Инфоурок Технология Другие методич. материалыРОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скачать материал

Елена Анатольевна Маркова,

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Художественная вышивка»

МБОУ ДОД «ДДТ»

 

 

 

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 


В Национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

 Каким образом учреждение дополнительного образования может ответить на этот государственный заказ?

Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию. В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.

На наш взгляд, речь идет о необходимости создания условий для личностного самоопределения обучающихся в рамках образовательного процесса.

Под самоопределением обычно понимается этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с социальными запросами, что определяется системой его ценностных ориентации. Психолог В.Ф.Сафин предложил формулу самоопределения: «хочу-могу-есть-требуют». В понятии самоопределения выделяются 4 компонента, составляющие его содержательное ядро:

×          мотивы (что соотносится с компонентом «хочу» в формуле В.Ф.Сафина);

×          самопознание (компонент «есть») как осознание своих качеств, представление о своем реальном «я»;

×          самооценка (компонент «могу»);

×          требования общества, общественные нормы жизни (компонент «требуют»).

В современном образовании принято считать, что смысл обучения состоит не в передаче знаний учащимся, а в обеспечении условий самореализации личности. То есть, задача образовательного учреждения – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требуют».

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит три процесса: прогнозирование, проектирование, конструирование

 

 

 

 

 

 

Самоопределение – это понимание  самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Принято выделять три уровни самостоятельности самоопределяющегося  обучающегося:

×          пассивный уровень, когда ребёнок  просто ждет, что ему окажут «помощь», «поддержку» или «услугу»;

×          уровень взаимодействия (диалога, сотрудничества) педагога, психолога и самоопределяющегося ученика;

×          уровень самостоятельности и осмысленности самоопределения, предполагающий обучающегося, способного самостоятельно и осознанно решать свои проблемы.

Мы считаем, что именно ситуация выбора позволяет ребенку стать активным и самостоятельным субъектом своего учения, т.е. предоставляет возможность каждому устанавливать и достигать собственные цели, планировать свою учебную деятельность, выбирать как содержание, так и организационные формы обучения. Не имея возможности выбора в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и возможностями, ученик снимает с себя внутреннюю ответственность за продуктивность своего учения. Совершенно очевидно, что современный обучающийся  должен быть не только учеником, усваивающим необходимые знания, но и активным субъектом образовательной деятельности, способным к рефлексии своего собственного развития. Для обеспечения перевода ребенка из состояния пассивности (ожидания помощи) в активную позицию субъекта личностного самоопределения необходима организация педагогического содействия и сопровождения этого процесса и в этом случае индивидуализация образовательного процесса рассматривается нами как условие личностного самоопределения обучающихся. Наибольшую значимость для перевода, ребёнка в активную позицию в рамках личностного самоопределения, играют индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальные   маршруты – «персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании». Маршруты могут быть долговременными (несколько лет, год) и краткосрочными (неделя, месяц, четверть);  иметь монопредметный и многопредметный  характер – это зависит от целей и содержания планируемой учебной деятельности.

Первый вариант монопредметный - внутри одной образовательной программы. В этом случае индивидуализация обеспечивается благодаря разнообразию видов деятельности и фиксируется в индивидуальных программах детей.

 
 

 

 

 

 

 

 


  

 
Второй вариант многопредметный - внутри образовательного учреждения. При разработке вариантов содержания и форм организации деятельности создаются так называемые образовательные цепочки. Например, учащиеся объединения «Художественная вышивка» на протяжении ряда лет разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты позволяющие приобрести знания и умения по нескольким дисциплинам: вышивке, росписи по ткани, крою и пошиву игрушек, предметов интерьера и применить эти знания в создании творческих работ.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


При этом обучающийся выступает ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться, выстраивать собственную модель образования.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Работая по индивидуальному маршруту обучающиеся учатся:

×   планировать свою познавательную деятельность;

×   активно используют учебную, научно-популярную, специальную литературу, цифровые образовательные ресурсы и Интернет;

×   осознают свою ответственность за результаты обучения;

×   осуществляют самооценку и самоконтроль;

×   осваивают способы представления результатов учебного труда и т.п.

Таким образом, организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов способствует самоопределению детей, переводит обучающихся в активную позицию, формирует способность осознанно и самостоятельно решать свои проблемы.

 

 

Индивидуальный маршрут выполняет для обучающихся функцию прогнозирования — «Я выбираю дисциплины для изучения»; функцию проектирования — «Я составляю маршрут образовательной деятельности»; конструирует образовательную деятельность — «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

 С точки зрения современной педагогики индивидуализация процесса обучения есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который опираясь на индивидуальные качества и способности выстраивает свой образовательный путь в рамках личностного саоопределения.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

В современном образовании принято считать, что смысл обучения состоит не в передаче знаний учащимся, а в обеспечении условий самореализации личности. То есть, задача образовательного учреждения – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требуют».

 

Статья "Роль индивидуальных образовательных маршрутов в личностном самоопределении учащихся" раскрывает возможности учреждения дополнительного образования детей в создании условий для личностного самоопределения детей в рамках образовательного процесса на основе индивидуального маршрута, который выполняет для учащихся функцию прогнозирования — «Я выбираю дисциплины для изучения»; функцию проектирования — «Я составляю маршрут образовательной деятельности»; конструирует образовательную деятельность — «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 503
    • DOCX 812.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маркова Елена Анатольевна
    Маркова Елена Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2579
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 069 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 565 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе