Главная / Начальные классы / роль имени существительного в речи (4 класс)

роль имени существительного в речи (4 класс)

Название документа Роль существительного в речи, 4 класс.docx



ГУ «Средняя школа № 43 им. Г.Мусрепова»



MP900439450[1]

Русский язык

Роль существительного в речи

4 класс





Учитель начальных классов:

Семыкина Ольга Борисовна















Петропавловск, 2014


Роль имени существительного в речи.

Цель:

Закрепление знаний об имени существительном

Задачи:

Увидеть вместе с ребятами новое в давно известном.

Повторить основные сведения об имени существительном

Расширить представления обучающихся о роли имен существительных в речи.

Развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость, внимание, умение анализировать, делать выводы

Воспитывать любовь к родному языку на примере литературных произведений.


Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие) – число (запись)

Постановка цели урока: Увидеть новое в давно известном

СЛАЙД 1

  1. Минутка чистописания

Прочитайте пословицу:



Хлеб- всему голова



Объясните её смысл.

Запишите сочетание.





СЛАЙД 2



  1. Актуализация знаний

  1. Прочитайте высказывание

Имя существительное – хлеб языка. (Л. Успенский)

Согласны ли вы с данным утверждением?

Верно, в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

СЛАЙД 3

  1. Давайте в этом убедимся на примере одного из стихотворений А.Фета

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.


Прочитайте.

1 вариант посчитает, сколько всего слов в стихотворении

2 вариант- существительных.

Из 22 слов стихотворения – 14 существительных

  1. Комментированное письмо.

Выпишите имена существительные (цепочкой)

  1. Закрепление.

СЛАЙД 4


  1. Дайте определение имени существительного.

Какими грамматическими признаками оно обладает, вы покажите, составив цветок.

Работа в группе.

- У вас на столах лежат лепестки от ромашки, давайте составим 5 красивых цветов. А о красоте будет говорить то, правильно ли вы подберёте к существительному его грамматические признаки, потому что кроме признаков этой части речи вам встретятся и признаки других частей речи.

Проверка: выступающий от группы, выполнившей работу первыми, у остальных проверяют дети из данной группы.

СЛАЙД 5-6

  1. Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут «нарисовать» имена существительные?


Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

(В. Маяковский)


Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

(С. Аксаков)

Назовите имена существительные.

Как же авторам удалось передать всю красоту природы, используя только их?

Значит, в грамматике в понятие «предмет», входят не только предметы, которые можно потрогать, но и что? (эмоции, чувства, движение, события)

СЛАЙД 7


Прочитайте слова К.Паустовского

СЛАЙД 8

  1. Прочитайте слова.

Ребенок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа,  прыжок, кошка, Астана, спектакль


Выпишите только те, которые входят в указанную вашей паре группу:

1 группа названия  лиц    

2 группа названия вещей
3группа названия веществ
4 группа названия живых существ и организмов

5 группа географические названия

6 группа  названия фактов, событий, явлений

7 группа название действий


Проверка

Физминутка

«Солнышко лучистое»

Какие существительные запомнили? К какой группе они относятся?

  1. Работа по учебнику.

а)С. 49 упр. 140

Прочитайте.

Какой литературный приём использовал автор?

Назовите сравнения.

СЛАЙД 9


Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста


Индивидуальная работа. Один за закрытой доской.

Выпишите выделенные имена существительные, определите род и число.

Как определить род имён существительных во мн.числе? (поставить в н.ф.)


б) с.49 упр. 142

Какие слова записали?

Назовите «лишнее» слово по указанным признакам. Докажите.

  1. Проблемная ситуация.


СЛАЙД 10

  1. Определите синтаксическую роль существительного «дерево» в указанных предложениях, разобрав их по членам предложения.

Работа по рядам, трое у доски.



Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


Чем может являться имя существительное в предложении? (подлежащим, дополнением, обстоятельством)

СЛАЙД 11


  1. Прочитайте предложение.

Сосна- хвойное дерево.

Укажите в нём синтаксическую роль существительного «дерево».

В какой форме стоит существительное сосна? Дерево?

Измените предложение, подставив в него глагол. (Сосна является хвойным деревом)

Так как глагол-связка отсутствует, то существительное берёт на себя роль сказуемого.


  1. Рефлексия.

  1. Найдите в пословице и в высказывании Л.Успенского подлежащее и сказуемое, чем они выражены? Почему?

Назовите роль существительного в речи; в предложении.

СЛАЙД 12


  1. Продолжите фразу.

Было интересно…

Было трудно…
Теперь я знаю…

У меня получилось…

  1. Выставление оценок.

  2. Дома. С.50 упр. 143,144







Название документа Урок русского языка.ppt

Хлеб – всему голова
Имя существительное – хлеб языка. 			 			(Л. Успенский)
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ...
Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ...
Какие картины могут «нарисовать» существительные? Вечер. Поле. Огоньки. Дальн...
Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И н...
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать рус...
Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окн...
Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным ство...
Сосна- хвойное дерево.
Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… У меня получилось…
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Хлеб – всему голова
Описание слайда:

Хлеб – всему голова

№ слайда 2 Имя существительное – хлеб языка. 			 			(Л. Успенский)
Описание слайда:

Имя существительное – хлеб языка. (Л. Успенский)

№ слайда 3 Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ноч
Описание слайда:

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. (А. Фет)

№ слайда 4 Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто
Описание слайда:

Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет

№ слайда 5 Какие картины могут «нарисовать» существительные? Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя
Описание слайда:

Какие картины могут «нарисовать» существительные? Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. В.Маяковский

№ слайда 6 Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низк
Описание слайда:

Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. С.Аксаков

№ слайда 7 Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русски
Описание слайда:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. (К.Г. Паустовский)

№ слайда 8 Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно,
Описание слайда:

Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа,  прыжок, кошка, Астана, спектакль

№ слайда 9 Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста
Описание слайда:

Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста

№ слайда 10 Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом
Описание слайда:

Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

№ слайда 11 Сосна- хвойное дерево.
Описание слайда:

Сосна- хвойное дерево.

№ слайда 12 Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… У меня получилось…
Описание слайда:

Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… У меня получилось…

Название документа Физминутка Солнышко лучистое.ppt

1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

роль имени существительного в речи (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данная папка содержит план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Роль имени существительного в речи", а также презентацию к данному уроку. На данном уроке учащиеся начальной школы расширяют представления о роли имени существительного в речи, т.к. мы рассматриваем его значение только как предмет, но не все имена существительные являются осязаемыми предметами.

Также на данном уроке рассматривается роль имени существительного в предложении не только как подлежащего, дополнения или обстоятельства, но и как сказуемого. Эта работа является перспективной работой для следующих уроков русского языка по теме "Имя существительное"

Автор Семыкина Ольга Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2199
Номер материала 25152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓