Главная / Технология / РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Елена Анатольевна Маркова,

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Художественная вышивка»

МБОУ ДОД «ДДТ»




РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Каким образом учреждение дополнительного образования может ответить на этот государственный заказ?

Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию. В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.

На наш взгляд, речь идет о необходимости создания условий для личностного самоопределения обучающихся в рамках образовательного процесса.

Под самоопределением обычно понимается этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с социальными запросами, что определяется системой его ценностных ориентации. Психолог В.Ф.Сафин предложил формулу самоопределения: «хочу-могу-есть-требуют». В понятии самоопределения выделяются 4 компонента, составляющие его содержательное ядро:

  • мотивы (что соотносится с компонентом «хочу» в формуле В.Ф.Сафина);

  • самопознание (компонент «есть») как осознание своих качеств, представление о своем реальном «я»;

  • самооценка (компонент «могу»);

  • требования общества, общественные нормы жизни (компонент «требуют»).

В современном образовании принято считать, что смысл обучения состоит не в передаче знаний учащимся, а в обеспечении условий самореализации личности. То есть, задача образовательного учреждения – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требуют».

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит три процесса: прогнозирование, проектирование, конструирование










Самоопределение – это понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Принято выделять три уровни самостоятельности самоопределяющегося обучающегося:

  • пассивный уровень, когда ребёнок просто ждет, что ему окажут «помощь», «поддержку» или «услугу»;

  • уровень взаимодействия (диалога, сотрудничества) педагога, психолога и самоопределяющегося ученика;

  • уровень самостоятельности и осмысленности самоопределения, предполагающий обучающегося, способного самостоятельно и осознанно решать свои проблемы.

Мы считаем, что именно ситуация выбора позволяет ребенку стать активным и самостоятельным субъектом своего учения, т.е. предоставляет возможность каждому устанавливать и достигать собственные цели, планировать свою учебную деятельность, выбирать как содержание, так и организационные формы обучения. Не имея возможности выбора в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и возможностями, ученик снимает с себя внутреннюю ответственность за продуктивность своего учения. Совершенно очевидно, что современный обучающийся должен быть не только учеником, усваивающим необходимые знания, но и активным субъектом образовательной деятельности, способным к рефлексии своего собственного развития. Для обеспечения перевода ребенка из состояния пассивности (ожидания помощи) в активную позицию субъекта личностного самоопределения необходима организация педагогического содействия и сопровождения этого процесса и в этом случае индивидуализация образовательного процесса рассматривается нами как условие личностного самоопределения обучающихся. Наибольшую значимость для перевода, ребёнка в активную позицию в рамках личностного самоопределения, играют индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальные   маршруты – «персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании». Маршруты могут быть долговременными (несколько лет, год) и краткосрочными (неделя, месяц, четверть);  иметь монопредметный и многопредметный  характер – это зависит от целей и содержания планируемой учебной деятельности.

Первый вариант монопредметный - внутри одной образовательной программы. В этом случае индивидуализация обеспечивается благодаря разнообразию видов деятельности и фиксируется в индивидуальных программах детей.

C:\Users\user\Desktop\статья\P3130248.JPG









Второй вариант многопредметный - внутри образовательного учреждения. При разработке вариантов содержания и форм организации деятельности создаются так называемые образовательные цепочки. Например, учащиеся объединения «Художественная вышивка» на протяжении ряда лет разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты позволяющие приобрести знания и умения по нескольким дисциплинам: вышивке, росписи по ткани, крою и пошиву игрушек, предметов интерьера и применить эти знания в создании творческих работ.

D:\Мои рисунки\маркова\DCIM\100OLYMP\ветер по морю.jpgD:\Мои рисунки\маркова\фото мар\P1010008.jpg













При этом обучающийся выступает ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться, выстраивать собственную модель образования.

C:\Users\user\Desktop\статья\CIMG1498.JPGC:\Users\user\Desktop\статья\Шамрай Александра\P3164278.JPGC:\Users\user\Desktop\статья\Шамрай Александра\P3194284.JPGC:\Users\user\Desktop\статья\Шамрай Александра\P3284341.JPG















Работая по индивидуальному маршруту обучающиеся учатся:

  • планировать свою познавательную деятельность;

  • активно используют учебную, научно-популярную, специальную литературу, цифровые образовательные ресурсы и Интернет;

  • осознают свою ответственность за результаты обучения;

  • осуществляют самооценку и самоконтроль;

  • осваивают способы представления результатов учебного труда и т.п.

Таким образом, организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов способствует самоопределению детей, переводит обучающихся в активную позицию, формирует способность осознанно и самостоятельно решать свои проблемы.




Индивидуальный маршрут выполняет для обучающихся функцию прогнозирования — «Я выбираю дисциплины для изучения»; функцию проектирования — «Я составляю маршрут образовательной деятельности»; конструирует образовательную деятельность — «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

С точки зрения современной педагогики индивидуализация процесса обучения есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который опираясь на индивидуальные качества и способности выстраивает свой образовательный путь в рамках личностного саоопределения.



РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Технология
Описание:

 

В современном образовании принято считать, что смысл обучения состоит не в передаче знаний учащимся, а в обеспечении условий самореализации личности. То есть, задача образовательного учреждения – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требуют».

 

Статья "Роль индивидуальных образовательных маршрутов в личностном самоопределении учащихся" раскрывает возможности учреждения дополнительного образования детей в создании условий для личностного самоопределения детей в рамках образовательного процесса на основе индивидуального маршрута, который выполняет для учащихся функцию прогнозирования — «Я выбираю дисциплины для изучения»; функцию проектирования — «Я составляю маршрут образовательной деятельности»; конструирует образовательную деятельность — «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

 

Автор Маркова Елена Анатольевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 950
Номер материала 12109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓