Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыРоль руководителя школьного музея в духовно -нравственном воспитании подрастающего поколения

Роль руководителя школьного музея в духовно -нравственном воспитании подрастающего поколения

Скачать материал

Роль современного руководителя школьного музея в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения

                                                                                                               «Кто владеет прошлым,

Тот владеет настоящим,

Кто владеет настоящим,

Тот владеет будущим»

Л.П. Гумилев

            Создание и функционирование школьного музея  является не самоцелью, а инструментом  обучения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.  К руководителю школьного музея в настоящее время  предъявляются серьезные требования  Прошли те времена, когда при слове музей у некоторых невольно возникала картинка склада с экспонатами, покрытыми  пылью. А   в центре - работница музея в очках с толстенными стеклами. Она   что- то переписывает от руки,  что – то перелистывает, или приклеивает пожелтевшие фотографии к самодельному стенду  Современный руководитель музея – это,  как правило,  образованный  с высоким интеллектом, человек,  виртуозно владеющий,    словом и слогом.  Эта творческая личность, склонная к научным изысканиям,  обладающая ораторским даром,  писательским  и оформительским талантом, шагающая в ногу со временем, а значит  и на: «ты», с электронной техникой.  Скрупулезность, дотошность в хорошем смысле слова, поиск истины, стремление досконально постичь предмет исследования, приверженность к систематизации и логике во всем -   и это тоже он, современный руководитель школьного музея .   Повести за собой , увлечь     изучением  прошлого, пониманием настоящего ,  способен человек,  с развитыми   высоконравственными качествами,    болеющий  душой за наше  будущее, а значит и  детям способен привить эти качества, которые постепенно у нашей молодежи  вытесняются желанием только   материального благополучия любой ценой. Школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.  Попадая первый раз в наш школьный,  музей  все первоклашки  с восторгом и удивлением восклицают: «Ой как интересно!  Ой, а  что это такое?» Понятно, что первая экскурсия бывает обзорной. На ней  они впервые сталкиваются с атрибутами школьной жизни 50-х 70-х годов.   В музее, где можно, посидеть   за старой школьной партой и попробовать писать перьевой ручкой;  постоять рядом с  манекенами  в пионерской форме, постучать на барабане  и подудеть в пионерский горн , построчить на старой швейной машинке или покрутить арифмометры , послушать старые песни на пластинках и  поделать еще много других не знакомых , но очень интересных дел, дети близко сталкиваются  с историей своей школы, с историей своей малой родины.     После этого Им хочется вновь прийти в музей.  А вот здесь – то и начинается  работа руководителя музея. Надо не упустить момент, когда дети захотели соприкоснуться с нашим прошлым.  Мы можем, воздействуя на тонкие струны их души постепенно извлечь от туда глубокую , серьезную музыку.   Детям очень нравится играть  в пионеров.   Наблюдая за ними, легко понять, как тонко и мудро коммунистической партией проводилась  идеологическая  работа с  подрастающим  поколением .   Через игру, постепенно дети проникались нравственными идеями   того времени. Искренне считали, что живут в самой счастливой стране.  А ведь это так важно быть патриотом своей Родины. Вспомните слова из клятвы и торжественного обещания юных пионеров : Любить Родину, хорошо учиться ,  уважать старших , заботиться о младших . Теперь, когда утеряны идеалы прошлого, а новая национальная идея до сих пор не придумана, нельзя потерять подрастающее  поколение нашего народа. . .    В музее созданы все условия для освоения  учащимися  духовных и культурных ценностей родного края через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей, формирование  у них гордости за родное отечество.  Не надо считать современное поколение потерянным.  Казалось бы столько негатива  льется с экранов телевидения, а наши дети наподобие  . цветов, пробивающихся сквозь грубый  асфальт, тянутся к доброму и прекрасному. Большое значение придается участию в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как основы формирования творческой личности . Участвуя в поисково- собирательской работе, ребята  постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают..  Встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают им  узнать  историю и проблемы родного края «изнутри» , понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Этот воспитывает уважение  к памяти прошлых поколений и земляков, бережное отношение к природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему отечеству. Им очень интересны музейные уроки и о загадках Байкала и о деревянных кружевах Слюдянки .  С каким вниманием и  состраданием слушают они рассказы детей войны –педагогов нашей школы, задают удивительные  вопросы, посещая традиционные краеведческие гостиные , Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель Им очень нравится собирать    и систематизировать  старые фотографии, брать интервью у педагогов – ветеранов.   Восхищаюсь, с каким упорством они оцифровывают каждый значок, переписывают каждый экспонат, трудятся над созданием новых стендов. Школьный музей-это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы всего коллектива педагогов и учащихся. А потому проведение интегрированных мероприятий является изюминкой нашего музея.. При проведении совместных мероприятий   с музыкальными работниками школы мы одновременно задействуем   и эстетический потенциал наших школьников . С помощью музейной педагогики  , через прикосновение с прошлым , мы строим наше будущее. А оно будет таким, каким мы воспитаем подрастающее поколение. Юные активисты музея- это хранители памяти. Это их выбор, их право, их обязанность.  Любой музей должен жить для школьного сообщества, в его интересах, удовлетворять потребности ребят в дополнительном знании, глубоком понимании своей истории, культуры, героического прошлого, чтобы во взрослую жизнь входили настоящие граждане и патриоты , Люди будущего, люди образованные , а главное  порядочные, добрые  и высоконравственные 

Лунева Е.В. Руководитель  краеведческого музея «Магистраль в будущее»  школы-интерната №23 , г.Слюдянки  Иркутской области

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль руководителя школьного музея в духовно -нравственном воспитании подрастающего поколения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Создание и функционирование школьного музея является не самоцелью, а инструментом обучения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. К руководителю школьного музея в настоящее время предъявляются серьезные требования Прошли те времена, когда при слове музей у некоторых невольно возникала картинка склада с экспонатами, покрытыми пылью. А в центре - работница музея в очках с толстенными стеклами. Она что- то переписывает от руки, что – то перелистывает, или приклеивает пожелтевшие фотографии к самодельному стенду Современный руководитель музея – это, как правило, образованный с высоким интеллектом, человек, виртуозно владеющий, словом и слогом. Эта творческая личность, склонная к научным изысканиям, обладающая ораторским даром, писательским и оформительским талантом, шагающая в ногу со временем, а значит и на: «ты», с электронной техникой. Скрупулезность, дотошность в хорошем смысле слова, поиск истины, стремление досконально постичь предмет исследования, приверженность к систематизации и логике во всем - и это тоже он, современный руководитель школьного музея .

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.11.2020 211
    • DOCX 40.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полторецкая Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81510
    • Всего материалов: 254

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем

Руководитель службы приёма заявок

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Платные образовательные услуги

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека