Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРоль детали в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс

Роль детали в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс

Скачать материал

Урок литературы в 10 классе по теме:

Тема  урока:   «Роль  детали  в  романе   Ф.М.Достоевского «Преступление и        наказание»

Учитель  литературы  МБОУ «Фощеватовская

   СОШ Волоконовского района  Белгородской  области»   

 

Тип урока: урок – исследование текста

Цели урока:

Образовательные:  

побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения, развитие умений определять роль системы изобразительно-выразительных  средств в их единстве;  обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе на примере создания мультимедийных учебных материалов по произведению с помощью Мicrosoft PowerPoint .

Воспитательная: формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений при оценке поступков героев романа; совершенствование коммуникативных навыков учащихся  при работе в творческих группах; 

Развивающая:  развитие речевой деятельности учащихся при  литературоведческом анализе произведения;  развитие потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации ученика. Развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и информатики.

Задачи урока

1.     Проанализировать значение выбранных учащимися из текста эпизодов, в которых  встречаются различные детали.

2.     Организовать групповую деятельность по обсуждению материала презентаций учащихся, подготовленных к уроку в качестве домашнего задания.

3.     Обеспечить возможность  каждому учащемуся выразить своё  мнение по обсуждаемой проблеме.

Оборудование урока

Компьютер, мультимедиапроектор, презентации по темам сообщений.

 Актуализация учебного материала урока.

       Учащиеся класса разделены  на 5 групп по интересам и получили    домашнее задание:

1.      Выписать в тетрадь примеры использования автором значение деталей  интерьера в комнатах героев;  цветов, используемых в романе;  предметов (топора, денег, часов); определить значение библейских символов: крестики, Библия,  перекресток; выделить и проанализировать действия героев, происходящие на лестницах, описанных в романе.

2.     Составить вопросы по теме презентации (можно с гиперссылками).

 

Ход урока.

I.        Организационный момент.  Постановка целей и задач урока.

Вступительное слово учителя. 
-Известно, как велико значение первой фразы художественного текста – идейного и эстетического камертона всего произведения. 
Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? 
(С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст). 
- Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах? 
(На портретную характеристику героя. Здесь проявляется мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики). 
Словарная работа (запись на доске). 
Художественная деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность, 
частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое  содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего  в качестве детали изображаются предметные подробности,  придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу,  действиям, жесту, речи.  (Детали: каморка, шляпа, темные глаза, тонок, строен…) 
- Как вы думаете, ребята, деталь может выступать в качестве чего-нибудь другого в художественном произведении?  (Да, как символическая деталь). 
Символ (от греч.symbolon – знак, примета) – один из видов тропа, слов, которые получают в художественном тексте кроме своих  основных (словарных, предметных) значений,  еще и новые(переносные). 
- Давайте попытаемся выявить символическое значение деталей в романе. 

 

Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Заключительный урок мы проведем в виде семинара с использованием информационных  технологий. Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: создание презентации по определенной теме.

     По словам Д. С. Лихачёва, роман «Преступление и наказание» не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые вопросы. Ф. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. 

     При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Ф. Достоевского.

Ваше внимательное чтение поможет понять  значение  некоторых деталей романа. 

Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

              (С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).  

            Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?

              ( На условия, в которых живет герой).

Вопрос: Какие детали подчеркивают убогость жилища?

Выступление учащихся 1 группы: Писатель рисует углы,  коморки, обращает внимание читателей на детали.(Презентация «Комнаты героев романа» (см.Приложение)

 

I.                 Комната Раскольникова: три старых стула, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг;  неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях. Главная деталь: всюду отставшие от стены обои. Вместо слово комната – каморка, шкаф, угол, гроб, скорлупа.

II.              Комната Мармеладовых: закоптелая дверь, протянута дырявая простыня;         

      ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол; сальный 

       огарок в железном подсвечнике. Главное качество – комната проходимая.

III.           Комната Сони Мармеладовой:  Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула; Небольшой, простого дерева комод. Главная деталь - тупой угол комнаты, который отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. 

IV.            Комната старухи процентщицы:  Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой;   картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

Задание: Распределить по комнатам героев вещи, предметы интерьера.

1

Комната Раскольникова

а

дырявая простыня

2

Комната Мармеладовых

б

отставшие от стены обои

3

Комната Сони Мармеладовой

в

картинки в желтых рамках

4

Комната старухи процентщицы

г

сальный  огарок в железном подсвечнике

 

 

д

похожа на сарай

е

разбросанное детское тряпье

ж

стол, покрытый синенькой скатертью

з

стол овальной формы перед диваном

и

тупой угол комнаты

к

три старых стула

 

       Слово учителя: Деталей в интерьерах много, но они  приобретают особое значение,   

 когда узнаешь судьбы героев. А судьба героев во многом определена условиями, в

 которых они живут. Получается замкнутый круг. Прежде чем мы рассмотрим детали,

 поговорим о цветах этих деталей. Какое значение у Достоевского имеет цвет?

       Выступление учащихся 2 группы:

      В романе “Преступление и наказание” основным цветом является жёлтый: в комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, само лицо героя во время болезни становится жёлтым, в комнате Сони – желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель из жёлтого дерева, лицо следователя тёмно-жёлтое; в квартире старухи-процентщицы жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова...  

        Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый». В первой части романа его синоним – «жёлчный». Стоит прочитать вслух следующие предложения: «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке». 

        При жизни Достоевского слова «жёлтый» и «жёлчный» писались через «о». Вот что отмечает по этому поводу критик: «...это написание как-то грубее и выразительнее... Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский».

        Если вспомнить, что «жёлтый дом» означало – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром  Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

         Красный цвет – символизирует кровь. Раскольников приносит старухе золотое кольцо с тремя красными камешками, похожими на капельки крови, – отождествляется  с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери.

         Кровь после убийства долго преследовала героя, ему казалось, что все, к чему он прикасается, испачкано кровью.  Цветовая деталь повторяется ещё:  красные  отвороты  на  сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

        Зеленый цвет у Достоевского почти всегда связан с символикой Богородицы - всему миру Заступницы. Зеленый купол церкви из сна Раскольникова прямо соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим (равно как и в самые торжественные). Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, - с головой, и кается, и получает отпущение грехов, и отдает себя "под покров" Богородицы. Это и знак ее нахождения - всегда - под сводом детской церкви Раскольникова.     

         В сцене дачи Раскольникову подаяния на мосту пожилой купчихой и купеческой дочерью с зеленым зонтиком. Здесь как бы протягивается милующая рука из-под купола оставленной им церкви - простить и поддержать  (подаяние протягивается герою после того, как его ударил кучер и народ смеялся над ним). Но Раскольников выбросит подаяние с моста в воду.

       Таким образом, цвета в романе Ф.М. Достоевского выполняют значимую, порой зловещую роль. Автор подчеркивает оттенки вещей постоянно, чтобы усилить впечатление.

       Слово учителя: Зная значение цвета, теперь мы по-другому посмотрим на некоторые вещи. Слово третьей группе о деталях романа.

        Выступление учащихся 3 группы:

 (Рассказ сопровождается презентацией «Детали в романе «Преступление и наказание») (см.Приложение).

       Часы. Отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом – символом времени и мира. Их герой принес в заклад старухе, будто говоря, что капитал правит миром, пожирает деньги и  время. В первом закладе было колечко с красными камушками, во втором – часы.  Кровное родство, и время, и весь мир переходят  во владение   к  миру денег. 

       Деньги. Нельзя не обратить внимание и на то, как часто возникает на  страницах романа упоминание о реальных деньгах.  Лужин сначала  спокойно  пересчитывает  пачки  кредиток, затем,    преисполненный    собственной    значительности,    вручит    Соне «десятирублевый  кредитный  билет»  и  незаметно   опустит   в   её   карман сторублёвую купюру. А потом, на поминках,  он  с  ледяным  спокойствием,  ни разу не дрогнувшим голосом обличает  ни  в  чем  неповинную  Соню  в  краже.
       Часто упоминание о деньгах связано с евангельским   числом  3.   Соня  молча  положит  на  стол  свой   первый «заработок» - 30 целковых, а потом и отцу на похмелье 30  копеек  внесет,  и он, как и раньше Катерина Ивановна, не мог в  эту  минуту  не  ощущать  себя Иудой, который предал Христа за 30 сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч, а  он  потом, покушаясь на её жизнь, её предал.  
          Таким  образом,  деньги  в  романе  тесно связаны  с  мотивом  предательства:  жители  Петербурга  ради  денег  готовы отступиться от своих  духовных ценностей, предать  своих  друзей,  родных  и близких.
        Топор.  В нем  было что-то необычное.  Раскольников убил старуху и ее сестру совсем не тем топором, каким собирался сделать это первоначально. Эта деталь требует к себе особого внимания. На кухне Настасья стирала белье и развешивала его на веревках, и только по этой причине Раскольников был вынужден взять топор не на кухне, а в дворницкой. Сама по себе внешне незначительная, эта подробность становится важной, когда оказывается в окружении других, родственных ей подробностей. Новый топор Раскольникова — это уже не инструмент его воли, его идеи, а подарок, подлог случая-беса («Не рассудок, так бес! — подумал он, странно усмехаясь»). Не случайным выглядит и местоположение каморки, откуда был взят топор: это полуподземное помещение дворницкой. Топор, таким образом, был взят из-под земли, вернее, из-под огромного камня-дома; это своего рода «меч-кладенец», наделенный самостоятельной злой силой.  
         Раскольников не зарубил старуху - процентщицу, а  "опустил"  топор  на «голову обухом». Поскольку убийца намного выше  своей  жертвы,  то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему  в  лицо».  Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую  Лизавету,  одну  из  тех  униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.
         Обсуждение в группах: Какая деталь, вещь играет наиболее значимую роль в романе?

 (ответы на вопросы презентации).

        Слово учителя: Ф.М. Достоевский в христианстве, в Боге видел возможность решения многих социальных проблем: добро и зло, правда и справедливость, общественное лицемерие и гнёт власти, сопротивление ей «маленького» человека - вот основные мотивы, которые углублённо анализируются в романе «Преступление и наказание». В нём явственно дают о себе знать христианские идеи.  Весь роман пропитан христианской лексикой и символикой.  Следующая группа приготовила сообщение о значении библейской символики.

        Выступление учащихся 4 группы:  (Презентация «Христианская символика в романе «Преступление и наказание»)(см.Приложение).   

       Христианские мотивы в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского. «Воскрешение Лазаря», когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в конце романа. Соню спасает вера в бога. В романе присутствуют такие фразы, как "страшный грех", "креста на тебе нет", "тебя бог наказал и дьявол предал".  

      Крест - в христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа.

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.   Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. 

Крест и поругание  видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны. Поэтому люди оказываются связанными друг с другом своими крестами. Часто один человек облегчает участь другого, взяв добровольно чужой крест на себя, как это было с Соней.

Во время убийства старухи-процентщицы появляется  незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается: «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…».

     Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его судьбе.   И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как деталь и как символ: «Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вспомнила. Он сначала не понял вопроса.

      - Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне: « Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекресток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила?»   Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

    - Перекрестись, помолись хоть раз, - дрожащим, робким голосом попросила Соня.

    - О, изволь, это сколько тебе угодно! И от чистого сердца, Соня, от чистого сердца…»

       Таким образом, крест является   важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий. 

      Перекресток  также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику. Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова. И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение». Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением. Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими-то отдельными вспышками, «припадками». И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».

Вопрос к группе: Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?

  «На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный   образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: ибо оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, обрекает ее.

        Слово учителя: События в романе почти всегда происходят в помещениях, стены и потолки которых теснят, давят, подчеркивая границы возможностей героев. Мы узнали об интерьерах помещений героев. Фоном и участницей событий часто выступает    лестница. И учащиеся  из пятой группы дадут нам характеристику событий на лестнице.

       Выступление учащихся 5 группы с презентацией (см.Приложение):      Лестницы - это особое место романа. Христианская семантика лестницы связана с духовным восхождением. В романе по лестницам постоянно то поднимаются, то спускаются вниз. Это создает   движений героев параллельно с их житейскими проблемами. «Лестница была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был не опасен» , «В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь  не притворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла,   но дверь не притворяла». Самые важные моменты напряжений  или колебаний происходят на лестницах. Герой поднимается и спускается по лестнице  48 раз.

(ответы на вопросы презентации).

Вывод: весь роман построен как восхождение и нисхождение.

Заключительное слово учителя:

        На уроке мы дали характеристику многим деталям.

        Вопрос: зачем Ф.Достоевский использовал этот прием?

  1.  Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое значение  эпизода или всего произведения.   

  2.  Кроме прямого вещественного значения какую   детали еще выполняют символическое значение, которое помогает понять иное значение вещей.  

       Рефлексия 
- Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии психологии своих героев? 
(Пейзаж, художественная деталь, символы, персонажи, портретная характеристика…) 
Вывод: Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности. Каждое лицо как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения, идеологических вопросов, которые его мучают. 
- Закончите фразу: « Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и духовности». (А.Д.Дейкина) 

 Большое спасибо всем за плодотворную работу!

 

      Домашнее задание: Выписать значение имен героев романа, объяснить значение фамилий. Сопоставить полученный  результат с  образами героев. Соответствуют ли значения имен персонажам романа?

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль детали в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема  урока:   «Роль  детали  в  романе   Ф.М.Достоевского «Преступление и        наказание»

Учитель  литературы  МБОУ «Фощеватовская

   СОШ Волоконовского района  Белгородской  области»    

 

Тип урока: урок – исследование текста

Цели урока:

Образовательные:  

побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения, развитие умений определять роль системы изобразительно-выразительных  средств в их единстве;  обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе на примере создания мультимедийных учебных материалов по произведению с помощью Мicrosoft PowerPoint .

Воспитательная: формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений при оценке поступков героев романа; совершенствование коммуникативных навыков учащихся  при работе в творческих группах;  

Развивающая:  развитие речевой деятельности учащихся при  литературоведческом анализе произведения;  развитие потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации ученика. Развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и информатики.

Задачи урока:  

1.Проанализировать значение выбранных учащимися из текста эпизодов, в которых  встречаются различные детали.

2.Организовать групповую деятельность по обсуждению материала презентаций учащихся, подготовленных к уроку в качестве домашнего задания.

3.Обеспечить возможность  каждому учащемуся выразить своё  мнение по обсуждаемой проблеме.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1091
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1864
    • DOCX 5.9 мбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Носуленко Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Носуленко Ирина Владимировна
    Носуленко Ирина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3604
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе