавказа») и др.

Идеи создания творческих проектов, план работы – все это сделано на интегрированных уроках литературы и изобразительного искусства.

Благодаря интегрированным урокам расширяется содержательный план обучения, формируются более широкие интересы школьников, их склонности к различным видам деятельности: сравнение, преобразование, комбинаторика, моделирование, проектирование. Особенностью таких интегрированных уроков является попытка подавать информацию комплексно, в разных системах: словесной, предметной, рисуночной. Использование интерактивных форм обучения: работа в группах, исследовательские работы, читательские конференции, защита проектов, игровое моделирование - залог активной познавательной деятельности учащихся на занятиях, один из способов развития коммуникативной компетенции школьников. Наконец, интегрированные уроки создают условия для мотивированного практического применения знаний, умений и навыков по литературе и изобразительному искусству и дают возможность увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовольствие.


Использованная литература:

  1. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6

  2. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1980.       Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1990. - № 3.

  3. Дмитриева Н.А. Изображение и слово.- М., 1962
    Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи.- М., 1960
        Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы//Уроки литературы.- 2007,№3





5


Роль интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства в развитии творческих способностей школьников
  • Русский язык и литература
Описание:

Вакуленко Дина Сергеевна,

Ткаченко Евгения Анатольевна

МАОУ СОШ №34 Г.Томска

Роль интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства в развитии творческих способностей школьников

          Интегрированные уроки  литературы и изобразительного искусства способствуют разностороннему и целостному развитию за счёт объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов,  направлены на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

         Нет ничего нового в том, что дети редко читают классические произведения   с удовольствием. Разница в историческом времени,  жизненных проблемах мешает детям воспринимать классику, и в этом их трудно винить… Надо учить детей не просто читать, а воспринимать произведения писателей-классиков и русского фольклора, вырабатывать осмысленное и бережное отношение к наследию русской культуры. И именно в среднем звене, когда ребёнок уже научился читать и получил начальные представления о мире, а вместе с тем не потерял непосредственности и не утратил желания и способности творческой игры в мир, созданный им самим, важно эмоционально и интеллектуально подготовить его к восприятию и осмыслению художественного мира литературного произведения.   В этом нам помогают интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства.                                                              

          Урок  изобразительного искусства  - урок,  на котором развиваются познавательные способности, требует от ребенка много усилий, как и на  других уроках.  Активное желание учащихся заниматься на уроках ИЗО объясняется тем, что учебный процесс строится на интересе. Если ребенку интересно, он может без устали заниматься заинтересовавшим его делом, не замечая времени, работает с полной отдачей, учащийся выступает в роли творца. Каждый ребёнок одарён природной способностью созидать, развивать в себе те наклонности, которые в нём заложены, и задача интегрированных уроков состоит в том, чтобы самым лучшим способом отыскать то зерно, которое в нём заложено, и развить его.

            Итак, художественное отражение действительности может совершаться не только в словесных образах (художественная литература), но и в зрительных (изобразительное искусство). Художественная литература способна переносить читателя через любые пространства в повествовании, а если слову поможет живопись и музыка, тогда оно состоится раньше, и глубже проникнет в душу.

Цель интегрированных уроков  литературы и изобразительного искусства – развитие логического мышления, творческих  и интеллектуальных способностей, личностной оценки, формирование художественного вкуса, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

            Системный подход к проведению интегрированных уроков помогает достичь поставленной цели. Планируя работу на годы вперед (5-9 классы), мы включаем  в тематическое планирование уроков и интегрированные. С 5 класса учащиеся знакомятся с особенностью таких уроков, получают задания для творческих проектов. Дети  через несколько уроков распределяются на группы, которые формируются на основе заинтересованности теми или иными видами искусства. В своей работе большое внимание уделяем проектам, имеющим конкретное общественно-полезное значение. Часто эти проекты являются долгосрочными, ориентированными на создание системы: урок - внеклассная деятельность, творческие проекты.

          Так, в 5 классе дети с большим удовольствием создают диафильмы к басням, сказкам, мифам, в 6 классе стараются уже усложнить  проект и создать не только иллюстрации, но и продемонстрировать их в разных формах: компьютерные или стендовые презентации, создание декораций и афиш к произведениям, в 7- 8 классах ребята уже учатся создавать видеофильмы на основе иллюстраций к произведениям литературы, а в 9 классе многие творческие проекты  носят исследовательский характер.

          В качестве примера представляем паспорт одного из проектов:

ТВОРЧЕСКИЙ   МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ

  Паспорт  проекта

ТЕМА:

Роль пейзажа  в восприятии художественного произведения. Изображение степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

обучающиеся 7 класса,  учитель изобразительного искусства Вакуленко Д.С.,  учитель литературы Ткаченко Е.А.

ТИП ПРОЕКТА:

·  творческий;

·   метапредметный

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Желание узнать, зачем нужен пейзаж в художественном произведении? Помогает ли  понять характер запорожцев, истоки их героизма  описание привольной, безграничной степи?

ИДЕЯ:

с помощью красок воссоздать природу, которую описывает Гоголь во 2 главе повести «Тарас Бульба»

ЦЕЛЬ:

Определение роли пейзажа в восприятии художественного произведения на примере описания степи во 2 главе повести Гоголя «Тарас Бульба»

ЗАДАЧИ:

1.     Изобразить с помощью красок  Украинскую степь

2.     Повысить интерес одноклассников к повести Гоголя «Трас Бульба»

3.     Способствовать развитию мотивации одноклассников к познанию через творчество

4.     Создать благоприятное эмоциональное  восприятие   темы  «Роль пейзажа в повести Гоголя «Тарас Бульба»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ПРОДУКТ:

Видеоролик «Степь глазами читателей повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Учебник литературы, повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»,  толковый словарь, Интернет

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1.     Прочитали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

2.     Изучили литературу по теме «Взаимосвязь  литературы и живописи»

3.     Выделили границы отрывка, в котором описывается степь

4.     Наметили кадры будущего видеоролика

5.     Определили количество иллюстраций, которые надо изобразить, и что именно надо проиллюстрировать

6.     Распределили обязанности, кто и что будет  иллюстрировать

7.     В процессе иллюстрирования учили отрывок наизусть

8.     Готовые иллюстрации сфотографировали

9.     В программе «Киностудия » создали видеоролик

10. Описали ход работы над проектом в текстовом документе

11. Обсудили результат проекта

12. Сделали вывод и сформулировали ответ на вопрос «Какую роль  играет пейзаж (описание степи) в повести Гоголя «Тарас Бульба»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРОЕКТА:

(промежуточное обсуждение)

      Подготовка  презентации по отчету о проделанной работе

ЗАЩИТА ПРОЕКТА:

На интегрированном уроке литературы и ИЗО (либо на читательской конференции) защита полученных результатов и выводов.

      Нашими учениками были созданы аналогичные проекты по произведениям А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (проект «Сон Татьяны»), «Метель» (Метель в судьбах героев А.С.Пушкина), М.Ю.Лермонтова («Природа Кавказа») и др.

  Идеи создания творческих проектов, план работы – все это сделано на интегрированных уроках литературы и изобразительного искусства.

Благодаря интегрированным урокам расширяется содержательный план обучения, формируются более широкие интересы школьников, их склонности  к различным видам деятельности: сравнение, преобразование, комбинаторика, моделирование, проектирование. Особенностью таких интегрированных уроков является попытка подавать информацию  комплексно, в разных  системах: словесной, предметной, рисуночной. Использование интерактивных форм обучения: работа в группах, исследовательские работы, читательские конференции, защита проектов, игровое моделирование - залог активной познавательной деятельности учащихся на занятиях, один из способов развития коммуникативной компетенции школьников. Наконец, интегрированные уроки создают условия для мотивированного практического применения знаний, умений и навыков по литературе и изобразительному искусству и дают возможность увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовольствие.

 

Использованная литература:

1.     Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6

2.     Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1980.       Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1990. - № 3.

3.     Дмитриева Н.А. Изображение и слово.- М., 1962
Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи.- М., 1960
    Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы//Уроки литературы.- 2007,№3

 

 

 

 

Автор Вакуленко Д.С., Ткаченко Е.А.
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1338
Номер материала 1769
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓