Главная / Музыка / РОЛЬ ХРЕСТОМАТИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ СОЗДАНИЯ.

РОЛЬ ХРЕСТОМАТИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ СОЗДАНИЯ.

Роль хрестоматии в учебной деятельности

и технологии ее создания.

Сейчас, когда устная речь, публичная речь получили широкое распространение, все недостатки нашего образования ярко проявились. И закономерно, что в школах гуманитарного профиля, гимназиях, лицеях, колледжах стала возрождаться риторика, изъятая из системы обучения в конце 20-х — начале 30-х годов. Так как процесс восстановления в своих правах риторики на первом этапе шел несколько стихийно, неподготовлено, неизбежны были издержки этого движения. Например, появилось немало программ под названием «Риторика», в которых фактически речь шла о развитии речи или в лучшем случае об ораторском искусстве. Закономерно, что «за бортом» оставалось многое из того, что было накоплено в прошлом риторикой как учебным предметом.

Предпринимались попытки использовать какое-либо старое пособие конца XIX или начала XX в., несколько модернизировав его.

Многие положения, задания, формулировки, бесспорно, могут в несколько обновленном виде быть использованы и сейчас. Но всегда следует помнить, что каждый учебник — это документ своей эпохи.

Цель хрестоматии — познакомить современного учителя, педагога, студента с тем, что сделано в Росси и в XVIII—XX вв. При этом не следует забывать, что многие русские учебные пособия по давно уже стали библиографической редкостью, сохранились в единичных экземплярах в нескольких наиболее известных фундаментальных библиотеках страны. С некоторыми учебными руководствами можно познакомиться по единственным уникальным экземплярам, которые даже не выдаются в общие читальные залы и не значатся в каталогах библиотек.

В хрестоматии включаются фрагменты из наиболее значимых в культурном отношении и необходимых для учителя работ. Они созданы учеными, которые много думали о великом искусстве слова, об умении ярко и доходчиво излагать свои мысли, умении логично строить текст, аргументировано отстаивать свои убеждения и говорить не только грамотно, но и ярко, выразительно.

Хрестоматия решает несколько задач — помочь современному учителю, ведущему занятия, методисту, стремящемуся найти наиболее совершенные приемы и методы преподавания, автору новых создаваемых в наши дни пособий по риторике. Все это должно поднять уровень преподавания предмета в наши дни.

Курс хоровой литературы — одно из важных звеньев цикла специальных дисциплин, помогающих будущему дирижеру-хоровику в воспитании мировоззрения, овладении практическими знаниями отечественной и зарубежной хоровой литературы. Этот курс, изучаемый на дирижерско-хоровых факультетах (отделениях) средних и высших музыкальных учебных заведений, дает возможность правильно отобрать и применить на практике нужный хоровой репертуар и овладеть необходимыми навыками глубокого теоретического и вокально-хорового анализа. В отличие от аналогичной дисциплины в среднем музыкальном учебном заведении в вузе этот курс «основан на всестороннем изучении и глубоком анализе хорового творчества композиторов различных эпох и стилей и рассматривает творчество Композиторов- с точки зрения проблем хорового письма того или иного времени».

В нашей стране постоянно выходят учебные пособия, авторские и смешанные сборники, в которых публикуются произведения русских композиторов. Достаточно привести в качестве примера выпущенные в последнее время издательством «Музыка»: трехтомное издание «История русской музыки в нотных образцах» (составление и редакция профессора С. Л. Гинзбурга), два выпуска очерков «Русская хоровая литература» под редакцией С. В. Попова, «Хоровая полифония» (составитель К. Дмитриевская), сборники хоровых сочинений С. Дегтярева, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Серова, Д Танеева, С. Рахманинова и др., а также «Хоровой словарь» Н. Романовского, очерки «Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII вв.» С. Скребкова, «Сборник хоровых произведений» (составитель К. Птица, два выпуска); «Русская хоровая литература» (составитель С. Попов, три выпуска). Нехватка в издании произведений русских композиторов восполняется в ряде выпусков серии «Библиотека студента-хормейстера».

Хрестоматия может состоять из двух или нескольких разделов, например:

1) хоровая музыка начала XVIII —начала XIX вв.

2) хоровая музыка XIX — начала XX вв.

Основное внимание в хрестоматиях может быть уделено раннему, менее известному, менее исследованному периоду в истории русской культуры: хоровой музыке начала XVIII в. (петровского времени), сыгравшей большую роль в проникновении в быт торжественных хоровых жанров a cappella (кант, партесная застольная песня, партесный лоровой концерт); хоровой музыке конца XVIII — начала XIX вв. (доглнкинской поры), утвердившей русскую национальную школу и представленной характерными жанрами того времени (оперные хоры в народном духе, хоровые отрывки из музыки к драматическим спектаклям, хоровой концерт a cappella, обработка народной песни для хора с оркестром).

Произведения этого периода, вошедшие в хрестоматию, соответствуют программе курса.

Хоровая музыка XIX — начала XX вв., закрепившая русский национальный стиль и получившая мировую известность, наиболее часто издаваемая и исполняемая, представлена в хрестоматии материалами, дополняющими основной курс, следующими жанрами: оперными хорами, кантатно-ораториальным творчеством и хорами без сопровождения. К числу редкоиздаваемых произведений следует отнести: «Пела, пела пташечка» А. Алябьева, Вступление и фуга М. Глинки, хоры из неоконченных сочинений М. Мусоргского, фуга П. Чайковского, кантата С. Танеева, "Пантелей-целитель" С. Рахманинова, "Ночь" А. Гречанинова, "Подблюдные" И. Стравинского.

Краткие аннотации, помещаемые в примечаниях к произведениям, в какой-то степени помогут преподавателям и студентам в изучении курса русской музыки.

В создании хрестоматии по гуманитарным предметам предполагает размещение отрывков из научных работ,и дает возможность быстрее найти нужный материал, увидеть основные направления в развитии как науки и учебной дисциплины в России на протяжении XVIII — XX вв.

На примере создания хрестоматии по риторике прослеживается структура преподаваемого предмета:

1. Включенные в первый раздел фрагменты из античных риторик дают возможность учителю представить именно истоки риторики как науки и учебной дисциплины, увидеть, что лежало и лежит до сих пор в основании всех риторических систем, вплоть до неориторики современности.

2. На основании представленных материалов появляется возможность практически изучить отечественный опыт преподавания искусства речи. Фрагменты из трудов по риторике лучших ученых России отличаются глубиной, силой и оригинальностью идей, логикой развития авторской мысли и т. д.

3. Всесторонне проанализировав тексты из риторик разного жанра, в том числе и профессионально ориентированных учебников (по духовному, судебному, военному и т.д.красноречию), учитель сможет составить достаточно полное представление о многих слагаемых речевого мастерства и дать наглядный урок широких пределов необходимого просвещения молодого поколения будущих активных граждан России.

4. Завершают хрестоматию фрагменты из статей русских писателей и ученых XX в., таких, как А. Н. Толстой, К. И. Чуковский, К. Г. Паустовский и др., составляющих богатейшее собрание мыслей о красоте, богатстве, выразительности русского слова, что очень важно для каждого, стремящегося овладеть искусством красноречия. Тонкие наблюдения художников слова нашего времени необходимы для всех использующих русскую речь как устно, так и письменно.

5. Помещаемые в хрестоматии образцы руководств об искусстве речи дадут возможность учителю составить самые разнообразные задания методического характера на материале конкретных текстов, которые благодаря этой хрестоматии будут у преподавателя, что называется, постоянно под рукой.

Все вошедшие в хрестоматию отрывки из риторик и работ по риторике XVIII—XX вв.воспроизводятся, как правило, по первопечатным или наиболее авторитетным изданиям, а в тех случаях, когда те или иные учебные руководства имели несколько изданий, по тому, которое получило широкое распространение среди учителей России.

Тексты даются в соответствии с нормами современной орфографии, но при этом сохраняются без изменений написания терминов, принятых тем или иным деятелем отечественного просвещения.

Также в отдельных случаях сохраняется авторское написание примеров и без изменений приводятся цитаты, включенные авторами в текст того или иного руководства. Пунктуация в целом сохраняется авторская, хотя в отдельных случаях (где особенно сильно противоречие с современными правилами) знаки препинания поставлены по нормам нашего времени. Кроме того, уточнена постановка знаков препинания и в тех случаях, когда она носит явно характер опечатки.

Написание иностранных слов, названий, цитат приводятся в том виде, в каком это дано у автора. Это же касается сокращений; отступления сделаны лишь для тех сокращений, которые проходят через всю книгу (с.— страница, г.— год, в.— век и т. п.). Столь же последовательно проведено единое для всех вошедших в хрестоматию текстов авторское выделение отдельных положений и приводимых примеров, а также знака параграфа (авторские выделения передаются разрядкой или в отдельных случаях — полужирным шрифтом, примеры — курсивом, курсивом разрядкой, параграфы введены в текст и выделяются полужирным курсивом). Подзаголовки в названиях, а также слова в текстах, введенные для уточнения автором-составителем, заключены в квадратные скобки.

Особо следует отметить, что многие тексты в хрестоматии могут быть использованы учащимися при изучении риторики. Эти материалы дают возможность более глубоко осмыслить отдельные положения риторики, излагаемые подчас в сжатой форме в новых оригинальных учебниках, которые стали выходить в последние годы (например, учебное пособие «Риторика» для 8—9 кл., подготовленное Н. Н. Кохтевым).

Предлагаемая хрестоматия по казахской хоровой музыке дополняет ранее вышедшие сборники. Она не является антологией по хоровой музыке по курсу хоровой литературы в музыкальных вузах. В нее вошли некоторые яркие редко издаваемые или давно не переиздававшиеся образцы творчества казахских композиторов, представляющие большую художественную ценность, различные по жанрам и стилю. Часть из них ранее не публиковались. Это значительно расширит музыкально-хоровой кругозор студентов и возможность применения ими на практике хорового репертуара.

Хрестоматии по дирижированию хором, курсу чтения хоровых партитур являющихся одним из основных предметов дирижерско-хоровых факультетов, консерваторий, академий музыки и хоровых отделений музыкальных колледжей составляются в соответствии с учебной программой. Главная задача их оказать помощь педагогам в выборе необходимого для работы с учащимися репертуара, что очень важно в воспитании учителей музыки и руководителей хоровых коллективов.


Список используемой литературы

  1. Русская риторика: Хрестоматия автор- составитель Л.К. Граудина.

  2. Хрестоматия по хоровой литературе для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано. Составитель Э. Леонов. Музыка, 1975

  3. Хайкин Б. Беседа о дирижёрском ремесле. М..1984

  4. Птица К. О хоровом дирижировании – в сб. Работа в хоре - М. 1964

  5. Полтавцев И. Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур, ч. 1, гл. 2.- М. 1963



РОЛЬ ХРЕСТОМАТИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ СОЗДАНИЯ.
  • Музыка
Описание:

     Сейчас, когда устная речь, публичная речь получили широкое распространение, все недостатки нашего образования ярко проявились. И закономерно, что в школах гуманитарного профиля, гимназиях, лицеях, колледжах стала возрождаться риторика, изъятая из системы обучения в конце 20-х — начале 30-х годов. Так как процесс восстановления в своих правах риторики на первом этапе шел несколько стихийно, неподготовлено, неизбежны были издержки этого движения. Например, появилось немало программ под названием «Риторика», в которых фактически речь шла о развитии речи или в лучшем случае об ораторском искусстве. Закономерно, что «за бортом» оставалось многое из того, что было накоплено в прошлом риторикой как учебным предметом.

 

             Предпринимались попытки использовать какое-либо старое пособие конца XIX или начала XX в., несколько модернизировав его. 

Автор Команок Юлия Васильевна
Дата добавления 10.04.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 453
Номер материала 59517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓