Главная / Директору-завучу / Роль руководителя школьного музея в духовно -нравственном воспитании подрастающего поколения

Роль руководителя школьного музея в духовно -нравственном воспитании подрастающего поколения

Роль современного руководителя школьного музея в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения

«Кто владеет прошлым,

Тот владеет настоящим,

Кто владеет настоящим,

Тот владеет будущим»

Л.П. Гумилев

Создание и функционирование школьного музея является не самоцелью, а инструментом обучения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. К руководителю школьного музея в настоящее время предъявляются серьезные требования Прошли те времена, когда при слове музей у некоторых невольно возникала картинка склада с экспонатами, покрытыми пылью. А в центре - работница музея в очках с толстенными стеклами. Она что- то переписывает от руки, что – то перелистывает, или приклеивает пожелтевшие фотографии к самодельному стенду Современный руководитель музея – это, как правило, образованный с высоким интеллектом, человек, виртуозно владеющий, словом и слогом. Эта творческая личность, склонная к научным изысканиям, обладающая ораторским даром, писательским и оформительским талантом, шагающая в ногу со временем, а значит и на: «ты», с электронной техникой. Скрупулезность, дотошность в хорошем смысле слова, поиск истины, стремление досконально постичь предмет исследования, приверженность к систематизации и логике во всем - и это тоже он, современный руководитель школьного музея . Повести за собой , увлечь изучением прошлого, пониманием настоящего , способен человек, с развитыми высоконравственными качествами, болеющий душой за наше будущее, а значит и детям способен привить эти качества, которые постепенно у нашей молодежи вытесняются желанием только материального благополучия любой ценой. Школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Попадая первый раз в наш школьный, музей все первоклашки с восторгом и удивлением восклицают: «Ой как интересно! Ой, а что это такое?» Понятно, что первая экскурсия бывает обзорной. На ней они впервые сталкиваются с атрибутами школьной жизни 50-х 70-х годов. В музее, где можно, посидеть за старой школьной партой и попробовать писать перьевой ручкой; постоять рядом с манекенами в пионерской форме, постучать на барабане и подудеть в пионерский горн , построчить на старой швейной машинке или покрутить арифмометры , послушать старые песни на пластинках и поделать еще много других не знакомых , но очень интересных дел, дети близко сталкиваются с историей своей школы, с историей своей малой родины. После этого Им хочется вновь прийти в музей. А вот здесь – то и начинается работа руководителя музея. Надо не упустить момент, когда дети захотели соприкоснуться с нашим прошлым. Мы можем, воздействуя на тонкие струны их души постепенно извлечь от туда глубокую , серьезную музыку. Детям очень нравится играть в пионеров. Наблюдая за ними, легко понять, как тонко и мудро коммунистической партией проводилась идеологическая работа с подрастающим поколением . Через игру, постепенно дети проникались нравственными идеями того времени. Искренне считали, что живут в самой счастливой стране. А ведь это так важно быть патриотом своей Родины. Вспомните слова из клятвы и торжественного обещания юных пионеров : Любить Родину, хорошо учиться , уважать старших , заботиться о младших . Теперь, когда утеряны идеалы прошлого, а новая национальная идея до сих пор не придумана, нельзя потерять подрастающее поколение нашего народа. . . В музее созданы все условия для освоения учащимися духовных и культурных ценностей родного края через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родное отечество. Не надо считать современное поколение потерянным. Казалось бы столько негатива льется с экранов телевидения, а наши дети наподобие . цветов, пробивающихся сквозь грубый асфальт, тянутся к доброму и прекрасному. Большое значение придается участию в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как основы формирования творческой личности . Участвуя в поисково- собирательской работе, ребята постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают.. Встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают им узнать историю и проблемы родного края «изнутри» , понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Этот воспитывает уважение к памяти прошлых поколений и земляков, бережное отношение к природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему отечеству. Им очень интересны музейные уроки и о загадках Байкала и о деревянных кружевах Слюдянки . С каким вниманием и состраданием слушают они рассказы детей войны –педагогов нашей школы, задают удивительные вопросы, посещая традиционные краеведческие гостиные , Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель Им очень нравится собирать и систематизировать старые фотографии, брать интервью у педагогов – ветеранов. Восхищаюсь, с каким упорством они оцифровывают каждый значок, переписывают каждый экспонат, трудятся над созданием новых стендов. Школьный музей-это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы всего коллектива педагогов и учащихся. А потому проведение интегрированных мероприятий является изюминкой нашего музея.. При проведении совместных мероприятий с музыкальными работниками школы мы одновременно задействуем и эстетический потенциал наших школьников . С помощью музейной педагогики , через прикосновение с прошлым , мы строим наше будущее. А оно будет таким, каким мы воспитаем подрастающее поколение. Юные активисты музея- это хранители памяти. Это их выбор, их право, их обязанность. Любой музей должен жить для школьного сообщества, в его интересах, удовлетворять потребности ребят в дополнительном знании, глубоком понимании своей истории, культуры, героического прошлого, чтобы во взрослую жизнь входили настоящие граждане и патриоты , Люди будущего, люди образованные , а главное порядочные, добрые и высоконравственные

Лунева Е.В. Руководитель краеведческого музея «Магистраль в будущее» школы-интерната №23 , г.Слюдянки Иркутской области





Роль руководителя школьного музея в духовно -нравственном воспитании подрастающего поколения
  • Директору-завучу
Описание:

Создание и функционирование школьного музея является не самоцелью, а инструментом обучения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. К руководителю школьного музея в настоящее время предъявляются серьезные требования Прошли те времена, когда при слове музей у некоторых невольно возникала картинка склада с экспонатами, покрытыми пылью. А в центре - работница музея в очках с толстенными стеклами. Она что- то переписывает от руки, что – то перелистывает, или приклеивает пожелтевшие фотографии к самодельному стенду Современный руководитель музея – это, как правило, образованный с высоким интеллектом, человек, виртуозно владеющий, словом и слогом. Эта творческая личность, склонная к научным изысканиям, обладающая ораторским даром, писательским и оформительским талантом, шагающая в ногу со временем, а значит и на: «ты», с электронной техникой. Скрупулезность, дотошность в хорошем смысле слова, поиск истины, стремление досконально постичь предмет исследования, приверженность к систематизации и логике во всем - и это тоже он, современный руководитель школьного музея .

Автор Лунева Елена Валерьевна
Дата добавления 12.11.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 385
Номер материала MA-062200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓