Главная / Русский язык и литература / Роль бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

Роль бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Урок русского языка...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...
ЭПИГРАФ урока: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно...
Тип урока: * http://aida.ucoz.ru * Обобщающее повторение по теме. http://aida...
Цели урока: * http://aida.ucoz.ru * обобщить знания по теме «Бессоюзное слож...
Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в ...
Перед вами отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики». Найдите БСП, по...
Словарик АСПИД– род ядовитой змеи АСПИДНЫЙ – черный цвет слоистого минерала....
– Какова тема отрывка? – На сколько частей можно разделить текст? Объясните, ...
– Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на три части?...
Словарная работа КонтрастНЫЙ контраст Противоположность Противопоставление Пр...
– Почему употребляются БСП? * http://aida.ucoz.ru * Употребление БСП связано ...
Лингвистический эксперимент. * http://aida.ucoz.ru * В тексте вместо трех ра...
Каков вывод? – Мы узнали, что бессоюзная связь в данном тексте – удачное сред...
Беседа. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные ...
Тема отрывка ? (Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динами...
* http://aida.ucoz.ru * Употребление бессоюзных сложных предложений, содержащ...
– Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значен...
Лингвистический эксперимент. Измененный текст: Сильный ветер внезапно загудел...
Вывод эксперимента: Увидели преимущества бессоюзной связи перед синонимичной ...
– Чем интересно предложение из повести Н.Гоголя «Невский проспект»? На Невско...
Объясните, как «работает» двоеточие при бессоюзной связи, помогая создать ст...
Лингвистический эксперимент. – Следующие отрывки из романа М.Лермонтова очень...
Словарик ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира, ресторана на Кавказе и ...
– Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП....
– Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более ум...
В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых...
Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями реч...
Заключение. Сегодня на уроке в мы видели, каковы преимущества БСП перед сино...
– Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их пр...
Домашнее задание: * http://aida.ucoz.ru * Напишите сочинение-миниатюру на тем...
* http://aida.ucoz.ru * Спасибо за работу на уроке!!! http://aida.ucoz.ru
1 из 32

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Урок русского языка в
Описание слайда:

РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА ЧИКШИНО-2012

№ слайда 2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Описание слайда:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ЧИКШИНО» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ТЕМА: «РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ» http://aida.ucoz.ru * УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА 2012 http://aida.ucoz.ru

№ слайда 3 ЭПИГРАФ урока: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно то
Описание слайда:

ЭПИГРАФ урока: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К.Паустовский. * * http://aida.ucoz.ru http://aida.ucoz.ru

№ слайда 4 Тип урока: * http://aida.ucoz.ru * Обобщающее повторение по теме. http://aida.uc
Описание слайда:

Тип урока: * http://aida.ucoz.ru * Обобщающее повторение по теме. http://aida.ucoz.ru

№ слайда 5 Цели урока: * http://aida.ucoz.ru * обобщить знания по теме «Бессоюзное сложное
Описание слайда:

Цели урока: * http://aida.ucoz.ru * обобщить знания по теме «Бессоюзное сложное предложение (БСП)», 2) выяснить свойства БСП в художественном тексте, 3) формировать навыки и умения определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения, 4) ОТРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ГИА-2012. http://aida.ucoz.ru

№ слайда 6 Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в худ
Описание слайда:

Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. –Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова * http://aida.ucoz.ru * Интересно, своеобразно, Подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. Я теперь учёная! http://aida.ucoz.ru

№ слайда 7 Перед вами отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики». Найдите БСП, подче
Описание слайда:

Перед вами отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики». Найдите БСП, подчеркните в них основы. Песчаная дорога перешла косогор; стрельчатые молодые елки аспидно-синими пальцами своими полезли в коляску, пошли хвататься за колеса и царапать лошадей. В темной тишине глубокого бора истомно нависла сладкая жара; сосны раздышались смолистой ленью. Высоко вверху белые легкие облачка вольготно несутся по синему небу. Хорошо им там расплываться и таять в холодных седых просторах: век не знают ни усталости, ни жары; а тут четверка вороных в кровь избилась; фыркают кони и отмахиваются плетеными хвостами от гудящих оводов. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 8 Словарик АСПИД– род ядовитой змеи АСПИДНЫЙ – черный цвет слоистого минерала. *
Описание слайда:

Словарик АСПИД– род ядовитой змеи АСПИДНЫЙ – черный цвет слоистого минерала. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 9 – Какова тема отрывка? – На сколько частей можно разделить текст? Объясните, поч
Описание слайда:

– Какова тема отрывка? – На сколько частей можно разделить текст? Объясните, почему? Поездка в знойный летний день. 1-я – глубокий бор, жара; 2-я – легкие облачка в небесной дали; 3-я – страдание лошадей от жары. * http://aida.ucoz.ru * На 3 части: http://aida.ucoz.ru

№ слайда 10 – Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на три части? Пр
Описание слайда:

– Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на три части? Прием контраста 1, 3 и 2 частей. В 1 и 3 – елки мешают проезду коляски, царапают лошадей; нависла сладкая жара, природа лениво дремлет; во 2 же части – белые легкие облачка вольготно несутся в обгон, тают в холодных просторах, не знают ни усталости, ни жары. То есть контраст поддерживается лексическим и морфологическим уровнями. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 11 Словарная работа КонтрастНЫЙ контраст Противоположность Противопоставление Проти
Описание слайда:

Словарная работа КонтрастНЫЙ контраст Противоположность Противопоставление Противоположный * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 12 – Почему употребляются БСП? * http://aida.ucoz.ru * Употребление БСП связано с т
Описание слайда:

– Почему употребляются БСП? * http://aida.ucoz.ru * Употребление БСП связано с темой художественного текста: Однотонная перечислительная интонация, употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору, показывают страдания измученных лошадей; в то же время в БСП передается и состояние природы, которая находится в покое, статике, дремоте, истоме. http://aida.ucoz.ru

№ слайда 13 Лингвистический эксперимент. * http://aida.ucoz.ru * В тексте вместо трех разве
Описание слайда:

Лингвистический эксперимент. * http://aida.ucoz.ru * В тексте вместо трех развернутых БСП появилось восемь простых предложений. Текст прочитывается легко, со множеством пауз, Исчезла интонация монотонности, перечисления, утратилось ощущение медленного движения 3 8 http://aida.ucoz.ru

№ слайда 14 Каков вывод? – Мы узнали, что бессоюзная связь в данном тексте – удачное средств
Описание слайда:

Каков вывод? – Мы узнали, что бессоюзная связь в данном тексте – удачное средство описания поездки в летнюю жару, способную замедлять движение. БСП помогают созданию цельной картины состояния природы из отдельных деталей. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 15 Беседа. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные кап
Описание слайда:

Беседа. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. – Подумайте, чем отличается следующий отрывок из рассказа И.Тургенева «Бирюк» от ранее рассмотренного. Подчеркните грамматические основы. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 16 Тема отрывка ? (Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамична
Описание слайда:

Тема отрывка ? (Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамичная, с быстро сменяющими друг друга действиями.) – Что способствует созданию динамичности? * http://aida.ucoz.ru * 1.Шишкин и.и. Перед грозой. 2.Васильев Ф.А. Перед дождём. http://aida.ucoz.ru

№ слайда 17 * http://aida.ucoz.ru * Употребление бессоюзных сложных предложений, содержащих
Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * Употребление бессоюзных сложных предложений, содержащих ряд глаголов со значением начала действия»: загудел, забушевали, застучали, зашлепали, сверкнула + наречия: внезапно, резко. Все эти средства – и лексические, и синтаксические – передают усиление, напряженность, динамику действий. Однородные члены предложения? http://aida.ucoz.ru

№ слайда 18 – Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением
Описание слайда:

– Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением между частями? Сложносочиненным предложениям. * http://aida.ucoz.ru * С С П http://aida.ucoz.ru

№ слайда 19 Лингвистический эксперимент. Измененный текст: Сильный ветер внезапно загудел в
Описание слайда:

Лингвистический эксперимент. Измененный текст: Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния... – Замените бессоюзную связь союзной. * http://aida.ucoz.ru * исчезли динамичность, напряженность Что изменилось? http://aida.ucoz.ru

№ слайда 20 Вывод эксперимента: Увидели преимущества бессоюзной связи перед синонимичной сою
Описание слайда:

Вывод эксперимента: Увидели преимущества бессоюзной связи перед синонимичной союзной. С помощью бессоюзных предложений создается динамичная, напряженная картина. Динамичная подвижная- живая- манёвренная * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 21 – Чем интересно предложение из повести Н.Гоголя «Невский проспект»? На Невском п
Описание слайда:

– Чем интересно предложение из повести Н.Гоголя «Невский проспект»? На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых мундирах. * http://aida.ucoz.ru * Предложение необычное, неожиданное сопоставление рождает иронию, смех. в чём необычность? http://aida.ucoz.ru

№ слайда 22 Объясните, как «работает» двоеточие при бессоюзной связи, помогая создать столь
Описание слайда:

Объясните, как «работает» двоеточие при бессоюзной связи, помогая создать столь необычное сопоставление. Уже в первой части БСП отметим неожиданное употребление наречия , потому что весна вдруг не наступает. Это вызывает иронию. Сопоставление : вторая часть БСП раскрывает содержание первой. Сопоставление выражается метафорой и порождает авторскую иронию: * http://aida.ucoz.ru * вдруг Невский проспект весной покрывается не зелеными листьями, а... зелеными вицмундирами, точнее, чиновниками. http://aida.ucoz.ru

№ слайда 23 Лингвистический эксперимент. – Следующие отрывки из романа М.Лермонтова очень ва
Описание слайда:

Лингвистический эксперимент. – Следующие отрывки из романа М.Лермонтова очень важны для нашей работы. Анализируя в них БСП, мы попытаемся открыть еще несколько свойств этих сложных синтаксических конструкций в художественной речи. Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле. – Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 24 Словарик ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира, ресторана на Кавказе и на
Описание слайда:

Словарик ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира, ресторана на Кавказе и на Ближнем Востоке. – Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употребленные в этом отрывке? * http://aida.ucoz.ru * спп http://aida.ucoz.ru

№ слайда 25 – Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Чт
Описание слайда:

– Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Что для этого нужно сделать? * http://aida.ucoz.ru * Подставить соответствующие союзы причины. Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски... http://aida.ucoz.ru

№ слайда 26 – Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более умест
Описание слайда:

– Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему? – Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными СПП писал еще М.Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». * http://aida.ucoz.ru * придают речи Печорина живой, непринужденный характер.) http://aida.ucoz.ru

№ слайда 27 В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых со
Описание слайда:

В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых соединены определенной интонацией, переданной на письме с помощью тире. Каковы смысловые отношения между частями этих предложений? – Да! такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. <...> Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать. <...> И тогда в груди моей родилось отчаяние... * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 28 Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями речь г
Описание слайда:

Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями речь героя становится экспрессивной, выразительной. Таким образом, анализируя отрывок «Дневника Печорина», а именно – его синтаксическую структуру, мы обращали внимание на употребление БСП, которые дают возможность сделать речь героя лаконичной, эмоциональной.

№ слайда 29 Заключение. Сегодня на уроке в мы видели, каковы преимущества БСП перед синоним
Описание слайда:

Заключение. Сегодня на уроке в мы видели, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями. Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений? Живой, непринужденный характер речи героя («Журнал Печорина»); динамичность действия («Бирюк» И.Тургенева), создание цельной картины из отдельных деталей (отрывок повести Б.Садовского «Лебединые клики»).) * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 30 – Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при с
Описание слайда:

– Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при создании своих произведений. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

№ слайда 31 Домашнее задание: * http://aida.ucoz.ru * Напишите сочинение-миниатюру на тему:
Описание слайда:

Домашнее задание: * http://aida.ucoz.ru * Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?» Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Пушкин «Евгений Онегин» http://aida.ucoz.ru

№ слайда 32 * http://aida.ucoz.ru * Спасибо за работу на уроке!!! http://aida.ucoz.ru
Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * Спасибо за работу на уроке!!! http://aida.ucoz.ru

Роль бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.
  • Русский язык и литература
Описание:

Работа призвана показать умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки.

Специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что эта работа позволяет обнаружить уровень речевой компетенции в двух аспектах - теоретическом и практическом.

Выделен  раздел  синтаксиса  (науки о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса  в работе  была тема «Бессоюзное сложное предложение».

Использование ИКТ позволяет   охватить большой объём материала , усилить мотивацию обучения, повысить качество усвоения изучаемого материала, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Автор Суббот Зинаида Семёновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 510
Номер материала 36846
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓