Роль
дополнительного образования
в
профессиональном определении учащихся.
В российской системе образования сеть учреждений
дополнительного образования детей действует параллельно со школами. Общее
(базовое) образование ценно своей системностью, а дополнительное - возможностью
индивидуализировать процесс социализации ребёнка. Оно предоставляет право
свободного выбора, которое является главным условием определения содержания и
организации педагогической деятельности в предпрофильной подготовке.
Гибкость, мобильность и вариативность дополнительного
образования обеспечивают условия для широкого выбора ребенком вида
деятельности, творческого объединения или педагога, развития социальных
компетенций воспитанников, профессионального самоопределения, создания для
каждого воспитанника ситуации успеха. Это определяет расширение поля общего
образования учащегося в рамках действующей образовательной системы и даёт право
на участие в определении будущей профессии.
Уникальность дополнительного образования состоит в
том, что оно позволяет расширять общие цели образования, так как выводит на значимый
для развивающейся личности уровень индивидуальные образовательные цели. Многообразие
целей дополнительного образования предполагает и многообразие результатов:
позитивные учебные и творческие достижения, освоение учащимися новых видов
деятельности в рамках интересующих предметных областей, социальных ролей;
уровень творческой активности; динамика личностного развития ребёнка; его
успешность в деятельности и образовательном процессе.
Происходящие
изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов
образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием
личности, творческой инициативой, навыков самостоятельного движения в
информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить
и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать
принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов
и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Найти свое место в
мире профессий – процесс длительный, требующий от человека адекватной оценки
собственных возможностей, знаний о своих сильных сторонах, о личностных затруднениях,
овладения культурой самопознания, готовности к постоянному процессу обучения,
профессиональной компетентности.
Все вышесказанное
убеждает в том, что в условиях общеобразовательного учреждения дополнительное
образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального
пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по
интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с
собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным
учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство,
в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную
активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те
способности, которые зачастую остаются невостребованными основным
образованием.
Разнообразие форм
и видов дополнительного образования с учетом запросов детей и родителей,
обеспечение индивидуального темпа обучения, использование инновационных
подходов позволяют системе дополнительного образования активно включаться в
реализацию профильного обучения. Это способствует самоопределению учащихся на
данном этапе жизненного пути и позволяет усилить стартовые возможности
выпускника школы на рынке труда и в получении профессионального образования
Возможно, ребенок
не станет учителем музыки, профессиональным актером, но способы деятельности
(учебные, начальные профессиональные) и опыт, полученный им в разнообразных
видах художественно-эстетической деятельности, является необходимым для
успешной социализации школьников в после школьный период, в получении среднего
специального и высшего профессионального образования, в трудовой деятельности
по специальности, не требующей высокой квалификации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.