Главная / Начальные классы / Родительское собрание в 3 классе "Культура общения"

Родительское собрание в 3 классе "Культура общения"

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа №2»

Родительское собрание «Семейная гостиная»

по теме «Культура общения»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема моего выступления –«Культура общения». (слайд – 1)

Начну с притчи (слайд 2)

Жил-был юноша с плохим характером, грубый, бестактный. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и сказал: "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение, обидишь или нагрубишь кому-либо". В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. Позже он научился контролировать себя, и количество забитых гвоздей уменьшалось изо дня в день. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя. Тогда он радостный пришел к отцу и сказал ему эту новость. Отец сказал юноше: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, сдержишься и будешь вежливым". Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось в воротах!". Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Умение общаться с людьми - это редкое богатство! Будь терпимее к людям!

Учиться жить среди людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины и ли исследовать морские глубины. И если вы хотите, чтобы ваши дети прожили интересную, полноценную жизнь, для этого необходимо учить их культуре общения.

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка развивается культура, люди могут решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги и объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне отыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть (слайд – 3)

По манере говорить – интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке, о его воспитанности.

Выделим несколько пунктов культуры речи.

  1. Словарный запас человека.

Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми (слайд – 4)

Ученые установили, что словарный запас А. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – около 4 тысяч слов, по другим данным не превышает 7-9 тысяч слов. Сегодня, в эпоху компьютеров и планшетов словарный запас школьника не превышает 2-3 тысяч слов (слайд – 5)

Компьютеры занимают время учеников, но не заменяют книг, не развивают кругозор, словарный запас младших школьников. Дети говорят скудными, односложными фразами, часто не могут выразить даже элементарные просьбы.

  • Анализ анкет (слайд - 6): Любите ли вы читать? (из 29 учащихся)

Очень люблю – 4, да - 17, не очень - 4, нет – 4 (30%)

  • Много ли у вас дома детских книг, энциклопедий?

Да -11 уч-ся, очень много – 2 уч-ся, немного – 8 , нет – 7 уч-ся (50 %).

  • Читаете ли вы дома произведения, которые не задают на дом в школе?

Да – 13 (45%), иногда – 7, нет – 9 уч-ся (55 %)

  • Читают ли вам сказки, рассказы родители, бабушки?

Да – 6 (20%), иногда – 6, нет – 16 (80%)

  • Любите ли вы играть в компьютер?

Да - 14 (45%), не очень – 6 уч-ся, нет – 8 уч-ся (55%)

Выводы делайте сами.

  1. Интонация речи (тон), тактичность

При разговоре важны не только слова, но интонация, с которой они произносятся. Порой обижают и даже оскорбляют не столько слова, сколько тон человека, его бестактность. Одно и тоже слово – в зависимости от того, с какой интонацией оно было произнесено, - может выражать самые разнообразные чувства.

Давайте попробуем произнести короткую фразу «Наша школа» по-разному: (слайд – 7)

Неуверенно, решительно, задумчиво, иронично, торжествующе, разочарованно, с энтузиазмом, восторженно.

Тону общения к сверстникам, к родителям, а особенно к взрослым и учителям также необходимо учить каждый день, прививая чувство такта и уважения к собеседнику (слайд – 8)

Тот, кто обладает чувством такта, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

  1. Правила речевого этикета, вежливость.

(Слайд – 9)На вопрос: “Нужно ли говорить правильно?” многие из ребят ответили: “Да”.

А вот на вопрос: “Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?” - ответы были разные.

Результаты анкетирования:

  • Нужно ли говорить правильно?

Да” – 26, нет – 3 уч-ся

  • Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?

Да – 11, иногда – 4, нет – 14 уч-ся

Как правильно обратиться к незнакомому человеку? (слайд – 10)

Часто приходиться слышать мнение, что по-русски это просто невозможно – нет у нас сегодня подходящих слов. В самом деле, обращения вроде “парень”, “девушка” хороши далеко не всегда, молодым человеком тоже не всякого назовешь, а обращения “мужчина” и “женщина” просто чудовищны, часто можно слышать: “Эй, дед…” или “Бабуля…”. Появляются какие-то “тетки…”, “дядьки…” и т.д. Широко распространившееся “дама” не намного лучше. Такая форма обращения не только невежлива, она крайне неуважительна.

А у вас какое мнение? (высказывания родителей)

Мы обращаемся к человеку, чтобы привлечь его внимание, установить с ним контакт. Если мы к тому же обращаемся к незнакомому человеку, то практически во всех случаях стоит извиниться, что мы его беспокоим. Наши “простите”, “будьте любезны”, “извините, пожалуйста” окажутся не только формулой извинения, но и способом привлечь внимание, то есть заменяют собой обращение. Сейчас используются бейджики, таблички с именами, чтобы не ставить человека в неловкое положение при обращении.

Нужно научить детей обращаться к взрослым.

Большое затруднение вызывают жизненные ситуации, в которых необходимо представиться самому или представить кого-либо. Человек, не умеющий этого сделать, обычно испытывает смущение и неловкость.

С очень давних времен повелось, что представляют младших старшим, а мужчин женщинам, как и здороваются. А ещё считается, что первыми представляются и здороваются те, кто более воспитан.

  1. Чистота речи, отсутствие бранных слов (слайд – 11)

Что же означает чистота речи? Это, прежде всего отсутствие в ней лишних слов, “слов-паразитов”.

Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.

К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь “любимые словечки”: назовите их

(“так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “видите ли”, “понимаете”, “как бы”, “типа того”, “в смысле”, “ну-у”, “э-э”).

Подобная ситуация описана в одном из его фельетонов: “Мой знакомый, человек с юмором, пришел однажды с лекции. “Ну, как, - спросил я, - понравилось?” Он, молча, положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками. “Что это?” - “Крестик – это “значит”, а кружочек – “так сказать”. Сто восемнадцать крестиков и сто шестьдесят кружочков за два академических часа… Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось”.

Ещё один пример. Послушайте: “как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история.

Златая, как бы, цепь э-э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом”.

Да, все это вызывает улыбку. Но!
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Анализ анкет:

В твоей речи есть слова –«паразиты»?

Да – 11, иногда – 6, не знаю – 2, нет – 10 уч-ся

К словам-паразитам относится и нецензурная брань.

Как вы думаете, где дети могут слышать бранную, зачастую и нецензурную брань?

Некоторые считают, что нецензурные слова неразделимы с русским народом, его своеобразным характером. Но это совсем не так. Сравнительно недавно русские считали матерную брань богохульством. раньше за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А сейчас это просто признак бескультурья, невоспитанности человека. Последите за речью ваших детей.

Почему все-таки слова-паразиты появляются в нашей речи? Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, и, наконец, от бедности словаря говорящего. Но, прежде всего это идёт из семьи.

Результаты анкетирования учеников (слайд – 12):

Выражаетесь ли вы нецензурными словами, если вас не слышат взрослые?

Да - 0, нет - 22, часто - 1, иногда - 1, очень редко – 5 уч-ся

Нравится ли вам, когда взрослые выражаются матом?

Да - 1, нет - 19, безразлично - 9

Где вы слышите матерную, бранную речь?

От мамы - 6, от папы - 8,

от сестры (брата) - 2,

от сверстников - 7,

на улице - 11, в магазине - 1,

в школе - 11, в семье – 4 , нигде – 5.



  1. Правильность речи.

Спорных вопросов типа “как лучше и правильнее сказать” возникает множество. Вот пример: диалог, который может встретиться и в повседневной жизни (слайд – 13)

«Девушка, вы на следующей остановке сходите?» - «Сходят с ума!»

Вы на следующей остановке слезаете?” – «Слезают с крыши или с дерева!»

Вы на следующей остановке выходите? - “Это замуж – выходят»

Ну и ну. А что же вы делаете на следующей остановке?» - «Я вылажу» - «Ну тогда с днём рождения вас!» А как правильно?

(правильно – Вы на следующей остановке выходите из автобуса?»)

Как правильно сказать: “закончить школу” или “окончить школу”?

(Ответы родителей.) (правильно - окончить – довести до логического завершения)

Как правильно сказать: телефон “звонит” или “звонит”?

Колокол звонит, а телефон звонит.

Таким образом, чтобы в нашей речи не возникало подобных ситуаций, каждому из нас необходимо внимательно следить за собственными словами, учиться правильно говорить. Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний.

Скажите, где можно найти ответы? (Классика, словари - чем больше, тем лучше).

  1. Культура общения в семье, в школе (слайд – 14)

Поговорим о культуре общения. Сейчас особенно остро встал этот вопрос. Почему? Потому что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские и школьные годы.

Всем ясно, что культуру общения одними словами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители грубо разговаривают друг с другом, видят, как мужчины относятся к женщинам, как кинули котенка или щенка, накричали на бабушку, то и он тоже будет грубить, срывать зло на слабых.

Воспитанию культуры общения способствуют простые правила, которые необходимо прививать каждый день, по капельке, собственным примером, в качестве игры (слайд – 15).

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, вежливый и воспитанный, приятен окружающим. В наше время уже не модно быть хамом, грубияном, невежей, такие люди не востребованы. Пусть будет больше добрых слов в нашем общении (слайд – 16)

И закончить я хочу притчей:

Живут в соседних домах две разных семьи...
Одни всё время ссорятся, у других всегда тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру у соседей, жена говорит мужу:
– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее муж пришёл. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась.
Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
– Прости, дорогой, я виновата, не убрала…
– Нет, это ты прости, я виноват, не заметил…

Расстроился мужчина, и пошел домой. Дома жена спрашивает:
– Ну, что, посмотрел?
– Да!
– Ну что?
– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Вот вам, уважаемые родители, материал для раздумий. Спасибо за внимание!

.Приложение:

Памятка «Правила культурного общения» (на слайде)

Не говорите плохо о человеке в его отсутствие.

Бестактно прерывать разговор; но если срочно нужно что-то спросить, то, прежде всего. необходимо извиниться.

В разговоре неприлично выпячивать своё «я».

Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, на часы, не теребить пуговицы собеседнику.

Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через стол, коридор или улицу.

Находясь в компании, не следует шептаться. Помните: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.

Анкета для учащихся:

Любите ли вы читать?_________________

Много ли у вас дома детских книг, энциклопедий?____________________

Читаете ли вы дома произведения, которые не задают на дом в школе?____________________

Читают ли вам сказки, рассказы родители, бабушки?_______________________________

Любите ли вы играть в компьютер? _____________________________________

Нужно ли говорить правильно?” _____________________

Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку в речи?” __________________________

Как ты считаешь, в твоей речи есть слова – «паразиты»_____________________

(обведи верное)

Выражаетесь ли вы нецензурными словами, если вас не слышат взрослые?

Да, нет, часто, иногда, очень редко

Нравится ли вам, когда взрослые выражаются матом? Да, нет, безразлично

Где вы слышите матерную, бранную речь?

От мамы, от папы, от сестры (брата), от сверстников, на улице, в магазине, в школе, в семье.


Родительское собрание в 3 классе "Культура общения"
  • Начальные классы
Описание:

Предлагаю разработку и презентацию родительского собрания в начальной школе в форме "Семейной гостиной".

Тема - "Культура общения".

Родительское собрание можно провести в виде круглого стола.

В разработке собрания несколько тем для рассуждения -

"Словарный запас младшего школьника",

"Интонация речи, тактичность",

"Правила речевого этикета, вежливость",

"Чистота речи",

"Правильность речи",

"Культура общения в семье, в школе".

Также предлагаются памятка о правилах культурного общения, анкеты детям для подготовки к собранию.

В разработке собрания - философские притчи, высказывания.

 

Автор Дрозд Лариса Леонидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 776
Номер материала 35303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓