Родителям о роли общения
в жизни подростка
Цель: рассказать
родителям, о включении подростка в социальное общение людей, как защитить его,
научить культуре общения как преодолеть конфликты среди подростков.
Уважаемые родители:
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами, о
ваших детях, которые вступили в сложный и интересный подростковый период. В
этот очень важный момент нам необходимо знать о детях, как можно больше. А для
того с ними нужно больше общаться, и общаться так чтобы они понимали нас, а мы
их.
Для подросткового возраста часто характерным
является отчуждение от взрослых, усиление авторитета группы сверстников. Такое
поведение имеет глубоко психологический смысл. Чтобы лучше понять и оценить
себя, необходимо сравнить себя, необходимо себя с себе подобными. Подросток
ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них?
Одновременно формируется отношение подростка к самому себе. В процессе общения
со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия. На основе
взаимной привлекательности у подростков возникают дружеские отношения, которые
позволяют сформировать чуткость, отзывчивость, сочувствие. Процесс самопознания
настолько захватывает подростка, что здесь может наблюдаться снижение
успеваемости, падение интереса к учебе. Для многих из них ведущей деятельностью
на несколько лет становится общение. Изучая свой внутренний мир, они приходят к
выводу, что они неповторимы и уникальны, никто не может их понять. Отсюда
повышенная тревожность, агрессивность, связанная с общением со сверстниками.
На вопрос: хотел
бы ты поехать в лагерь со своими одноклассниками 62% ответили «ДА», но 27%
«НЕТ». А это говорит о конфликтной атмосфере в среде сверстников.
Многочисленные психогенные ситуации в семье и школе, в среде школьников толкают
подростков на суицид.
Дети должны видеть в родителях защитников и
помощников в трудную минуту. Родителям необходимо войти в сферу общения детей,
понять положение ребенка в ней, научится корректировать отношения между детьми.
Общение это сфера, в которой ребенку нужна защита. Оказавшись в неблагоприятной
среде, подросток обретает разные комплексы, психологическую неустойчивость.
Жизнь учит общению через уроки собственного
опыта. У одних этот опыт благополучный, у других нет, но общение
индивидуально, так же как личность ребенка. Оно предопределено половозрастными
особенностями, образом жизни, окружением. Так нужно ли учиться общению и
культуре общения? Истинная культура общения – это понимание партнера как
равноправного участника обмена информацией. Важно уметь выслушать собеседника,
понять точку зрения, посочувствовать или порадоваться. Далеко не каждая семья в
состоянии дать подросткам различные варианты общения, достойные образцы
семейных отношений. А отношения в группе позволяют подростку воплотить его
«знаменитое чувство я» и чувство «взрослости» в слова, поступки, сделать эти
«смутные» чувства заметными себе и другим. Именно ценности подросткового
окружения дают подростку ответ на вопрос: что делать с этими чувствами?
В какой то подростковой группе ценности могут
быть «со знаком не». Независимость, неподотчетность. Не всегда эти ценности
асоциальны и предопределяют плохое поведение.
Группа может сосредоточиться и на отрицании
социально одобряемых норм. И тогда «почетно» не учить уроки, получать двойки,
приходить в школу в виде не соответствующем облику школьника. При этом
подростки неплохие каждый в отдельности, но, собираясь вместе щеголяют своей развязанностью.
Есть и явно асоциальные группировки, там своя
культура общения, но это жертвы времени и виноваты в их появлении общество и
государство. Так можно ли взрослым вмешиваться в отношения подростков?
Отношения в группе позволяют подростку воплотить его чувство «я» в слова и
поступки. И тогда очень важно понять, что же хочет сказать этот человек, какие
чувства выразить. Таких групп множество и среди них есть явно асоциальные.
Хочется сказать чем сильнее и авторитарнее рамки семьи, тем больше ощущение
свободы улицы, чем дальше семья от знания среды, тем чаще появляется возрастной
и социальный барьер между родителями и молодым поколением. И воспринимать его
надо как временную преграду, которую можно и нужно преодолеть.
Основание, которое обеспечивает связь
поколений, выступают общечеловеческие ценности. Что в общении работает на
становление человека умного и энергичного то благо; что против – зло. Мы по
собственному опыту знаем, что общение помогает освоению личностью окружающего
мира, обретение в нем своего места. Ущербное общение молодежи затрудняет и
искривляет приспособление окружающему миру.
Но и отсутствие разнообразного опыта общения и
социальной жизнеустойчивости значительно усложняет существование. Поэтому
знание среды общения подростка и по возможности общения с ней, помогают
родителям участвовать в жизни ребенка, влиять на нее. Но надо так же понимать,
что у подростка есть своя жизнь, свои волнения и переживания, свои ценности.
Общение родителей с подростком нужно строить
на основе доброжелательности и взаимопонимания. Стиль взаимоотношений должен
помочь подростку усвоить истинные ценности, познать себя как личность.
Подростки чувствительны, эмоциональны. Они хотят, чтобы родители слышали,
понимали и принимали их переживания, вовремя приходили на помощь. Попробуйте
понять, чего добивается подросток, разглядеть его истинные чувства. Это поможет
Вам сохранить доверительные отношения и духовную близость с вашим ребенком.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.