Главная / Русский язык и литература / РОЛЬ И МЕСТО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

РОЛЬ И МЕСТО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

РОЛЬ И МЕСТО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Жубаниязова Д.

с. Кулан


Уровень развития компьютерной техники, а также доступность глобальной сети Интернет открывают большие и, безусловно, интересные возможности в обучении языкам.

Проблемы создания и внедрения компьютерных технологий обучения, в т.ч. русскому языку являются сегодня первоочередными из всего спектра социальных и экономических проблем информатизации образования и постоянно обсуждаются. Однако, на наш взгляд, больше говорят о технических возможностях компьютера, о проблемах создания более качественных обучающих программ и пр., чем о роли и месте педагога. Поэтому, считаем актуальным, рассмотреть роль учителя в данных условиях.

Трудно представить себе познание мира без языка. Предметы и явления реальной жизни - это для говорящего нечто обозначаемое, а слова и предложения - нечто обозначающее. Знакомясь с каким-нибудь предметом или явлением, человек, прежде всего, хочет узнать, как это называется. Когда в сознании человека нет изображения, то ему остается только вызубрить предложенный педагогом материал.

В основе программных продуктов заложена возможность за каждым написанным или звучащим словом и предложением видеть конкретные предметы и понятия. Звучание и написание слов непосредственно ассоциируется с их значением через визуальные образы. В отличие от общепринятой методики преподавания русского языка человек, работающий с компьютерной программой, не просто произносит выученные слова и выражения, а связывает их со своими впечатлениями, ощущениями и мыслями, видя соответствующие объекты и ситуации.

Под компьютерными технологиями обучения, по В.В. Давыдову, мы понимаем комплекс психолого-педагогических, методических, программно-технических средств, предназначенных для повышения эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации.

Информационные технологии включают в себя следующие взаимосвязанные компоненты: компьютер с соответствующим программным обеспечением, учебный материал, обучаемый и обучающий.

Эффективность взаимодействия между этими компонентами зависит не только от технических возможностей компьютера; от степени разработки, освоения и внедрения новых компьютерных программ; качества отобранного учебного материала; используемой технологии обучения; типа урока, но и во многом от личности обучаемого и обучающего, т.е. ученика и учителя.

Применение компьютерных технологий в обучении иностранным языкам подразумевает использование компьютерных классов и соответствующих программных комплексов.

Однако следует отметить, что даже сегодня, когда компьютеры вошли во все сферы деятельности современного человека, в обучении русскому языку они занимают далеко не достойное место. Использование компьютеров в обучении русскому языку остается больным вопросом для многих стран бывшего союза, в т.ч. и для Казахстана. Это и недостаточная техническая база, и очень скромный опыт управления этим новым техническим средством обучения.

Заметим также, что компьютеризация создает много проблем психологического, дидактического и методического характера. Одна из самых острых заключается в том, что многие обучающие компьютерные программы по русскому языку составлены, как правило, без учета дидактических принципов, психологических и физиологических особенностей учащихся. В этих условиях резко повышаются требования к личности учителя, к уровню его профессионально-педагогической подготовки.

Новый вид работы требует новых методов, новых умений и навыков. Учителям русского языка нужно перестраивать свою систему преподавания на новую.

Для успешного функционирования необходимо постоянное пополнение багажа знаний, умений, навыков. Здесь учителю одних только знаний русского языка традиционной методики преподавания недостаточно.

Учитель должен не только владеет совокупностью научно-методических знаний и педагогических технологий, но и иметь соответствующее отношение к своей деятельности, обладать высокой культурой и необходимыми личными качествами. Учителя невозможно переучить и никакие знания не будут для него лишними. Стало уже банальным сравнивать учителя с аккумулятором. Но аккумулятор надо периодически подзаряжать. Большую роль в совершенствовании педагогического мастерства играют различные формы повышения квалификации (ИПК, курсы стажировки и пр.).

Самым важным является сегодня, чтобы учителя осмыслили дидактические возможности и специфику применение компьютера в учебном процессе. Ведь современная педагогика придерживается различных, порой диаметрально противоположных точек зрения на роль и место компьютера в учебном процессе: они полностью против использования компьютерных средств обучения, другие явно преувеличивают их возможности. У педагогов не раз менялось мнение о том, для чего нужны компьютеры и как их использовать.

Основными для компьютерного обучения должны быть следующие принципы дидактики: принцип наглядности и развития теоретического мышления, принцип сознательности и творческой активности учащихся, принцип доступности и посильной трудности, принцип коллективного характера обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся.

Педагог должен овладеть соответствующей технологией, переосмыслить создавшуюся ситуацию (проникнуться значимостью), освоит различные модели обучения. Важным является также продуктивный научно-исследовательский и экспериментальный поиск. Разумеется, учителю необходимы базовые знания о компьютере, а также знания функциональных возможностей для решения конкретных задач.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по предъявлению теоретического материала, его отработки и контролю.

В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности. Демонстрационные программы дают возможность получить на дисплее яркие и красочные подвижные иллюстрации к изучаемому материалу. Благодаря разнообразным упражнениям можно добиться многого и потренировать различные виды деятельности: распознавание речи на слух, распознавание письменного текста, тренировка навыков чтения, увеличение активного словарного запаса, совершенствования правописания, тренировка произношения и т.д.

При использовании компьютера в обучении русскому языку первой задачей учителя является убедить обучаемого в том, что процесс обучения легок и доступен для любого человека. Для этого необходимо дать ему возможность самостоятельно попробовать работать с программой: произвольно ознакомиться с темами (экранами), пощелкать мышью на пиктограммы, понять, как перейти от одной к другой теме, как вернуться, как озвучить предметы на экране и поменять языки и т.д.

Полезно дать послушать, как звучит то или иное слово или выражение на русском языке - для многих это смешно и забавно, а с другой стороны появляется желание запомнить, исчезает монотонность простого запоминания - как будто весь мир перед обучаемым.

Очень хорошо на начальном этапе обучения использовать возможность звучания либо мужского, либо женского голоса (ведь у каждого человека способности восприятия устной речи различны). Некоторые учащиеся лучше запоминают материал, когда выбирают музыкальное сопровождение.

Не стоит забывать, что любая программа (при всей ее доступности и забавности) является образовательным средством, при использовании которого предполагается работа мозга пользователя. При этом часто объем предлагаемого материала превышает желание обучаемых напрягаться.

Поэтому второй задачей учителя является умение настроить учащегося на подражание, регулярное повторение и осмысленное запоминание слов и выражений на экране при выполнении предложенных упражнений. Следует помнить, что изучение языка таким образом не должно превращаться в примитивное вызубривание.

Как известно, язык - это не наука, а часть человеческой психики; в него необходимо вжиться, его нужно почувствовать. Поэтому важным является дать ученику почувствовать язык - живую речь на слух, послушать правильное произношение, употребление слов и выражений, построение предложений.

Педагог, работая с компьютерной программой, достаточно быстро заметит, как уходит у обучаемых чувство новизны, игры. Это означает либо превышение дозы запоминания, либо превышение времени занятия.

Поэтому необходимо в каждом случае тщательно подбирать индивидуальный режим работы: не все обучаемые одинаково хорошо владеют компьютером, не каждый способен выдержать одинаковую нагрузку. Специалисты не рекомендуют заниматься у компьютера более полутора часов и давать заучивать большой объем материала за один урок.

Существуют и определенные гигиенические требования, о которых тоже не должен забывать учитель: ученики должны правильно сидеть за компьютером, следя за осанкой, обязательно мыть руки после работы с компьютером; следить, чтобы не уставали глаза и т.д.

Оптимальным вариантом в таком случае является комбинированный урок, на котором компьютерное оборудование взаимосвязано со всеми остальными видами обучения.

В хороших компьютерных образовательных программах у педагога, как правило, обширное поле творческого использования материала. Всегда есть возможность отойти от шаблонности. Ведь педагогу никто не обязывает ни пути обучения, ни жесткие правила работы с компьютером. Можно придумывать массу вариантов работы по различным темам, с экранами, словарями, упражнениями.

Подчеркнем, что кроме этого компьютер дает возможность интересно организовать самостоятельную работу, индивидуализируя процесс усвоения русского языка и выработки умения и навыков его употребления в определенных речевых ситуациях.

Тренировочные программы позволяют последовательно, в оптимальном для обучаемого режиме излагать материал, задавать обучаемым вопросы, аккумулировать полученные ответы, определять/ оценивать уровень усвоения материала, выявляя при этом допущенные ошибки.

Важно также, что компьютер не просто демонстрирует ошибку, но и помогает проанализировать ее, исправить, а это значительно важнее, чем просто выставить оценку.

Отмечая преимущества компьютерного контроля, Н.Н. Хахалева выделяет три момента:

  • экономится время на выявление ошибок учеников за счет анализа результатов;

  • в отличие от традиционного способа контроля компьютерный контроль ведется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей учеников;

  • статистическая обработка результатов работы.

  • после занятия учителю нужно лишь распечатать результаты, чтобы проанализировать работы учеников.

Кроме того, "электронный учитель" обладает неограниченными терпением, безукоризненной памятью, тактом и 100% объективностью, но только не эмоциональностью - он не умеет общаться.

Здесь уместно напомнить еще об одной способности учителя - способность к педагогическому общению. Педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон. Через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности Учителя на личность ученика. То, что происходит между учениками и учителями, никогда не сможет заменить компьютер.

Зачастую на практике происходит именно так: усадив учеников за компьютеры, учитель устраивает себе "выходной" или занимается своими делами.

Не стоит преувеличивать педагогические возможности компьютера. Учитель не должен забывать о своей роли на занятии. Задача учителя - тщательно спланировать занятие, облегчить усвоение материала, контролировать желание и возможность заниматься.

Если мы хотим, чтобы ученики приходили на занятия с удовольствием, мы должны найти способы поддержания необходимой эмоционально-психологической обстановки на занятиях, стимулирующие общение учеников друг с другом и с учителем, рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Не стоит торопить события, пусть ученики усваивают все постепенно, больше качества. Нужно убедить учеников не боятся делать ошибки.

Конечно, компьютер может многое, и с его доступностью многое меняется и еще изменится в методике преподавания русского языка.

Все-таки, каким бы прекрасным техническим средством ни был компьютер, у него все равно есть недостатки.

Один из основных лингвистических недостатков компьютера - предъявление информации только с помощью зрительных образов. Общение человека с машиной осуществляется пока только с помощью графических знаков.

Машина не способна реагировать на правильные по сути, но оригинальные по форме своего изложения ответы учеников, т.е. отличие от тех, которые хранятся в памяти компьютера.

Поэтому и сегодня, и через много лет успех в обучении во многом определяется и будет определятся умелым сочетанием новых компьютерных технологий и педагогических умений, а кроме того, уровнем сформулированности профессионально-педагогической культуры учителя (умением создать мотивацию, эффективно спланировать занятие, создать на уроке соответствующую атмосферу, установить, чему научились ученики, как они усвоили материал и т.д.).

Учитель должен помнить, что "источником профессиональной силы является знание" и стремится к самосовершенствованию. Совершенствование профессионализма означает в данном случае совершенствования обучения языку.

Но социально роль современного учителя уже не умещается в рамках узкого профессионализма. Его роль все больше и больше становится универсальной.

Сегодня уровень квалификации учителя школы определяется уже не только опытом работы, но в существенной мере общеобразовательной, теоретической, культурной подготовкой.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что рассматриваемая проблема, являясь очень актуальной в наши дни, представляется также достаточно спорной и может стать предметом серьезных исследовании.

РОЛЬ И МЕСТО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  • Русский язык и литература
Описание:

РОЛЬ И МЕСТО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Жубаниязова Д.

с. Кулан

 

Уровень развития компьютерной техники, а также доступность глобальной сети Интернет открывают большие и, безусловно, интересные возможности в обучении языкам.

Проблемы создания и внедрения компьютерных технологий обучения, в т.ч. русскому языку являются сегодня первоочередными из всего спектра социальных и экономических проблем информатизации образования и постоянно обсуждаются. Однако, на наш взгляд, больше говорят о технических возможностях компьютера, о проблемах создания более качественных обучающих программ и пр., чем о роли и месте педагога. Поэтому, считаем актуальным, рассмотреть роль учителя в данных условиях.

Трудно представить себе познание мира без языка. Предметы и явления реальной жизни - это для говорящего нечто обозначаемое, а слова и предложения - нечто обозначающее. Знакомясь с каким-нибудь предметом или явлением, человек, прежде всего, хочет узнать, как это называется. Когда в сознании человека нет изображения, то ему остается только вызубрить предложенный педагогом материал.

В основе программных продуктов заложена возможность за каждым написанным или звучащим словом и предложением видеть конкретные предметы и понятия. Звучание и написание слов непосредственно ассоциируется с их значением через визуальные образы. В отличие от общепринятой методики преподавания русского языка человек, работающий с компьютерной программой, не просто произносит выученные слова и выражения, а связывает их со своими впечатлениями, ощущениями и мыслями, видя соответствующие объекты и ситуации.

Под компьютерными технологиями обучения, по В.В. Давыдову, мы понимаем комплекс психолого-педагогических, методических, программно-технических средств, предназначенных для повышения эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации.

Информационные технологии включают в себя следующие взаимосвязанные компоненты: компьютер с соответствующим программным обеспечением, учебный материал, обучаемый и обучающий.

Эффективность взаимодействия между этими компонентами зависит не только от технических возможностей компьютера; от степени разработки, освоения и внедрения новых компьютерных программ; качества отобранного учебного материала; используемой технологии обучения; типа урока, но и во многом от личности обучаемого и обучающего, т.е. ученика и учителя.

Применение компьютерных технологий в обучении иностранным языкам подразумевает использование компьютерных классов  и соответствующих программных комплексов.

Автор Жубаниязова Динара Балтабековна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 399
Номер материала 5412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓