Роль
современного руководителя школьного музея в духовно – нравственном воспитании
подрастающего поколения
«Кто владеет прошлым,
Тот
владеет настоящим,
Кто
владеет настоящим,
Тот
владеет будущим»
Л.П.
Гумилев
Создание
и функционирование школьного музея является не самоцелью, а инструментом
обучения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. К
руководителю школьного музея в настоящее время предъявляются серьезные
требования Прошли те времена, когда при слове музей у некоторых невольно
возникала картинка склада с экспонатами, покрытыми пылью. А в центре -
работница музея в очках с толстенными стеклами. Она что- то переписывает от
руки, что – то перелистывает, или приклеивает пожелтевшие фотографии к
самодельному стенду Современный руководитель музея – это, как правило,
образованный с высоким интеллектом, человек, виртуозно владеющий, словом и
слогом. Эта творческая личность, склонная к научным изысканиям, обладающая
ораторским даром, писательским и оформительским талантом, шагающая в ногу со
временем, а значит и на: «ты», с электронной техникой. Скрупулезность,
дотошность в хорошем смысле слова, поиск истины, стремление досконально постичь
предмет исследования, приверженность к систематизации и логике во всем - и
это тоже он, современный руководитель школьного музея . Повести за собой ,
увлечь изучением прошлого, пониманием настоящего , способен человек, с
развитыми высоконравственными качествами, болеющий душой за наше будущее,
а значит и детям способен привить эти качества, которые постепенно у нашей
молодежи вытесняются желанием только материального благополучия любой ценой.
Школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе
признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского
клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного
воздействия на умы и души детей и подростков. Попадая первый раз в наш
школьный, музей все первоклашки с восторгом и удивлением восклицают: «Ой как
интересно! Ой, а что это такое?» Понятно, что первая экскурсия бывает
обзорной. На ней они впервые сталкиваются с атрибутами школьной жизни 50-х
70-х годов. В музее, где можно, посидеть за старой школьной партой и
попробовать писать перьевой ручкой; постоять рядом с манекенами в пионерской
форме, постучать на барабане и подудеть в пионерский горн , построчить на
старой швейной машинке или покрутить арифмометры , послушать старые песни на
пластинках и поделать
еще много других не знакомых , но очень интересных дел, дети близко
сталкиваются с историей своей школы, с историей своей малой родины. После
этого Им хочется вновь прийти в музей. А вот здесь – то и начинается работа
руководителя музея. Надо не упустить момент, когда дети захотели соприкоснуться
с нашим прошлым. Мы можем, воздействуя на тонкие струны их души постепенно
извлечь от туда глубокую , серьезную музыку. Детям очень нравится играть в пионеров.
Наблюдая за ними, легко понять, как тонко и мудро коммунистической партией проводилась
идеологическая работа с подрастающим поколением . Через игру, постепенно
дети проникались нравственными идеями того времени. Искренне считали, что
живут в самой счастливой стране. А ведь это так важно быть патриотом своей
Родины. Вспомните слова из клятвы и торжественного обещания юных пионеров :
Любить Родину, хорошо учиться , уважать старших , заботиться о младших . Теперь,
когда утеряны идеалы прошлого, а новая национальная идея до сих пор не
придумана, нельзя потерять подрастающее поколение нашего народа. . . В музее
созданы все условия для освоения учащимися духовных и культурных ценностей
родного края через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у детей и
молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно нравственных и
социальных ценностей, формирование у них гордости за родное отечество. Не
надо считать современное поколение потерянным. Казалось бы столько негатива льется
с экранов телевидения, а наши дети наподобие . цветов, пробивающихся сквозь
грубый асфальт, тянутся к доброму и прекрасному. Большое значение придается
участию в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как основы
формирования творческой личности . Участвуя в поисково- собирательской работе,
ребята постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему
они изучают.. Встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами
помогают им узнать историю и проблемы родного края «изнутри» , понять, как
много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Этот
воспитывает уважение к памяти прошлых поколений и земляков, бережное отношение
к природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему
отечеству. Им очень интересны музейные уроки и о загадках Байкала и о
деревянных кружевах Слюдянки . С каким вниманием и состраданием слушают они
рассказы детей войны –педагогов нашей школы, задают удивительные вопросы,
посещая традиционные краеведческие гостиные , Главное отличие
образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея
заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта
музейной деятельности, а как активный создатель Им очень нравится
собирать и систематизировать старые фотографии, брать интервью у педагогов
– ветеранов. Восхищаюсь, с каким упорством они оцифровывают каждый значок,
переписывают каждый экспонат, трудятся над созданием новых стендов. Школьный
музей-это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной
творческой работы всего коллектива педагогов и учащихся. А потому проведение
интегрированных мероприятий является изюминкой нашего музея.. При проведении
совместных мероприятий с музыкальными работниками школы мы одновременно
задействуем и эстетический потенциал наших школьников . С помощью музейной
педагогики , через прикосновение с прошлым , мы строим наше будущее. А оно
будет таким, каким мы воспитаем подрастающее поколение. Юные активисты
музея- это хранители памяти. Это их выбор, их право, их обязанность.
Любой музей должен жить для школьного сообщества, в его интересах,
удовлетворять потребности ребят в дополнительном знании, глубоком понимании
своей истории, культуры, героического прошлого, чтобы во взрослую жизнь входили
настоящие граждане и патриоты , Люди будущего, люди образованные , а главное
порядочные, добрые и высоконравственные
Лунева Е.В. Руководитель краеведческого
музея «Магистраль в будущее» школы-интерната №23 , г.Слюдянки Иркутской
области
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.