Главная / Другое / Родительское собрание в дворовом клубе "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей подростка"

Родительское собрание в дворовом клубе "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей подростка"

«Роль семьи в развитии духовно – нравственных качеств подростка»


Лукашина Т.В.


Добрый день, уважаемы родители! Мы рады новой встрече с вами! Сегодня мы собрались большой, дружной семьёй, чтобы обсудить наболевшие вопросы, совместно решить наболевшие вопросы, порадоваться успехам наших детей.

А начать собрание я хотела бы следующими словами:

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик –

Получился человечек…

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе.

Мы его нарисовали – только и всего.

Что вы! Что вы! Это важно!

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу.

Рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно.

Только так из человека

Выйдет человек.


Казахстанское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества – рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национального самосознания, основ бытия народа. В сегодняшних условиях, когда жизнь навязывает людям стереотипы асоциального поведения, человеку трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор. Подлинно активная личность умеет свободно, т.е. сознательно выбирать линию своего поведения. Поэтому в качестве основной задачи воспитания надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения. Это нелегко, но без этого наши дети просто потеряются в сложностях современной жизни. Именно поэтому на сегодняшней встрече мы хотим поговорить о морально-нравственных качествах наших детей, о том, какими они должны быть и что влияет на их формирование.

На каждом столе лежит заготовка: серединка цветка и лепестки, на которых написаны качества личности. Я прошу вас составить цветок только из тех лепестков, которые присущи вашему ребёнку.


Если объединить все эти слова в одно общее понятие, можно сказать, что мы хотим, чтобы наши дети наши были воспитанными.

ВОСПИТАННОСТЬ. В дворянско-буржуазном обществе - знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате "хорошего" воспитания. Воспитанный человек должен быть добрым, честным, вежливым. Что вкладывают в эти понятия наши дети? Об этом мы узнали из результатов анкеты, проведённой в 5-7 классах нашей школы (всего было опрошено 34 человека). И вот что мы получили:

Из результатов анкет мы видим, что у каждого ребёнка свои нравственные приоритеты, а значит, свои нравственные приоритеты есть в каждой семье. Нашим старшеклассникам мы предложили написать мини-сочинения на тему «Нравственные заповеди моей семьи». А сейчас я хочу рассказать вам одну историю.

Многие годы по морскому побережью, на котором в летнее и зимнее время отдыхало много людей. Ходила маленькая старушка. Её грязные волосы развевались по ветру. Одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка к себе в сумку, но родители советовали им держаться подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

Только тогда, когда маленькая старушка умерла, люди узнали, что всю свою жизнь она посвятила тому, что собирала с песка осколки стекла, которыми люди могли порезать ноги.

Сколько таких людей, как эта старушка, живут рядом. А мы не замечаем их, а их любовь и доброты понимаем только тогда, когда их уже нет рядом.

Да и сами мы с вами нередко оказываемся в ситуации морального выбора. Давайте же разберемся вместе, что означают эти понятия «мораль», «нравственность», «моральный выбор».

  • МОРАЛЬ(от лат. moralitas - традиция, народный обычай, нрав-характер). В живом, т. е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное. Мораль   - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию;

  • НРАВСТВЕННОСТЬ - Совокупность норм, определяющих поведение человека. В широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу.

Что такое моральный выбор?

Словарь по этике под редакцией Кона И.С. определяет моральный выбор как “акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки”.

Ученые-исследователи определяют моральный выбор как “акт целеустремленной и целесообразной деятельности, как целостное качество личности, оказывающее значительное влияние на развитие личности в целом, как “ важнейший показатель нравственной воспитанности учащихся. Как в школе, так и в жизни школьников оценивают по тому, какой моральный выбор и как они делают”. Моральный выбор совершается в ситуации морального выбора.

Ситуация морального выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении (“Как мне поступить?”)

Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить Поступок. Выбрать 10 раз в день правильное моральное решение – значит 10 раз продвинуться в нравственном развитии.

В проблемных ситуациях выявляются и заостряются противоречия между общественной моралью и индивидуальной нравственностью личности, между требованиями общественной морали к поведению и поступкам личности и личными целями и интересами, потребностями, чувствами школьника; между нравственными решениями, побуждениями, потребностями, идеями и отсутствием у школьника реальной способности осуществить их в жизни; противоречия, сталкивающие человека с борьбой противоположных чувств (добра и зла, страха и бесстрашия, совести и бессовестности, долга и безответственности и т.д.); противоречия между субъективными оценками, данными разными людьми одной и той же моральной ситуации, поступка.

Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника. Морально-этические проблемные ситуации выступают как важный эффективный метод регуляции и саморегуляции нравственного развития. Но нередко оказываясь в подобных ситуациях сами, мы не знаем, как правильно из них выйти. Я предлагаю вам совместно найти выход в каждой из предложенных ситуаций.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок. Девочка была возмущена: «Я думала, вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!».


Ситуация 2.

Одна мама рассказывает другой: «Мой кроме своих дружков ничего не знает! Мы его просим с ними не общаться, так он сразу меняется: перестаёт с нами говорить, если мы начинаем ему внушать что-то – закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта».


Ситуация 3.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке, с вами жить больше не буду!».


Ситуация 4.

В семье родился маленький ребёнок. Старший брат резко изменился: всё чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила его посидеть с малышом, он ответил : «Я в няньки не нанимался!». Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.


Ситуация 5.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу было можно всегда найти и дети старались любым образом учиться так, чтобы избежать наказания трудом.


Ситуация 6.

Бабушка и дедушка очень хотят видеть своих внуков, но внуки любят только получать от бабушки и дедушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т.д.



Ситуация 7.

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машинку, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал её и принёс домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили, откуда у него игрушка, мальчик ответил, что машинку ему дал на время друг.


Ситуация 8.

Ребята подрались, и в результате драки одному мальчику стало очень плохо, что пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял эту драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили обо всём рассказать родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся!».


Ситуация 9.

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто решил прогулять, пришёл в школу и обо всём рассказал. Ребята были наказаны, получив неудовлетворительную отметку. Родители дома тоже их наказали.


Ситуация 10.

Ребёнок приводит в дом своих друзей. Но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребёнок начинает выяснять, почему они это делают, родители отвечают, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.


Ситуация 11.

Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять учителей, школу, друзей ребёнка…



Ситуация 12.

Родители вместе с детьми всем классом отдыхали на природе. Они играли, пели песни, строили планы на будущий год. Наконец, они приступили к еде. Все расположились на поляне, а две девочки встали, укрылись в тени деревьев, и стали есть вдвоём. Их родители сделали вид, что не заметили этого…

Морально – нравственные качества наших детей не заложены в них при рождении, их нужно формировать. На формирование этих качеств оказывают влияние десятки и сотни составляющих, среди которых можно выделить три основных, определяющих, главных. Это семья, телевидение, общение.

Результаты анкет о семье.

«Дети отличаются от взрослых тем, что ещё не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми. Ребёнок – тот же человек, что и взрослый, только маленький. Маленький – значит, ещё слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе и примере… Маленький – не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чём он тихо плачет. Чтобы понять ребёнка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходиться вставать на цыпочки. Я сегодня прошу вас: встаньте на цыпочки и прислушайтесь к тому, что говорят ваши дети».

Нынче знают даже дети.

Как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего:

Просто надо быть правдивым,

Благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым,

Только и всего.

Как всё просто удаётся

На словах и на бумаге,

Как легко на главной карте

Стрелку начертить.

А потом идти придётся

Через горы и овраги,

Так что прежде, человечек,

Выучусь ходить.


Родительское собрание в дворовом клубе "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей подростка"
  • Другое
Описание:

Разработка проведения родительского собрания в дворовом клубе  "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей подростка".

Сценарий проведения собрания предназначен для руководителей, педагогов- организаторов, психологов, социальных педагогов дворовых клубов и других внешкольных организаций, которые занимаются с детьми подросткового возраста.

Сценарий сосотавлен в форме интерактивного диалога с родителями и содержит интересную и полезную информациюю

В ходе проведения собрания используются следующие формы: беседа с элементами дискуссии, обсуждение ситуаций , деловая игра,

Автор Лукашина Татьяна Валерьевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 456
Номер материала 13214
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓