Главная / Классному руководителю / Родительское собрание в 1 классе «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Родительское собрание в 1 классе «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»




hello_html_me8692b2.jpg

Развитие

произвольного внимания

в учебно-воспитательном процессе


(Родительские собрания 1-2 класс)


Автор составитель:

Учитель школы №52

Огнева Елена Леонидовна









Кемерово 2010



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»

г. Кемерово






Развитие произвольного внимания в учебно-воспитательном процессе

(Родительские собрания)










Кемерово 2010


ББК 88.08 (2Р4Кем) + 51.2

Ч-47



Составители:

Е.Л. Огнева, учитель начальных классов МОУ «СОШ№ 52», руководитель предметного объединения учителей начальных классов












Ч-47 Развитие произвольного внимания в учебной деятельности [Текст] : Методические рекомендации/ Сост. Е.Л. Огнева – Кемерово: МОУ «СОШ № 52», 2010 . - с. 23



Родительское собрание в 1 классе

«Как помочь ребёнку стать внимательным»

Гений – это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так.


Внимание можно и нужно развивать.


Задачи собрания:

  1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

  2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

Классный руководитель:

Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящается проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью Ваших детей. Успехи Вашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Уважаемые родители, продолжите, пожалуйста, следующую фразу:

«Внимательный ребёнок – это …»


Что же такое внимание?

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

К основным свойствам внимания относятся: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 6-7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Распределение внимания – это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и воспринимать дополнительные разъяснения учителя или родителей, читать и одновременно осмысливать текст и т.п.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.

Внимание – это на раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать – это ВЫ - его родители.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю Вам ознакомиться.

hello_html_67683066.jpg









ПУТАНИЦА

Все перепутал художник-чудак.
Найдите, ребята, что здесь не так
!



hello_html_m696184bf.jpg



Как пройти через лабиринт?

hello_html_11af0f28.png










Каких зверей вы нашли?


hello_html_59b41b55.jpg











Кому что принадлежит?

hello_html_m6ef08c48.png







Найти 10 отличий.


hello_html_m7142f729.jpg


Найди 10 отличий.


hello_html_6a0fb021.jpg

Найди на этих «зеркальных» картинках десять отличий!

hello_html_m196caade.jpg




hello_html_m33fe8045.jpg


Разноцветные гусенички

hello_html_10b5f82f.jpg

У какой из гусеничек больше всех ресничек?

На птицеферме

Определите, из какого яйца вылупился цыпленок?


hello_html_mea500ad.jpg



Рекомендации родителям:

  1. Помогите Вашим детям стать внимательными

  2. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания

  3. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания

  4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»

  5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления

  6. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

























Памятка для родителей

«Развитие внимания учащихся»


Уважаемые родители!

Помните, что ВНИМАНИЕ – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того чтобы Ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его внимание.

  • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

  • Используйте для тренировки внимания своего ребёнка прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

  • Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

  • Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.








Родительское собрание во 2 классе

«Как помочь ребёнку стать внимательным»

Цель: выяснить причины неадекватного поведения; проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.

Задача: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимания второклассников. Для этого:

  • Провести опрос по теме родительского собрания: “Выбор пути”.

  • Изучить соответствующую научную литературу.

  • Подобрать методики и провести исследования, диагностики.

  • Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

  • Выбрать форму проведения собрания: “творческая лаборатория за круглым столом”,

  • Разработать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку.

Форма проведения: “Творческая лаборатория родителей за круглым столом”.

План.

Подготовка:

А). Запуск анкеты для родителей “Выбор пути”.

Вопросы анкеты

  1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?

а) Да.

б) Трудно сказать.

в) Нет.

  1. Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

а) Да.

б) Трудно сказать.

в) Нет.

  1. Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

а) Да.

б) Трудно сказать.

в) Нет.

4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?

_________________________________________________________________

5.Считаетели Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй?

__________________________________________________________________





Б). Обдумывание цели данного родительского собрания, его воспитательной ценности, прогнозирование результатов, комплексного значения, возможностей.

В). Составление конкретного плана проведения собрания и обсуждение его с инициативной группой родителей, родительским комитетом, психологом, где каждый высказывает своё мнение, предложение.

Г). Непосредственная подготовка к собранию:

  • диагностика произвольности, школьной мотивации, обработка материалов,

  • анализ результатов,

  • наблюдения,

  • творческие встречи с родителями,

  • подбор практических заданий,

  • памятки и др.,

  • подготовка выставки книг, статей о внимании,

  • приглашения их форма и оформление,

Ход проведения собрания.

Тема: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.

Звучит музыка.

Родители занимают места, согласно взятому жетону по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, ёлочка), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.

1. Открывает родительское собрание классный руководитель.

Учитель:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов.

Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным”

Сегодня в нашей с Вами работе принимает участие школьный психолог Белова Светлана Владимировна.

2. До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая нами тема?

(просмотр слайдов, презентации “Внимание”)

Итак: по результатам анализа анкет мы сделали вывод, что 8 человек из ответивших на вопросы анкеты не знают своих детей, не развивали у них произвольное внимание на протяжении 1 года обучения или занимались с ребёнком от случая к случаю, поэтому, затронутая тема сегодня, очень актуальна, и к вам мы обращаем первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку?

Психолог: Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это

Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.

  • Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

  • Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

  • Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.

  • Легко отвлекаемое внимание.

  • Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Наша главная задача помочь нашим детишкам. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.



Практическая работа.

В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10–15 минут каждая группа готовится, знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают – перед другими группами родителей. Определить родителям, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать), и можно ли самим вместе с детьми придумывать разные, интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания?

Упражнение 1. акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др.

Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке.

Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот.

Упражнение 4. Корректурная проба.

Упражнение 5. Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Упражнение 6. Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма



Рекомендации психолога.

  1. Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.)

  2. Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней.

  3. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

  4. Самим быть внимательными к своему ребёнку, его занятиям, его жизни.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти.

Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

  2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.

  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)

  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

  9. Не может играть тихо, спокойно.

  10. Болтливый.

  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)

  14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  • Признаки гиперактивности (1,2,9,10)

  • Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

  • Импульсивности (4,5,11,14)

Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.

Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

Причины:

  1. Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),

  2. Асфиксия новорождённого.

  3. Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.

  4. Особенности центральной нервной системы.

  5. Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).

  6. Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя сделали выводы.

В заключении нашего родительского собрания хочу дать Вам еще 2 совета:

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

  1. Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

  2. Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.



















Литература

  1. Психологический словарь. МН., 1996 г.

  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001г.

Сонин А.В. Психологический пр

Родительское собрание в 1 классе «Как помочь ребёнку стать внимательным»
  • Классному руководителю
Описание:

Гений – это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так. 

Внимание можно и нужно развивать. 

Задачи собрания:

1.     Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2.     Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

 

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Автор Огнева Елена Леонидовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1333
Номер материала 40304
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓