Игра — разновидность общественной практики, действенное
воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. В ней
моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния,
умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных,
профессиональных и творческих функций. Основная функция педагогической
деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании
проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной
деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
При использовании игровых технологий
в процессе обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы
организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой
развивались бы их способности, особенно творческие. Являясь для учеников
развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в
модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Использование игровых
форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более
качественным, так как:
· игра втягивает в активную
познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и,
тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
· обучение в игре осуществляется
посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида
практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
· игра — свободная деятельность, дающая
возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее
участников;
· игра имеет определенный результат и
стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения
цели;
· в игре команды или отдельные ученики
изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие);
результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей,
выдержки, умений, характера;
· обезличенный процесс обучения в игре
приобретает личностное значение;
· состязательность — неотъемлемая часть
игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает
комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать
предмет;
· в игре всегда есть некое таинство —
неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает
на поиск ответа;
— игра занимает
особое место в системе активного обучения:
она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации
обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Все это
позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это
объясняется следующими особенностями.
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже
тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в
языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и
сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности
заданий — все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую
свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и
благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой
материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже
говорить наравне со всеми. Использование игровых технологий в обучении
способствует выполнению важных методических задач, таких как:
· создание психологической готовности
учащихся к речевому общению;
· обеспечение естественной
необходимости многократного повторения ими языкового материала;
· тренировку учащихся в выборе нужного
речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи
вообще.
Реализация игровых приемов и ситуаций
при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
· дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме игровой задачи;
· учебная
деятельность подчиняется правилам игры;
· учебный материал используется в
качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит дидактическую задачу в игровую;
· успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие
функции:
1. Обучающая
функция заключается
в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений
и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным
языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее
напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как
поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы
обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые
обучающие возможности.
2. Воспитательная
функция заключается
в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по
игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся
вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг
к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как
вежливость.
3. Развлекательная
функция состоит
в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и
необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4. Коммуникативная
функция заключается
в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся,
установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на
взаимодействии на иностранном языке.
6. Релаксационная
функция —
снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при
интенсивном обучении иностранному языку.
7. Психологическая
функция состоит
в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более
эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших
объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический
тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в
игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом
случае речь может идти о ролевой игре).
8. Развивающая
функция направлена
на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных
возможностей личности.
Место игры на уроке и отводимое игре
время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала,
конкретных целей и условий урока и т.д.
Игра несет в себе немалое
нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным,
творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения — способствовать
развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в
решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная
мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения — могут быть
проявлены во время проведения игр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.