Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРоль имени существительного в речи (4 класс)

роль имени существительного в речи (4 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Роль существительного в речи, 4 класс.docx

 

ГУ «Средняя школа № 43 им. Г.Мусрепова»

 

MP900439450[1]

Русский язык

Роль существительного в речи

4 класс

 

 

Учитель начальных классов:

Семыкина Ольга Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2014

 

Роль имени существительного в речи.

Цель:

Закрепление знаний об имени существительном

Задачи:

    Увидеть вместе с ребятами новое в давно известном.

Повторить основные сведения об имени существительном

Расширить представления обучающихся о   роли имен существительных в речи.

Развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость, внимание, умение анализировать, делать выводы

Воспитывать любовь к родному языку на примере литературных произведений.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент (приветствие) – число (запись)

Постановка цели урока: Увидеть  новое в давно известном

СЛАЙД 1

2.      Минутка чистописания                           

Прочитайте пословицу:

 

Хлеб- всему голова

 

Объясните её смысл.

Запишите сочетание.

 

 

СЛАЙД 2

 

3.      Актуализация знаний

1.      Прочитайте высказывание

Имя существительное – хлеб языка. (Л. Успенский)

Согласны ли вы с данным утверждением?

Верно, в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

СЛАЙД 3

2.      Давайте в этом убедимся на примере одного из стихотворений А.Фета

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

 

Прочитайте.

1 вариант посчитает, сколько всего слов в стихотворении

2 вариант- существительных.

Из 22 слов стихотворения – 14 существительных

3.      Комментированное письмо.

Выпишите имена существительные (цепочкой)

4.      Закрепление.

СЛАЙД 4

 

1.      Дайте определение имени существительного.

Какими грамматическими признаками оно обладает, вы покажите, составив цветок.

Работа в группе.

- У вас на столах лежат лепестки от ромашки, давайте составим 5 красивых цветов. А о красоте будет говорить то, правильно ли вы подберёте к существительному его грамматические признаки, потому что кроме признаков этой части речи вам встретятся и признаки других частей речи.   

Проверка: выступающий от группы, выполнившей работу первыми, у остальных проверяют дети из данной группы.

СЛАЙД 5-6

2.      Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут «нарисовать» имена существительные?

 

Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

(В. Маяковский)

 

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

(С. Аксаков)

Назовите имена существительные.

Как же авторам удалось передать всю красоту природы, используя только их?

Значит, в грамматике в понятие «предмет», входят не только предметы, которые можно потрогать, но и что? (эмоции, чувства, движение, события)

СЛАЙД 7

 

Прочитайте слова К.Паустовского

СЛАЙД 8

3.      Прочитайте слова.

Ребенок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа,  прыжок, кошка, Астана, спектакль

 

Выпишите только те, которые входят в указанную вашей паре группу:

1 группа названия  лиц      

2 группа названия вещей
3группа названия веществ
4 группа названия живых существ и организмов

5 группа географические названия

6 группа  названия фактов, событий, явлений

7 группа название действий

 

Проверка

Физминутка

«Солнышко лучистое»

Какие существительные запомнили? К какой группе они относятся?

4.      Работа по учебнику.

а)С. 49 упр. 140

Прочитайте.

Какой литературный приём использовал автор?

Назовите сравнения.

СЛАЙД 9

 

Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста

 

Индивидуальная работа. Один за закрытой доской.

Выпишите выделенные имена существительные, определите род и число.

Как определить род имён существительных во мн.числе? (поставить в н.ф.)

 

б) с.49 упр. 142

Какие слова записали?

Назовите «лишнее» слово по указанным признакам. Докажите.

5.      Проблемная ситуация.

 

СЛАЙД 10

1.      Определите синтаксическую роль существительного «дерево» в указанных предложениях, разобрав их по членам предложения.

Работа по рядам, трое у доски.

 

Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Чем может являться имя существительное в предложении? (подлежащим, дополнением, обстоятельством)

СЛАЙД 11

 

2.      Прочитайте предложение.

Сосна- хвойное дерево.

Укажите в нём синтаксическую роль существительного «дерево».

В какой форме стоит существительное сосна? Дерево?

Измените предложение, подставив в него глагол. (Сосна является хвойным деревом)

Так как глагол-связка отсутствует, то существительное берёт на себя роль сказуемого.

 

6.      Рефлексия.

1.      Найдите в пословице и в высказывании Л.Успенского подлежащее и сказуемое, чем они выражены? Почему?

Назовите роль существительного в речи; в предложении.

СЛАЙД 12

 

2.      Продолжите фразу.

Было интересно…

Было трудно…
Теперь я знаю…

У меня получилось…

7.      Выставление оценок.

8.      Дома. С.50 упр. 143,144

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль имени существительного в речи (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка.ppt

Скачать материал "Роль имени существительного в речи (4 класс)"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Хлеб – всему голова

    1 слайд

    Хлеб – всему голова

  • Имя существительное – хлеб языка. 
			
			(Л. Успенский)

    2 слайд

    Имя существительное – хлеб языка.

    (Л. Успенский)

  • Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья

Свет...

    3 слайд

    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья.
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья

    Свет ночной. Ночные тени,
    Тени без конца.
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица.
    (А. Фет)

  • Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы...

    4 слайд

    Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет

  • Какие картины могут «нарисовать» существительные?Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальня...

    5 слайд

    Какие картины могут «нарисовать» существительные?
    Вечер. Поле.
    Огоньки.
    Дальняя дорога.

    В.Маяковский

  • Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И н...

    6 слайд

    Опять дожди, опять туманы,
    И листопад, и голый лес,
    И потемневшие поляны,
    И низкий серый свод небес.

    С.Аксаков

  • Нет  ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать ру...

    7 слайд

    Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
    (К.Г. Паустовский)

  • Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окн...

    8 слайд

    Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа,  прыжок, кошка, Астана, спектакль

  • Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста

    9 слайд

    Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста

  • Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным ст...

    10 слайд

    Дерево поднялось выше дома.

    На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

    Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


  • Сосна- хвойное дерево.

    11 слайд

    Сосна- хвойное дерево.

  • Было интересно… 
Было трудно… Теперь я знаю…
У меня получилось…

    12 слайд

    Было интересно…
    Было трудно…
    Теперь я знаю…
    У меня получилось…

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Физминутка Солнышко лучистое.ppt

Скачать материал "Роль имени существительного в речи (4 класс)"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • 2 слайд

  • 3 слайд

  • 4 слайд

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • 12 слайд

  • 13 слайд

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная папка содержит план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Роль имени существительного в речи", а также презентацию к данному уроку. На данном уроке учащиеся начальной школы расширяют представления о роли имени существительного в речи, т.к. мы рассматриваем его значение только как предмет, но не все имена существительные являются осязаемыми предметами.

Также на данном уроке рассматривается роль имени существительного в предложении не только как подлежащего, дополнения или обстоятельства, но и как сказуемого. Эта работа является перспективной работой для следующих уроков русского языка по теме "Имя существительное"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 809 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 538
    • RAR 5.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семыкина Ольга Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семыкина Ольга Борисовна
    Семыкина Ольга Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 12065
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе